Международные правовые акты: виды, принципы и нормы

Международные правовые акты ООН

Данные документы имеют особенное значение для международного права, так как они являются основоположниками всех законов, закрепляющих человеческие и гражданские права и гарантии. Генеральная Ассамблея данной организации издает большое количество резолюций, в которых предписываются многие рекомендации, а также толкуются понятия из международных документов. Огромное влияние на международную политику оказала изданная в 1960 году Декларация о предоставлении независимости колониальным странам — именно в ее тексте запрещается проведение колонизации других государств.

Все резолюции ООН, как правило, преследуют вопросы разоружение и поддержания международной безопасности, в них решаются вопросы относительно культурных ценностей, а также социальные и гуманитарные вопросы. Кроме этого, документы, изданные ООН, регламентируют ведение всех бюджетных операций самой организации, а также регулируют моменты, связанные с международной политикой.

Разновидности международного права

М.п. подразделяется на публичное и частное право. Публичное, в общем смысле регулирует отношения между субъектами м.п. Таковыми могут быть:

  • государственные образования
  • народности и нации
  • образования, подобные государствам
  • межправительственные организации международного уровня

Регулирование этих отношений во главу угла ставит поддержание мира и безопасности на планете, развитие разных форм сотрудничества, соблюдение прав человека. Характерной особенностью этого вида м.п. является его согласованность между субъектами. Это основное отличие от внутригосударственных норм. Наиболее частой сферой применения м. публичного п. являются взаимоотношения между государствами.

Международное частное право — это отрасль именно внутреннего п., направленная на регулирование отношений с участием иностранцев. М.ч.п. направлено на отношения гражданско-правовые в общем смысле.

Особенности

Все международные правовые акты имеют некоторые особенности, которые объединяют их. В первую очередь каждый документ такого характера прописан в соответствии с четко установленной международным законодательством формой, и все они образуют единую систему международного права. Кроме этого, каждый международно-правовой акт призван регулировать особенный вид общественных отношений — те, которые возникают между двумя и более государствами. В процессе создания таковых нормативных актов важен факт достижения субъектами определенной согласованности друг с другом. В противном случае документ не будет соответствовать таким принципам международного права, как добровольность заключения соглашений и партнерство.

Каждый нормативный акт международного характера имеет особенную цель, которая достигается путем мирного соглашения и сотрудничества. Круг лиц, на который распространяются нормы такого акта, в обязательном порядке прописывается в его содержании — как правило, таковыми являются народ и нация.

Как и в случае с многими другими законами, нормативные правовые акты международного характера подлежат обязательному исполнению. В обратном случае нарушитель должен быть подвергнут наказанию, которое назначается в ходе международного судебного разбирательства. Кроме того, что акты данного характера обеспечивают положительные тенденции в процессе работы государств между собой, они также предотвращают развитие отрицательных, вредных для общества отношений, и в случае необходимости регулируют мировые и внутригосударственные конфликты.

Защита прав и свобод человека также предусмотрена в содержании таких документов, что в особенности прослеживается в международных правовых актах о правах человека. Своим содержанием акты призывают государства к воспитанию у населения уважения к закону и праву.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Международные правовые документы

Слайд 2

Текст слайда:

История

Права человека являются объективными, неотъемлемыми, естественными, принадлежащими человеку в силу самой природы. Однако механизм воплощения их в жизнь очень сложен. Объем прав человека и их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития, уровня нормативного закрепления самих прав и свобод. В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека.
Первое поколение – права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление личных и политических прав: это свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др. Другими словами, это личные (гражданские) и политические права человека. Впервые они были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Второе поколение – это социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор профессии; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование и др. Они появляются в конституциях государств после Первой мировой войны.
Третье поколение – это коллективные права, которые принадлежат не отдельному индивиду, а социальным общностям: право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др. Они стали формироваться после Второй мировой войны.

Слайд 3

Текст слайда:

ХХ век изменил отношение к правам и свободам человека. Это следствие 2-х мировых войн.

