Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Административная ответственность директора организации за налоговые правонарушения

Штрафы, установленные НК РФ за неуплату налогов и неисполнение других налоговых обязательств, налагаются на организацию как налогоплательщика. Должностное лицо организации, занимающее должность ее директора, не может быть оштрафовано по НК РФ, так как не является налогоплательщиком, а выступает в качестве наемного сотрудника.

За допускаемые налоговые нарушения директор организации несет административную ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ. При этом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее директора от административной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ). 

Это значит, что за одно и то же налоговое нарушение могут быть одновременно оштрафованы и организация, и ее руководитель. Например, если компания просрочит сдачу налоговой отчетности, ее привлекут к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, а ее директора – по ст. 15.5 КоАП РФ.

В настоящее время руководители организаций-налогоплательщиков могут быть оштрафованы по целому ряду составов административных правонарушений в области налогообложения. Отдельно им посвящена глава 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов…». Для большей наглядности представим существующие для директоров компаний штрафы за налоговые правонарушения в виде таблицы.

Что такое налоговое правонарушение?

Ну а теперь можно перейти к такому вопросу, как налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. В первую очередь нужно понять, как трактует понятие «правонарушение» Налоговый кодекс.

Логично предположить, что правонарушение – это действие (или бездействие), которые противоречат действующему законодательству. Признаками налогового правонарушения являются:

Вина: факт умышленного или неумышленного нарушения законов по налогообложению был доказан.

Умысел: нарушитель понимал, что он идёт против закона, но ничего не предпринимал, чтобы прекратить свои действия (или бездействия) и избежать нанесения ущерба государству.
В качестве добавочного признака фигурирует неосторожность: нарушитель не знал, что его действия противоречат законодательству и что он наносит ущерб государству. Вместе с тем незнание закона не освобождает его от налоговой ответственности.

Материальная ответственность директора за налоговые правонарушения

Директор обязан действовать в интересах возглавляемой им организации добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В противном случае по требованию организации или ее учредителей директор должен возместить убытки, причиненные допущенным нарушением. 

В этих случаях директор несет материальную ответственность перед организацией за убытки, причиненные его виновными действиями или бездействием, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

По делу о взыскании убытков организация должна доказать в совокупности следующие обстоятельства:

  • директор не исполнял или ненадлежащим образом исполнял возложенные на него обязанности;
  • наличие причинно-следственной связи между причиненными организации убытками и нарушением обязательств со стороны директора;
  • размер понесенных убытков.

Если неуплата налога и последующее его доначисление вместе с пенями и штрафом произошли именно по вине директора, то это не значит, что организация сможет взыскать с него уплаченную налоговую недоимку. Дело в том, что под убытками всегда понимают расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (ст. 15 ГК РФ).

В свою очередь, обязанность по уплате налогов и сборов всегда несет сама организация, а не ее руководство и другие должностные лица. Возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога связано с появлением объекта налогообложения, а не с теми или иными действиями его руководства.

Уплачивая суммы, доначисленные по причине несвоевременно или не в полном объеме уплаченных налогов, организация не восстанавливает свое нарушенное право. Она всего лишь исполняет возложенную на нее законную обязанность. Эта обязанность существует вне зависимости от того, нарушало ли руководство плательщика налоговое законодательство или нет.

Поэтому доначисленная организации налоговая недоимка не является убытками и не может быть взыскана с ее директора (определение Верховного Суда РФ от 29.10.2019 № 307-ЭС18-17204). Иначе возникала бы ситуация, при которой обязанность по уплате налогов перекладывалась бы с налогоплательщика на третьих лиц (директора), что недопустимо.

Вместе с тем законодательство и арбитражные суды допускают возможность взыскания с директоров налоговых санкций в виде пеней и штрафов, доначисляемых организациям-налогоплательщикам. 

