Оглавление
Принципы муниципальной службы
-
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
- профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
- стабильность муниципальной службы;
- доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
- правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
- ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- внепартийность муниципальной службы.
Источники регулирования отношений гражданского характера в РФ
Регулирование отношений, напрямую связанных со службой гражданского характера, производится с помощью:
- Конституции Российской Федерации.
- ФЗ «О системе государственной службы РФ».
- Данным ФЗ.
- Прочими федеральными законами, в частности, ФЗ, занимающимися регулированием особенностей прохождения госслужбы.
- Непосредственными указами Президента России.
- Постановлениями от Правительства России.
- Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти (федеральных).
- Конституциями (либо уставами), а также законами и прочими правовыми актами (нормативными) субъектов Российской Федерации.
- Нормативными правовыми актами госорганов.
Законодательство касательно госслужбы сформировано еще не до конца, и из-за этого оно регламентируется, в первую очередь, когда это касается прочих ветвей власти, чем власть исполнительная, в большей мере именно локальными правовыми актами. Е.В. Охотский провел анализ локальных актов палат Федерального Собрания, а также документов об аппаратах палат данного Собрания, положений касательно их структурных подразделений, изданных председателями палат данного Собрания, а также руководителями их аппаратов. Правовая природа данных локальных актов совершенно не изучена, и даже рецензенты книги Е.В. Охотского не способны в некоторых случаях узнать, какова именно природа актов об аппаратах объединений депутатов. Они считают, что, если разобраться, они даже не считаются локальными правовыми актами, так как согласовываются с руководством объединения депутатов, а утверждаются при этом руководителем аппарата Государственной Думы.
Вывод
Получается, что законодательство в значительной мере расширяет, притом без должного на то обоснования, круг субъектов правотворчества, актами которых госслужба и регулируется. В этом случае теряется весь смысл их единого государственного происхождения.
Самым первым законом касательно государственной службы в России стал ФЗ № 119-ФЗ «Об основах госслужбы РФ» (от 31.07.1995 года), на данный момент не имеющий силы, но, при этом, учитываемый как самый первый закон, заложивший базовые принципиальные черты госслужбы на территории постсоветской России. Четвертая статья данного Закона определяла то, что российское законодательство о госслужбе состоит из актуальной Конституции РФ, данного ФЗ, федеральных законов и прочих нормативных правовых актов РФ и, помимо этого, из уставов, конституций, законов и прочих нормативных правовых актов субъектов РФ. Одиннадцатая статья ТК РФ, который был принят ФЗ № 197-ФЗ (30.12.2001 года), говорит о том, что данный Кодекс, законы и прочие нормативные правовые акты, которые содержат нормы трудового права, действуют на абсолютно всех работников, которые заключили официальный трудовой договор со своим работодателем.
Замечание 1
Специфика правового регулирования труда некоторых категорий работников (таких, как руководители различных организаций, индивиды, работающие по совместительству, женщины, индивиды с семейными обязанностями, молодежь, госслужащие и проч.) устанавливается данным Кодексом, а также прочими ФЗ.
Вместе с административной реформой Путина-Фрадкова 2002-2004 гг. были приняты в рамках данной реформы госслужбы и действующие на сегодняшнее время:
- ФЗ РФ № 58-ФЗ «О системе госслужбы России» от 27.05.2003 года.
- ФЗ РФ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.05.2004 года.
Есть еще несколько подзаконных актов, среди которых Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и прочих служащих, который был утвержден постановлением Министерства труда России от 21.08.1998 под номером 37.
На способ ведения трудовых книжек персонала (служащих и рабочих) на предприятиях, в организациях и учреждениях по-прежнему распространяется постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656, датированного 6.09.1973 года.
Источником правового регулирования госслужбы также считаются: административный прецедент во Франции, а также административный договор. Социалистическая правовая система официально не признает правовое значение как судебного, так и административного прецедента.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Функции муниципальной службы
Муниципальная служба, как институт наделена системой функций
Функции муниципальной службы призваны подчеркивать важность и многозначность муниципальной службы
Функции муниципальной службы направлены на реализацию целей и задач МСУ. Помимо этого все функции муниципальной службы направлены на решение социальных проблем. Все функции муниципальной службы можно разделить на исполнительные и распорядительные. Функции МС можно также классифицировать в соответствии со сферой, в которой они реализуются. Так в сфере финансов муниципальная служба выполняет следующий спектр функций:
- разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации;
- разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения;
- управление и распоряжение муниципальной собственностью.
