Организация межведомственного взаимодействия. эффективность межведомственного взаимодействия. проблемы межведомственного взаимодействия. совершенствование межведомственного взаимодействия

Оглавление

Как направить запрос¶

Запрос сведений можно отправить из карточки «Услуга:…» в её разделе «Межведомственные запросы».

Чтобы направить запрос, в поле добавьте новый объект, при этом выбрав вид запроса (запрос КПТ, запрос выписки из ЕГРН и др.).

В открывшейся карточке запроса введите необходимые сведения:

  • Для запроса КПТ в поле – номер кадастрового квартала, на который запрашивается КПТ в формате хх:хх:хххххх;

  • Для запроса выписки ЕГРИП — ИНН (12 цифр) или ОГРН (15 цифр) индивидуального предпринимателя;

  • Для запроса выписки ЕГРЮЛ — ИНН (10 цифр) или ОГРН (13 цифр) юридического лица;

  • Для запроса выписки ЕГРН (ЗУ) в поле – кадастровый номер ЗУ, на который запрашивается выписка в формате хх:хх:хххххх:х или хх:хх:ххххххх:х

  • Для запроса выписки ЕГРН (ОКС) в поле – кадастровый номер ОКС, на который запрашивается выписка в формате хх:хх:хххххх:х и выбрать значение из справочника «Вид объекта недвижимости».

Нажмите кнопку «ОК», чтобы сохранить карточку.

В таблице раздела «Межведомственные запросы» появится новый исходящий запрос.

Когда запрос будет подготовлен в ИАС и поставлен в очередь на отправку ему присвоится статус «Готов к отправке». После успешной отправки статус исходящего запроса изменится на «Отправлен запрос». Запрос появится в каталоге «Отправленные запросы» в папке «Межведомственные запросы» в панели навигации.

Актуальная информация о запросах в рамках услуги отображается в карточке услуги:

Совершенствование межведомственного взаимодействия

Решить вопрос, касающийся гарантии целостности баз данных, по мнению экспертов, можно, введя третью сторону. Ею будет являться административный центр системы. В его базе не было бы прикрепленных файлов, то есть, непосредственно самих документов. При этом она содержала бы ключевые сведения о них. К такой системе, с одной стороны, должны предъявляться достаточно высокие требования по производительности и бесперебойной работе. Вместе с этим, она должна обеспечивать целостность, аутентичность, достоверность пересылаемых материалов.

Эта задача реализовывается благодаря тому, что, кроме обязательных реквизитов, которые предусматриваются в Положении к Правилам по делопроизводству, в карточке присутствует и контрольную сумму, рассчитанную по передаваемому документу. В результате формируется тройная регистрация документации. Что касается уникального идентификатора, то, предполагается, что будет создана единая централизованная система, охватывающая все региональные сегменты. В этом случае каждому документу будет присваиваться собственный номер, вне зависимости от расположения регистрирующего органа.

2020

НСУД выявила системные проблемы в госуправлении

Эксперимент по созданию Национальной системы управления данными показал, что в госуправлении существует ряд системных проблем. Об стало известно 26 ноября 2020 года со слов эксперта Аналитического центра Ивана Фоста.

Иван Фост выделил две ключевые трудности:

  • нормативное обеспечение, которое требует доработки,
  • межведомственное взаимодействие, в том числе дублирование функций.

Эксперимент должен был закончиться вместе с 2020 годом, специалисты уже выполнили многие задачи, но, по словам эксперта, работа продолжится в 2021 году.

НСУД развивают по пяти направлениям. Иван Фост привёл в пример два:

  • обогащение ФИАС данными от Росреестра в целях использования единого адресного реестра. Методологию завершили, а с цифровым профилем ещё предстоит разобраться;
  • централизация сбора данных о муниципалитетах в ГАСУ. Апробация пройдена, совершенствовать этот блок будут в рамках работы Минэкономразвития. По ГАС «Выборы» основную задачу не закрыли, т.к. не получили доступ к данным.

