Оглавление
Понятие платности землепользования
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 «Земельный налог»).
За земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании, взимается земельный налог, а за арендуемые участки — арендная плата.
Институт платы за землю — это комплекс правовых норм, которые регламентируют отношения, связанные с исполнением собственниками земли, землевладельцами и землепользователями публичных повинностей в виде стабильных платежей в пользу государства.
Плата за пользование земельными участками имеет многолетнюю историю. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1942 «О местных налогах и сборах» предусматриваюсь взимание земельной ренты за «застроенные и незастроенные земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам в бессрочное пользование и по договорам о праве застройки» (ст. 18). Предусматривалось освобождение полностью или частично отдельных видов земель и землепользователей от платежей. Для расчета земельной ренты с остальных плательщиков все поселения делились на шесть классов, в зависимости от административного значения, численности населения и иных условий.
Наряду с земельной рентой как прообразом земельного налога в годы советской власти существовала аренда земли и арендная плата, причем отношение законодателя к аренде земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов было различным. Например, постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.06.1937 «О воспрещении сдачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения» аренда сельскохозяйственных земель была запрещена как вне городской черты, так и в ее пределах. Земли застройки в черте поселений могли быть переданы по договору аренды во временное пользование гражданам и юридическим лицам с взиманием за это арендной платы.
Однако радикальное изменение законодательного подхода к плате за землю произошло после принятия Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Данным Законом были установлены три формы такой платы: земельный налог; арендная плата; нормативная цена земли. Именно с тех пор сохраняется четкое различение юридической природы земельного налога и арендной платы: земельный налог — обязательный императивный платеж, устанавливаемый в соответствии с НК РФ органами местного самоуправления; арендная плата устанавливается в соответствии с договором по согласованию сторон. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Использовать участок без предоставления можно под товарное рыбоводство.
По крайне мере, статья 39.33 земельного кодекса допускает такое использование только для товарной аквакультуры.
Для справки.
Товарная аквакультура – это вид предпринимательской деятельности, который относится к сельскохозяйственному производству.
Различают 3 вида товарного рыбоводства:
- пастбищная аквакультура;
- индустриальная аквакультура;
- прудовая аквакультура.
Подробнее смотрите в первоисточнике: закон N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) …» от 02.07.2013.
Использовать участок без предоставления можно для возведения некапитальных строений и сооружений.
Иными словами, домик с видом на пруд на таком участке на законных основаниях не построишь.
3-е основание.
Арендная плата за землю
за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
-
- Правительством Российской Федерации,
- органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
- органами местного самоуправления.
В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Оценка земли производится согласно ст. 66 ЗК РФ:
С 01.01.2017 г. отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке«.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Если затянули с арендой…
Как правило, дата фактического предоставления земельного участка в аренду и момент заключения договора аренды не совпадают. Причиной этому могут быть не только чисто технические сложности по заключению и оформлению договора, но и существенные разногласия по условиям аренды земли (например, качество и площадь земельного участка, размер арендных платежей, порядок внесения платы). Но в производственных целях до устранения всех разногласий и заключения договора аренды земельный участок может использоваться. В этом случае арендатору следует учесть следующее.
Пользование земельным участком до достижения сторонами согласия по условиям договора аренды и его заключения влечет для будущего арендатора гражданско-правовые последствия в виде неосновательного обогащения по правилам гл. 60 Гражданского кодекса. Это значит, что арендодатель вправе подать в суд иск о взыскании с арендатора денежной суммы, на которую он неосновательно обогатился (т.е. сберег) в связи с пользованием землей (имуществом) до оформления договора аренды. Неосновательное обогащение будет и в случае уклонения от оформления прав на землепользование.
Если рассматривать налоговые последствия, то по гражданскому и налоговому законодательству несвоевременное заключение договора аренды земельного участка по причине разногласий относительно условий договора не считается безвозмездной передачей (получением) имущества. Поэтому и нет внереализационного дохода по п. 8 ст. 250 Налогового кодекса.