Первым международным документом, закрепившим права человека, стал Устав ООН, принятый в 1945 г. В этом документе принцип уважения прав и свобод человека и гражданина назван одним из основных принципов международного права. В нем провозглашается равноправие наций, мужчин и женщин, говорится о достоинстве человеческой личности и недопустимости дискриминации по признакам пола, нации, расы, языка, религии. С учетом этого общего принципа разрабатываются соответствующие международные документы, основная работа по этому направлению ведется в рамках ООН и ее специализированных органов.

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

Кроме основополагающих международных документов о правах человека, существует множество конвенций, соглашений и пактов, закрепляющих международные стандарты прав человека. К ним относятся, например:
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращений и наказания 1984 г.;
— конвенции и договоры, направленные на пресечение преступлений против человечества, – это международные пакты и конвенции о военных преступлениях, о геноциде, апартеиде (расовое разделение) и других видах расовой дискриминации, о запрете рабства и работорговли;
конвенции и пакты о лицах, требующих дополнительной защиты: о беженцах, о детях, о защите женщин от насилия, от дискриминации по службе;Конвенция о правах ребенка 1989 г:

Слайд 6

Текст слайда:

Декларация – несет рекомендательный , но не юридически обязательный характер.Конвенция – имеет юридически обязательный характер.

Акты международных конференций и совещаний

Поскольку, как уже говорилось, в международном праве не содержится исчерпывающего перечня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о том, в какую форму согласованные ими нормы будет воплощены, в каком источнике зафиксированы.

Помимо традиционных договора и обычая, в настоящее время в международных отношениях активно используется такой источник международного права, как заключительные акты международных конференций и совещаний.

Нужно сказать, что далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и соответственно являются источниками международного права. Иногда в международный документ включается окончательный вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам акт конференции, а включенный в него договор, после того как государствами будет дано согласие на его юридическую обязательность. Включение же текста договора в заключительный акт совещания в данном случае представляет собой один из способов установления аутентичности договора.

В качестве источников международного права следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г.. Документ Московского совещания 1993 г. и др.

Какова юридическая природа такого рода актов?

Во-первых, все эти документы содержат правила поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; Решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию (ОБСЕ).

Во-вторых, указанные акты, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Согласно положениям этих документов государства обязались «соблюдать», «обеспечивать исполнение» актов СБСЕ, «приводить свое законодательство в соответствие с положениями документов СБСЕ», «отменять законодательные акты и административные правила» и т.д.

В-третьих, в документах вместе с правилами поведения одновременно предусматриваются меры проверки и контроля за их соблюдением.

Таким образом, поскольку некоторые акты конференций и совещаний содержат международно-правовые нормы, а не только политические и/или моральные обязательства государств, их следует считать источниками международного права.

Международные правовые акты как источник муниципального права

Основным международным источником МП является Европейская хартия МС, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. В РФ Хартия была ратифицирована 11 апреля 1998 г. (ФЗ «О ратификации Европейской хартии МС» // «Росс. газ.» от 15.04.98). Хартия состоит из преамбулы, 3-х частей и 18-и статей.

Преамбула формулирует основные цели и основополагающие идеи. из них – то, что органы МС составляют одну из основ любого демократического государства. Право на МС может быть осуществлено на местном уровне. Каждая, вступившая в Хартию сторона должна соблюдать по меньшей мере 20 пунктов части первой Хартии.

Обязательно каждая сторона должна соблюдать положения Хартии, касающиеся

  • признания принципа МС,
  • права МС и его осуществления путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего ания, о
  • полноте свободы действия органов МС,
  • о защите территориальных разграничений органов МС,
  • о финансовой самостоятельности органов МС,
  • о праве органов МС на объединение,
  • о правовой защите МС и несколько других.

Хартией устанавливается, что помимо выборных органов МС осуществляется через формы прямого участия граждан. Важную роль играют положения Хартии об общих принципах политики государства применительно к органам МС.

