Страсбургский суд

Оглавление

Условия приемлемости жалобы

В Европейский суд можно обратиться, если исчерпаны все внутренние средства защиты. Это значит, что перед подачей жалобы следует использовать все те способы защиты своих нарушенных прав, которые предусмотрены государством-ответчиком. При этом Судом выработана практика, в соответствии с которой в каждом конкретном случае определяется, куда должен был обратиться заявитель, чтобы было признано, что он исчерпал внутренние средства защиты.

Так, например, считается, что в России в рамках гражданского процесса надо пройти все инстанции, кроме надзорной, которая считается неэффективным средством защиты. В то же время, если речь идет об арбитражном процессе, жалобе в Европейский суд должно предшествовать обращение в Высший арбитражный суд РФ (прим. — по состоянию на момент написания настоящей статьи).

Вторым критерием приемлемости является соблюдение шестимесячного срока обращения. Этот срок исчисляется с момента принятия окончательного решения по делу на национальном уровне.

Вводная часть при подаче жалобы ЕСПЧ

Во первых, следует понять, относится ли Ваше дело к сфере деятельности Европейского суда или нет. Для этого выберите одно или несколько прав, закрепленных в Конвенции и протоколах к ней, наиболее подходящих к делу и изучите решения по жалобам в ЕСПЧ

Обратите внимание на следующее:

1. Что бы не был пропущен срок на подачу жалобы в ЕСПЧ (6 месяцев с момента вынесения ключевого решения по делу местным судом) – точное время вступления его в силу можно узнать на “официальном сайте Совета Европы;

шестимесячный срок начинает течь со дня вынесения решения судом соответствующего решения (Подробнее: После какой инстанции можно обращаться с жалобой в Европейский суд по правам человека).

2

Перед раскрытием вопросов, касающихся непосредственно написания и подачи жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо обратить внимание на события предшествующие обращению в международный суд. Речь идет о внутренних судебных разбирательствах

Дело в том, что дальнейшая возможность обращения с жалобой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) должна накладывать отпечаток на тактику ведения дела в национальном суде.

При подготовке жалобы в ЕСПЧ, везде, где это необходимо, использовать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека: в заявлении в суд, исковом заявлении, ходатайствах, жалобах, отзывах и других процессуальных документах.

Во-вторых, в жалобах в национальный суд необходимо ставить вопрос о нарушении прав и свобод со ссылкой на статьи Конвенции. При этом, вопрос о нарушении может быть поставлен как о состоявшемся факте, что уже произошло нарушение такого-то права, так и о том, что может быть нарушено это право. Подобные аргументы могут быть, как основными, так и дополнительными.

Использование подобного приема может быть полезно не только с точки зрения дальнейшего обращения с жалобой в ЕСПЧ и исчерпания внутренних средств правовой защиты, но и влияния этих аргументов на принятие положительного решения национальным судом.

Постановления Суда

Относительно правовой природы постановлений Суда одни ученые признают их прецедентный характер, другие настаивают на идеологическом компоненте, в виде рекомендаций национальным органам. Постановления ЕСПЧ не являются прецедентными.

Определение 4

Прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которое создает новую норму права, становящуюся обязательной при рассмотрении аналогичных ситуаций.

Индивидуальность, новизна, обязательность – признаки, характеризующие прецедент как источник права.

Российская Федерация признает юрисдикцию Европейского Суда обязательной.

Высокие договаривающиеся стороны обязаны исполнять постановления Суда, где они являются сторонами.

ЕСПЧ не является создателем новых норм права, он проверяет соблюдение Конвенции и обязательств, взятых на себя государствами. Постановления ЕСПЧ не являются источником права.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Юрисдикция

Юрисдикция суда эквивалентна государства — членов Совета Европы , и включает в себя почти все страны Европы , но не Ватикан или Беларуси . Юрисдикция суда обычно делится на межгосударственные дела, жалобы физических лиц против договаривающихся государств и консультативные заключения в соответствии с Протоколом № 2. Заявления физических лиц составляют большинство дел, рассматриваемых судом. Комитет состоит из трех судей, палаты из семи судей и Большой палаты из 17 судей.

