Оглавление
Наказания за нарушение правил
При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления. Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года.
Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар
В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей
Размер штрафов
Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:
- 1000-5000 руб. для граждан;
- 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
- 15000-1000000 руб. для юридического лица.
Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:
- 1500-5000 руб. для граждан;
- 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
- 70000-200000 руб. для предприятий.
Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.
Действия учреждения по соблюдению требований.
Первая мера направлена на то, чтобы не ухудшать ситуацию. В частности, если для отделки стен на путях эвакуации сначала использовался негорючий материал, а впоследствии учреждение покрыло эти стены масляной краской (что нарушает требования пожарной безопасности), подобные действия АУ могут быть засчитаны ему «в минус». В рассматриваемом судебном примере руководитель муниципального автономного учреждения, защищая себя и свое учреждение и оспаривая решения органа пожарного надзора, районного и областного суда в Верховном суде, доказал следующее. Обнаруженные нарушения, за которые учреждению выписали штраф в размере 75 тыс. руб., существовали еще в тот момент, когда здание передавалось учреждению в оперативное управление. При этой передаче был составлен соответствующий акт, который руководитель АУ и предъявил в суде.
Вторая мера, которую может принять само учреждение, – направить свои финансовые ресурсы на устранение имеющихся нарушений. Но для этого учреждение должно, во-первых, в принципе иметь денежные средства, а во-вторых, располагать ими в размере, сопоставимом с ресурсами, необходимыми для устранения нарушений.
В рассматриваемом примере характер обнаруженных нарушений оказался таков, что АУ для их устранения действительно требовались отдельные средства. Двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, не были оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах и были зафиксированы в открытом положении. В коридорах эксплуатировались светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Ширина двери основного эвакуационного выхода составляла менее 1,2 м, а у лестницы к этому выходу при ее высоте более 45 см не оказалось перил. На пути эвакуации по основному эвакуационному выходу был порог. На лестничных площадках труба отопления выступала из плоскости стен на высоте 2,2 м от поверхности. Для отделки стен на путях эвакуации применялись горючие материалы (панели МДФ и масляная краска).
Руководитель муниципального АУ смог отстоять свою позицию в Верховном суде. Аргументы были такими: хотя в уставе учреждения указано, что помимо финансирования, выделяемого в виде субсидий на выполнение муниципального задания, денежные ресурсы могут поступать учреждению от приносящей доход деятельности, спонсоров и граждан, из иных источников, не запрещенных действующим законодательством, фактически учреждение финансировалось только из средств местного бюджета – в виде субсидий на выполнение муниципального задания. Приносящей доход деятельности АУ не осуществляло и иных источников финансирования не имело.
Наконец, зная об имеющихся нарушениях, но не располагая ресурсами для их устранения, учреждение должно не «замалчивать» данный факт, а официально запрашивать необходимые ресурсы у учредителя. Это третья мера.
В нашем примере руководитель муниципального АУ предоставил Верховному суду доказательства того, что пять раз направлял учредителю (администрации муниципального района) письма с обращениями о выделении средств для приведения здания учреждения в надлежащее «противопожарное» состояние. Однако официальных ответов на эти обращения не поступало, а средства не выделялись.
Напомним, что в силу бюджетного законодательства автономным и бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного и муниципального задания (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Учредитель, опираясь на утвержденный им порядок и условия предоставления таких субсидий (абз. 4 п. 1 ст. 78.1), в принципе может обеспечить учреждение целевыми средствами, в том числе на устранение нарушений противопожарной безопасности.
Виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
На сегодняшний день российское законодательство предусматривает три вида ответственности за нарушение требований пожарной безопасности: дисциплинарную, административную и уголовную. Применение конкретного вида зависит от тяжести нарушения.
Дисциплинарная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Применение дисциплинарных взысканий к работнику предприятия со стороны его руководства происходит, когда работник недобросовестно выполняет свои обязанности в сфере обеспечения противопожарных мер.