Устав муниципального образования

1. Понятие Устава муниципального образования, его признаки и значение

Основным нормативным правовым актом МО является его Устав.

Он в значительной степени призван детализировать и конкретизировать всё, что касается организационно-правового статуса МО.

Признаки Устава МО:

1. обязательность

Ст.8 ФЗ «Об общих принципах…» вменяет в обязанность всем МО иметь свой Устав. Ст.4 Проекта одним из элементов правовой основы МС называет Устав МО.

2. высшая юридическая сила

Иные МПА не должны противоречить Уставу МО. Устав обладает высшей юридической силой только на территории конкретного муниципального образования.

3. прямое действие – означает, что нормы Устава действуют непосредственно.

4. Устав применяется только на территории конкретного МО

5. особый субъект принятия Устава

Т.о. Устав принимается непосредственно населением или от имени населения.

В соответствии с проектом ФЗ-а Устав МО принимается представительным органом МС. Исключение составляют поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, где Устав принимается населением непосредственно – на сходе граждан.

Устав можно назвать своеобразной «малой конституцией» на территории МО.

Однако сам Устав не должен противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, конституциям (уставам) субъектов и законодательству субъектов.

2. Устава муниципального образования

Основные вопросы, которые должны содержаться в Уставе, обозначены в ст.8 закона «Об общих принципах…». Существует 14 обязательных положений; касаются они элементов, из которых формируется статус МО (в Проекте их 10). Каждое из положений императивно, поскольку непременно должно содержаться в Уставе.

Однако сам перечень регулируемых Уставом вопросов не является исчерпывающим. В положениях Устава могут закрепляться иные положения, которые касаются вопросов местного значения, распределение функций внутри структуры МС и др.

Степень детализации вопросов в Уставах МО может быть далеко не одинаковой, некоторые из них могут излагаться в общей форме, создавая поле для более конкретных актов.

1. наименование, территория, границы, символы.

Если в состав МО входят территориальные образования не являющиеся муниципальными (районы, города), они все должны быть перечислены в Уставе.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего МО

3. формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного МО МС на своей территории. К ним относятся: выборы, референдум, собрания и сходы граждан, опросы общественного мнения, публичные слушания и т.п.

4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц МС

5. основания и виды ответственности органов и должностных лиц МС (в том числе порядок отзыва выборных лиц МС)

6. гарантии МС на территории конкретного МО

7. экономическая и финансовая основа осуществления МС. Перечень объектов, находящихся в собственности населения. Порядок управления муниципальной собственностью. Конкретные источники финансовых ресурсов МО.

Особенности и понятие актов МО

В современном мире мире можно отметить значительное расширение способов участия мировых организаций в международном нормотворчестве.

Акты международных организаций (акты МО) в международном праве характеризует метод создания норм, который осуществляется с помощью принятия актов МО. Г. И. Тункин отметил в структуре договорных и обычных процессов образования норм МП образование международных норм права. Эти процессы осуществляют органы международных организаций в виде создания юридически обязательных для государств нормативов и резолюций.

Замечание 1

Юридическая сила актов, которые должны создавать органы МО, может определяться в соответствии с их учредительными документами. По уставам большей части МО решения их органов, как правило, обладают рекомендательным характером.

Примеры актов органов МО

Различные нормы, призванные подтверждать международный характер актов всех органов МО, закрепляются в зарубежном законодательстве. Например, Конституция Португалии содержит понятие норм, являющихся компетенцией органов МО, в которых состоит это государство. Они непосредственно действуют в составе внутреннего права, так как это устанавливается в учредительных договорах. Подобные положения включены в состав Конституции Австрии, Швеции, Ирландии и др.

Замечание 3

Помимо всего этого, страны могут вносить изменения в положения своих Конституций для того, чтобы осуществить имплементацию актов органов МО. Примерами может быть Закон Кипра № 127 (1) от 2006 г., Закон Польши от 8.09.06 года.