Заявки физических лиц

Жалобы отдельных лиц против договаривающихся государств, утверждающие, что государство нарушает их права в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека , могут быть поданы любым лицом, неправительственной организацией или группой лиц. Хотя официальными языками суда являются английский и французский, заявления можно подавать на любом из официальных языков договаривающихся государств. Заявление должно быть подано в письменной форме и подписано заявителем или его представителем.

После регистрации в суде дело передается судье-докладчику, который может принять окончательное решение о неприемлемости дела. Дело может быть неприемлемым, если оно несовместимо с требованиями ratione materiae , ratione temporis или ratione personae или если дело не может быть рассмотрено по формальным основаниям, таким как неисчерпание внутренних средств правовой защиты, по истечении шести месяцев с момента последнее обжалуемое внутреннее решение, анонимность, существенная идентификация с делом, уже представленным в суд, или с другой процедурой международного расследования.

Если судья-докладчик решает, что дело может быть продолжено, дело передается в палату суда, которая, если не решит, что жалоба является неприемлемой, передает дело правительству государства, против которого подана жалоба, с просьбой Правительство представить свои замечания по делу.

Затем палата суда рассматривает и выносит решение по делу о его приемлемости и по существу

Дела, которые вызывают серьезные вопросы толкования и применения Европейской конвенции о правах человека , серьезный вопрос общей важности или которые могут отклоняться от предыдущего прецедентного права, могут рассматриваться в Большой палате, если все стороны в деле согласны с решением палаты. суд уступил юрисдикцию Большой Палате

Коллегия из пяти судей решает, принимает ли Большая Палата обращение.

Межгосударственные дела

Любое договаривающееся государство Европейской конвенции о правах человека может подать в суд на другое договаривающееся государство в связи с предполагаемыми нарушениями конвенции, хотя на практике это случается очень редко. По состоянию на 2021 год суд решил пять межгосударственных дел:

  • Ирландия против Соединенного Королевства (№ 5310/71), решение от 18 января 1978 г. о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении в Северной Ирландии (статья 3)
  • Дания против Турции (№ 34382/97), решение от 5 апреля 2000 г. о ратификации мирового соглашения в размере 450 000 датских крон в отношении гражданина Дании, задержанного в Турции (статья 3)
  • Кипр против Турции (IV) (№ 25781/94), решения от 10 мая 2001 г. об обращении с пропавшими без вести (статьи 2, 3 и 5), праве на возвращение греков, бежавших на юг (статья . 8, 13 и P1-1), права греков, все еще живущих на севере (статьи 3, 8, 9, 10, 13, P1-1, P1-2), и рассмотрение военными судами (статья 6) . Последующим решением от 12 мая 2014 г. было присуждено 90 миллионов евро в качестве «справедливой компенсации» (статья 41).
  • Грузия против Российской Федерации (I) (№ 13255/07), решение от 3 июля 2014 г. о коллективном изгнании грузин из России (статьи 3, 5, 13, 38, P4-4) и Россия, не сотрудничающая с суд (статья 38)
  • Грузия против Российской Федерации (II) (№ 38263/08), решение от 21 января 2021 г.

Консультативное заключение

Комитет министров может большинством голосов просить суд вынести консультативное заключение по толкованию Европейской конвенции о правах человека , если вопрос не касается содержания и объема основных прав, которые уже рассматриваются судом.

Erga omnes эффекты

Постановления ЕСПЧ имеют последствия erga omnes (то есть они потенциально являются обязательными для всех государств-членов), потому что суд «решает вопросы по соображениям государственной политики в общих интересах, тем самым распространяя судебную практику в области прав человека на все сообщество государств Европейской конвенции», хотя эффект erga omnes «не рассматривается всеми государствами-участниками как юридическое требование».

Пленум суда и администрации

Пленарный суд — это собрание всех судей суда. Судебных функций у него нет. Он избирает председателя суда, вице-президента, регистратора и заместителя регистратора. Он также занимается административными вопросами, дисциплиной, методами работы, реформами, созданием палат и принятием Регламента Суда.

