Оглавление
Административная ответственность саморегулируемых организаций
В силу новой редакции СРО в сфере финансового рынка теперь несут административную ответственность за:
- неразмещение документов и информации на официальном сайте саморегулируемой организации в интернете в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- размещение документов и информации, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте саморегулируемой организации в интернете с нарушением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных).
В Кодекс ввели новую статью 14.52.2 КоАП РФ «Нарушение саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка требований федеральных законов или нормативных актов Банка России». Ее нормами предусмотрено, что за нарушение порядка осуществления СРО контроля деятельности своих членов и применения в отношении них мер воздействия предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:
- на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц — от 50 000 до 200 00 рублей.
Накажут СРО в сфере финансового рынка и за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления информации об:
- изменении адреса (места нахождения) СРО;
- адреса электронной почты;
- номеров контактных телефонов;
- адреса официального сайта;
- изменениях, внесенных в устав;
- документах, утвержденных (принятых) СРО и регламентирующих деятельность ее специализированных органов.
За такое нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
- на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Корреспондирующие поправки о новой статье внесены в:
- статью КоАП РФ «Банк России»;
- статью КоАП РФ «Постановление по делу об административном правонарушении»;
- статью КоАП РФ «Обязательность постановления по делу об административном правонарушении».
Что изменят коренным образом в проекте КоАП РФ?
2.1 КоАП
Первоначальный проект сразу вызвал массу критики, к которой прислушались законотворцы. После возникновения сложной эпидемиологической обстановки, связанной с коронавирусом и, как следствие, падения уровня доходов населения, некоторые положения стали практически неисполнимыми. По основным направлениям в настоящее время в проекте КоАП РФ значатся:
- Снижение штрафов до уровня, действующего сейчас в КоАП.
- В проект статьи об ответственности за нарушение тишины в ночное время предлагается внести не только положения о действиях, которые привели к нарушению, но и о бездействии, в результате которого тишина нарушена. В качестве примера указывают на собаку, непрестанно лающую по ночам, или автомобильную сигнализацию, которую своевременно не выключают.
- Принцип презумпции невиновности предлагается закрепить дважды – и в самом КоАП РФ, и в Процессуальном КоАП (о нем расскажем далее более подробно).
- Предлагается убрать возмутивший многих принцип учета времени различных сроков и периодов, чье окончание хотели привязать к сложноопределимому «окончанию рабочего дня». Теперь, наоборот, предлагается четко зафиксировать, что «день» заканчивается в 24:00.
- Изымается положение, первоначально дающее судам право признавать грубыми те нарушения, которые изначально не указаны таковыми в КоАП РФ.
- При отсутствии отягчающих, если правонарушение совершено впервые и не относится к тяжким, предлагается обязать правоприменителей использовать предупреждение, а не штраф.
- Средства видеофиксации предлагается сделать более беспристрастными. Они должны работать без влияния на них человека и фиксировать все правонарушения, для которых предназначены, а не выборочно.
- Срок давности — 1 год, как и предлагалось ранее, однако из этого правила должны быть исключены те статьи (правонарушения) срок давности по которым по действующему кодексу меньше. Эти положения должны соответствовать сегодняшнему КоАП.
- Ранее предлагались положения, приостанавливающие срок давности, но их исполнение может привести к прерыванию такого срока практически на постоянной основе, поэтому такое нововведение предложено отменить.
Как видно, по многим направлениям концептуальный разворот достигает 180 градусов, но не надо забывать и о том, что это «проект изменения проекта», т.е. до введения в действие указанных норм еще очень далеко.
Долго, но качественно
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минюста, новая редакция Кодекса об административных нарушениях (КоАП) может быть представлена в апреле.
— В настоящее время продолжается подготовка проекта нового КоАП и связанных с ним проектов федеральных законов. По сравнению с версией, представленной для общественного обсуждения в мае 2020 года, все части проекта нового КоАП подверглись переработке. В апреле текущего года в целях информирования о ходе проводимой Минюстом России работы планируется разместить общую часть проекта нового КоАП в информационно-телекоммуникационной сети интернет, — сообщили «Известиям» в министерстве.
Также там уточнили, что работа над особенной частью (предусматривает составы административных правонарушений. — «Известия») нового кодекса в настоящее время ведется на площадке межведомственной группы с привлечением заинтересованных органов госвласти, научного и бизнес-сообщества, а также общественных организаций.