Страны способны давать отсылку к актам органов МО в качестве источников МП, приводя собственное законодательство в соответствие с ними.

Так, в нашей стране согласно приказу Минтранса № 138 утверждение минимального состава экипажей самоходных транспортных судов происходит за счет резолюции ИМО-А.890 (21). Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2000 года № 324 предусмотрено, что информация о каждом незаконном акте, который направлен против безопасности мореплавания, должна быть представлена Минтрансом нашей страны в ИМО в зависимости от установленного порядка.

Пример 2

Похожим образом поступают и за границей. Например, во Франции постановление Директора таможенной службы принималось в октябре 1987 года для имплементации положений Регламента Совета № 679 / 85, которое вводило специальную форму декларации, используемую в торговле «товарами Сообщества».

Рассматривая директивы Совета № 87 / 102 / ЕЕС и 90 / 80 / ЕЕС, можно отметить, что их целью была имплементация в Ирландии закона о потребительском кредитовании, вносящего существенные изменения в действующие законодательные акты.

В июле 2006 года в ФРГ с целью исполнения Рамочного решения, касающегося европейского ордера на арест, издали имплементационный закон.

Различные страны в последнее время могут наделять организации, участниками которых они являются, правом посредством своих документов изменять договоры. Так, в июне 2002 года Совет ЕС принимает Рамочное решение, которое касается Европейского ордера на арест и процедуры выдачи между странами-участниками. Это решение заменяет в рамках ЕС действие Конвенции о выдаче, о пресечении терроризма; Соглашения участников-членов ЕС по поводу упрощения и передачи запросов о выдаче, Соглашение по упрощенной процедуре выдачи 1995 и 1996 года; а также определенные аспекты Шенгенских соглашений.

В ходе формирования нормативных актов МО выделилось 2 стадии создания международных норм права: были установлены правила поведения и была определена для согласованного правила юридическая сила как международно-правовой нормы.

Важно отметить, что в структуре органов МО разрабатываются международные договоры. Так, Международная конвенция, касающаяся борьбы с допингом в спорте, принималась во Франции в октябре 2005 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО

Наряду с этим, источниками МП здесь являются сами договоры, а не акты органов этих организаций.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Международные конвенции

Международные конвенции являются важным элементом международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и совместно с рекомендациями ФАТФ создают комплексные международные стандарты в сфере ПОД/ФТ.

Конвенции закладывают основы организации и правового обеспечения национальных режимов в области ПОД/ФТ и закрепляют эффективные механизмы реализации мер в этой области, включая вопросы международного сотрудничества компетентных органов государств.

  • Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму 2017 года
  • Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 года
  • Договор государств — участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма 2007 года
  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года
  • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года
  • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года
  • Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок 1980 года
  • Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданский авиации 1988 года
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства1988 года
  • Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе1988 года
  • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1977 года
  • Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма 2005 года (Варшавская конвенция)
  • Конвенция ООН против коррупции 2003 года (Меридская конвенция)
  • Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года
  • Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года (Палермская конвенция)
  • Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года (Нью-Йоркская конвенция)
  • Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года
  • Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года
  • Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года (Страсбургская конвенция)
  • Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (Венская конвенция)

Экспертиза актов правотворчества

Экспертиза НПА может производиться Министерством юстиции РФ и в некоторых случаях Министерством экономического развития. Общая экспертиза производится во время регистрации нормативных актов, о чём было сказано ранее, а также во время правотворчества, потому что к нормативным актам выдвигаются определённые обязательные требования. НПА должны издаваться уполномоченными на то органами, иметь надлежащую форму, отвечать целям и задачам, которые перед собой ставит орган, соответствовать федеральным законам и Конституции РФ. В том случае, если нормативные акты затрагивают интересы субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности, их экспертизу производит Министерство экономического развития. Целью проведения экспертизы является выявление норм, затрудняющих предпринимательскую или инвестиционную деятельность.