В 2021 году техническую часть НСУД будут развивать как создание витрин данных, по методологии планируют реализовать 5 комплексных проектов по управлению данными (их состав пока на утверждении).

В целом перспективы НСУД как глобального проекта возможны только после внесения корректных правок в федеральные законы, — подытожил эксперт.

Результаты эксперимента:

  • в Ленинградской области создали первую очередь региональной НСУД,
  • в Кемерове реализуется стратегия цифрового развития,
  • в Воронежской области проанализировали полномочия госслужащих,
  • в Татарстане оценили цифровую зрелость ОИВ.

До 31 декабря продлен эксперимент по использованию НСУД

Соответствующее Постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 года опубликовано на официальном портале правовой информации.

Эксперимент проводится с 1 июля 2019 и должен сделать эффективнее обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, банками, государственными органами (в том числе при оказании гражданам банковских услуг) посредством использования создаваемых компонентов национальной системы управления данными (НСУД), а также создаваемой в рамках единой системы идентификации и аутентификации инфраструктуры цифрового профиля.

Также документом в число участников эксперимента были включены:

  • министерство труда и социальной защиты;
  • операторы связи — на добровольной основе по согласованию с Минкомсвязью РФ;
  • работодатели — юридические лица, с которыми граждане, ищущие работу, планируют вступить в трудовые отношения, — на добровольной основе по согласованию с Минкомсвязью РФ;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг — на добровольной основе в случае, если высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об участии в эксперименте, указал об участии такого многофункционального центра в эксперименте в своем обращении.

Модель государственных данных (МГД)

Модель государственных данных (МГД) – описание государственных, муниципальных данных, связей между государственными, муниципальными данными в формате, пригодном для передачи, интерпретации и обработки с использованием средств автоматизации (ЗКП НСУД).

МГД создается с целью повышения эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации (Концепция НСУД – РПРФ 1189-р от 03.06.2019 г.).

Совершенствованию механизма государственного управления на основе применения системы межведомственного электронного взаимодействия

Внедрение в государственное и муниципальное управление инновационных технологий позволит сделать менее затратное и эффективное администрирование, а также кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и властью. Все это должно привести к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед обществом.

Существует ряд факторов, с помощью которых можно усовершенствовать СМЭВ: объединить ведомственные информационные системы в единое информационное пространство, созданное в рамках электронного правительства; исключить межведомственный обмен на бумажных носителях; обеспечить техническую возможность межведомственного взаимодействия в электронном виде; обучение и повышение квалификации специалистов, работа которых непосредственно заключается в подготовке и оправке запросов через СМЭВ. Вышеперечисленные направления позволят сделать систему межведомственного взаимодействия в электронном виде в Российской Федерации более совершенной, сократить дистанцию между государственной властью и населением, сделать их взаимоотношения достаточно прозрачными, сообразно реалиями формирующегося сегодня в российском политико-правовом пространстве институтов правового государства и гражданского общества.

В системе межведомственного электронного взаимодействия на сегодняшний день определена связь с федеральной службой государственной регистрации Росреестра, пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), управлением государственной службы занятости населения, фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС), федеральной налоговой службой (ФНС) и др.

В практике использования СМЭВ максимальное количество времени ответа по запросу достигало 9 дней, когда в бумажном виде эта информация может предоставляться в течение 30 дней. Переход к web-интерфейсу от бумажного документооборота для межведомственного взаимодействия значительно упрощает контроль качества и сроков исполнения, процесс обмена информацией, что в конечном итоге положительно скажется на достижении требуемых показателей.

В конце августа 2018 года на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг одобрен план развития Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на 2018-2020 годы.

