Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы

Оглавление

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Основной закон, регламентирующий обращение валют, — Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле».

К основным службам контроля валютного обращения относят Центробанк России и Правительство Российской Федерации. В качестве агентов выступают уполномоченные коммерческие институты (банки), внешнеэкономические кредитные учреждения.

Перечень действий, характеризующихся как нарушения, представлен в КоАП РФ (ст. 15.25). К ним принято относить:

•        проведение нелегальных валютных операций, запрещенных действующим законодательством страны и конкретных регионов (приобретение и реализация иностранной валюты, чеков, осуществление расчетов);

•        предоставление уведомления об оформлении или прекращении действия депозита, баланса, изменении реквизитов с нарушением сроков или в неверной форме;

•        пренебрежение выполнением со стороны резидента обязательств, связанных с уведомлением контролирующих органов о поступлениях на счета иностранной валюты или валюты РФ;

•        неисполнение обязательства по возмещению в РФ финансов, которые были компенсированы нерезидентам в счет оплаты стоимости товаров, не полученных на территории страны; игнорирование соблюдения порядка, в котором должно производиться предоставление отчетностей по операциям с валютами.

Действия, связанные с нарушением валютного законодательства, порождают возникновение множества форм и разновидностей ответственности. Закон подразумевает три направления ответственности за совершение противоправных мероприятий:

1.      Гражданско-правовая (регулируется статьями 167-169 Гражданского кодекса РФ)

Ответственность наступает в случае признания сделки недействительной или в рамках подписания ничтожного соглашения в виде компенсация сторонам имущественных и материальных затрат, понесенных в ходе совершения операции, а также перечисление вырученных средств в бюджет.

2.      Административная (регулируется ст. 15.25 КоАП РФ)

Ответственность наступает в случае осуществления запрещенных валютных операций, нарушения сроков предоставления сведений о факте открытия, закрытия, внесения изменений, а также предоставления материалов в неверной форме, пренебрежения необходимостью предоставления сведений о наличии счета за рубежом, несоблюдения правил репатриации валюты, игнорирования правил по соблюдению порядка отчета о проведении операций с валютами на зарубежных балансах.

За такое нарушение ответственность варьируется в зависимости от сумм, указанных в договорах, также предусмотрен административный штраф вплоть до 50 тыс. для юридических лиц.

2. Уголовная (регулируется ст.ст. 186, 193, 193.1 Уголовного кодекса РФ)

Названный вид ответственности наступает в случае производства поддельных банкнот с последующим хранением и распространением, невозвращение валюты российских финансов из-за рубежа в крупной (от 9 млн.) и особо крупной (от 45 млн.) величине, перевод финансов за рубеж по подложной документации.

За данный вид нарушения предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет.

Прокуратура Ленинского района

Освобождение от ответственности за совершение отдельных нарушений валютного законодательства

Законопроектом №518084-7 вводится примечание 7 к статье 15.25 КоАП РФ, в соответствии с которым резиденты могут быть освобождены от ответственности за совершение незаконных операций с использованием банковских и иных счетов за рубежом, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам. Напомним, что незаконными являются любые операции, прямо не перечисленные в ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» в качестве разрешенных.

Полное освобождение от ответственности применяется в случае, если резидент переводит все средства на свой счет в российском банке в течение 45 дней с даты их незаконного зачисления по внешнеторговому договору на зарубежный счет. Если незаконно зачисленные на зарубежный счет средства переведены на российский счет не в полном объеме, то штраф начисляется только на ту часть средств, которая не была переведена с зарубежного счета на российский, т.е. применяется частичное освобождение от ответственности.

Законопроект №518084-7 не содержит уточнения относительно того, как именно исчисляется срок для устанавливаемого им освобождения от административной ответственности: в рабочих или в календарных днях. При этом, если такой срок истек, то мерой ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, как и ранее, является штраф в размере от 75 до 100 процентов от суммы незаконной валютной операции.

В дополнение к этому, ответственность за невозврат резидентами денежных средств на российские счета не применяется, если внешнеторговый договор с нерезидентом был заключен на сумму не более 200 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте. Если же сумма договора выше данного порогового значения, то ответственность резидента наступает не ранее чем через 45 дней после истечения предусмотренного договором срока возврата средств. Указанные правила закреплены примечаниями 8 и 9 к статье 15.25 КоАП РФ.

Знать все сроки

Решая, имел ли место факт наказуемой нерепатриации, налоговики также должны учитывать условия договоров –  внешнеторговых или займов – и всех приложений к ним. Проверяющие должны понять порядок и сроки оплаты, периодичность, сумму платежей, подлежащую репатриации, и учесть иные условия, влияющие на решение о наличии признаков нарушений.

