Статья 133 конституции россии

Оглавление

Комментарий к статье 133 Конституции РФ:

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

(См. также комментарий к ст. 130 Конституции).

Статья 133 устанавливает основные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. К ним относятся право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления обеспечивают федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Главной гарантией местного самоуправления является право на судебную защиту. Оно реализуется как в порядке конституционного судопроизводства (конституционными (уставными) судами субъектов Федерации и в определенной степени Конституционным Судом Российской Федерации), а также в рамках гражданского процесса. Так, в соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Местное самоуправление гарантируется также правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, должны компенсироваться органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Соответственно, решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, должны реализовываться органами местного самоуправления лишь в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.

Следует отметить, что данная конституционная гарантия также в большинстве случаев реализуется посредством судебной защиты прав муниципальных образований.

Также в качестве гарантии независимости местного самоуправления можно рассматривать норму п. 2 ст. 5 названного закона, согласно которой осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

При этом запреты на ограничение прав местного самоуправления установлены и другими статьями названного закона и иных федеральных законов.

Система местного самоуправления в России и ее элементы

Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязях друг с другом, образуя систему местного самоуправления в РФ.

Термин «система местного самоуправления» не используется ни в Конституции РФ, ни в судебных решениях по проблемам местного самоуправления. Вместе с тем использование данного термина представляется вполне уместным, поскольку понятие «система» подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенных упорядоченных связях и образуют в силу этого некоторую целостность.

Система местного самоуправления – это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собою и с внешней средой в процессе осуществления самоуправленческих функций.

Элементами системы местного самоуправления являются:

  • формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования: муниципальные выборы, местный референдум, отзыв выборных лиц местного самоуправления, голосование по выявлению мнения населения о его отношении к изменению границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, сход жителей муниципального образования (в муниципальных образованиях с численностью избирателей, не превышающей 100 человек);
  • деятельность органов местного самоуправления: коллегиальных, единоличных (выборных должностных лиц местного самоуправления), невыборных – сформированных (назначенных) выборными органами или в ином порядке, предусмотренном комментируемым Федеральным законом и уставом муниципального образования;
  • инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении (территориальное общественное самоуправления, клубы по интересам, связанным с решением вопросов местного значения, собрания граждан по месту жительства, народная правотворческая инициатива, участие в публичных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления, обсуждение проблем, связанных с решением вопросов местного значения, в СМИ и т. п.);
  • деятельность муниципальных служащих;
  • муниципальные предприятия, учреждения, организации, коммерческие негосударственные и немуниципальные объединения.

показать содержание

Поправки окончательно лишат граждан прямых выборов глав городов

Однако некоторые эксперты считают, что в итоге поправки сделают муниципалитеты ещё более зависимыми от глав регионов. Так, заместитель председателя Московского областного отделения партии «Яблоко» Ильдар ФАСЕЕВ полагает, что после «конституционных» поправок по МСУ могут последовать изменения в ФЗ-131 в части прямого назначения и увольнения руководителей местных администраций губернаторами (либо прямо в самом законе, либо посредством регионального закона). 

«Собственно и в настоящее время всё это осуществляется губернаторами, только неформальными методами, через назначение по конкурсам, а увольнение через угрозы и уголовные преследования непокорных», — написал Фасеев в Facebook. 

Напомним, сейчас жители муниципалитетов Подмосковья лишены возможности выбирать глав. Прямые выборы были отменены по инициативе губернатора Андрея ВОРОБЬЁВА в мае 2016 года. В декабре 2018 года депутаты Мособлдумы отказались вернуть прямые выборы, проголосовав против предложенных КПРФ поправок.

Главу городского округа выбирает Совет депутатов из числа кандидатур, которые представит специальная конкурсная комиссия. Половину состава комиссии определяют депутаты округа, другую половину — губернатор. И зачастую назначения руководителей происходят следующим образом: губернатор предлагает, а депутаты не могут ему отказать.

У глав городов отсутствует политическая ответственность перед гражданами, поскольку не они его выбирают, а губернатор.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Это конкретный человек, который избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

4. Удовлетворение жизненных основных
потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных
образований.
К основным целям муниципальной деятельности относится
улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности
населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет
деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению жизненных
основных потребностей граждан, что предполагает развитие местной
инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения
в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых,
организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия,
учреждения, организации и службы.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать
условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения
населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для
деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации
зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления
обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и
содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном
образовании.

В-третьих, органы местного самоуправления
регулируют вопросы, относящиеся к данной области муниципальной деятельности.
Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные
правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы местного самоуправления
осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию
необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и
свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального
образования.

Ответ

Нормы ч. 3 ст. 91 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможность включения органов местного самоуправления в структуру иных органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 6 БК РФ казенное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учитывая, что органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, органы местной администрации как юридические лица также должны приобретать статус казенных учреждений, поскольку они, как и в случае с органами местного самоуправления, осуществляют исполнение муниципальных функций.

Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местной администрации, как казенных учреждений.