Председатель Суда, два вице-президента (также президенты секций) и три других президента секций избираются Пленарным судом, президенты секций избираются Пленарным судом, формирование состоит из 47 избранных судей Суда. . Полномочия держателей продлеваются на три года. Они известны своей моралью и компетентностью. Они должны быть независимыми и несовместимы с другими функциями. Они не могут быть отозваны государством их происхождения, а могут быть отменены только по решению их коллег, принятому большинством в две трети голосов и по серьезным причинам.

Председателем суда на 2020 год является 48-летний Роберт Спано из Исландии.

Компетенция ЕСПЧ

В компетенцию суда входит прием жалоб от физических лиц, неправительственных организаций, групп частных лиц, которые стали объектами нарушений Конвенции. Суд не всегда считает дело подлежащим рассмотрению, лишь после использования всех внутренних средств защиты с точки зрения права. Здесь действует критерий исчерпанности.

По отношению к России ЕСПЧ признал достаточным для подачи жалобы рассмотрение дела судом первой и кассационной инстанций, надзорная инстанция эффективной не признана.

В Конвенции сказано, что Суд может принять дело к рассмотрению в течение полугода с момента принятия решения национальным судебным органом. Данный срок является пресекательным и лишает возможности рассчитывать на объявление жалобы приемлемой. Бывают отдельные случаи, когда ЕСПЧ принимает жалобу без вступившего в силу решения национального суда, если судопроизводство затягивается намеренно.

В полномочия Европейского суда по правам человека входит не принимать жалобу, если она анонимна или аналогична уже рассмотренной жалобе. Суд может объявить неприемлемой любую жалобу индивидуального порядка, если она несовместима с положениями Конвенции.

Если Суд определил жалобу приемлемой он:

  • рассматривает дело с представителями заинтересованных сторон, осуществляет расследование, если это необходимо;
  • способствует миролюбивому решению вопроса на основе положений Конвенции.

Заседания Суда носят открытый характер. Если дело рассматривается против государства, в заседаниях должен принимать участие судья от этого государства. Лица – участники судебных заседаний ЕСПЧ обеспечены иммунитетом от судебного разбирательства.

Страны не препятствуют ведению переписки с Судом. Если подавший жалобу находится под стражей, то письма доставляются и отправляются без задержки и изменения. Заключенный под стражу не подвергается дисциплинарному наказанию в связи с любыми сообщениями, отправленными через официальные каналы в Суд. Данные лица могут консультироваться с адвокатом в отношении заявления Суду или любых процедур, вытекающих из него.

Страны не препятствуют поездкам участников с целью присутствия в Суде и их возвращению.

Руководствуясь положениями Конвенции Суд может объявить о ее нарушении. Если внутреннее право высокой договаривающейся стороны может устранить это нарушение лишь частично, Суд имеет право присудить компенсационные выплаты потерпевшей стороне.

По просьбе Комитета министров ЕС суд может вынести консультативное заключение, касающееся толкования положений Конвенции. Решение Суда является окончательным и не обжалуется.

Если нарушение, которое признано судом, продолжает иметь негативные последствия для заявителя, принимаются индивидуальные меры во внутреннем праве. Государство-ответчик возмещает расходы заявителя, возобновляет разбирательство по делу.

Замечание 3

В 2004 году Комитетом министров ЕС была принята Декларация, в которой сказано об обеспечении эффективности исполнения Конвенции на национальном и европейском уровнях. Исполнение решения Суда контролируется Комитетом министров.

Государства имеют обязательства исполнять решения ЕСПЧ в добровольном порядке. Они принимают меры индивидуального и общего характера. Если Комитет министров констатировал факт отказа государства от исполнения решения Суда, он фиксирует невыполнение обязательств.

Меры общего характера сложны в определении и осуществлении. Чтобы решение ЕСПЧ было исполнено, а меры общего характера приняты, необходима большая аналитическая работа с целью выявления причин, которые привели к нарушениям. Это могут быть противоречия между законодательством и Конвенцией, отступление от законодательства, присутствие субъектного фактора.