Частями 1 и 4 статьи 15.25 КоАП установлены штрафы за расчеты, минуя уполномоченные банки (для тех случаев, когда такое запрещено). В этой связи напомним, что летом прошлого года эти штрафы подправлены – принят закон 218-ФЗ. Хоть состав нарушения по части 4 был и раньше привязан именно к факту просрочки, но «наказательная» часть включала также и штраф за неприход денег вообще (наверное, действовала логика, что это как бы вечная «просрочка») – от 3/4 до 1 размера суммы (теперь такой штраф остался в части 1 статьи 15.25 КоАП, а из части 4 убран).

При этом для штрафа (который и был), исчисляемого как 1/150 ключевой ставки за каждый день просрочки, добавлены альтернативы, не зависящие от длительности опоздания, а связанные исключительно с его фактом. И штрафы эти довольно серьезны

Поэтому теперь довольно важно понять: была просрочка как таковая или нет

Кто обязан отчитываться?

Обязанность за предоставление отчетности о проводимых валютных операциях, согласно валютному законодательству, возлагается на резидентов и нерезидентов, юридических и физических лиц, ИП (). Исключение составляют только физические лица – нерезиденты. Обязанность возникает при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте (). Здесь хочу сделать уточнение, чтобы не было путаницы: уполномоченные банки не требуют отчетности в случаях зачисления и снятия иностранной валюты, используя расчетный счет в уполномоченном банке, списании в пользу физического лица – нерезидента страховых и пенсионных выплат, взыскания средств по исполнительным документам. Полный перечень данных, не требующих отчетности, приведен в .

Непредставление отчетности

Исключается ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах (инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Условие освобождение от ответственности — если период просрочки не превысил 90 дней.

В случае превышения этого срока, на организацию налагается штраф по ч. 6.3-1 КоАП РФ в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

Виды нарушений валютного законодательства

Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

  1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
  2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
  3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
  4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

  • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
  • Административная (штрафные санкции).
  • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

Фабула дела:

Открытое акционерное общество «Тихоокеанское Управление Промысловой Разведки и Научно-Исследовательского Флота» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока от 11.12.2017 г. о привлечении к ответственности по КоАП РФ за нарушение валютного законодательства.

Налоговый орган привлек заявителя к ответственности, посчитав, что контрагентом заявителя (подрядчиком — иностранной организацией) не были выполнены работы по ремонту морского судна, предусмотренные внешнеторговой сделкой, соответственно, денежные средства, уплаченные заказчиком в качестве аванса, должны быть возвращены исполнителем не позднее даты прекращения договора.

В свою очередь, заявитель обосновывал свои требования тем, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, стороны сделки исполнили свои обязательства в полном объеме, основания для возврата аванса по сделке отсутствовали.

Суд поддержал позицию заявителя, отменив вынесенное в отношении него решение налогового органа о привлечении к административной ответственности.

Основные моменты валютного законодательства

Предприятия, согласно действующим нормам законодательства об обороте иностранных денежных знаков, должны проводить валютные операции только через банки, имеющие соответствующие разрешения и лицензии. Такие финансовые организации должны иметь лицензию от ЦБ РФ. Если предписание органов валютного контроля не выполняются, то в первую очередь страдают банки. За проведение операций, которые запрещены действующими законами, банки, резидентов и нерезидентов могут:

  • лишить лицензии и разрешений на работу;
  • приостановить деятельность этих документов.

Налоговая служба или инспекция, занимающаяся валютным контролем, за нарушение этой нормы может оштрафовать предприятия на сумму выручки или ее рублевого эквивалента. При этом от необходимости зачисления валютных доходов на счета в банках предприятия не освобождаются.

Новшества в ответственности, предусмотренной коап рф

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица: осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
  • не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
  • не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);

отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
введением нового вида ответственности (дисквалификация на срок от полугода до 3 лет) для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5;
исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.

К изменениям валютного законодательства, начавшим действовать в 2020 году и остающимся актуальными сейчас, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Новая инструкция отменила паспорт сделки и справку о валютных операциях, введя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также изменила лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет.

Одним из наиболее значимых нововведений в законе о валютном контроле является то, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно введена административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Общие положения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1). Кроме того, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи за нарушение валютного законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Необходимо отметить, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных о наличии события административного правонарушения.