Имущественная выгода в виде потенциально не перечисленной арендной платы также не является внереализационным доходом. Включать ее в состав доходов при исчислении налога на прибыль не нужно. Данный вывод подтверждает и судебная практика (к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 26 ноября 2009 г. по делу N А12-8437/2009).
Согласно ст. 608 Гражданского кодекса право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, также он обязан уплачивать соответствующие налоги и сборы. Поэтому уплата земельного налога является обязанностью собственника независимо от того, используется это имущество им самим или сдается в аренду.
В.Бельковец
Редактор-эксперт
по правовым вопросам
Понятие общих земель
Определение земель общего пользования (ЗОП) и порядок их эксплуатации регулируется положениями следующих нормативных актов:
Статья |
|
---|---|
Определяет, что к территориям общего пользования относятся те, которыми пользуется неограниченный круг лиц (речь идет о площадях, набережных, улицах, бульварах, скверах и пр.) |
|
Определяет, что ЗОП могут быть отнесены к различным территориальным зонам (жилым, производственным, сельскохозяйственным), но не подлежат оформлению в частную собственность. |
|
Устанавливает для граждан право свободного доступа к земельным участкам, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, не имеют установленных собственником ограждений или других обозначений, запрещающих вход. |
Порядок использования ЗОП регулируется не только на уровне федерального законодательства, но и местных нормативных актов и правил землепользования, поэтому в разных субъектах РФ возможны различия по составу и особенностям использования подобных земель. В случае противоречий между региональным и федеральным законодательством, именно последнее будет иметь первоочередное значение в решении конфликтных ситуаций.
Виды земель
Таким образом, к ЗОП будут относиться территории, используемые для удовлетворения потребностей широкого круга лиц:
- передвижения и строительства транспортных развязок (дороги, улицы, проезды, площади, проспекты);
- возведения инженерных сооружений для обслуживания социально-культурных нужд граждан;
- захоронения бытовых отходов или организации предприятий для их утилизации;
- культурно-рекреационного использования (водоемы, прибрежные зоны, парки, скверы);
- удовлетворения других интересов жителей населенных пунктов.
Кроме публичных мест режим общего пользования может касаться земли в совместной или долевой собственности граждан (придомовой территории, площади кооперативных гаражей и пр.).
Пример. Рядом с домом, который находится в общей долевой собственности семей Петровых и Ивановых, расположен общий участок. Петровы используют его для парковки своих двух авто, тогда как у второй семьи личного транспорта вообще нет. При этом они вправе жаловаться на незаконное использование ЗОП, если при парковке автомобилей Петровы занимают более половины площади участка.
Независимо от вида ЗОП, они не могут быть переданы в частную собственность (например, посредством выкупа или приватизации). К допустимым вариантам использования относится:
- аренда (обычно для правоотношений между юридическими лицами и государством);
- безвозмездное бессрочное пользование (при взаимодействии между физическими лицами и государством).
Особенности налогообложения
Порядок налогообложения земель общего пользования зависит от того, к чьей территории они относятся:
- Для участков СНТ. Для участков, образованных за счет взносов членов товарищества, они же уплачивают земельный налог. Эти лица должны быть указаны в правоустанавливающих документах объединения. Если такой перечень отсутствует, налоги уплачиваются от имени товарищества.
- Для земель, не имеющих владельцев или пользователей (к примеру, проезжей части). Земельный налог заменяется транспортным, который также включает сбор за использование дороги.
- Для арендованных земель. Согласно ст. 388 НК РФ лица, которым земельные участки, переданы в аренду или на правах безвозмездного пользования, не являются налогоплательщиками. Здесь же установлено, что налогоплательщиком должно быть физическое или юридическое лицо, являющееся собственником земли. Поскольку ЗОП обычно принадлежит государству или муниципальным образованиями, но они не являются организациями и тем более физическими лицами. Соответственно плательщик налога отсутствует до тех пор, пока земля не будет передана в собственность организации или отдельных граждан.