Сдать нормы
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
По окончании этой работы документ будет в установленном порядке представлен в кабмин, уточнили в пресс-службе.
Как рассказал «Известиям» член межведомственной группы при правительстве, которая участвует в подготовке документа, первый зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин, сдвиг сроков положительно скажется на качественной проработке кодекса. Изначально новая версия, а точнее вторая редакция, должна была вступить в силу с 1 января этого года.
— С точки зрения расширения перечня случаев освобождения от ответственности и введения возможности освобождения от наказания, учета смягчающих обстоятельств при назначении административного наказания новая редакция КоАП будет мягче. Кодекс будет носить более профилактическую направленность, потому что самое главное — это добиться исполнения законодательства гражданами, — пояснил парламентарий.
По его словам, в новой редакции сокращено количество составов, при которых к правонарушителям может применяться административный арест (с 70 до 50), и значительно увеличено число случаев применения предупреждения.
Сдать нормы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Вместе с тем он обратил внимание на то, что за время разработки кодекса Госдума приняла в действующий КоАП множество ужесточающих поправок, которые, очевидно, найдут отражение в новой редакции. Поэтому говорить о том, что ужесточений совсем не будет, нельзя, уточнил Дмитрий Вяткин
Также он пояснил, что для автовладельцев усиление ответственности произойдет только за грубые нарушения, совершенные неоднократно. А вот от нашумевшего в СМИ наказания за превышение скорости после общественного обсуждения решено было отказаться.
Изначально штраф за превышение скорости на 20–40 км/ч должен был увеличиться с 500 до 3 тыс. рублей, за превышение на 40–60 км/ч — с 1–1,5 тыс. до 4 тыс. рублей. Среди самых суровых мер — штраф 5 тыс. рублей или лишение прав до полугода — может применяться уже при превышении на 60 км/ч (сейчас — при 80 км/ч).
Первый зампред комитета по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов сообщил «Известиям», что новая редакция документа будет приниматься уже после выборов в Госдуму.
Сдать нормы
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
— Внутри правительства до сих пор нет согласия между ведомствами по поводу некоторых положений КоАП. Это касается меры наказаний по определенным правонарушениям. Поэтому принимать новый кодекс будет уже следующий созыв Госдумы, — сказал парламентарий.
Депутат считает, что новые нормы будут гораздо жестче, чем действующая редакция.
— Часть кабмина настроена на ужесточение наказания, именно поэтому в Госдуме считают его излишне репрессивным. Когда его внесут в парламент, мы будем с этим разбираться, — заявил депутат.
Уплата административных штрафов со скидкой 50%
Изменилась редакция КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа». Ее нормами теперь предусмотрено, что уплата в сокращенном размере возможна в случае уплаты административного штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении. Скидка 50% применяется к уплате штрафа за нарушение, предусмотренное:
- статьями КоАП РФ;
- ч. 1, 3 и 4 КоАП РФ;
- ч. 1 КоАП РФ;
- ч. 1–5 и 7–9 КоАП РФ;
- статьями КоАП РФ и КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ;
- ч. 1– 3 КоАП РФ (в отношении саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка);
- статьей 14.52.2 КоАП РФ;
- статьями –15.22 КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ;
- ч. 2–6 статьи КоАП РФ;
- статьями 15.26.2– 15.26.5 КоАП РФ;
- статьями –15.31 КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ;
- статьями –15.40.1 КоАП РФ;
- ч. 9 статьи КоАП РФ;
- статьей КоАП РФ.
Определено, что если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к ответственности, по почте заказным отправлением, поступила в его адрес после истечения указанного срока, то срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к ответственности. В статье также сказано, что:
Что может существенно измениться?
Проект закона затрагивает многие направления административного законодательства. Из наиболее заметных изменений можно отметить следующее:
- сокращен предельный срок назначения обязательных работ, с 200 до 60 часов;
- расширен круг субъектов, которым указанный выше вид наказания не может быть назначен;
- увеличен общий срок давности привлечения к административной ответственности до одного года;
- убраны максимальные и минимальные значения сумм административных штрафов;
- конфискация теперь распространяется не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на маломерные суда и автомототранспортные средства;
- административное приостановление деятельности теперь именуется «административный запрет деятельности» и его срок сокращён с 60 до 30 суток.