Такие пени и штрафы, уплачиваемые по вине руководства налогоплательщиков, как раз и являются дополнительными и непредвиденными расходами, которые налогоплательщик вынужден нести в связи с незаконными действиями его директора. Соответственно, налоговые санкции в определенных ситуациях, а именно при неправомерных виновных действиях руководства налогоплательщика, могут рассматриваться в качестве убытков плательщика (письмо Минфина от 22.08.2014 № 03-04-06/42105).

И если незаконные действия руководителя организации по занижению налоговой базы и ненадлежащей уплате обязательных платежей приводят к начислению штрафов и пеней, то данные налоговые санкции могут быть взысканы с директора (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.03.2016 № А78-6413/2013). 

Ответственность бухгалтера:

  • Cубсидиарная ответственность бухгалтера: когда наступает и как избежать
  • Ответственность бухгалтера за допускаемые в работе ошибки и правонарушения

Срок давности

Срок давности привлечения к налоговой ответственности – всего три года, то есть любые невыплаты обязательных платежей до него никак не учитываются в ходе разбирательства по конкретному правонарушению (правда, если лицо привлекалось ранее к ответственности по аналогичному преступлению, это будет считаться отягощающим обстоятельством, после которого сумма штрафа вырастет в несколько раз). На размер компенсационных выплат государству влияет сумма налогов, которая не была уплачена. Если за три года она превысила 600 тысяч рублей, то уклонение от уплаты налогов будет считаться уже преступлением в особо крупных размерах и грозит реальным судебным сроком.

Материальная ответственность работодателя

Вопросам материальной ответственности работодателя перед работником посвящена гл. 38 ТК РФ. Согласно ее положениям работодатель возмещает работнику материальный ущерб в случаях:

  • незаконного лишения возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);
  • причинения ущерба имуществу работника (ст. 235 ТК РФ). Работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба;
  • задержки выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ);
  • причинения морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Т.Скакунова

Главный бухгалтер

компании GSL Law & Consulting

И.Штукмастер

Старший юрист

компании «Пепеляев Групп»

Ю.Урбан

Старший юрист

ООО «ФБК»

Ответственность за задолженность ограничена сроком

В силу НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).

Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ ( НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

Косвенные налоги

Следующая категория обязательных отчислений – косвенные налоги, избежать которых не может ни один человек. Дело в том, что определённый процент стоимости любого товара и услуги пойдёт на уплату налоговых отчислений его производителем. Де-факто налог выплачивает потребитель, а производитель, получивший от него средства на выплаты, только передаёт их в налоговые органы.

Здесь существует четыре вида отчислений: универсальные (ими облагается большая часть товаров на рынке), индивидуальные (здесь речь идёт уже об отдельных группах товаров, например, недвижимость, ювелирные изделия), фискальные монополии (имеются в виду пошлины на определённые документы, которые выдать может только государство – свидетельства о рождении и смерти, лицензии и так далее) и таможенные пошлины (они являются неотъемлемой частью стоимости импортируемого или экспортируемого товара).

По мнению экспертов, налоговая дисциплина касательно этой группы обязательных отчислений гораздо выше, чем у прямых налогов: уклониться от косвенных отчислений гораздо сложнее. Кроме того, именно косвенные налоги являются одним из главных источников пополнения бюджета.

Вина и умысел

Пленум ВС РФ указал, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов наступает только в том случае, если оно совершено с прямым умыслом (п. 8 Постановления).

Поясним, что это означает.

По общему правилу лицо привлекается к уголовной ответственности только при наличии вины

Существует две формы вины: умысел и неосторожность

Умысел, в свою очередь, подразделяется на прямой и косвенный.

Так, преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

То есть, совершая преступление с прямым умыслом, лицо желает наступления предвидимых им общественно опасных последствий, хочет этого, направляет свои усилия на наступление таких последствий.

При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (ст. 25 УК РФ).

А преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности (ст. 26 УК РФ)

Так вот, Пленум ВС указал, что совершение налогового преступления возможно только с прямым умыслом. Только в этом случае лицо, совершившее правонарушение, привлекается к уголовной ответственности.