Составлять протоколы об административной ответственности за нарушение валютного законодательства вправе должностные лица органов и агентов валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Напомним, что органами валютного контроля являются ЦБ РФ и Росфиннадзор, агентами валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФСФР (ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании)).

Уполномоченными банками признаются российские и иностранные кредитные организации, имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять на территории РФ банковские операции в иностранной валюте.

Необходимо отметить, что ЦБ РФ контролирует осуществление валютных операций исключительно кредитными организациями и валютными биржами.

Рассмотрение дел о нарушениях валютного законодательства, допущенных бюджетными учреждениями, относится к компетенции Росфиннадзора (п. 1 Положения о Росфиннадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278). Рассматривать указанные дела вправе (ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ):

  • руководитель Росфиннадзора и его заместители;
  • руководители структурных подразделений Росфиннадзора и их заместители;
  • руководители территориальных управлений Росфиннадзора и их заместители.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования.

Субъектами ответственности являются должностные и юридические лица.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

В настоящее время ст. 15.25 КоАП РФ содержит несколько составов административных правонарушений. Далее мы рассмотрим только те правонарушения, которые могут быть совершены бюджетными учреждениями.

Когда отчеты не нужно подавать

Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:

  • счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
  • общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.

Внимание!!! Учет финансовых активов ведется на начало и конец года, а также учитываются операции зачисления и списания по счету. Поэтому, чтобы не подавать отчет нужно следить, чтобы операции и остатки не превышали 600 000 рублей в эквиваленте

Также не нужно отчитываться перед компетентными органами физлицам, проживающим за границей от 183 дней в календарном году. 

Валютный контроль и валютное регулирование достаточно обширная тема, без изучения которой невозможно эффективно организовать международный бизнес. Самостоятельное ее изучение займет много времени и ресурсов и не гарантирует положительный результат и отсутствие ошибок. Мы же рекомендуем обратиться за консультацией к нашим лицензированным юристам, которые имеют колоссальный практический опыт в создании решений для международного бизнеса. Пишите нам в онлайн-чат или оставляйте контакты в специальной форме, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Нужно подавать отчет о движении средств и иных активов если остаток менее 600 000 рублей?

Нет, если операции по зачислению и списанию средств на счете не превышали указанной суммы. Однако существует высокая вероятность, что налоговая попросить предоставить подтверждающие документы: выписку со счета. Поэтому рекомендуется все же подготовить и подать отчеты, пускай даже обороты позволяют этого не делать.

Основные сроки подачи документов для валютного контроля?

Списание денег со счета в банке – дата подачи распоряжения на списание; зачисление денег на счет резидента – 15 дней с даты зачисления; расчеты через счет резидента в иностранном банке – 30 рабочих дней после месяца, в котором средства списаны или зачислены на счет; ввоз/вывоз недекларируемых товаров, выполнение работ, оказание услуг – 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлены подтверждающие документы.

Ответственность за нарушение валютного законодательства?

Административный Кодекс устанавливает следующие штрафы за нарушение валютного законодательства на физлиц: за незаконные валютные операции – 75-100% от операции; за несвоевременное уведомление ФНС – 1000-1500 RUB; неподачу уведомления о наличии счета – 4000-5000 RUB; отсутствие отчета о движении денежных средств – 2000-3000 RUB; повторное нарушение – 10000-20000 RUB. В том числе криминальная ответственность, если сумма незачисленных или невозвращенных средств в течение одного года превышает крупный (100 млн. рублей) или особо крупный (150 млн. рублей) размер.

Снижение штрафа за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств

В части 4 статьи 15.25 КоАП РФ ответственность резидентов за невозврат в российские банки денежных средств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, предусматривающим передачу нерезидентам товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности, оказание услуг, а также по договорам займа, изменяется следующим образом:

— если валютой внешнеторгового договора является российский рубль, то штраф за невозврат денежных средств на счет юридического лица или ИП в российском банке составит от 3 до 10 процентов от суммы невозвращенных денежных средств.

— если был заключен внешнеторговый договор в иностранной валюте или договор займа, то штраф за невозврат денежных средств по такому договору на российский счет физического лица, юридического лица или ИП составит от 5 до 30 процентов от суммы невозвращенных денежных средств.

В обоих перечисленных выше случаях размер штрафа существенно уменьшается по сравнению с установленным ранее диапазоном от 75 до 100 процентов;

— впервые появляется однозначное указание на то, что к ответственности за совершение данного правонарушения могут быть привлечены и физические лица без статуса ИП. Как представляется, такое уточнение в большей степени относится к заключенным физическими лицами договорам займа, в том числе если заемщиками по ним являются принадлежащие самим физическим лицам-резидентам иностранные организации.