В социальной сфере функции местного самоуправления реализуются при поддержке населения.
Социальные функции муниципальной службы
В свете регулярного реформирования и внедрения информационных технологий, муниципальная служба должна повышать качество реализации своих функций, сократив время на обработку запросов со стороны населения.
Чтобы муниципальная служба была эффективной, следует усилить контроль за реализацией закрепленных законодательством функций. Помимо этого необходимо пересмотреть некоторые аспекты правового регулирования финансовых функций. Нужно расширить понятийный аппарат в сфере муниципальной службы и уточнить в законодательстве организационный и правовой статус.
Литература
- Мухаметжанова В.С. Муниципальная служба как профессиональная деятельность // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2010. — №2.
Должности и вакансии
Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:
- Руководители органов госслужб и их подразделений.
- Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
- Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
- Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).
Руководители |
Помощники
(советники) |
Специалисты | Обеспечивающие специалисты | |
Высшая группа | ∨ | ∨ | ∨ |
— |
Главная группа |
∨ | ∨ | ∨ | ∨ |
Ведущая группа | ∨ | ∨ | ∨ |
∨ |
Старшая группа |
— | — | ∨ | ∨ |
Младшая группа | — | — | — |
∨ |
При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:
- профпригодность каждого кандидата;
- его личностные достоинства и способности;
- учитывается стаж работы и рекомендации;
- результаты тестирования.
Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих
Административно-правовой статус государственных служащих является одной из ключевых частей (наряду с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и т.д.) института государственной службы, представляет собой правовое положение служащих в государственных органах и включает в себя следующие основные общие элементы.
1. Права государственных служащих. Они представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.
2. Обязанности государственных служащих. Это установленные специальным законодательством о государственной службе правомерные действия, которые должны совершать государственные служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по замещаемым должностям государственной службы. В составе обязанностей государственных служащих можно выделить следующие основные группы:
- общие обязанности, устанавливаемые специальным законодательством о том или ином виде государственной службы и адресуемые всем государственным служащим того или иного вида государственной службы;
- должностные обязанности, которые должен исполнять государственный служащий, замещающий ту или иную должность государственной службы (они, в отличие от общих, зависят от конкретной должности и обязательны к исполнению только тем государственным служащим, который замещает данную должность, и могут устанавливаться должностной инструкцией или иными специальными актами, например, уставами, положениями и т.п.);
- специальные обязанности, которые устанавливаются для некоторых видов государственной службы (например, военной службы) и исполняются государственным служащим наряду с общими и должностными обязанностями.
3. Гарантии государственных служащих. Представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными служащими обязанностей по замещаемым должностям государственной службы.
Для всех видов государственной службы законодательно установлены повышенные гарантии для лиц, осуществляющих данные виды служебной деятельности. Тем не менее конкретный объем гарантий различается для различных видов государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной).
4. Ограничения и запреты на государственной службе. Ограничения — это установленные специальным законодательством о государственной службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может далее замещать должности государственной службы и таким образом осуществлять служебную деятельность. Запреты — установленный специальным законодательством о государственной службе перечень деяний, признаваемых несовместимыми с положением государственных служащих, наносящих существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям.
Установление режима ограничений и запретов на государственной службе, а также особенностей трудовых правоотношений предопределено спецификой самого института государственной службы.
Режим ограничений и запретов предполагает в той или иной степени ограничение прав и свобод государственных гражданских служащих, а соответственно его установление возможно только:
- на основании специального законодательства о государственной службе;
- в целях защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
- в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства;
- в интересах стабильного и эффективного функционирования самого института государственной службы;
- при предоставлении государственным служащим иных дополнительных гарантий, не имеющихся у всех остальных граждан Российской Федерации.
5. Ответственность государственных служащих. Представляет собой меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия, применяемые в отношении государственных служащих, совершивших те или иные виды противоправных деяний.