При этом, по мнению Пленума ВС, при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать и нормы налогового законодательства: обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении.

К таким обстоятельствам относятся:

  1. совершение деяния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
  2. совершение деяния налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  3. выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;
  4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Таким образом, если данные обстоятельства имеют место, необходимо признать отсутствие умысла у лица, совершившего налоговое правонарушение. Как следствие, данное лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Соответственно, совершение налогового правонарушения по неосторожности или с косвенным умыслом не влечет уголовной ответственности. Здесь следует отметить, что в отличие от уголовной налоговая ответственность наступает при любой форме умысла, а также и за совершение налогового правонарушения по неосторожности (ст

110 НК РФ). Иными словами, штраф в смысле Налогового кодекса могут применить при любом отношении к содеянному, а вот ответственность по налоговой статье УК РФ — только при совершении преступления с прямым умыслом

Здесь следует отметить, что в отличие от уголовной налоговая ответственность наступает при любой форме умысла, а также и за совершение налогового правонарушения по неосторожности (ст. 110 НК РФ)

Иными словами, штраф в смысле Налогового кодекса могут применить при любом отношении к содеянному, а вот ответственность по налоговой статье УК РФ — только при совершении преступления с прямым умыслом.

Административная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Субъект правонарушения (Генеральный директор/Главный бухгалтер)

Содержание правонарушения

Штрафные санкции

Статья КОАП

Примечание

Главный бухгалтер

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности, занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета

Штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности (занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета) в размере от 2000 до 3000 руб.

ст. 15.11 КоАП РФ

Субъектами правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности, или главный бухгалтер как лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности

Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Штраф за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в размере от 300 до 500 руб.

ст. 15.6 КоАП РФ

Непредставление в срок бухгалтерской отчетности в ИФНС и органы статистики

За непредставление в установленный срок либо отказ от представления в инспекцию документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление информации в неполном объеме или в искаженном виде грозит штраф в размере от 300 до 500 руб.

ч. 1 ст. 15.6, ст. 19.7 КоАП РФ

Непредставление в срок налоговых деклараций и других документов в ИФНС, отчетности в ПФР и ФСС

За непредставление в установленный срок либо отказ от представления в инспекцию документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление информации в неполном объеме или в искаженном виде грозит штраф в размере от 300 до 500 руб.

ч. 5 ст. 14.5, ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ

Нарушение кассовой дисциплины

Нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

Генеральный директор

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Если указанное нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, то оно влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.;

п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ

Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.;

ст. 15.4 КоАП РФ

 Нарушение сроков представления налоговой декларации

Нарушение влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

ст. 15.5 КоАП РФ

Субъектом ответственности является руководитель организации при отсутствии в штате главного бухгалтера.

При наличии в штате главного бухгалтера к ответственности привлекается главный бухгалтер.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Штраф в размере от 300 до 500 руб.

ст. 15.6 КоАП РФ

Субъектом правонарушения является главный бухгалтер организации.

При отсутствии в штате главного бухгалтера — руководитель.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

Штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности (занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета) в размере от 2000 до 3000 руб.

ст. 15.11 КоАП РФ

Субъектами правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности, или главный бухгалтер как лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности

В каких случаях наступает уголовная ответственность

Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает только в том случае, если налоги не уплачены в крупном или особо крупном размере.

При этом крупный и особо крупный размер для налогов с физических лиц и налогов с организаций является различным.

Для налогов с физических лиц крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 300 тыс. руб.

Особо крупным размером является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб. (ст. 198 УК РФ).

Пример 1. Гражданин РФ получил доход от использования принадлежащей ему недвижимости в размере более 1 млн руб., однако налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не подал, НДФЛ в размере более 130 тыс. руб. не заплатил.

При этом доля неуплаченного налога превысила 10% от подлежащего уплате налога.