Ответственность за невозврат средств по внешнеторговым договорам и договорам займа может применяться не только к юридическим лицам и ИП непосредственно, но и к должностным лицам российских организаций. Размер штрафа для должностных лиц не был изменен по сравнению с действующей редакцией и по-прежнему составляет от 20 000 до 30 000 рублей.

Если имело место нарушение предусмотренного соответствующим договором срока зачисления денежных средств на счет резидента в российском банке, а не невозврат средств вовсе, то в отношении резидента применяется предупреждение или штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы подлежащих возврату денежных средств за каждый день просрочки. В данном случае размер штрафа также не был изменен.

Штрафы

Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.

Общие сведения

Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.

В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:

  • отчётности по передвижению валютных средств;
  • паспортов сделки;
  • информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
  • других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.

Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.

Таблица

Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.

Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.

Вид нарушения Статья КоАП РФ Штраф, руб.
Неполучение резидентом оплаты за реализацию товарных единиц и оказание услуг зарубежной партнёрской организации, а также невозвращение денег за товары, не попавшие в Россию Пункты 4 и 5 0,75 суммы – полная сумма контракта
Игнорирование сроков оформления паспорта сделки (то же касается и переоформления) П.6 40 000 – 50 000
Несвоевременная подача справок об операциях с валютой и подтверждающих документов 5 000 – 50 000
Отказ в предоставлении бумаг по банковскому запросу 40 000 – 50 000
Повторяющееся в течение года нарушение порядка или временных рамок подачи документации 400 000 – 600 000
Непредоставление бумаг по изменениям в связи со счетами в зарубежных банковских компаниях П.2 800 000 – 1 000 000
Несвоевременное предоставление информации об открытии и закрытии счетов П.2 50 000 – 100 000
Нарушение порядка ведения счетов, открытых в валюте П.1 0,75 суммы – полная сумма нелегальной транзакции

В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.

Ответственности за нарушение правил обращения валюты

Различные нарушения валютного законодательства предполагают и разные формы ответственности. Если при проведении контрольных мероприятий выявлено несоблюдение правил обращения валюты, то информацию передают органам валютного контроля либо правоохранительным структурам в зависимости об совершенного правонарушения.

Административная ответственность

Административное наказание за несоблюдение валютного законодательства устанавливает статья 15.25 КоАП. Данная норма выделяет несколько видов правонарушений:

  • Незаконные валютные операции. Это купля-продажа денежных средств, минуя уполномоченные банки, либо проведение операций через счета, открытые в заграничных кредитных организациях. Сюда же относятся сделки в валюте между физическими лицами без участия банка, например, заключение договора займа. Данные правонарушения приводят к взысканию штрафа в размере от ¾ до целой суммы незаконной операции. Для должностных лиц выплата составит от 20 до 30 тыс. рублей.
  • Граждане и юридические лица обязаны сообщать налоговым органам об открытии или закрытии валютных счетов в зарубежных банках, изменении реквизитов в течение 1 месяца. В случае нарушения этого срока либо подачи уведомления в несоответствующей законодательству форме, для граждан штраф составит до 1,5 тыс., для должностных лиц – до 10 тыс., для организаций – до 100 тыс. рублей.
  • Если резидент не сообщит об открытом в зарубежном банке счете, то сумма взыскания для граждан увеличится до 5 тыс., для ответственных лиц – до 50 тыс., для организаций – до 1 млн. рублей.
  • При продаже товаров или оказании услуг иностранным организациям или гражданам поставщик обязан обеспечить поступление денег на счета в уполномоченных российских банках в установленные контрактом сроки. Несоблюдение сроков приведет к наложению штрафа в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ от полученной в дальнейшем суммы за каждый пропущенный день.
  • В случае неполучения денег на счет размер взысканной суммы составит до 50 тыс. рублей для организаций и до 30 тыс. рублей для должностных лиц. Если ответственное лицо раньше уже привлекалось по данному нарушению, то ему грозит до 3 лет дисквалификации.

