Лесной кодекс россии 2021

Оглавление

Лес и его ресурсы

Для того, чтобы понять как регулировать лесные отношения, необходимо, прежде всего, выяснить что представляет собой их объект. Кодекс определяет лес очень просто – это экосистема и ресурс (ст. 5). Этот двуединый подход является несомненным достоинством документа. Однако привести развёрнутое определение леса всё же стоило бы.

Проблема состоит в том, что любая хозяйственная деятельность в лесу обязательно влечёт за собой существенные и порой радикальные нарушения экологических систем. В результате лес как экосистема и ресурс прекращает своё существование. Чёткое и понятное определение, конечно, не предотвращает разрушений, но позволяет принять адекватные решения по величинам ущерба, характеру его возмещения в деньгах и натуре, необходимости перевода земель лесного фонда в другие категории.

В результате этой неопределённости суды вынуждены привлекать в качестве оснований для своих решений определения, содержащиеся в других документах. Например, Конституционный Суд РФ вынес постановление (№ 12-П от2.06.2015), в котором производится отсылка сразу к двум нормативным актам федерального значения. Поскольку Лесной кодекс считает лес экосистемой, суд основывает свое решение на том, что в ФЗ №7 содержится определение экосистемы как природного объекта. Это даёт основание считать лес природным объектом.

Такое обращение к другим нормативам помогает выйти из сложных ситуаций. Однако проблема точной терминологии значительно обширней, чем просто поиск оснований для определения ущерба. Дело в том, что в соответствии с положениями ст. 6 ЛК РФ, характер использования лесов зависит от того, на землях какой категории они располагаются.

Основной базой лесов России являются, конечно, земли лесного фонда. Следовательно, в Земельном кодексе и стоит искать определение лесов как части ландшафта. Статья 101 ЗК РФ определяет такие земли как территории, предназначенные для ведения лесного хозяйства.

При этом в данный момент лесная экосистема на таких территориях может быть разрушена полностью, что не является основанием перевода земель в другую категорию. Ведь при надлежащих мерах охраны или воспроизводства здесь успешно может протекать процесс восстановления лесной растительности.

Мониторинг лесов

В новой редакции статьи 43 ЛК РФ «Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых» предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан:

  • без предоставления лесных участков;
  • без установления сервитута.

Новой редакцией статьи 60.5 ЛК РФ «Государственный лесопатологический мониторинг» определено, что:

Установлено, что государственный лесопатологический мониторинг осуществляется с использованием наземных методов и (или) методов дистанционного зондирования.

В новой редакции статьи 61.1 ЛК РФ указано, что государственный мониторинг воспроизводства лесов представляет собой систему наблюдений за состоянием лесов, требующих воспроизводства, и лесов, в которых проводится их воспроизводство, а также анализа, оценки и прогноза изменения их состояния в целях управления в области воспроизводства лесов и обеспечения их воспроизводства.

Государственный мониторинг воспроизводства лесов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). В рамках мониторинга проводят:

  • оценку изменения площади земель, на которых расположены леса;
  • выявление лесов, требующих воспроизводства;
  • оценку качественных и количественных характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов;
  • оценку установленных требований к выращиванию саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород в лесных питомниках;
  • оценку качества используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород;
  • оценку эффективности воспроизводства лесов, осуществляемого в том числе в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ.

Комментарий к статье 25 ЛК РФ

Новая редакция Лесного кодекса включает в себя открытый перечень видов использования лесов. Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией: подп. 9 — 15. До подпункта 8 включительно — это перечень классических видов использования лесов, существовавших ранее. В связи с исключением из терминологии нового Кодекса понятий о побочном лесопользовании, о заготовке второстепенных лесных ресурсов содержание данных видов использования лесов было изложено в другой редакции в видоизмененных подп. 3, 4, 6, 8. Выполнение таких видов работ, которые перечислены в подп. 11 — 13 комментируемой статьи, регламентировалось порядком проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Действительно, трудно представить, что строительство трубопровода — это вид лесопользования. Если прежний механизм законодатель устанавливал исходя из необходимости осуществления данного вида работ в лесном фонде по пути их разрешения даже без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а требование о переводе лесных земель в нелесные зависело от конкретного случая и разрешения уполномоченного органа, то, по сути, больших изменений действующая редакция в практику не привнесла. Вот только такой вид использования лесов, как строительство трубопроводов, по-прежнему режет слух. Как и ранее, леса могут использоваться для одной или нескольких целей. А вот, как и прежде, одним или несколькими лесопользователями — уже нельзя. Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. Например, в Земельном кодексе РФ не дается исчерпывающего перечня целей, для которых земельные участки могут быть предоставлены на том или ином предусмотренном праве. Законодательство о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