Ключевые направления развития СМЭВ в ближайшие годы будут связаны с повышением эффективности системы за счет минимизации расходов и уменьшения сроков, необходимых для присоединения к СМЭВ и адаптации видов сведений при изменении нормативных правовых актов, а также за счет сокращения расходов на эксплуатацию. Кроме того, развитие системы будет направлено на повышение качества межведомственного взаимодействия и безопасности обмена сведениями.

Итак, можно сделать вывод, несмотря на то, что сейчас везде внедряются информационные технологии, до сих пор остается боязнь инноваций и некая компьютерная неграмотность. В России этот процесс был запущен и приведен в действие. Перед государством стоит задача обеспечить своевременное исполнение поступающих запросов по каналам МЭВ, упростить сроки их оказания, предоставить доступ к ней и поддержать информационную безопасность. Данные задачи успешно реализуются путем совершенствования государственной и муниципальной информационной системы, обеспечивающей систему межведомственного электронного взаимодействия.

Для Участников взаимодействия

​Регламент взаимодействия

  • Проект документа Правила и процедуры работы в СМЭВ 3 от 21.09.2021

  • Правила и процедуры работы в СМЭВ 3 утвержден 06.10.2020

​Подключение к СМЭВ 3

Заявка на присоединение для новых Участников (СМЭВ 2, СМЭВ 3 и Цифровой профиль ЕСИА) от 27.08.2021

  • Заявка на дополнительную настройку защищенного канала связи до СМЭВ 3 (для Участников, подключенных к СМЭВ 2 и имеющих защищенный канал) от 27.08.2021

  • Заявка на регистрацию Участника в СМЭВ 3 от 18.06.2021

​Регистрация Вида сведений

  • Заявка на регистрацию Вида сведений в СМЭВ 3 от 12.05.2021

  • Заявка на публикацию Вида сведений в СМЭВ 3, зарегистрированного в ЛК УВ от 19.08.2021

​Доступ к Виду сведений

  • Заявка на предоставление доступа к Виду сведений в СМЭВ 3 в качестве потребителя ВС от 25.03.2021

  • Заявка на предоставление доступа к Виду сведений в СМЭВ 3 в качестве поставщика ВС от 25.03.2021

  • Заявка на предоставление доступа к Виду сведений с типом Рассылка в СМЭВ 3 от 25.03.2021

  • Форма согласования с Владельцем Вида сведений получения доступа в СМЭВ 3 от 19.08.2021

​Другие изменения

Нормативная база

Впервые требования к созданию системы межведомственного взаимодействия были сформулированы в ФЗ №210. Впоследствии они были включены в Концепцию устранения административных барьеров, существовавших долгое время в стране, и повышение уровня доступности муниципальных/государственных услуг на 2011-2013 годы. В программе были зафиксированы основы межведомственного взаимодействия, общие правила и сроки его осуществления. Концепция была утверждена правительственным распоряжением №1021-р от 10.06.2011 г. Минэкономрзавития разработало Методические рекомендации по переходу местных и федеральных органов к предоставлению услуг по системе межведомственного взаимодействия.

Сведения, представленные на вкладке

Данная закладка содержит следующие сведения:

  • сведения о межведомственных взаимодействиях с ведомствами всех административных уровней в рамках предоставления услуги.В типах межведомственного взаимодействия указываем, к мастер-данным какого уровня будет отправлен запрос для предоставления услуги,
  • ведомства, которые предоставляют услугу по переданным на исполнение полномочиям,
  • ведомства, осуществляющие контроль над предоставлением данной услуги.

Настройки межведомственного взаимодействия с ведомствами всех административных уровней

Настройки: Типы межведомственного взаимодействия: необходимо указать взаимодействия с теми административными уровнями, к которым относятся ведомства, принимающие участие в межведомственном взаимодействии при предоставлении данной услуги:

  • Взаимодействие с ОИВ данного конкретного субъекта РФ
  • Взаимодействие с ОИВ субъектов РФ
  • Взаимодействие с ОМСУ
  • Взаимодействие с ФОИВ

Участвующие организации: Необходимо добавить ведомства, принимающие участие в межведомственном взаимодействии при предоставлении данной услуги всех административных уровней. Для них следует указать типы участия

участие в предоставлении услуги/исполнении функции

Настройки переданных на исполнение полномочий

Настройки: Типы межведомственного взаимодействия: не указывается, потому что в данном случае нет межведомственного взаимодействия, если о ином не указано в административном регламенте.