Ответственность является противоположной стороной стимулирования эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, претворяя в жизнь принцип: страх наказания есть залог послушания и должного выполнения обязанностей.
показать содержание
Структура органов государственной власти
В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:
- Глава Российского государства – Президент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
- Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
- Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
- Суд:
- Конституционный.
- Верховный.
- Высший Арбитражный.
Общие сведения
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вступил в силу 27 июля 2004 года.
Этот закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы в области госслужбы.
В ФЗ 79 освещаются следующие основные аспекты гражданской госслужбы:
- Должности: классификация, квалификация и др;
- Правовой статус: права, обязанности, запреты и ограничения, обязательство по предоставлению информации о доходах и расходах и др;
- Порядок поступления на службу;
- Служебный контракт: порядок заключения, срок действия, отстранение и другое;
- Основания и последствия прекращения контракта;
- Кадровая работа: персональные данные служащих, ведение личных дел, реестры;
- Распределение времени для работы, отдыха и отпусков;
- Прохождение службы: регламенты, аттестация, проверка квалификации;
- Оплата труда;
- Дисциплина: Взыскания, поощрения и награждения;
- Кадровый состав: подготовка, профразвитие, кадровый резерв;
- Финансирование;
- Надзор и контроль: надзорные органы, ответственность.
Положения закона подвергаются относительно частому редактированию и обновлению, поскольку тесно связаны с другими законодательными областями.
Например, в 2016 году были внесены множественные поправки:
Муниципальные образования, где осуществляется местное самоуправление
Местное самоуправление осуществляется в пределах следующих МО:
- городское поселение – город или поселок, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- сельское поселение – территория одного или нескольких сельских населенных пунктов, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных территориально, где управление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческой направленности непосредственно населением либо через выборные органы, которые наделены правом осуществления отдельных гос. полномочий федеральными законами и законами субъектов РФ;
- городской округ – поселение городского типа, не находящееся в составе муниципального района, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и отдельные гос. полномочия, определенные законом;
- городской округ с внутригородским делением – городской округ, где образованы внутригородские районы как муниципальные образования;
- внутригородской район – МО городского типа, находящееся на части территориального городского округа с внутригородским делением, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы. Внутригородские районы образуются в соответствии с законами субъекта РФ и уставом городского округа;
- внутригородская территория города федерального значения – часть города, где управленческая деятельность осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы.
Муниципальная служба может быть создана в пределах МО и созданных в нем органов. Служащие муниципалитетов осуществляют функции местного самоуправления и практически воплощают задачи, поставленные перед местными органами. Деятельность муниципального служащего связана с обеспечением полномочий местных органов, призванных от имени населения решать проблемы, имеющие локальный характер. Служащим муниципалитетов не свойственны бюрократические проявления в отличие от гос. служащих, потому что население контролирует их деятельность.
Определение 2
Органы на местах – часть профессионального публично-властного аппарата страны, обладающая самостоятельностью.
Правила международного договора
Стоит уделить внимание месту международных правовых актов в некоторых источниках правового регулирования госслужбы в РФ. ФЗ № 79-ФЗ, датированный 27.07.2004 года, во втором пункте статьи пятой «Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ» закрепил то, что если договором международного характера РФ установлены другие правила, нежели те, которые предусматриваются данным ФЗ, то будут применяться правила именно международного договора
Замечание 2
Но по факту для исполнения подобных законодательных формулировок нет подходящих условий, и их не создает и не планирует создавать в дальнейшем именно властвующая группа. Получается, что международное законодательство в рамках ООН (и только данной организации, хотя их множество) публикуется в издании под название «UN. Treaty Series», и оно признается настоящим дефицитом даже для специалистов-международников, и практически недоступно рядовым госслужащим.
Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение
Поступление на госслужбу определяется обязательными условиями, установленными законодательством РФ. Основные условия:
- наличие гражданства РФ;
- знание и владение государственным языком;
- возрастное ограничение – от 18 до 60 лет;
- наличие профобразования и достаточной квалификации, компетентности.