В данном случае гражданин подлежит уголовной ответственности за уклонение от уплаты НДФЛ путем непредставления налоговой декларации, совершенное в крупном размере.

Пример 2. Индивидуальный предприниматель осуществляет два вида деятельности.

По одному виду он уплачивает ЕНВД, по другому — применяет УСН.

От осуществления предпринимательской деятельности, по которой применяется УСН, предприниматель получил доход, однако в налоговой декларации, представленной в налоговый орган по месту жительства, его размер указан им в заниженном размере. В результате им заплачено налога на 100 тыс. руб. меньше.

Налог с дохода от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, предприниматель уплатил полностью.

В следующем году он указал доход от деятельности, переведенной на уплату УСН, также в заниженном размере и недоплатил в бюджет налог в размере 40 тыс. руб.

Налог с дохода от деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, предприниматель уплатил полностью.

Сумма неуплаченного налога за два года составила 140 тыс. руб.

Однако за этот период предприниматель уплатил налог в сумме 1 500 000 руб.

В данном случае сумма неуплаченного налога составила менее 10% подлежащих уплате сумм налога, поэтому предприниматель не подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Для налогов с организаций крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых (календарных) лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 500 тыс. руб.

Особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 7 млн 500 тыс. руб. (ст. 199 УК РФ).

Обращаем внимание, что при исчислении крупного или особо крупного размера неуплаченного налога складывается сумма всех неуплаченных налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд (п. п

11, 12 Постановления).

Классификация НП

Чтобы правильно определить меру ответственности, необходимо отличать различные типы НП, выделяемые в зависимости от:

  • объекта, на который было направлено деяние;
  • характера и «адресности» НП;
  • сферы применения Налогового кодекса, в которой было совершено нарушение;
  • категории самого нарушителя;
  • состава нарушения.

Разделение НП по объектам

Объект Налогового кодекса, по отношению к которому может быть допущено противоправное деяние, позволяет выделить такие виды НП:

  • связанные с платежами по налогам и сборам, вызывающие финансовые последствия для государственного бюджета;
  • допускающие нарушение установленных процедур в налоговой отрасли.

«Адресность» и характер НП

Направленность и особенности допущенного действия или бездействия определяют его принадлежность к одному из следующих типов:

  • недопустимое бездействие в области налогового учета (ст. 116-117 НК РФ);
  • недолжное выполнение обязанностей налогового учета и предоставления отчетности (ст. 119-120 НК РФ);
  • невыполнение обязательств, связанных с перечислением, удержанием сбором налоговых средств (ст. 122-123 НК РФ);
  • препятствование законному выполнению обязанностей налоговых органов (ст. 125-129 НК РФ).

Классификация НП по направлениям деятельности

Правонарушения могут быть связаны с различными налоговыми сферами деятельности:

  • с действующей системой налогообложения;
  • с правами и свободами плательщиков налогов;
  • с гарантиями выполнения обязательств по налоговым платежам;
  • с законно установленной процедурой бухучета и ведения отчетности;
  • неприменением доходной части бюджета того или иного уровня.

НП в зависимости от виновника

Субъектом налогового правонарушения может быть:

  • физическое лицо, достигшее 16-летия, если его деяние не может быть отнесено к юрисдикции Уголовного кодекса;
  • физлицо и/или юрлицо, допустившее НП.

Состав НП

Дифференцируя меру опасности совершаемого налогового правонарушения, выделяют такие его виды:

  • основной состав НП – в него входят только необходимые признаки нарушения, определенные законом, а дополнительные не предусматриваются (примеры: несоблюдение сроков регистрации в налоговом органе, несвоевременная уплата налога и др.);
  • квалифицированный состав НП – наряду с основными, наличествуют дополнительные признаки общественной опасности совершенного деяния (например, длительное затягивание подачи декларации);
  • привилегированный состав НП – основные признаки в наличии, но вместе с ними действуют и смягчающие обстоятельства, благодаря которым уровень общественной опасности деяния оказывается пониженным (например, налоговую декларацию просрочил не ИП, а просто физическое лицо).