Важно! Ответственность по данным статьям не наступает при условии, что риск неисполнения обязательств зарубежным партнером будет застрахован, и получена страховая выплата. Граждане и организации, имеющие счета за пределами РФ, должны каждый год представлять в налоговый орган отчет о произведенных операциях по счету

Сведения необходимо подать до 1 июня следующего года по установленной форме. Если срок предоставления отчетности нарушен, это приводит к назначению штрафных санкций. Суммы выплат составляют от 300 рублей до 3,5 тыс. для граждан и от 5 до 50 тыс. рублей для юридических лиц. Размер штрафа зависит от количества дней, на которые задержана сдача отчетности. Минимальную выплату назначают, если отчетность задержали на 10 дней. Просрочка более 30 дней грозит максимальным штрафом

Граждане и организации, имеющие счета за пределами РФ, должны каждый год представлять в налоговый орган отчет о произведенных операциях по счету. Сведения необходимо подать до 1 июня следующего года по установленной форме. Если срок предоставления отчетности нарушен, это приводит к назначению штрафных санкций. Суммы выплат составляют от 300 рублей до 3,5 тыс. для граждан и от 5 до 50 тыс. рублей для юридических лиц. Размер штрафа зависит от количества дней, на которые задержана сдача отчетности. Минимальную выплату назначают, если отчетность задержали на 10 дней. Просрочка более 30 дней грозит максимальным штрафом.

При повторном правонарушении размер взыскания увеличивается до 20 тыс. рублей для физических лиц и до 600 тыс. рублей для организаций.

Соотношение положений валютного законодательства об ответственности

Обобщая арбитражную практику по вопросу применения п.1 ст.14 Закона, можно сделать следующий вывод: за совершение валютной операции, не соответствующей положениям ст.ст.2 — 8 Закона, ответственность налагается в виде штрафа в размере суммы, в отношении которой была совершена незаконная валютная операция.

Ответственность по п.1 ст.14 Закона применяется, в частности, в случае, если валютная операция совершена с нарушением порядка:

  • обязательного зачисления на счет в уполномоченном банке полученной организацией — резидентом валюты (п.1 ст.5 Закона);
  • осуществления операций, связанных с движением капитала (п.2 ст.6 Закона);
  • обязательной продажи валютной выручки (п.5 ст.6 Закона).

Состав правонарушения, предусмотренного п.1 ст.14 Закона, полностью поглощает составы правонарушений, предусмотренных Указами Президента РФ N N 1163 и 629, а также ст.273 ТК РФ. По мнению автора, за конкретное правонарушение неправомерно применять одновременно несколько взысканий. При установлении наказаний за нарушения валютного законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности. Никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Исключается применение за одно и то же деяние ответственности, установленной п.1 ст.14 Закона и Указом Президента РФ N 1163 или п.1 ст.14 Закона и Указом Президента РФ N 629. Что касается ст.273 ТК РФ, то Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 29.06.1999 N 7838/98 указал на недопустимость применения содержащейся в нем ответственности одновременно с применением ответственности по валютному законодательству.

М.Масленников

АКДИ «Экономика и жизнь»

Ответственность за нарушение валютного контроля

►гражданско-правовая: ст. 167, 168, 169 ГК РФ. Наступает, если сделка признана фиктивной или подписано соглашение, не имеющее юридической силы. В этом случае, придется вернуть, всё полученное в ходе фиктивной сделки обратно сторонам или передать вырученное по фиктивному соглашению в пользу государства.

►административная: ст. 15.25 КоАП РФ. Контролирующие органы выставят штраф, его размер будет зависеть от серьезности правонарушения. Если вы осмелились провести операцию, которая прямо запрещена законодателем, а еще и предпочли обойтись без участия уполномоченных кредитных организаций, штраф составит от 3/4 до полной цены договора. Если позабыли вовремя предоставить информацию о закрытии, открытии счетов, любых изменениях в них за границей, вас как физическое лицо ожидает штраф до 1 500 рублей, как юридическое — от 50 000 до 100 000 рублей.

Следует помнить о правильном и своевременном возвращении валюты на территорию РФ, либо быть готовым платить штраф 1/150 ставки рефинансирования за каждый день просрочки от суммы, впоследствии возвращенной, и 3/4 или полная стоимость сделки, если возвращение так и не произошло. Ну и правила отчетности, о любых валютных перемещениях за рубежом и в нашей стране – вовремя и правильно подготовленная отчетность избавит от штрафа для граждан до 3 000 рублей, для предприятий — до 50 000 рублей.

►уголовная:

  • ст. 186 УК РФ – создание валютных подделок, их хранение и, еще хуже, распространение, заставит просидеть за решеткой до 12 лет;
  • ст. 193 УК РФ – если не вернули из-за рубежа валюту в крупном и особо крупном размере (от 9млн руб. до 45 млн. руб.;
  • свыше 45 млн.руб.) грозит до 5 лет лишения свободы;
  • ст. 193.1 УК РФ – перевод денежных средств за пределы РФ по подложным документам – до 10 лет.