Договор аренды экскаватора с экипажем образец с физическим лицом
Арендатор обязан вносить арендную плату за пользование Транспортным средством в размере, порядке и в сроки, установленные Договором. 4.2.
В течение первых 5 (Пяти) рабочих дней каждого месяца Арендатор вносит арендную плату за пользование Транспортным средством в соответствии с условиями Договора и Приложением №1, путем перечисления оплаты на расчетный счет Арендодателя, указанный в реквизитах к Договору. 4.3.
Для обеспечения исполнения своих обязательств, Арендатор вносит задаток в размере месячного платежа на расчетный счет Арендодателя, в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора и приемки Транспортного средства. 4.4.
Сумма ежемесячного арендного платежа определена в Приложении №1 к настоящему Договору. 5. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 5.1. Место приема-передачи Транспортного средства: . 5.2.
Арендодатель вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков в случаях, когда Арендатор: — использует автомобиль не в соответствии с его назначением; — существенно ухудшает состояние автомобиля; — не уплачивает арендную плату более месяцев. 4.2.
Арендатор вправе требовать досрочного расторжения договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ. 4.3. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по соглашению между ними. 5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.
Условия договора, дополнительных соглашений к нему и иная информация, полученная сторонами в соответствии с договором, конфиденциальны и не подлежат разглашению. 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ 6.1.
Договор аренды транспортных средств (спецтехники) с экипажем
Внимание
Арендная плата уплачивается Арендатором не позднее числа каждого месяца (квартала, года) путем перечисления денежных средств в размере рублей на расчетный счет Арендодателя. До указанной даты арендная плата должна поступать на расчетный счет Арендодателя. Арендная плата, поступившая в меньшем размере, может быть не принята Арендодателем.
1.8. 1.10. Арендатор (не) вправе без письменного согласия Арендодателя сдавать арендованный автомобиль в субаренду на условиях договора аренды автомобиля с экипажем или без экипажа. 1.11. Автомобиль застрахован по договору от «» года N . Копия прилагается. 1.12.
Договор аренды автомобиля с экипажем
ДОГОВОР № на предоставление спецтехники г. « » 20 г. , именуемое в дальнейшем «Организация», в лице , действующего на основании , с одной стороны, и , именуемое в дальнейшем «Закзачик», в лице , действующего на основании , с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1.
Предмет договора 1.1. Организация предоставляет Заказчику за плату во временное владение и пользование транспортное средство (спецтехнику) с экипажем для осуществления работ: на объектах Заказчика по адресу: . 1.2.
Организация обязана оказать Заказчику услуги, предусмотренные настоящим Договором, в полном объеме. 2.1.2.
Договор аренды транспортного средства с экипажем
Обеспечить безопасную эксплуатацию Техники в соответствии с руководством по эксплуатации Спецтехники и требованиями действующего законодательства РФ, проводить текущий и капитальный ремонт, предоставлять в необходимых количествах ГСМ, иные расходные материалы. 2.1.4.
В случае полного выхода из строя в период срока действия договора предоставленной Спецтехники, по согласованию с Арендатором рассмотреть вопрос о возможной замене такой Спецтехники в максимально короткий срок (но не более суток) на аналогичную, при этом оплата аренды до замены не начисляется. 2.2.
Арендодатель вправе: 2.2.1. В любое время проверять порядок использования Арендатором Техники в соответствии с условиями настоящего договора. 2.2.2.
В случае нарушения Арендатором оговоренных целей эксплуатации предоставленной Техники потребовать досрочного возврата Техники с выплатой штрафа, указанного в п.4.6 настоящего договора.
Какие принципы реализует взимание денег за фактическое владение ЗУ?
Хоть и понятие фактического пользования земельным участком не определено ни Гражданским, ни Земельный кодексами РФ, ни любыми другими документами и постановлениями, есть не нормативное определение этого явления. Оно подразумевает под собой реальное использование земли, вверенной арендатору на безвременное бесплатное пользование (и чаще всего, находящейся под жилой застройкой) в течение как минимум последних 15 лет.
