Статья 353. трудового кодекса рф. государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Оглавление

Ответственность за нарушение трудового законодательства

За нарушение трудового законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Основным видом нарушений трудового законодательства являются административные правонарушения. Именно их обычно устанавливают инспекторы труда. Рассмотрим меры ответственности за наиболее распространенные нарушения.

Так, ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает общую норму: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 1000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Значительно реже на практике встречается применение ст. 5.28 КоАП РФ: уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Непредоставление же работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, в соответствии со ст. 5.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ).

Административная ответственность предусмотрена также за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению, административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб. А увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки предполагает ответственность в виде административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. ст. 5.31, 5.34 КоАП).

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена ст. 143 УК РФ

Так, нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Хотелось бы обратить особое внимание на размеры штрафов: по ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда индивидуальными предпринимателями влечет наложение штрафа в размере до 5000 руб., юридическими лицами — до 50 000 руб

Кроме этого, предусмотрено приостановление деятельности до 90 суток.

Учимся на ошибках

Руководителю не стоит проявлять самонадеянность, полагаясь на многолетний опыт работы или на тот факт, что недавно приводилось все в порядок.

Дело в том, что с появлением компьютерной техники количество бумаг на предприятиях только выросло. Наверное, оттого, что теперь они не пишутся от руки, а копируются и печатаются и перепечатываются.

Лучше заранее разложить все по полочкам и, если подобная проверка недавно была в ближайшей организации, связаться и уточнить подробности.

Ведь документы имеют свойство обновляться и видоизменяться, и лучше поучиться на чужом опыте.

Проверка может проводиться достаточно долго, но не более чем 3 рабочие недели.

Иногда проверяющие могут счесть нужным продлить этот срок.

Собственно говоря, опытным инспекторам и 20 дней будет много, чтобы выявить такие распространенные нарушения, как:

  • отсутствие подписей работников в инструкциях, положениях, трудовых договорах, свидетельствующее о том, что ознакомление либо не проводилось, либо работник не получил свой экземпляр трудового договора;
  • отсутствие на месте трудовой книжки или своевременной записи о перемещениях по службе;
  • или, напротив, обнаружение лишних трудовых книжек давно уволившихся сотрудников, что является нарушением сроков выдачи трудовой книжки после увольнения, а возможно, и несвоевременной выплаты окончательного расчета и др.

Подтвердить факт получения сотрудником второго экземпляра договора можно либо его подписью и датой с пометкой «второй экземпляр получен», либо отдельным журналом, в котором фиксируются все выдачи договоров.

Локальные акты не должны представлять собой догму, которая создана раз и навсегда. Все положения видоизменяются в соответствии с изменениями, внесенными в российское законодательство.

По результатам проверки непременно составляется акт, один экземпляр которого остается у работодателя. В соответствии с актом выносится предписание по устранению нарушений либо принимается решение о наложении штрафа.

Плановая проверка

Вышестоящая организация проверяет подведомственную на предмет соблюдения, например, трудового законодательства в процессе деятельности. Проверочные мероприятия в отношении учреждения идут на основании утвержденного плана. Закон региона может определять их периодичность, например, в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 23.12.2016 № 683-121) — не чаще 1 раза в 3 года.

Ежегодный план содержит такие сведения:

  • название подлежащего проверке учреждения и места его деятельности;
  • цель, основание мероприятий по контролю;
  • даты начала и окончания;
  • название органа власти, который проверяет организацию.

Основанием для включения подведомственного учреждения в ежегодный план может быть окончание 3 лет с момента:

  • госрегистрации подведомственного учреждения;
  • осуществления последних контрольных мероприятий.

О проведении плановой проверки предупредят заранее, за 3 рабочих дня до ее начала.

Плановая проверка может проводиться в форме:

  • проверки документов;
  • выездной.