Участвующие организации: Необходимо добавить ведомства всех административных уровней, которым были переданы полномочия на предоставление данной услуги. Если полномочия передаются отделу ведомства, который по методике формирования структуры данных Реестра, является офисом, то выбрать в качестве участвующей организации следует само ведомства, к которому относится офис. Для всех выбранных ведомств следует указать тип участия

  • предоставление услуги/исполнение функции, в т.ч. и по переданным полномочиям
  • консультирование

Настройка ведомства, осуществляющие контроль над предоставлением услуги

Настройки: Типы межведомственного взаимодействия: не указывается, потому что данное взаимодействие не относится к межведомственному взаимодействию, если иное не предусмотрено в описании административного регламента.

Участвующие организации: Необходимо добавить контролирующее ведомство. Для него следует указать типы участия

  • контроль исполнения
  • прием жалоб

Некоторые ключевые подробности о СМЭВ

В целом, под инфраструктурой электронного правительства власти России подразумевают совокупность государственных информационных систем (ГИС), программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме взаимодействие госорганов, граждан и юридических лиц. В состав существующей инфраструктуры входят, помимо СМЭВ, портал госуслуг (ЕПГУ), единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), система досудебного обжалования решений, принятых при осуществлении госуслуг, единая система нормативной справочной информации и др.

С точки зрения гражданина, основной плюс СМЭВ в том, что при ее функционировании граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах. При обращении за госуслугой гражданин обязан предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении). Все остальные справки собирает само ведомство. Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.

Базовые функции СМЭВ – ведение реестра электронных сервисов, ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам, маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии, протоколирование обращений к сервисам, оповещение оператора (Минкомсвязи) СМЭВ о сбоях в работе сервисов, подписание электронных сообщений электронной подписью и другие функции.

СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных Ростелекома. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений: каждый поставщик сведений публикует и регистрирует в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи сведений. Каждый потребитель сведений получает доступ к опубликованным сервисам в СМЭВ в случае необходимости, реализует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ. Строительством инфраструктуры СМЭВ занимается «Ростелеком». К системе подключены все федеральные органы исполнительной власти России, а интенсивность работы системы (пиковая нагрузка) составляет более 95,8 млн запросов в сутки.

По данным «Ростелекома», в 2017 г. общее количество запросов, переданных с помощью СМЭВ, превысило 19 млрд. СМЭВ также обеспечивает передачу информации о платежах, совершенных банковскими организациями, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В 2017 г. количество подключенных к СМЭВ удостоверяющих центров достигло 160 участников.

Со 2 апреля 2018 г. столичные суды общей юрисдикции стали направлять все исполнительные документы в адрес всех территориальных органов ФССП России только в электронном виде посредством СМЭВ.

Обработка статусных сообщений от СМЭВ 3

Начиная с 02.09 будет изменен механизм формирования uuid, возвращаемых в асинхронных статусных уведомлениях при отправке сообщений в адреса:

  • http://172.20.3.12:5000/transport_1_0_2/;
  • http://smev3-n0.test.gosuslugi.ru:5000/transport_1_0_2/;
  • http://smev3-d.test.gosuslugi.ru:5000/transport_1_0_2/.

В блоки //SenderProvidedResponseData/MessageID и //Response/OriginalMessageID передается значение MessageID конверта, отправленного по методу SendRequestRequest или SendResponseRequest и на которое было сформировано статусное сообщение от СМЭВ.
В блок //MessageMetaData/MessageID передается значение MessageID самого статусного сообщения, которое лежит во входящей очереди участника. При извлечении сообщения необходимо использовать значение MessageID, указанное в блоке MessageMetaData.