Кодекс, диктующий ответственность

Виновное деяние, касающееся налоговой сферы, может быть подотчетно различным отраслям права.

1. Налоговые преступления, ответственность за которые предусматривает Уголовное право. Самые серьезные из НП, несущие негативные последствия для государственной финансовой системы и угрозу ее функционированию:

  • уклонение от таможенных платежей;
  • уклонение от налогов и сборов для физлиц;
  • то же – для организаций.

К СВЕДЕНИЮ! Имеет значение масштаб НП – для преступления оно должно быть совершено в крупном либо особо крупном размере.

Наказать за уголовное преступление могут следующими санкциями:

  • денежным штрафом;
  • запретом на занятие определенных должностей на обозначенный срок;
  • лишением званий, привилегий, наград;
  • принудительными исправительными работами;
  • ограничением или лишением свободы;
  • помещением под арест;
  • лимитированием по воинской службе.

ВНИМАНИЕ! Поправка в ФЗ № от 29 декабря 2009 года позволяет избежать уголовной ответственности тем, кто допустил нарушение впервые, если он искупил свое деяние полным возмещением недоимок. 2

Налоговые проступки – нарушения, в которых нет признаков налогового преступления, квалифицируемые самим Налоговым кодексом РФ или Административным кодексом. Это могут быть такие НП:

2. Налоговые проступки – нарушения, в которых нет признаков налогового преступления, квалифицируемые самим Налоговым кодексом РФ или Административным кодексом. Это могут быть такие НП:

  • нарушения сроков отчетности, регистрации, платежей;
  • отсутствие обязательной регистрации;
  • непредоставление нужной документации или пропуск сроков;
  • нарушение правил и процедур налогового и бухгалтерского учета;
  • неуплата или неполная уплата налоговых сборов в некрупных размерах.

Наказания за подобные проступки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, заключаются в основном в денежных штрафах, размер которых исчисляется в зависимости от суммы недоимок или ущерба.

Виды санкций

Сначала разберемся, какие вообще существуют санкции и где в законодательстве их искать. Есть несколько видов наказаний:

  1. Блокирование счетов.
  2. Пени.
  3. Штрафы по НК.
  4. Штрафы по КоАП (на должностное лицо или организацию).
  5. Дисквалификация руководителя.
  6. Принудительная ликвидация (исключение из ЕГРЮЛ).

Список условно отражает переход от первичных к заключительным мерам. Когда ФНС обнаруживает отсутствие отчетности, она вправе заблокировать счета компании (), пока декларации не будут представлены. Если этого не происходит в течение длительного времени (более года), то инспекция вправе принять решение об исключении компании из реестра юридических лиц (пп. 1 статьи 21.1 закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.).

Дисквалификация грозит директору, когда он намеренно занизил облагаемую базу, исказив данные учета, что привело к неоплате более чем 10% налогов (п. 2 статьи 12.11 КоАП). Отстраненный руководитель не может занимать аналогичную должность в течение длительного времени – от 1 года до 2 лет. Компании придется нанять нового.

Пени по налогам, взносам и сборам уплачиваются независимо от наличия или отсутствия штрафа. Налоговый кодекс устанавливает пунктом 4 статьи 75 размер пени в зависимости от длительности просрочки и вида налогоплательщика:

  • ИП – 1/300 ставки рефинансирования на весь период.
  • Организации ­– если просрочка менее 30 дней (календарных, включительно), то 1/300 ставки, от 31 дня и больше – 1/150 (начиная с 31 дня, до – по 1/300).

Кстати! Если вы самостоятельно обнаружили неуплату налога и сдаете в связи с этим уточненную декларацию, то сначала заплатите налог, пени, а затем сдавайте отчет. В этом случае налогоплательщик освобождается от штрафа ().