Как оформить результаты

Порядок проведения проверок различными органами при ведомственном надзоре одинаков, но результат и цели отличаются. При государственном ведомственном контроле цель — разобраться в причинах возникновения нарушений. Результат проверки оформляется в форме акта, который затем вручается под подпись должностному лицу проверяемой организации для подготовки объяснений по выявленным нарушениям. В оформленном акте нужно указать:

  • число, время и место составления;
  • наименование проводившего проверку органа;
  • реквизиты распорядительного документа, на основании которого шла проверка;
  • Ф.И.О. и должности аудиторов;
  • наименование учреждения, которое было проверено;
  • даты и период проведения контрольных процедур;
  • информацию по итогам, включая обнаруженные отклонения и лица, их допустившие;
  • информацию об ознакомлении или отказе ознакомиться с актом представителей проверенного учреждения;
  • подписи аудиторов, которые провели контрольные процедуры.

К акту проверки нужно приложить документы-обоснования по обнаруженным отклонениям (протоколы, объяснения и т. п.).

Документ формируется по окончании мероприятий в 2 экземплярах. Один передается в проверенную организацию под подпись. При отказе поставить подпись нужно составить акт об этом факте. Далее можно направить акт заказным письмом с уведомлением по почте.

Проверенное учреждение может предоставить документ с разногласиями с приложением подтверждающих позицию бумаг. В случае отказа работодателя дать такие пояснения в акте делается соответствующая отметка.

Общие требования

Порядок проведения проверок и основания регламентированы ст. 360 ТК РФ и Федеральным законом № 294 о защите прав юрлиц и предпринимателей при осуществлении надзора. К ведомственному контролю относятся:

  • допустимые виды проверок (плановые, внеплановые, целевые, комплексные);
  • конкретные должности, имеющие право на его осуществление;
  • правила оформления результатов инспекций;
  • периодичность и плановость проверок.

Проверке подлежат:

  • правильность составления трудовых договоров, соответствие их содержания требованиям ст. 57 ТК РФ;
  • соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха;
  • соблюдение трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
  • своевременность направления работников на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;
  • оплата труда, соответствие заработной платы МРОТ и в случае допущенных задержек или невыплат выполнение работодателем требований материальной ответственности сторон трудового договора.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Внеплановая проверка

Такой вид проверки призван осуществить мониторинг соблюдения трудовых норм в отношении работников, а также устранение отклонений предыдущих мероприятий.

Основания для включения во внеплановую проверку:

  • окончание периода для устранения нарушений по итогам предыдущей проверки;
  • получение вышестоящим органом обращения по поводу нарушений в подведомственной организации.

По факту принятия решения о внеплановом контроле вышестоящая организация разрабатывает и утверждает распорядительный акт. Внеплановая проверка осуществляется в форматах изучения документов или выездном.

Понятие трехступенчатого контроля

Специалисты по охране труда в силу своих должностных обязанностей отвечают за ОТ в первую очередь. Однако, если производство объемно, численность персонала велика, этого может быть недостаточно для обеспечения безопасности труда. Применяется и оперативный контроль со стороны руководителей предприятия, и общественная разновидность контроля (его осуществляет профком в лице представителей). Одним из наиболее значимых частей системы управления и охраны труда (СОУТ) является трехступенчатый контроль: сплошной, постоянный контроль выполнения норм ОТ, который ведется ежедневно, еженедельно, ежемесячно руководителями всех уровней в организации:

  • 1 ступень (уровень) – контроль со стороны непосредственных руководителей работ (технологи, механики, мастера и др.) по вверенным им объектам контроля. Ежедневный.
  • 2 ступень (уровень) – контроль со стороны начальников участков, цехов, стройплощадок, и лиц, замещающих их в рамках этих подразделений. Еженедельный.
  • 3 ступень (уровень) – контроль со стороны главных специалистов и руководителей предприятия в целом на предмет соблюдения правил ОТ. Ежемесячный.