Более подробное описание можно найти в п. 5.2.5.1.1 и п. 5.2.6.1 Методических рекомендаций СМЭВ 3.

Функции СМЭВ

В рамках межведомственного взаимодействия:

  1. Ведутся политики безопасности, применяемые к электронным сервисам, прошедшим регистрацию.
  2. Осуществляется маршрутизация сообщений к системам при асинхронном и синхронном обменах.
  3. Протоколируются входящие и исходящие обращения.
  4. Гарантируется доставка сообщений. Она осуществляется за счет механизма повторного вызова электронного сервиса при сбое.
  5. Обеспечивается оповещение операторов о нарушениях в работе системы.
  6. Передается информация заинтересованным пользователям о событиях в сервисе взаимодействия по подписке.
  7. Формируется динамически создаваемая статистика использования сервисов.
  8. Осуществляется подписание сообщений цифровой подписью.
  9. Выполняется форматно-логический контроль каждого входящего сообщения.
  10. Осуществляется мониторинг процессов обмена с применением СМЭВ.

Областная повестка

20 сентября в 12:40В Подмосковье 88 тысяч семей уже получили электронное удостоверение многодетныхсегодня в 10:40Проект «Активное долголетие» празднует день рождения24 сентября в 16:18Плановые проверки исполнения работодателями обязательных требований в сфере квотирования рабочих24 сентября в 14:24В областном Минсоцразвития подвели итоги контрольно-надзорной деятельности ведомства за второй квартал23 сентября в 10:26В Подмосковье свыше 20,6 тысяч доноров получают ежегодную выплату

21 сентября в 13:37Почти тысяча ветеранов из Подмосковья получат президентские 50 тыс. рублей16 сентября в 15:39Компенсация проезда на личном автомобиле для детей-инвалидов и их сопровождающих16 сентября в 12:51В Подмосковье льготникам продлили бесплатный проезд15 сентября в 11:47В Подмосковье более 800 льготников воспользовались электронными талонами для проезда к месту лечения в Крым13 сентября в 16:33В Подмосковье уже заключили свыше 500 социальных контрактов

сегодня в 12:05Комплекс по переработке отходов «Нева» в Подмосковье готов на 65%сегодня в 12:05Свет временно могут отключить в Красногорске 29 сентябрясегодня в 11:59Сотрудников ЦНИИТОЧМАШ Подольска массово вакцинировали от гриппасегодня в 11:52Напор холодной воды может снизиться в домах ряда микрорайонов Балашихисегодня в 11:44Жителям Щелкова напомнили о профилактике гриппа

сегодня в 11:39Свыше 4,3 млн туристов посетили Подмосковье этим летомсегодня в 11:30Как подготовиться к выходу на пенсию по старости в Московской областисегодня в 11:17Пешеходные дорожки сквера имени Чехова в Москве оформили цитатами писателейсегодня в 10:23Свет отключили в промзоне и частном секторе Подольскасегодня в 09:58Подмосковным дачникам напомнили правила сжигания мусора на своих участках

сегодня в 12:12Аварийный дом снесли в Дзержинскомсегодня в 11:58Более 60 % подъездов жилых домов отремонтировали в Подмосковье по губернаторской программесегодня в 11:48Подмосковье вошло в число самых популярных направлений отдыха на ноябрьские выходныесегодня в 11:20Почти 80 тыс. жителей Московской области стали участниками проекта «Активное долголетие»сегодня в 11:11Число случаев бешенства животных в Подмосковье уменьшилось на 75 % с начала 2021 года