Особенности рассмотрения жалоб Единолично судьей

Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения (статья 27 Конвенции).

В Регламент Суда введены новые правила, направленные на реализацию Конвенции в редакции 14 Протокола. Так Согласно правилу 18А (внесудебный докладчик) Регламента Суда «заседая в Единоличном составе, Суд будет пользоваться услугами внесудебных докладчиков, которые действуют под руководством Председателя Суда. Они образуют часть Секретариата Суда. Внесудебные докладчики назначаются Председателем Суда по предложению Секретаря». При этом согласно правилу 1 Регламента термин «внесудебный докладчик» означает члена секретариата назначенного для оказания помощи Единоличным судьям, предусмотренных в статье 25 § 2 Конвенции.

Данное положение направленно на реализацию статьи 24 Конвенции, согласно которой если Суд заседает в составе Единоличного судьи, Суд пользуется услугами докладчиков, которые осуществляют свои функции под руководством Председателя Суда.

В Регламент Суда добавлено новое Правило 52А (Производство у единоличного судьи).  В соответствии со Статьей 27 Конвенции Единоличный судья может объявить неприемлемой или исключить из списка дел Суда жалобу, поданную в соответствии со Статьей 34, если такое решение может быть принято   без   дальнейшего   рассмотрения.   Решение   должно   быть окончательным.   Заявителю   нужно   направить   письмо   и   сообщить   о решении.  В соответствии с пунктом 3 Статьи 26 Конвенции Единоличный судья не может рассматривать любую жалобу против Договаривающейся Стороны, в отношении которой избран судья

Если судья не принимает во внимание решение, предусмотренное в первом параграфе Правила 52 А, он должен передать жалобу в Комитет или в Палату для дальнейшего рассмотрения

Таким образом, практически полностью все действия по предварительному изучению жалобы поступившей в Суд, и подготовка по нему решения совершаются теперь членом секретариата – внесудебным докладчиком. Единоличный судья будет лишь принимать окончательное решение относительно приемлемости индивидуальной жалобы.

Что нужно сделать

Если ваш случай не подпадает ни под одно из ограничений, смело регистрируйтесь на сайте

ВАЖНО: при регистрации указывайте реальное свое имя и фамилию! Это необходимо нам для отслеживания жалоб и координации заявителя с юристом. 

Заполните ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ поля анкеты. Если вы пропустите хоть одно поле, жалоба не сгенерируется.
ВАЖНО: вы можете прерваться в любой момент, просто сохранив жалобу кнопкой: “сохранить черновик”
После того как заполните все поля программы, нажмите кнопку «Я все заполнил»

После этого вам на почту придет письмо-подтверждение того, что ваша жалоба получена и в течение недели наши юристы с вами свяжутся. Если вы не получите обратной связи, напишите, пожалуйста, на почту espch@ovdinfo.org.
Когда жалоба будет готова, наш юрист свяжется с вами и попросит подъехать в наш офис, чтобы подписать доверенности, согласие на обработку персональных данных и объяснения. 
Если вы все сделали правильно, ваша жалоба улетит в Страсбург. А вам осталось только запастись терпением и ждать решения.

ВАЖНО, что на заполнение генератора у вас есть ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ с момента заседания в суде апелляционной инстанции. Нашим юристам требуется время, чтобы проверить жалобу, в противном случае мы можем не успеть доделать и отправить жалобу. 

Изучить практику важно по нескольким причинам:

2. сам текст или логика постановлений Европейского суда должны быть включены в жалобу в ЕСПЧ.

И важно помнить, что в жалобе в Европейский суд следует избегать указаний на не имеющие отношения к делу факты и не приводить лишнюю аргументацию. Заявители часто ошибаются в том, что указывают все возможные доводы, которые только можно привести

Подобные жалобы теряют свою убедительность, а суть жалобы размывается лишними фактами. Отсекайте в жалобе второстепенные, не имеющие отношения к делу факты, а также лишнюю аргументацию.