На заметку! Контроль первого уровня обычно осуществляют в начале дня или смены, при работе в условиях повышенной опасности – и в продолжение их.

Вопрос: Необходимо ли вести 3-ступенчатый контроль на предприятии, если предприятие небольшое, штат около 230 чел., из них во вредных и опасных условиях труда работают 25 чел., имеются производственные цеха, отрасль предприятия — связь? Посмотреть ответ

Что может привести инспекцию «в гости»?

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.

Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.

Структура организации Роструд

Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.

  1. Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
  2. Контроля над занятостью всех групп населения.
  3. Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
  4. Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
  5. Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
  6. Информационных технологий.
  7. Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
  8. Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.

Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.

Территориальные подразделения

Роструд ведет свою деятельность через территориальные государственные подразделения, среди которых:

  • столичные и региональные центры занятости населения, обеспечивающие работодателям доступ к базе данных претендентов на вакансию, а гражданам, ищущим работу: подходящие рабочие места. В центрах работники могут пройти курс переобучения, устроиться на работу по другому профилю;
  • инспекции по труду, призванные отслеживать нарушения и бороться с ними в каждом из субъектов Российской Федерации;
  • управления, регулирующие коллективные споры. Возникла тенденция разделения этих организаций по сферам деятельности работников. Например, не так давно создано объединение театральных работников, призванное урегулировать споры, возникающие исключительно в театральной среде.

Все ли стерпит бумага?

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Задачи и полномочия ФИТ

На основании ст.355 ТК существует ряд задач, которые находятся в области решения деятельности ФИТ:

  • обеспечивать следование и защиту трудовых прав и свобод людей, сюда же входит право на ряд надежных условий труда;
  • гарантировать то, чтобы работодатели следовали трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам, в состав которых входит ряд норм трудового права;
  • гарантировать направление работодателю и работникам данные относительно самых эффективных средств и методов следования положениям трудового законодательства и нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
  • доводить до сведения необходимого органа государственной власти факты нарушений, действий или злоупотреблений, не попадающих по действие закона и иного нормативно-правового акта.

Один из ключевых принципов работы государственного инспектора труда состоит в самостоятельности, которая говорит о том, что государственный инспектор труда во время реализации своих прав и обязанностей:

  • выступает в качестве полномочного представителя государства и находится под его защитой;
  • самостоятелен от государственного органа и должностного лица;
  • руководствуется исключительно Конституцией РФ, федеральным законом и иным нормативно-правовым актом.

Для того чтобы выполнять поставленные задачи, ФИТ предоставляют ряд широких полномочий, осуществить которые возможно исключительно при соблюдении вышеуказанных принципов.

Рассмотрим ключевые данные полномочия:

заниматься государственным надзором и контролем за тем, как соблюдаются в компаниях трудовое законодательство и ряд иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
анализировать обстоятельства и причины нарушений, которые выявлены, в результате чего важно принять меры относительно устранения и восстановления прав граждан, которые были нарушены;
рассматривать на основании законодательства РФ ряд дел относительно административных правонарушений;
направлять в необходимом порядке соответствующую информацию в ряд федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов;
заниматься надзором и контролем за тем, как соблюдается установленная система расследований, а также как учитываются несчастные случаи во время производства;
обобщать практику использования, анализировать то, что стало причиной нарушения трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, подготавливать соответствующие предложения по их улучшению;
анализировать картину и причины производственного травматизма и работать над предложениями относительно его профилактики, принимать участие в процессе расследования несчастных случаев на производстве или проводить такие расследования независимо;
принимать необходимые меры относительно привлечения в необходимом порядке ряд квалифицированных специалистов для того, чтобы обеспечить применение положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые относятся к охране здоровья и безопасности сотрудников в момент их деятельности, а также относительно получения данных о воздействии используемых методов, применяемых материалов и способов на состояние здоровья и безопасность сотрудника;
запрашивать у федерального органа исполнительной власти и его территориального органа, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, органа прокуратуры, судебного органа и иных компаний и безвозмездно получать от них данные, необходимые для того, чтобы выполнить возложенные на ФИТ задачи;
проводить личный прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и другие обращения сотрудников относительно нарушения их трудовых прав, принимать меры относительно устранения нарушений, которые выявлены, и восстанавливать нарушенные права;
информировать и консультировать работодателя и работника относительно вопросов соблюдения трудового законодательства и ряда других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права;
информировать общественность относительно выявления нарушений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, проводить разъяснительную работу относительно трудовых прав сотрудников;
подготавливать и публиковать ежегодные доклады относительно соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, которые содержат ряд норм трудового права, и представлять их в необходимом порядке Президенту РФ и Правительству РФ.