Для вступления в права собственности оплата не взимается, по истечении такого срока участок переходит арендатору бесплатно в порядке приватизации.
Итак, при выборе аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходим комплексный подход: собственник должен быть готов к самостоятельному поиску информации о технических характеристиках интересующего его объекта для того, чтобы подобрать наиболее ликвидный участок с наименьшими налоговыми ставками и уровнем арендной платы.
Отвечает заместитель генерального директора по юридическим Андрей Шевченко:
Услуги управляющей компании при условии, что УК законно является таковой, оказываются на основании заключенного договора на управление. В договоре прописаны такие услуги, предоставляемые УК, как горячее и холодное водоснабжение, охрана, эксплуатация подъездных дорог, содержание электрохозяйства общего пользования и т. д. Также договором устанавливается стоимость этих услуг. Если Вы не планируете строиться и пользоваться сетями и прочим, то можно договор не заключать. По закону Вас никто не может заставить пользоваться услугами, предоставляемыми УК. Кстати, для того чтобы оказывать услуги населению, управляющая организация должна иметь лицензию на деятельность управляющей компании и лицензию на право оказывать услуги, за которые получает вознаграждение.
Можно ли не подписывать договор с новой УК в поселке?
Как решать проблемы с управляющей компанией?
Взыскание арендной платы по коммерческому договору найма жилого помещения
1. Размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.
2. Одностороннее изменение размера платы за жилое помещение не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. 3. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Использование земли более 15 лет
Если земельный надел используется более 15 лет, при этом не возникает законодательного нарушения, то пользователь получает возможность оформить участок в собственность (такое право ему гарантировано Гражданским Кодексом, а именно статьей 234).
Но разрешение сможет предоставить только суд при наличии заявления от пользователя. А для разбирательства должны быть выделены стороны процесса.
То есть ответчиком может выступать как предыдущий владелец, так и само государство. Но при отсутствии споров вероятность получить землю в собственность – очень высокая (если ориентироваться на практические отзывы).
Использование участка без предоставления под иные 32 объекта.
Кроме НТО и рекламных конструкций, есть иные объекты, под которые возможно использовать участок без предоставления.
Полный перечень объектов утвержден постановлением Правительства РФ.
На момент написания статьи действует постановление № 1300.
Оно принято 03.12.2014 года, и периодически в него вносят изменения.
Все объекты изложил в таблице.
Для удобства используйте поисковую строку.
Для многих обывателей, большинство указанных видов объектов не представляют интереса.
Но предприниматели и организации узнают, под какие объекты можно использовать участок без предоставления.
В каждом субъекте РФ устанавливают свои правила размещения указанных объектов.
Поэтому порядок и условия использования участков под такими объектами в разных регионах будут различаться.
2-е основание.
Как использовать земельный участок без предоставления под гараж?
01 сентября 2021 вступают в силу изменения законодательства, которые уже окрестили – гаражная амнистия.
Как только гаражная амнистия вступит в силу, граждане получат возможность использовать участок без предоставления для:
- возведения гаражей в виде некапитальных сооружений,
- для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.
Иными словами, все граждане получат возможность использовать участок под некапитальный гараж.
При этом инвалиды, получат право использовать участок под стоянку.
Обратите внимание. Гаражная амнистия не ограничивается только вышеуказанными способами использования земли
Гаражная амнистия не ограничивается только вышеуказанными способами использования земли.
Ожидаемые новшества затрагивают более широкий пласт отношений. В том числе, новшества коснутся оформления прав на участки под капитальными гаражами.
О гаражной амнистии в целом подготовлю отдельный материал.
В этой статье мы рассматриваем гаражную амнистию только в части использования земли без предоставления.