Подготовка и подача жалобы в ЕСПЧ очень трудоемкий процесс, который требует значительных временных затрат. Период рассмотрения жалобы в ЕСПЧ может занять многие месяцы и получить отказ принятии жалобы в ЕСПЧ к рассмотрению по причине неправильного оформления формуляра жалобы в ЕСПЧ будет обидно.

Мы рекомендуем не терять времени даром, обратиться за помощью к , успешный опыт которых поможет в решении ваших проблем!

Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять

Заполнять формуляр следует при помощи компьютера. Можно заполнить на русском языке. Внимательно просматривайте каждый лист. Все галочки должны быть проставлены. Если на первом листе не заполнить, например, графу «пол», при том, что пол заявителя явно следует из имени и фамилии, то жалоба будет признана неприемлемой.

Страница 1 — о заявителе, его гражданстве, адресе и телефоне

Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.

Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.

1-ый лист формуляра

Страница 2 — против какого государства подаётся жалоба

Здесь всё ещё проще. Просто нужно поставить «галочку» в чекбоксе нужной страны. В нашем случае это «RUS — Российская Федерация».

2-ой лист формуляра

Страница 3 — представитель заявителя, когда заявителем является физическое лицо

3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.

Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.

В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.

3-ий лист формуляра

4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.

4-ый лист формуляра

Страницы 5, 6, 7 — суть жалобы (изложение фактов)

На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.

Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.

Страницы 5, 6, 7

Страницы 8 и 9 – какие статью Конвенции были нарушены

На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.

Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.

Страница 10 — о соответствии жалобы условиям приемлемости

На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.

Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.

Страница 11 – три вопроса об исчерпанности средств защиты

11-ая страница сводится к трём вопросам:

  1. Есть ли какие-то средства защиты, которыми заявитель не воспользовался.
  2. Пользовался ли заявитель другими международными средствами обжалования.
  3. Подавал ли заявитель ранее другие жалобы в ЕСПЧ.

Страница 12 — список приложенных документов

К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.

Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.

Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя

Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке

Страница 13 — комментарий, подпись и контактное лицо

На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.

После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.

Отправлять нужно со следующими реквизитами:

Кому The Registrar

Куда European Court of Human Rights, Council of Europe

Город Strasbourg — CEDEX

Страна France

Индекс F-67075

Как подать жалобу в ЕСПЧ

В ЕСПЧ следует обращаться, если были нарушены Ваши права в области:

        • Гражданского права
          • Свобода вероисповедания
          • Нарушение целостности семья, права создания семьи
          • Нарушение свободы выбора места жительства, рода занятий
          • Нарушение права на труд и отдых
          • Иные нарушения гражданских прав
        • Уголовного права
          • Условия содержания в СИЗО
          • Применение пыток и насилия при задержании
          • Нарушение порядка доследственных и следственных действий
          • Нарушение порядка исполнения приговора
          • Иные процессуальные нарушения
        • Вынесены решения о депортации, выдворении, экстрадиции, нежелательном пребывании на территории Р.Ф.
        • Иные административные нарушения
        • Нарушены ваши права, предусмотренные международной Конвенцией по правам человека, в области:

Подсудность дел по Европейской конвенции

Стоит обратить внимание на то, что в ЕСПЧ можно обращаться только по поводу защиты тех прав, которые гарантируются Конвенцией по правам человека. Речь идет про основополагающие человеческие права и достоинство личности, политические и некоторые социально-экономические права, а именно:

  • право на жизнь;
  • запрет на применение пыток по отношению к человеку;
  • свобода и неприкосновенность;
  • невмешательство в частную и семейную жизнь гражданина;
  • возможность свободно, беспрепятственно исповедовать любую религию, высказывать свои мысли;
  • право на проведение собраний и создание общественных организаций, движений и партий;
  • возможность вступать в брак;
  • гарантия защиты частной собственности;
  • право на получение достойного образования;
  • честные, свободные и демократичные выборы;
  • право не быть осужденным дважды за одно и то же правонарушение;
  • гарантия иностранцам, что они не будут высланы из страны без законных на то оснований;
  • равноправие мужчины и женщины.