В рамках дисциплинарной ответственности применяют:
- Выговор, предупреждение или замечание в письменной форме.
- Отстранение от должностных обязанностей на определённый срок (обычно до устранения нарушений).
- Увольнение, если конкретные нарушения требований пожарной безопасности могут считаться достаточным основанием для такой меры.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Согласно КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа могут быть привлечены физические и юридические лица, а также ИП.
Полномочиями возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с требованиями пожарной безопасности, вправе сотрудники ГосПожНадзора.
Непосредственно за нарушение требований пожарной безопасности и их последствия предусмотрено наказание по статье 20.4 КоАП РФ.
Эта статья применяется, если нарушение не привело к порче имущества или возникновению вреда здоровью людей. Наказание на нарушение зависит от того, применяют ли к объекту особые условия противопожарного режима.
Штраф по статье 20.4 КоАП РФ составит:
- Для граждан – 2-3 тысячи рублей (если объект не связан с условиями особого противопожарного режима), 2-4 тысячи (если связан).
- Для должностных лиц – 6-15 тысяч и 15-30 тысяч рублей соответственно.
- Для ИП – 20-30 и 30-40 тысяч.
- Для юридических лиц – 150-200 тысяч и 200-400 тысяч рублей.
Особый противопожарный режим включает дополнительные требования к безопасности, если на данной территории существует высокая опасность возгорания. Такой режим устанавливают местные органы власти или самоуправления.
В ситуации, когда нарушения требований пожарной безопасности повлекли порчу имущества или причинили вред здоровью человека, ответственность ужесточится:
- Гражданам за повреждение имущества и причинение лёгкого или среднего вреда здоровью грозит штраф от 4 до 5 тысяч рублей. За тяжкий вред здоровью или смерть человека предусмотрено уголовное наказание.
- Должностные лица за повреждение имущества и средний вред здоровью людей будут оштрафованы на 40-50 тысяч рублей. За причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека им придётся ответить в рамках уголовного законодательства.
- Юридических лиц оштрафуют на 350-400 тысяч рублей, а в случае тяжкого вреда здоровью – на 600 000-1 000 000 рублей или приостановят их деятельность на 90 дней. Уголовная ответственность может применяться только к конкретным гражданам, а не к организациям.
При административном приостановлении деятельности организации прекращают работу всех её филиалов и запрещают использовать оборудование даже для оказания отдельных видов работ.
Отдельное наказание предусмотрено в 12, 13 и 14 частях статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания ГосПожНадзора.
За невыполнения распоряжений этой организации в срок в отношении учреждений здравоохранения, а также объектов социального обслуживания и образования могут применить штрафы, дисквалификацию или административное приостановление деятельности.
В рамках статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена следующая система штрафов:
- Для граждан 2-3 тысячи рублей (при повторно нарушении – 4-5 тысяч).
- Для должностных лиц – 5-6 тысяч (за повторное нарушение 15-20 тысяч). Дополнительно могут дисквалифицировать на 3 года.
- ИП оштрафуют на 40-50 тысяч или приостановят деятельность до 90 суток.
- Для юридических лиц штраф составит 90-100 тысяч рублей, а за повторение нарушения – 150-400 тысяч с возможной приостановкой деятельности до 90 дней.
Дисквалификация представляет собой запрет для человека занимать руководящие и управленческие должности в организациях (имеющих статус юридического лица), а также работать в медицинской и фармацевтической сферах деятельности.
Повреждение имущественных комплексов
Важно отметить, что на сегодняшний день повреждение или же уничтожение чужих имущественных комплексов тогда, когда соответствующие деяния влекут за собой причинение существенного ущерба, наказывается посредством штрафных санкций. Так, назначается штраф в размере до 40 000 рублей или же в размере зарплаты (другого легального дохода) провинившегося за период, не превышающий трех месяцев
Кстати, хорошей альтернативой на сегодняшний день служат обязательные работы сроком от 100 до 180 часов либо исправительные работы сроком от 1 года. Помимо этого, иногда применяется и арест сроком до 3 месяцев, а также лишение свободы сроком до 2 лет в соответствии с федеральным законодательным актом от 8 декабря 2003 года.