Особенности классификации органов государственного надзора и контроля за соблюдением ТК РФ

На основании ст.1 ТК ряд отношений государственного контроля (надзора), профессионального контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство, (сюда же входит законодательство об охране труда) и ряд иных нормативно-правовых актов, которые включают в себя нормы трудового права, относят к другим, напрямую связанным с трудовыми, отношениям. Исходя из этого, можно сказать, что отношения, которые рассматриваются, можно воспринимать как предмет трудового права.

На основании ст.2 Конституции РФ под признанием, соблюдением и защитой прав и свобод гражданина понимается обязанность государства. Конституционные права относительно защиты трудовых прав работников государство реализует при помощи формирования и контроля деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права.

Система данных органов подлежит классификации. Речь идет о:

  • органах, которые занимаются государственным контролем (надзором) за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, во всех компаниях в России. Это органы ФИТ;
  • органах, которые занимаются государственным контролем за тем, как соблюдаются правила относительно надежного осуществления работ в отдельных направлениях и на ряде объектов промышленности. Это ряд федеральных органов исполнительной власти относительно надзора в установленных областях деятельности;
  • органах, которые осуществляют контроль внутриведомственного государственного характера за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, в ряде подведомственных организаций;
  • органах, которые занимаются осуществлением государственного надзора за тем, насколько точно и единообразно исполняется трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, которые содержат ряд норм трудового права. Речь идет о Генеральном прокуроре РФ и ряде подчиненных ему прокуроров на основании федерального закона «О прокуратуре РФ».

Определение 1

Под федеральной инспекцией труда (ФИТ) понимается единая структура государственных органов централизованного характера, которая осуществляет надзор и контроль за тем, как соблюдается трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, в состав которых входит ряд норм трудового права, в РФ.

Данная структура выражается в сумме государственных инспекций субъектов РФ на основании территориального деления страны.

Осуществляет руководство ФИТ главный государственный инспектор труда РФ. За назначение его на должность и за освобождение от должности отвечает Правительство РФ. Для руководителя Департамента государственного надзора и контроля за тем, как соблюдается законодательство о труде и охране труда Минтруда РФ свойственно выступать в качестве заместителя главного государственного инспектора труда РФ. В качестве заместителей руководителя данного департамента выступают главный государственной правовой инспектор труда РФ и главный государственный инспектор РФ по охране труда.

Замечание 1

Важно отметить, что руководители отделов упомянутого выше департамента и ряд их заместителей выступают в качестве главных государственных инспекторов труда. Для управляющих государственными инспекциями труда свойственно выступать в качестве главных государственных инспекторов труда по необходимой местности, а для их заместителей – в качестве заместителя главного государственного инспектора труда по необходимой местности

Для управляющих государственными инспекциями труда свойственно выступать в качестве главных государственных инспекторов труда по необходимой местности, а для их заместителей – в качестве заместителя главного государственного инспектора труда по необходимой местности.

Среди ключевых принципов работы ФИТ и ряда ее должностных лиц выделяют принцип уважения, следования и защиты прав и свобод гражданина и человека, объективности, законности, гласности и независимости.

Статья 366. Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Часть вторая утратила силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.