сегодня в 10:29Более 70,2 млн поездок совершили пассажиры «Мострансавто» по бесконтактным банковским картамсегодня в 10:24Более 4 млн человек посетили Подмосковье за летосегодня в 10:20Подмосковье поможет предприятиям ОПК диверсифицировать производствосегодня в 10:09Готовность комплекса по переработке отходов «Нева» в Солнечногорске достигла 65%сегодня в 09:42Суд поддержал решение УФАС Подмосковья по делу о нарушении закона о контрактной системе

Выполнение процедур регистрации ВС и получения доступа к ВС в качестве Потребителя в ЛК УВ

В ЛК УВ реализована возможность самостоятельного выполнения следующих регламентных процедур:
— Регистрация ВС с фиксированным типом маршрутизации (областью применения — Межведомственное взаимодействие);
— Получение доступа к ВС с фиксированным типом маршрутизации в качестве Потребителя.

Подробнее ознакомиться с описанием доступной функциональности можно в Руководстве пользователя ЛК УВ.

Обращаем внимание, что в случае самостоятельной регистрации ВС в ЛК УВ необходимо выполнить процедуру публикации ВС на Технологическом портале СМЭВ 3, направив заявку в Ситуационный центр.
Также если Участнику взаимодействия не отображен Вид сведений в ЛК УВ, доступный для прохождения проверки технической готовности, но есть нормативные основания для получения доступа к нему, то необходимо направить Владельцу ВС через Ситуационный центр форму на согласование такого доступа к ВС

Что должно измениться

Нынешняя реформа предполагает несколько изменений.

Во-первых, региональные министерства и ведомства, органы местного самоуправления, а также организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, которые находятся на территории одного субъекта, смогут взаимодействовать между собой через СМЭВ напрямую, а не только с использованием региональных систем межведомственного взаимодействия.

Михаил Мишустин подписал постановление о совершенствовании СМЭВ

Во-вторых, в систему внедрят дополнительные средства контроля, маршрутизации сообщений, возможности автоматического исполнения последовательностей межведомственных запросов и ограничения передачи сообщений в случае нарушения правил взаимодействия.

В-третьих, органы власти и внебюджетные фонды должны будут использовать СМЭВ в соответствии с техническими требованиями, которые установила Минкомсвязи.

Это поможет уменьшить нагрузку на отдельные сегменты системы, снизить количество сбоев и существенно повысить её надёжность.

Система работает в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно закону, органы власти не имеют права требовать с обратившихся к ним граждан дополнительные справки, документы и сведения, которые и так есть в их распоряжении. Эти данные они должны получать друг у друга через систему межведомственного взаимодействия.

Напомним, что СМЭВ, призванная упростить гражданам процесс получения госуслуг, создавалась и модернизировалась много лет. Первое упоминание необходимости автоматизации соответствующих процессов можно найти еще в концепции формирования в России электронного правительства до 2010 г. Ее в 2007-2008 гг. подготовило Мининформсвязи под руководством Леонида Реймана. С 2008 г. по май 2012 г. за создание системы отвечало Минкомсвязи под руководством Игоря Щеголева, а затем проект курировала новая команда министерства во главе с Николаем Никифоровым.

Как оптимизировать затраты на команду и систему управления тестированием
Бизнес

В конце августа 2018 г. на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг одобрен план развития Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на 2018-2020 гг.

Цифровая подпись

Еще один фактор, влияющий на эффективность межведомственного взаимодействия, — Федеральный закон, регламентирующий визирование документации в электронной форме. Правительство устанавливает дополнительные требования, направленные на обеспечение совместимости средств цифровой подписи при регистрации и обработке поступающих сообщений. Данный момент крайне важен для организации взаимодействия. Следует отметить, что в начале 21 века при федеральных структурах возникло несколько удостоверяющих центров, использовавших несовместимые друг с другом форматы и стандарты. В результате для каждой системы необходим был собственный закрытый ключ: один – для сдачи отчетности в ФНС, другой – при работе с казначейством, третий – для отправки ведомственной документации. Кроме того, несовместимые средства использовались банковскими и прочими коммерческими структурами.