Административная ответственность за нарушение требований к техосмотру
- на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей;
- на юрлиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
За оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен техосмотр или при проведении техосмотра которого выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности, предусмотрено наложение административного штрафа в размере:
- на граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
- на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.
За осуществление при проведении техосмотра технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов техосмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте техосмотра или на передвижной диагностической линии, новый размер административного штрафа:
- на граждан — от 1000 до 3000 рублей;
- на должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей;
- на организации — от 10 000 до 20 000 рублей.
Определены должностные лица и органы, уполномоченные рассматривать указанные категории дел и составлять протоколы.
Внесены технические поправки в статьи:
Изменения, которые предлагается оставить в проекте
Не все положения первоначального проекта предлагается изменить. Например, не поступало сведений о критике таких ранее озвученных предложений:
- Четкое распределение полномочий между федеральным центром, субъектами и местными властями, разумеется, в области Административного права.
- Уточнение формулировок таких понятий как «длящееся правонарушение», «повторное» и т.д.
- Разделение ответственности юридических и представляющих их интересы должностных лиц.
- Снижение уровня наказания, выраженного в часах обязательных работ.
- Запрет деятельности (в терминах действующего КоАП – «приостановление деятельности») в максимальном выражении снизить до 30 суток.
Кроме этого, предлагается установить в некотором смысле экстерриториальность российского КоАП. В частности, подвергать наказанию лиц, совершивших правонарушение за пределами РФ, но против ее интересов.
Ограничение досуга
Отдельные предложения сформулированы для несовершеннолетних лиц. К ним предлагается, кроме прочего, применять такие новые меры воздействия, как «ограничение досуга» или «особые требования, предъявляемые к поведению».
Нарушения специальных режимов
Ситуация с коронавирусом потребовала корректировок в действующий КоАП. Логично предположить, что статьи о нарушении карантина или тиражировании фейков, уже применяемые сегодня, найдут свое отражение и в будущем кодексе.
Обратная сила
Так как по умолчанию законы обратной силы не имеют, но все же подобное допустимо, если речь идет об отмене наказания или его уменьшении, а новый проект предполагает как раз отмену некоторых действующих ныне статьей, то предлагается распространить эти положения и на некоторые открытые ранее дело.
Все дела, открытые по действующему кодексу, но не предполагающие наказания по новому КоАП РФ, предлагается закрыть. Закрыть хотят и исполнительные производства, начатые, но еще не исполненные по уже принятым решениям, если подобные статьи отменены.
Процессуальный КоАП РФ
Еще одним существенным нововведением в области Административного права является принятие Процессуального КоАП РФ. Здесь невозможно говорить о каких-либо изменениях, т.к. ничего подобного до этого не существовало, а все связанные положения вмещал один КоАП РФ.
В общих пояснениях необходимость такого кодекса сводит к повышению уровня состязательности процесса, улучшению работы различных институтов, связанных с КоАП, росту уровня правозащиты граждан. При этом, несмотря на общие малозначительные слова его описывающие, проект ПКоАП РФ существует, обсуждается и на данный момент особой критике не подвержен.
Специальные административные дела
КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.
- Права гражданина. Под этой формулировкой понимаются условия, при которых человек может участвовать в управлении страной. В данной главе рассматриваются нарушения, связанные с процедурами выборов кандидатов в органы власти различного уровня.
- Здоровье, санитарная безопасность и общественная нравственность. Шестая глава посвящена преимущественно нарушениям санитарно-гигиенических норм, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, занятиям проституцией, курению в неположенном месте, использованию нецензурной брани.
- Охрана собственности. Здесь рассматриваются нарушения в области землепользования, лесопользования, охраны объектов культурного наследия и т.п.
- Охрана природы. Глава 8 отличается от главы 6 тем, что здесь объектами взаимоотношений являются экологические системы, а так же их компоненты – почва, водоёмы, недра, леса и т.п.
- Промышленность, строительство и энергетика. Особенностью главы 9 являются правонарушения, совершённые при строительстве и эксплуатации различных хозяйственных и жилых объектов.