Другой комментарий к статье 25 Лесного Кодекса РФ

1. Перечень видов лесопользования комментируемой статьей существенно расширен по сравнению с аналогичной статьей 80 ЛК-97. Статья 25 ЛК добавила к статье 80 ЛК-97 виды лесопользования, указанные в пунктах 9 — 16 ее части 1. Ранее в связи с отсутствием некоторых из них в перечне видов лесопользования, которые могут осуществляться в лесном фонде, требовался их перевод в другую категорию земель либо перевод лесных земель в нелесные. Новый ЛК деление ЗЛФ на лесные и нелесные не предусматривает и, допуская указанные в комментируемой статье виды лесопользования, допускает их осуществление без перевода ЗЛФ в другую категорию земель (см. комментарий к статье 21 ЛК).

Кроме того, часть 1 статьи 25 ЛК в отличие от статьи 80 ЛК-97 устанавливает открытый перечень видов лесопользования. Для каждого из названных в пунктах 1 — 15 части 1 статьи 25 ЛК видов лесопользования ЛК содержит соответствующую «развивающую» статью (статьи 29 — 47). Не указано в части 1 статьи 25 ЛК лишь лесопользование в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к КМН, о котором говорится в статье 48 ЛК (см. комментарий к ней).

Пункт 16 части 1 статьи 25 ЛК допускает иные виды лесопользования, не указанные в пунктах 1 — 15, которые должны определяться в соответствии с частью 2 статьи 6 ЛК, то есть исходя из целевого назначения земель, на которых располагается лес. Например, не названо в части 1 статьи 25 ЛК лесопользование для нужд обороны и безопасности. В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» какая-либо деятельность в лесах в пределах пятикилометровой полосы вдоль Государственной границы РФ допускается только на основании разрешения пограничных органов.

2. Виды лесопользования, указанные в статье 25 ЛК, по терминологии ГСК являются видами разрешенного использования земельных (а значит, и лесных) участков. В соответствии с частью 5 статьи 37 ГСК решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые градостроительные регламенты не устанавливаются (к ним относятся и ЗЛФ), на другой вид такого использования принимаются в соответствии с ФЗ.

Поскольку ЛК положения об изменении одного вида разрешенного лесопользования на другой не установлены, таким ФЗ является ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в редакции ФЗ от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ. В соответствии с ним решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой (без изменения его категории земель), в том числе в отношении участка городского леса, принимается главой местной администрации. Такие положения позволяют в некоторых случаях законно обходить предусмотренные ЛК правила предоставления лесных участков для определенной цели. Например, разрешенное использование лесного участка, предоставленного для заготовки недревесных лесных ресурсов, может быть изменено на заготовку древесины. В связи с этим представляется необходимым дополнить ЛК положениями, не допускающими подобное упрощенное изменение вида лесопользования.

3. Часть 2 статьи 25 ЛК допускает многоцелевое использование лесов, развивая тем самым один из принципов лесного законодательства (пункт 4 статьи 1 ЛК). Например, возможно использование леса гражданами одновременно для различных собственных нужд. Но в случае невозможности многоцелевого (разноцелевого) лесопользования (например, для сбора грибов, добычи полезного ископаемого и строительства водохранилища) лесопользование ограничивается за счет сокращения общедоступного лесопользования либо недопущения в используемый лесной участок другого лесопользователя. Другими словами, лесопользование может быть совместным и обособленным — по аналогии с такими же видами водопользования, предусмотренными статьей 38 ВК. Однако в ЛК такое подразделение видов лесопользования текстуально не воспроизведено.

ЛК подразделяет различные виды лесопользования, указанные в части 1 комментируемой статьи, на осуществляемые в порядке предпринимательской деятельности и гражданами для собственных нужд. Согласно части 3 статьи 25 лесопользование в порядке предпринимательской деятельности, то есть не для собственных нужд, а в целях извлечения прибыли, может осуществляться только лицами (юридическими или ПБОЮЛ), зарегистрированными в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Отсутствие такой регистрации означает невозможность лесопользования как предпринимательской деятельности.