Именно такие дела рассматривает Европейский суд по правам человека.

Что такое пилотное постановление ЕСПЧ?

Бывает, что в государстве есть некая системная, структурная проблема. Например, решения национальных судов систематически не исполняются годами. Или обвиняемые в совершении преступлений держаться в нечеловеческих условиях в СИЗО.

Когда в ЕСПЧ обращается заявитель, и судьи ЕСПЧ видят, что он обратился именно со структурной проблемой, то они могут начать процедуру пилотного постановления. То есть постановления, в котором будет говорится о структурной проблеме.

Впервые ЕСПЧ применил процедуру пилотного постановления в постановлении от 22 июня 2004 года в деле «Брониовски против Польши».

Новое препятствие или инновация?

Предложения по созданию нового суда президент поручил предоставить до 1 июня. Ответственными за это назначены председатель Верховного судаВячеслав Лебедев и глава Минюста Константин Чуйченко.

«Если это будет заградительный этап перед подачей жалобы в ЕСПЧ, то, конечно, я не поддерживаю инициативу. Судебные органы власти государства не могут идти вразрез с ЕСПЧ», — отмечает адвокат Андрей Саунин.

По его мнению, новая судебная инстанция может стать препятствием в случае, если для подачи жалобы в ЕСПЧ нужно будет сначала обратиться в такой суд

«И второй важный момент, на который хочу обратить внимание: весьма вероятно, что решения этого суда будут формальными, а компенсации для граждан будут кратно заниженными в сравнении с компенсациями, которые присуждает ЕСПЧ. Обратное в этом предложении мне сложно представить», — добавил он

Вячеслав Федулов, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права университета «Синергия» говорит, что создание подобного органа является необычным и в какой-то мере инновационным, но стать аналогом ЕСПЧ данный институт, к сожалению, не в состоянии в силу разницы правовых статусов и самой природы этих судебных органов.

«Создание такого суда позволяет проследить траекторию дальнейшего развития правовой системы Российской Федерации. По своей природе судебная система любого государства достаточно консервативна, в связи с чем какая-либо модернизация может сказаться как на эффективности её функционирования, так и появлении проблем, неизбежно возникающих при создании нового института», — поделился эксперт своим мнением.

Он напоминает, что в России уже создавали отдельный суд по интеллектуальным правам, то есть в стране есть механизм появления расширения специализированных судов. Подобное существует в судебной системе Германии.

«Европейский Суд по правам человека является наднациональным конвенционным судебным органом, который создан государствами в силу норм международного права; в свою очередь, российский суд по правам человека при появлении будет вписан в архитектуру национальных судебных органов, обладающих собственной компетенцией. Можно предположить, что гораздо большее развитие эта идея может получит не в рамках Российской Федерации, а в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), являющегося современной международной платформой сотрудничества государств регионального уровня», — объяснил эксперт.

Протесты ни при чём

Доцент кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС, кандидат юридических наук Георгий Алексеев считает, что если президент поручил создать суд по правам человека, то значит подобный орган действительно необходим.

«Конституционный суд России по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность нормативных актов, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Конституционный суд загружен такими обращениями и создание специализированного суда, уполномоченного рассмотреть жалобу на нарушение конституционных прав и свобод по существу — идея правильная и своевременная», — рассказал эксперт.

При этом он обращает внимание, что если Российская Федерация останется в составе Совета Европы, то с решениями ЕСПЧ придётся и далее считаться, однако уже сейчас их исполнение обязательно только в случае признания таких решений Конституционным судом России не противоречащими публичному порядку РФ. Алексеев не думает, что решение президента о создании отдельного органа по правам человека как-то связано с недавними протестами в поддержку Алексея Навального

Алексеев не думает, что решение президента о создании отдельного органа по правам человека как-то связано с недавними протестами в поддержку Алексея Навального.

«Исполнительная власть не склонна переоценивать протесты настолько, чтобы создавать для их разрешения специализированные судебные инстанции. Вместе с тем проблемы при рассмотрении ЕСПЧ дела о нарушении ст. 2 Римской конвенции в отношении Алексея Анатольевича Навального могут вызвать трудности с участием РФ в работе Совета Европы, и тем самым вопрос создания Российского суда по правам человека ещё больше актуализируется», — заключил Георгий Алексеев.