Необходимо также учитывать, что органы местного самоуправления, а также органы местной администрации наделяются статусом юридического лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений (ст. 124 – 125 ГК РФ). В связи с этим, органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, как органы публичной власти, а не как юридические лица в качестве казенных учреждений.

Таким образом, органы местной администрации (как структурные подразделения местной администрации, так и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В связи с этим руководитель отраслевого органа администрации муниципального района, являющейся должностным лицом местного самоуправления, от имени муниципального образования может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, в случае, если такая возможность будет предусмотрена уставом соответствующего муниципального образования.

Право гражданина на обращение в МСУ

Граждане Российской Федерации имеют право на обращение в органы самоуправления по любым возникающим у них вопросам. Следует отметить, что оно гарантировано законодательно. Ниже приведем основные нормативно-правовые документы законы, содержащие нормы, устанавливающие рассматриваемую возможность:

  • Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является правовым актом, имеющим высшую силу на территории страны. Статья 33 Основного закона гарантирует право граждан на свободное их обращение в ведомства федеральной власти и локального самоуправления.
  • Федеральный закон от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ. Статьей 32 рассматриваемого нормативного акта установлено, что граждане вправе обращаться в структуры местного самоуправления. Кроме этого, отмечено, что ответственные лица соответствующих органов несут ответственность за несоблюдение положений закона, связанных с вопросами сроков и порядка ответа на сообщения граждан.
  • Федеральный закон от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ. Данный нормативно-правовой документ определяет формы, порядок и сроки рассмотрения запросов. Иными словами, регулирует возникающие в связи с этим отношения, права и обязанности граждан и должностных лиц на практике. Его положения применимы ко всем структурам власти в стране.

Важно! Кроме этого, отдельные нюансы, связанные с обращением граждан, могут регулироваться местными правовыми актами. Следует отметить, что положения последних не могут противоречить нормам федерального законодательства.

Преобразование муниципальных образований

Преобразование муниципальных образований — это объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразование муниципальных образований осуществляется региональными законами по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. При этом поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования. Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования либо на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования по вопросу преобразования муниципального образования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Изменение границ муниципального образования

Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ муниципального образования осуществляется региональным законом по инициативе населения, органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Региональный закон об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена гарантия для недопущения инициирования процедуры изменения границ поселений по инициативе органов публичной власти в случае снижения числа жителей таких поселений.

В части 5 ст. 12 этого Федерального закона установлено, что уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% минимальной численности населения (т.е. сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый)) после установления законами субъектов Федерации границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, федеральными и региональными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Комментарий к Ст. 133 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ установила гарантии местного самоуправления, а также закрепила, что права и свободы человека и гражданина, в том числе, в области осуществления местного самоуправления должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваться правосудием.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление, обеспечивать гарантии реализации предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления, контролировать соблюдение действующего законодательства в области местного самоуправления.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(710) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относит, наряду с иными, установление порядка судебной защиты и судебную защиту прав местного самоуправления (ст. 46).

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Юридическая конструкция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далека от совершенства. Судебная защита местного самоуправления не исчерпывается признанием недействительными правовых актов; субъекты, перечисленные в ст. 32 этого Закона, подают не иски, а заявления и жалобы; подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам требует законодательного разграничения и т.д. Однако при всем ее несовершенстве данная статья несет в себе значительный демократический потенциал, наполняющий реальным содержанием конституционную гарантию судебной защиты местного самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления получают возможность обратиться в суд в случае нарушения прав местного самоуправления.

Ответственность перед государством и гражданами несут не только муниципальные органы и их должностные лица, но и государственные органы и государственные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий в области развития и осуществления местного самоуправления

На многие государственные органы и обеспечивающих их функции в сфере местного самоуправления государственных служащих возложены значительные полномочия, от степени исполнения которых непосредственно зависит эффективность государственной политики в этой важной области

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, а ответственность государственных органов и государственных служащих не установлена. Однако это не значит, что действующее законодательство не содержит мер юридической ответственности для государственных органов и их служащих.

К гарантиям местного самоуправления Конституция относит запрет на ограничение прав местного самоуправления. Такой запрет обусловлен организационной самостоятельностью и обособленностью местного самоуправления.

Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

1. Обеспечение участия населения в решении
вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить
самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного
значения

Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть
создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного
самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся: а) наличие выборных
органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности
институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для
решения вопросов местного значения

Участие населения муниципального образования в
решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного
самоуправления, а также непосредственно.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед:

а) населением муниципального образования;
б) государством;
в) физическими и юридическими лицами.

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Закон о местном самоуправлении предусматривает следующие формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Ответственность представительного органа муниципального образования. В случаях и в порядке, установленных Законом о местном самоуправлении, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносит в законодательный (представительный) орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.

Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации. В случаях и в порядке, установленных Законом о местном самоуправлении, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.

Ответственность главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа перед Президентом РФ. Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях, установленных Законом о местном самоуправлении.

2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном для проведения местного референдума.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Ими могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. В данном случае имеется в виду гражданско-правовая ответственность. Так, например, согласно ст. 1069ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

Особым случаем муниципально-правовой ответственности является удаление главы муниципального образования в отставку.

Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

показать содержание