Формы вины
Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность
Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям
Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.
Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).
В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей
Рекомендации для руководителей АУ.
Резюмируем результаты рассмотрения данного судебного случая. Чтобы доказать отсутствие вины, руководители автономных учреждений могут сделать следующее.
При принятии в оперативное управление недвижимого имущества всегда документально фиксировать имеющиеся нарушения требований противопожарной безопасности и хранить эти документы. Посредством официальных писем неоднократно запрашивать учредителя о выделении средств на устранение имеющихся нарушений и сохранять эти письма
В ходе проведения органом пожарного надзора контрольных мероприятий в учреждении обращать внимание представителей этого органа на отсутствие вины учреждения в выявленных нарушениях. В том числе использовать для этого рассмотренное решение ВС РФ
При вынесении органом пожарного надзора решения в отношении учреждения или его руководителя о назначении административного наказания оспаривать данное решение в суде, в том числе с использованием рассмотренного решения ВС РФ.
Но поскольку по логике Верховного суда лицом, ответственным за наличие нарушений требований противопожарной безопасности, может быть признан учредитель автономного учреждения, не принявший меры по устранению нарушений (не выделивший учреждению необходимые средства в ответ на соответствующее обращение), он может расценить действия руководителя учреждения весьма негативно. А учредитель – это еще и работодатель руководителя АУ. Так что названные действия могут привести и к иным неблагоприятным для него последствиям. Принимая решение «штраф или суд», первому лицу учреждения стоит учитывать и данное обстоятельство.
Как погасить штрафное взыскание?
Оплату выписанного штрафа за несоблюдение ПБ, ответственное лицо может осуществить, обратившись в отделение любой банковской установки, предъявив кассиру постановление, в котором отображены платёжные реквизиты получателя штрафа и указанную сумму денежных средств с учетом комиссии за перевод.
Оплату штрафа необходимо осуществлять своевременно не позже 60-ти суток с момента вступления постановления о штрафе в законную силу, в противном случае штрафнику грозит более суровое наказание.
Сегодня, благодаря развитию технического прогресса, кроме названного способа перечисления штрафа, предлагаются следующие методы погашения штрафных санкций:
- Через терминалы и банкоматы, которые сегодня установлены в большинстве городов РФ.
- Через Интернет с использованием интернет-сервисов, в том числе:
- Портала «Госуслуг».
- Сервиса «Сбербанк Онлайн»
- Платежных электронных кошельков: Веб Мани, Яндекс-Деньги, КИВИ.
Перевод денежных средств на этих ресурсах невозможен без предварительной регистрации на сайтах. Для перечисления требуется иметь пластиковую карточку банка.
Кто контролирует
ПБ на объекте является важной составляющей безопасности людей и имущества. Поэтому все страны мира принимают законы, с описанием четких требований по обеспечению ПБ, предупреждающих очаги загораний
Контроль над выполнением положений ПБ на объектах территории РФ возложен на:
- Государственный пожарный надзор (ГПН) МЧС РФ.
- Региональный центр МЧС.
- Управление МЧС по субъекту.
Последние разрабатывают план для ежегодной проверки ГПН объектов.
Обычно, инспекторами ГПН проверяется:
- Наличие требуемых документов по ПБ (приказы, инструкции, журналы и акты).
- Обязанности, возлагаемые на начальников учреждений и на ответственных лиц за ОТ и ПБ.
- Наличие допусков и разрешительных документов по ПБ на объекте.
Положение о ПБ в учреждении регламентируется рядом документов, одним из которых является Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 года. Руководству учреждений и ответственным лицам за ПБ требуется знать основные требования документа. Приказ определяет способы обучения в данной области с отображением квалификации работников, обязанных обучаться. Обучение может осуществляться очно, в специализированных центрах, имеющих лицензию, а также на предприятиях.