- Ветеринария, сельское хозяйство, мелиорация. Данная сфера деятельности связана с использованием земли для получения сельскохозяйственной продукции, а так же с санитарным контролем содержания домашних животных.
- Дорожное движение. Глава 12 практически вся посвящена проблемам безопасности дорожного движения, и ответственности за нарушение правил управления транспортом и содержания дорог.
- Предпринимательская деятельность. Нарушениями в данной сфере считаются отсутствие лицензий, регистрации, аккредитации. Кроме того, глава 14 предусматривает наказания за обман потребителей, фиктивное банкротство, нарушение правил оборота отдельных видов продукции и т.д.
- Финансы, налоги, ценные бумаги. Глава 15 посвящена наказаниям в сфере нецелевого использования бюджетных средств, нарушения правил бухучёта, невыполнения госзаказов, нарушения оборота ценных бумаг.
- Информация и связь. В главе 13 содержатся статьи, которые предусматривают наказания за самовольное строительство и эксплуатацию объектов связи, нарушение норм охраны персональных данных, отказ в предоставлении первичных статданных и т.д.
- Таможенное дело. Данные нормативы касаются процедуры прохождения таможенного контроля, нарушений внесения таможенных платежей, искажения предоставленной информации.
Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.
Административная ответственность иностранных агентов
За это предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере:
- на граждан — от 2000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой;
- на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой;
- на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
За направление НКО, включенной в реестр иностранных агентов, материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены НКО, выполняющей функции иностранного агента, предусмотрены аналогичные штрафы.
- на граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей.
За производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, материалов или их распространение, либо направление таким общественным объединением материалов в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что эти материалы произведены, распространены или направлены иноагентом, предусмотрен штраф в размере:
- на граждан — от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой;
- на должностных лиц — от 100 000 до 300 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
За производство учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, при осуществлении ими политической деятельности, при распространении, в том числе через СМИ и (или) с использованием интернета материалов, связанных с осуществлением ими политической деятельности, в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания на то, что они произведены, распространены или направлены иностранным агентом, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
К статье добавлено примечание следующего содержания:
- предупреждением;
- наложением административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
В установленных законодательством РФ ситуациях наказание будет строже — административный штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.
Как не пропустить важные изменения
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!
Что предлагалось сначала?
Главное, на что обратила внимание общественность – значительное повышение штрафов. Не остались незамеченными и факты исчезновения некоторых правонарушений (т.е
они переставали быть таковыми), но все же в глаза бросились именно значительные увеличения денежного эквивалента наказаний. Напомним, что только минимальные санкции за превышение скорости подразумевали шестикратный рост – до 3 000 рулей.
Расширялся и перечень нарушений ПДД, за которые полагается лишение права на управление ТС – предлагается ввести понятие «грубое нарушение», к которым относятся, кроме прочего, непропуск пешехода, нарушения на переезде, проезд на красный, превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч и пр. За три таких нарушения предполагается изымать ВУ и, кстати, эта норма возможно останется – в настоящее время идет ее обсуждение.
Конечно, далеко не только нарушение ПДД содержатся в КоАП РФ, и не только по ним планировались и планируются сейчас внесения изменений. Например, изначально предлагалось внесение норм, практически дублирующих законодательство других направлений – в первую очередь Закон «О защите прав потребителей» и др. Сейчас обсуждается исключение таких повторов.
Ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации в интернете
По нормам новой статьи 13.41 КоАП РФ непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу или сайту, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 50 000 до 100 000 рублей;
- на должностных лиц — от 200 000 до 400 000 рублей;
- на юридических лиц — от 800 000 до 4 млн рублей.
Если владелец сайта (информационного ресурса) информации или интернет-страницы не удалил информацию, обязанность по удалению которой предусмотрена законодательством, его оштрафуют на сумму:
- граждан — от 50 000 до 100 000 рублей;
- должностных лиц — от 200 000 до 400 000 рублей;
- организации — от 800 000 до 4 млн рублей.
Административным правонарушением признана ситуация, когда провайдер хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение информационного ресурса, не принял мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или сайту, на которых размещена информация, содержащая:
- призывы к экстремистской деятельности;
- материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
- объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений.
Наказанием станет административный штраф:
- для граждан — от 100 000 до 200 000 рублей;
- для должностных лиц — от 400 000 до 800 000 рублей;
- для юридических лиц — от 3 млн до 8 млн рублей.