Жалоба попала в суд. Каково дальнейшее движение жалобы в ЕСПЧ?

Жалобы поступают в Центральный почтовый отдел Суда. Там жалобы сортируют и отправляют их в юридическое подразделение, которое занимается жалобами из соответствующей страны. Жалоба из России попадёт в юридическое подразделение, занимающееся Россией.

Далее жалобе присваивается номер, и её изучает юрист. Он оценивает жалобу по критериям приемлемости и готовит соответствующий доклад для единоличного судьи, Комитета или Палаты. Если юрист укажет, что жалоба не соответствует критериям приемлемости, то жалоба отправится к единоличному судье и это с высокой долей вероятности означает, что жалоба будет признана неприемлемой и отклонена. Таким образом именно юрист Секретариата определяет путь жалобы: единоличному судье, Комитету или в Палату.

При этом только Комитет и Палата имеют право вынести постановление — то, что так нужно заявителю.

Судьи ЕСПЧ

Формирование судейского корпуса происходит следующим образом. Количество судей соответствует общему числу государств — членов Совета Европы. На данный момент в эту организацию вступило 47 европейских государств.

Выборы судей происходят по таким правилам. Государство подает список из трех кандидатур, которые соответствуют определенным критериям по образованию и стажу работы по специальности. Специально уполномоченные лица ЕСПЧ из этого списка уже и выбирают судью, который будет представлять государство. Срок каденции судьи — 9 лет. Возможно повторное переизбрание. Максимальный срок работы судьи в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) — 18 лет.

Евросуд

Столь высокий судебный орган имеет широкие правовые полномочия, поскольку все его решения обязательны к исполнению страной, ратифицировавшей Конвенцию. К таким странам относится и Россия

В то же время, важно понимать, что ЕСПЧ не является высшей судебной инстанцией по отношению к национальным судебным актам. Так, приговор нельзя обжаловать после прохождения российских инстанций в ЕСПЧ, но можно обратиться с жалобой на нарушение прав человека, затронутых этим приговором

Рассмотрев жалобу, Европейский суд вправе признать, что нарушение прав человека имело место и обязать государство компенсировать потери заявителя.

Граждане разных стран довольно часто обращаются за защитой в Страсбург, пройдя перед этим все инстанции у себя на родине. Ежегодно ЕСПЧ рассматривает сотни тысяч жалоб от заявителей, и в определенных случаях их доводы признают обоснованными, им присуждают компенсацию. Что касается нашей страны, россияне чаще всего жалуются в ЕСПЧ на нарушение права на свободу, личную неприкосновенность и на справедливое судебное разбирательство.

В соответствии с положениями ст. 34 Конвенции, абсолютно любое физическое или юридическое лицо (неправительственная организация) могут подать жалобу в Страсбургский суд, если сочтут, что основные права и свободы нарушены.

Можно обратиться за квалифицированной помощью юристов-международников, специализирующихся на составлении и подаче обращений в Евросуд. Если финансовой возможности оплатить услуги юриста нет, при желании и должной внимательности можно попробовать обратиться в Страсбург самостоятельно. Кстати, за рассмотрение жалобы госпошлина или иные сборы этим судом не взимаются.

Выводы о процедуре рассмотрения жалоб Европейским судом

Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ предполагает, что первоначально жалоба попадает в Центральный почтовый отдел суда, далее — в юридический департамент, а оттуда — юристу, который присваивает жалобе номер и изучает её на предмет приемлемости.

Юрист направляет жалобу единоличному судье, в Комитет или Палату с рекомендациями рассмотреть жалобу или признать её неприемлемой.

Только Комитет или Палата разрешают жалобы по существу, то есть выносят постановление. В постановлении может быть указано, что нарушения Конвенции нет или что оно имело место.

Постановления направляются сторонам, Комитету министров Совета Европы и иным лицам.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