Обучаться непосредственно в учреждениях могут следующие категории работников:
- Руководители структурных отделов учреждений, руководители и гл. специалисты структурных отделов производств, относящихся к взрывопожароопасным участкам.
- Лица, отвечающие за ПБ в структурных отделах.
- Педагоги дошкольных образовательных заведений.
- Охранники предприятий.
- Лица, которые включены в добровольную пожарную дружину (ДПД).
- Работники, выполняющие работы на взрывопожароопасных участках.
Организация учебного процесса по утвержденному плану возлагается на руководителя компании, либо на лицо, ответственное за ПБ, согласно приказу руководителя.
По завершению учебы организовывается экзамен. Для этого, приказом начальника создается комиссия, которая разрабатывает программу экзамена и проверяет знания обучивших людей.
Ознакомится с организацией ПБ многоэтажек можно, посмотрев видео.
(Видео: “Пожарная безопасность многоэтажек. Утро с Губернией”.)
Кто осуществляет контроль
Органом, уполномоченным контролировать соблюдение законодательства, действующего в данной области, является Государственная противопожарная служба РФ (ГПС).
Ее деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290.
Структура ГПС делится на два уровня:
- Федеральная противопожарная служба.
- Противопожарная служба конкретных регионов РФ.
Таким образом, физические и юридические лица обязаны соблюдать технику пожарной безопасности. В противном случае нарушителя могут привлечь к дисциплинарной, административной, а в тяжелых случаях — к уголовной ответственности.
Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация.
Как избежать наказания?
Для того, чтобы не быть наказанным за недочеты инспекцией ГПН не надо ожидать ее посещения, а проверить состояние ПБ и самому своевременно устранить недоработки на объекте.
Для уклонения от финансового взыскания при проверке, рекомендуется осуществить следующие меры:
- Провести дополнительный инструктаж с работающим персоналом по правилам ПБ.
- Рассчитать возможный риск загорания на предприятии.
- Загодя подготовить материалы, касающиеся ПБ.
- Каждый месяц проводить техническое обслуживание системы пожаротушения.
- Самостоятельно выявлять недостатки в ПБ на предприятии и устранять их до прибытия работника ГПН.
Если же постановление о взыскании инспектором выписано, провинившийся вправе обжаловать решение путем отсылки искового заявления в суд либо отправить жалобу вышестоящему органу.
В отправленной жалобе требуется отобразить:
- Наименование государственного учреждения, куда отсылается жалоба, с отображением Ф.И.О. руководителя.
- Ф.И.О. подателя жалобы.
- В содержательном разделе изложить кратко и грамотно суть жалобы.
- В приложении перечислить список документов, прикрепленных к запросу в качестве аргументов, доказывающих правоту подателя запроса.
- Дату составления жалобы.
- Подпись подателя жалобы.
- Контактные данные для связи с истцом (телефон, почтовый адрес или электронная почта).
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Последнее время стране все чаще случаются те или иные возгорания. Пожары в торговых комплексах различных регионов РФ вскрыл целый набор правонарушений, допущенных лицами, отвечающими за ПБ на объектах. Регулярные возгорания, продолжают наносить не только материальный ущерб, но и некоторые из них приводят к человеческим жертвам. И в таких обстоятельствах требуется принимать все меры по наказанию лиц, несоблюдающих противопожарные правила.
Существующее законодательство предусматривает за халатное отношение ответственных лиц за ПБ не только финансовое взыскание, но и даже, в некоторых ситуациях, уголовную ответственность.
Несмотря на это, собственники компаний и начальники вспоминают о наличии недочетов, связанных с ПБ в двух вариантах:
- Когда случилось возгорание.
- Когда на объект прибыл пожарный инспектор и составил протокол о несоблюдении ПБ.