Порядок выявления нарушений

Как налоговая узнает о неполной уплате налога? Разберем самые распространенные способы:

  • Камеральная проверка. ФНС проверяет заполнение декларации и находит опечатки, ошибки в расчете показателей, это характерно для отчетов, заполненных вручную. При отправке в электронном виде программы фиксируют несовпадения и сообщают о них пользователю. Если ошибка только в отчетности, придется сдать уточненку, если это исказило налог – сначала заплатить его и пени. Кстати, можно допустить неточности не только в суммах. Некоторые плательщики неверно определяют региональный коэффициент К2 для ЕНВД.
  • Запрос сведений. В декларации по УСН указывается доход, полученный на расчетный счет безналом и в кассу наличными. Налоговая запрашивает данные из банка, прибавляет оплаты, прошедшие через ОФД (по онлайн-кассе) и сравнивает сведения.

ФНС вправе потребовать пояснения у организации, чтобы подтвердить торговую площадь для ЕНВД, например, попросить предоставить договор аренды на помещение.

  • Жалоба. Допустим, предприниматель не стал официально оформлять сотрудника. Тот, проработав какое-то время, решил взять справку 2-НДФЛ, но обнаружил, что зарплата ему выплачивалась «в черную», налог не перечислялся, как и взносы. Работник обратился в Трудовую инспекцию и параллельно написал жалобу на действия работодателя в ФНС. Результат – инспекция инициировала проверку в отношении ИП.
  • Выездная проверка. Тут думаю понятно: в рамках плановой и внеплановой проверки выявляются допущенные ошибки. Это могут быть договора ГПХ, по которым не рассчитывались страховые взносы, недоначисленная заработная плата, сверхнормативные суточные с неудержанным НДФЛ и взносами и т.п.
  • Межведомственная и межотчетная сверка. ФНС запросит в ПФР данные по отчету СЗВ-СТАЖ и сравнит с отчетом РСВ или проведет сравнение баз РСВ – 6-НДФЛ и направит требование о предоставлении пояснений работодателю, если найдет расхождения.
  • Отсутствие платежа. Самое элементарное – программа в налоговой инспекции отметит отсутствие на лицевом счете средств по сроку уплаты при наличии начислений (т.е. сданного отчета).

ФНС в зависимости от ситуации запросит пояснения, направит акт проверки (есть время исправиться и сообщить об этом, отправить опровергающие нарушение документы и т.д.), решение по результату (его можно оспорить) или доначислит налог и вышлет требование. В некоторых случаях налогоплательщика пригласят на комиссию объяснить недоплату по НДФЛ или НДС, например. Рекомендую почитать следующие материалы:

  • Что такое камеральная проверка
  • Выездная налоговая проверка
  • Возражения на акт налоговой проверки
  • Обзор ошибок, допускаемых в ходе налоговой проверки

Не забудьте: ФНС вправе заблокировать движение по вашим банковским счетам, если не был уплачен налог или сдана декларация, доступ к нему вы получите только после исполнения своей обязанности.

Заключение

Налоги играют огромную роль в создании государственного бюджета, вполне вероятно, они и являются основным источником средств для него. Своевременная уплата обязательных отчислений – гражданский долг любого человека. Но если эта обязанность не будет выполняться, гражданина ожидает налоговая ответственность. На то, какой именно она будет, отделается ли нарушитель штрафом или отправится за решётку, влияет серьёзность совершённого им преступления. Да, существует множество способов либо уклониться от уплаты налогов полностью, либо хоть немного снизить налоговую нагрузку, но в большинстве своём они являются противозаконными, а потому их использование влечёт за собой серьёзное наказание.

Несмотря на то что порой налоговые выплаты могут быть обременительными, они необходимы. Налоги – это пенсии, развитие инфраструктуры, строительство новых государственных учреждений, – применений средствам можно найти множество. Уклонение от налогов – хоть и незначительный в общей массе, но удар по благосостоянию страны. Удар, за который придётся нести ответственность.