Причины для отказа в поступлении на госслужбу:
- решение суда о недееспособности (либо ограничении дееспособности) гражданина;
- решение суда о лишении права занимать госдолжности;
- наличие заболеваний (указанных в соответствующих спецификациях);
- отказ гражданина от проведения необходимых формальных процедур;
- родственные связи с другим госслужащим при непосредственной подчиненности между ними;
- наличие иностранного гражданства.
Поступление на госслужбу происходит на условиях контракта, заключаемого на 1-5 лет, либо на неопределенный срок, с оформлением соответствующего приказа по ведомству – назначения.
Для присвоения госслужащему квалификационного разряда проводится аттестация (с периодичностью от 1 раза в 2 года до 1 раза в 4 года):
- По результатам аттестации определяется уровень профподготовки и решается вопрос о соответствии занимаемой должности.
- При возможности или необходимости, решается вопрос о перемещении на вышестоящую (нижестоящую или равнозначную) должность.
- Для обучения, дополнительной профподготовки и переподготовки госслужащих, существует специальная Академия при Президенте РФ. Ее полное название – Академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
Прекращение госслужбы происходит при увольнении от занимаемой должности:
- по инициативе руководителя госоргана;
- по основаниям, прописанным в трудовом законодательстве РФ.
Гражданская госслужба
Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.
Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.
Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.
К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:
- таможенные органы;
- налоговые;
- финансовые;
- кредитные;
- дипломатические и другие.
Особенности международного права
Никакими другими факторами, кроме как желанием сдать российские интересы, невозможно объяснить настолько преувеличенную оценку международного права касательно организации внутренней службы в суверенном государстве. В истории бывали ситуации недвусмысленной оценки нескольких международно-правовых документов как совершенно не обязательных в том числе для государств, подписавших их. Э. Сатоу утверждал, что далеко не все соглашения международного характера должны обладать «обязательной силой».
Пример 1
Никаких обязательств юридического характера не исходило из Атлантической хартии, которая была подписана 14.08.1941 года. В данной хартии американский президент (на тот момент Рузвельт), а также представитель правительства британской королевы (на тот момент Черчилль) совместно заявили, что во время принятия 10.12.1948 года Ген. Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека было подчеркнуто то, что на страны, которые проголосовали за данную декларацию, не возлагается совершенно никаких обязательств юридического характера. Брать на себя большее число обязательств, нежели предполагается международным правом – это абсолютно неоправленный риск, иногда свойственный «демократам» в РФ. И если корсар Барбаросса сумел превратить небольшое турецкое княжество в Оттоманскую империю, вызывавшую уважение, благодаря своим личным качествам, то Ельцин, из-за своей нетрезвой дикости, сумел, наоборот, привести к развалу великой державы, послужив толчком к образованию разрозненных и враждующих «постсоветских республик».
В системе мер, которые предусматривались Президентом РФ в Указе, датированном 03.04.1997 года, № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию «Порядок во власти – порядок в стране. (Касательно положения в стране и базовых направлений политики РФ)», уже предусматривалось разработать до 1.11.1997 года свод неких этических правил госслужащего и концепцию кодекса госслужбы. Этические правила как источник конкретно правового регулирования госслужбы вызывают двоякую оценку. По мнению А.В
Оболонского, возрождению этического кодекса поведения чиновника (можно называть по-разному – кодекс чести, моральный кодекс) необходимо уделить значительное внимание наряду с прочими мерами
Определение 1
Получается, что этика – это некий свод правил морального происхождения, которые присущи индивидуальностям либо негосударственным организациям.
Но, при этом, мораль господствующего в экономическом смысле класса, возводится в закон, и это уже право. Этика в качестве правила поведения в государстве – это право, закрепленное законодательно. Основное различие морали (либо этики) и права состоит в том, что нарушение моральных правил приводит к общественному порицанию нарушителя, а нарушение правовой государственной нормы обеспечивается репрессиями, государственным принуждением. Не стоит разыскивать в морали спасение от того, что не исполняются правовые нормы. Возможно испортить даже моральные нормы. А приводить в порядок государство получится исключительно на основе права. Поголовный цинизм и вседозволенность нынешнего госаппарата РФ, по словам А.В. Оболонского, появились не на фоне советского этического кодекса, а из-за преступного характера деятельности «приватизаторов государства», а также власти. Данное определение реформам Ельцина дал Е.Т. Гайдар.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.