Надо признать, что уровень ответственности за ПБ в стране довольно слабый. Не все руководители стремятся затрачивать средства на противопожарное оборудование и системы автоматического тушения пожаров. Но всё же, когда, как говориться, «петух клюнет» в образе пожара, руководители вынуждены раскошелиться на приобретение оборудования.
В зависимости от конкретных обстоятельств, при нарушении положений ПБ, применяются следующие виды наказания:
- Административное, в виде финансового взыскания.
- Уголовное, выражаемое потерей свободы.
- Дисциплинарное.
Ответственные лица за ПБ, при выявлении нарушений пытаются отделаться в первую очередь штрафом, либо дисциплинарным наказанием. Однако в некоторых вариантах, при нанесении ущерба в огромном размере, уголовного наказания вряд ли удастся избежать.
Уголовное наказание может проявится, если:
- Осуществляется умышленное, то есть преднамеренное разрушение или повреждение имущества.
- Происходит разрушение или повреждении по халатности.
- Халатное отношение к ПБ наносит пострадавшим ущерб здоровью или приводит к гибели людей.
Все перечисленные неправомерные проступки регламентируются 3-мя статьями УК РФ: ст. 167; ст. 168; ст. 219.
Ответственность за нарушения пожарной безопасности
Действующим законодательством РФ предусмотрены в этом случае три вида ответственности – дисциплинарная, административная и уголовная. К ответственности при этом может быть привлечен самый широкий круг лиц. В него входят и собственники помещений, и представители органов власти всех уровней, и должностные лица (включая руководителей юридических лиц), и конкретные ответственные за пожарную безопасность.
Дисциплинарное взыскание накладывается на виновника в рамках внутренних взаимоотношений конкретного юридического лица. Его определяет работодатель в отношении своего персонала, нарушившего требования безопасности. Виды взыскание определяются Трудовым кодексом РФ. Это могут быть замечание, выговор или даже увольнение.
Виды и меру административного взыскания определяют положения Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Право проводить проверки, составлять протоколы о нарушениях и налагать такие взыскания имеется у гражданских или военных инспекторов Госпожнадзора. Административной ответственности подлежат как должностные, так и юридические лица.
Существует достаточно широкая «вилка» в мерах административного воздействия. Многое зависит от позиции проверяющих, готовности должностных лиц устранить выявленные недостатки, а также серьезности допущенного правонарушения, которое может сопровождаться причинением значительного вреда здоровью или даже жизни человека.
Основные виды административной ответственности – это предупреждение, штраф или дисквалификация (для граждан и должностных лиц); административный штраф или даже административное приостановление работы (для юридических лиц). Штрафы для юрлиц могут достигать до миллиона рублей, а их работа может останавливаться на период до 90 суток.
Наиболее суровое наказание – конечно же, в рамках уголовного права.
Наказание непосредственно за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрено статьей 219 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Максимально возможное наказание – крупный штраф и лишение свободы на срок до семи лет. Кроме того, в судебной практике виновные в подобных деяниях могут привлекаться по статьям 167 («умышленные уничтожение или повреждение имущества») и 261 («уничтожение или повреждение лесных насаждений»).
Не нашли, что искали?
СПРОСИТЕ ЮРИСТА
- Налог на жилую площадь юридических лиц
- Чем грозит просрочка платежа по патенту за ИП?
- Затопили соседи! Как и кто возместит ущерб?
Варианты дисциплинарной ответственности
Дисциплинарные правонарушения выявляются в деловой и производственной среде. Данный вид наказания зафиксирован Трудовым кодексом; меры ответственности содержатся в трудовом договоре с работником. Санкции законом не установлены, поэтому мера пресечения на предприятии выбирается руководителем. Ответственность за нарушение пожарной безопасности распространяется только на должностных лиц. Наказание предусматривается в виде выговора, замечания либо увольнения.
Сотрудник несет наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности. Работник должен быть предварительно письменно ознакомлен с переданными ему полномочиями в этой сфере.