Если владелец сайта или информационного ресурса не удалил информацию или интернет-страницу, содержащие призывы к экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей в зрелищных мероприятиях порнографического характера, или другую запрещенную информацию, его оштрафуют на сумму:
- граждан — от 100 000 до 200 000 рублей;
- должностных лиц — от 400 000 до 800 000 рублей;
- юридических лиц — от 3 млн до 8 млн рублей.
Более строгая административная ответственность предусмотрена за повторное совершение таких административных правонарушений.
Новые статьи и положения добавлены в статьи:
Особенности процессуального КоАП РФ
В новом процессуальном кодексе будет много особенностей, которые отличают его от действующего КоАП РФ. Например, сейчас предусмотрено, что к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении может быть допущен только уполномоченный по защите прав предпринимателей. В новом кодексе к процессу предлагают допускать также:
- представителя (адвоката) в деле без доверенности либо без ордера адвоката, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, либо потерпевший заявили такое ходатайство;
- уполномоченного по правам человека РФ;
- уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка;
- уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей;
- соответствующих уполномоченных в субъектах РФ.
Уточняются нормы о доказательстве и доказывании, применении обеспечительных мер при производстве по делу. Установлены ограничения по статусу свидетелей. В частности, не вправе выступать в качестве свидетелей:
- представитель по делу об административном правонарушении — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением своих обязанностей;
- судьи, присяжные или арбитражные заседатели — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела об административном правонарушении, при вынесении решения суда или приговора;
- священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди;
- другие лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей в соответствии с законом или международным договором РФ.
У свидетелей по делам об административных правонарушениях появится право при допросе пользоваться юридической помощью.
Действие мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении расширяется. В числе новых мер:
- административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности;
- приостановление операций по счетам в банке;
- временное ограничение на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и прочих публичных мероприятий.
Суд сможет применять их как в отдельности, так и в совокупности.
Станет обязательным ведение протокола при рассмотрении дела не только коллегиальным органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, но и судом — протокола судебного заседания. Такой протокол должен быть приобщен к материалам дела в течение пяти дней после подписания постановления судьей. Участники процесса смогут направить на него замечания в течение пяти дней после его подписания. По нормам протокол составляется только при рассмотрении дела коллегиальным органом.
Суды смогут объединять несколько дел об административных правонарушениях в одно производство, это не предусмотрено действующим КоАП РФ. Происходить это будет по инициативе суда или по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевших. Сроки давности привлечения к административной ответственности тоже будут пересмотрены.
Законодатели планируют ввести процессуальный КоАП РФ в действие одновременно с обновленным КоАП РФ — с 01.01.2021. У субъектов РФ будет срок до 01.01.2022 для приведения принятых ими нормативных правовых актов об административных правонарушениях в соответствие с новым КоАП РФ и процессуальным кодексом. Сейчас проект нового процессуального КоАП РФ находится на общественном обсуждении, которое продлится до 19.02.2020.
Общие положения КоАП РФ
КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.
Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ. В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса. В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:
- охраны прав;
- защиты личности;
- сохранения здоровья людей;
- охраны среды жизни человека;
- санитарно-гигиенической защиты людей;
- защиты нравственности;
- защиты законных интересов физ- и юрлиц;
- охраны общества и государства от разрушающего воздействия правонарушителей.
На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.
Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:
- только по закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
- в результате производства по делу на основании закона, действовавшего на момент начала этого производства;
- по правилам смягчения или отмены наказания, если на момент рассмотрения дела в законодательстве произошли изменения (принцип обратной силы нормативов смягчения наказания);
- только по нормативам административного правонарушения, если на момент его совершения за подобное деяние было предусмотрено именно такое наказание.
К административной ответственности могут быть привлечены люди, достигшие возраста шестнадцати лет (ст. 2.3). В отличие от уголовной, к административной ответственности могут быть привлечены физические, юридические и должностные лица (ст. 2.4 и 2.10).
Освобождение от административной ответственности происходит по причинам невменяемости лица (ст. 2.8), малозначительности действия (ст. 2.9), совершения проступка в ситуации крайней необходимости, то есть для устранения опасности большей, чем само деяние (ст. 2.7).