Устав ООН

Еще один международный акт-источник права для многих государств — Устав ООН, который существует с 1945 года. Текст данного документа имеет большое значение для международной политики, так как содержит в себе не только все юридические особенности организации, но также и регламентирует деятельность многих организаций, действующих в странах мира, подписавших его. В тексте этого международного акта говорится о том, что все государства-члены ООН, которые подписали его, обязаны в четкости соблюдать все предписанные условия. В противном случае к стороне, которая не выполняет данного требования, применяются санкции.

В структуре содержания данного нормативного акта международного права есть разделы, которые регламентируют работы Совета Безопасности, Международного Суда, Секретариата, а также систем опеки и Генеральной Ассамблеи. Кроме этого, в акте прописываются возможные действия, ведущие к разрешению конфликтных ситуаций, что могут возникнуть в странах-членах организации.

Виды НПА

Классификацию нормативных актов можно производить по разным критериям. Чаще всего их принято разделять на подзаконные акты и законы. Выделяют также и другие виды НПА, например:

Согласно объекту, на который распространяет своё действие акт — НПА общего, ограниченного и исключительного действия. Нормативные акты ограниченного и исключительного действия реализуют свои нормы только в сфере определённых правоотношений, не выходя за эти рамки.

Согласно субъекту, издающему НПА — акты законодательной (конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ), исполнительной (постановления и указы), судебной власти.

Также в теории права выделяют и другие критерии нормативных актов, однако представленные выше классификации являются общепризнанными.

Международные договоры

Такие типы международного акта заключаются в многостороннем порядке. Многие договора, которые в настоящий момент имеются в системе данной отрасли права, существуют уже на протяжении длительного периода. Примерами тому могут послужить Всеобщая декларация прав человека, а также Устав ООН.

Договоры, как правило, создаются для того, чтобы урегулировать какой-либо вопрос, возникший на международной арене. Очень часто таким образом производится сдерживание межгосударственных конфликтов.

Немалое количество документов данного характера создается на предмет коммерческого арбитража и ведения межгосударственной хозяйственной деятельности. Такие документы имеют коммерческое значение. Примерами таких договоров могут стать Конвенция о единообразном законе об арбитраже, Женевский протокол об арбитражных оговорках, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Международный обычай

Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай — «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, — это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о «призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.

Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.

Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника — и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к «своей» группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».

При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.

Всеобщая Декларация прав человека

Данный документ имеет огромное значение для всего существующего миропорядка и для каждой цивилизованной, суверенной страны. Он был принят в послевоенный период, когда вопросы о защите прав человека стояли ребром — в декабре 1948 года.

В тексте данного документа рассматривается полный спектр прав человека, которые должно обеспечивать каждое государств. На основании данной Декларации создаются современные конституции стран, а также пишется и трактуется законодательство.

В структуру этого акта входят 30 статей. Она носит исключительно рекомендательный характер, однако, несмотря на это, ее положения широко применяются во многих странах. В некоторых государствах статьи документа признаются частично, ввиду особенных культурных ценностей.

Устав ООН

В международном праве Устав ООН считается основоположником всех норм, предписанных данной отраслью законодательства. Все государства, входящие в состав международного сообщества признают его как документ, основополагающий сотрудничество между странами в отрасли защиты прав человека и гражданина. Некоторые профессиональные и высококлассные юристы дают данному документу еще одно название — «квазиконституция международного сообщества современного типа».

К большому сожалению, сам текст такой «квазиконституции» не содержит полного перечня всех гарантированных международным законодательством прав и свобод человека и гражданина

Однако они в полной мере закреплены в тексте другого не менее важного для общественности закона — во Всеобщей декларации прав человека

В ее основном тексте содержится такой момент, как обязательность уважения достоинства и чести человека и личности, а также необходимость обеспечения любым государством защиты прав и свобод каждого представителя населения. Для достижения таких целей все государства-участники международного сообщества должны вести совместную работу на договорных началах, которая должна давать положительные результаты и препятствовать возникновению конфликтов на мировой арене.

Конвенция о защите прав и основных свобод

Одним из основных международных актов является данная Конвенция ООН. Она также прописывает рекомендации относительно предоставления государствами свобод и прав человека и гражданина. Данный документ вступил в силу в сентябре 1953 года, но сам договор был подписан в 1950 г.

На основании такой Конвенции в настоящее время существует Международный суд по правам человека, куда имеет право обратиться каждый житель стран, ратифицировавших документ, но только после рассмотрения своего дела во всех возможных инстанциях. Именно с помощью данной структуры обеспечивается механизм защиты прав и свобод, которые прописаны в Конвенции (добровольное вступление в брак, жизнь, свобода, равенство и запрет дискриминации, свобода выражения мыслей и др.)

Важным фактом является то, что данный договор был подписан всеми странами, входящими в состав Совета Европы. В России данный документ был ратифицирован в 1998 году, однако, не полностью: на сегодняшний момент страна не признает такие пункты документа, как отмену смертной казни и общий запрет дискриминации.

Источники международного права в России

Среди источников можно выделить следующие:

  • международный договор
  • международно-правовой обычай
  • акты м. конференций
  • решения и иные акты м. судов
  • внутреннее законодательство (для м. частного п.)

Договор

Если вести речь о м. договорах, то их применение становится возможным после ратификации российским парламентом. К ним относятся и соглашения, подписанные СССР. Среди таковых, к примеру, Гаагская конвенция 1961 г. об отмене легализации оф. документов, Венская конвенция о праве м. договоров и другие. К договорам относят также уставы м. организаций, пакты и др.

Обычай

Характерен отсутствием документального закрепления. Такой источник права является неформальным согласием государств поступать определённым образом. Обычай может иметь восполнительную функцию и применяться в случае отсутствия м. норм. Применяется преимущественно в м. деловом обороте. Пример такого обычая донёс до нас Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.04.2011 г. Там речь идёт об иммунитете м. организаций от юрисдикции государств.

Акты конференций

Конференцией до определённого времени была ОБСЕ. Организацией этот международный институт стал впоследствии. Среди актов — Хельсинские соглашения, закрепившие, в т.ч., политические и территориальные итоги Второй мировой войны.

Решения международных судов

Решения международных судов, например, м. суда ООН или Европейского суда по правам человека порождают обязанности у РФ. Однако, позиции международных судов в 2020 году претерпели в России серьёзные изменения. С принятием ФКЗ от 09.11.2020 г. № 5-ФКЗ судебные акты м. судов сначала проходят «проверку» в Конституционном суде. Происходит это по запросу Президента, Правительства РФ и Верховного суда.

Если же м. суд создан или функционирует на основании м. договора, подписанного РФ, КС решает, а основано ли решение м. суда на м. договоре, подписанном Россией. В случае выявленного несоответствия какие-либо действия или акты, направленные на исполнение этого решения в РФ не принимаются. Указанное применительно в рамках м. публичного права.

Что касается м. частного права, то тут изменений нет. Решения, к примеру, международных коммерческих арбитражей «легализуются» арбитражами местными. Под легализацией следует понимать процедуру выдачи российским арбитражным судом исполнительного листа на принудительного исполнения.

Внутреннее законодательство

Помимо Конституции, международному частному праву посвящен целый раздел VI Гражданского кодекса. ГК РФ указывает на способы определения права, подлежащего применению. Конечно же, речь ведётся про правоотношения с участием иностранного элемента или иностранцев. Определяет ГК и другие многие другие нюансы. К примеру, раскрывает понятие «личного закона» физлица. Отрегулированы такие вопросы как:

  • наследование
  • неосновательное обогащение
  • ответственность за вред и другие

Здесь приведён наиболее общий список источников м.п., действующего на территории РФ.

Ещё по теме «Источники и формы международного права, реализующегося в России»:

  • Источники и формы российского права
  • Правовое государство: общая характеристика, основные элементы
  • Верховенство права и правовое государство
  • Правовой нигилизм — как влияет на общество и что с этим делать?
  • Право на аккаунт