Арендная плата
Этот тип оплаты применяется только в тех случаях, когда участок принадлежит одному человеку, а пользуется им другое лицо. Если говорить более расширено, то это определенная сумма, которая взимается за участок, который сдан в аренду на основании договора между владельцем и третьим лицом. При этом важным условием является открытость, то есть каждая из сторон имеет право владеть полной информацией и действовать исключительно из своих интересов, не подвергаясь принуждению.
Все особенности пользования земельным участков закрепляются в договоре: размер арендной платы, порядок уплаты, срок и прочее. Отметим, что размер платежей, установленных в качестве оплаты использования земли, должен быть обязательно включен в договор, иначе его можно будет считать недействительным.
Если мы говорим о видах арендной платы, то она может быть денежной или натуральной. К слову, последний вид применяется и сегодня, когда человек берет землю у владельцев и выращивает что-то, отдавая арендную плату урожаем. Нередко используется комбинированная плата.
На сегодняшний день в законодательстве РФ предусмотрено выделение следующих типов арендной платы:
- определенная сумма денег, которая уплачивается разово или периодически (ежемесячно, ежегодно и т.д.);
- предоставление оговоренных услуг в качестве оплаты пользования землей;
- предоставление части от продукции, которая была получена вследствие использования участка;
- улучшение или развитие имущества в направлениях, предусмотренных договором аренды.
Аренда в нынешнее время является невероятно важной для любой экономики. Дело в том, что арендная плата за участок гораздо ниже, чем его полная стоимость
Это дает возможность использования земли тем слоям населения, которые не могут купить ее, но нуждаются в этом ресурсе. В результате это позволяет более эффективно и рационально распределять и использовать землю.
Интересен тот факт, что большая часть земли, которая предоставляется в аренду, принадлежит государству или муниципалитету. По этой причине установление адекватной и обоснованной стоимости участков является очень важным, ведь в противном случае это не будет способствовать эффективному использованию ресурсов.
Закон об использовании участков в СНТ
Аббревиатура «СНТ» означает садоводческое некоммерческое товарищество — особый вид объединения собственников недвижимости (земельных участков), находящихся на определенной территории. Обслуживание общих интересов (таких, как организацию водо- и энергоснабжения, содержание общего имущества, кадастровые работы) организуют органы управления СНТ — правление и председатель. При этом снабжение садоводов электричеством, водой и иными ресурсами может быть организовано как через СНТ, так и напрямую собственниками земельных участков, которые заключили договоры со сбытовыми компаниями, поставляющими населению коммунальные ресурсы. Земля в СНТ находится в частной собственности. Право собственности на тот или иной участок появляется после его покупки, дарения или наследования.
Исторически СНТ размещались на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся за пределами населенных пунктов. Эти земельные участки предназначены для ведения садоводства и огородничества для личных нужд граждан.
Отличие от ДНП
СНТ и ДНП в целом мало чем отличаются, но некоторая разница между ними все же есть. СНТ в основном относятся к сельскохозяйственным землям, расположенным за пределами населенных пунктов. ДНП является объединением собственников дачных участков, к расположению которых не предъявляется строгих требований. Они могут находиться как в пределах населенного пункта, так и за его чертой. В целом, земли в ДНП имеют меньше ограничений по использованию, в связи с чем, как правило, стоят дороже.
Вид разрешенного использования
Вид разрешенного использования определяется в соответствии с категорией земель и перечнем допустимых видов разрешенного использования. При этом:
- перечень доступных для выбора видов разрешенного использования устанавливается зонированием территорий;
- выбор конкретного вида из списка допустимых осуществляет владелец участка самостоятельно.
Если речь идет о землях общего пользования в садоводстве, то выбор вида разрешенного использования осуществляет СНТ в том случае, если земли оформлены в общую собственность садоводства. Если же земля находится
Если же необходимо установить в отношении земельного участка иной вид разрешенного использования, не предусмотренный для данного земельного участка, то процедура усложняется. В отношении такого земельного участка может потребоваться поменять категорию и/или градостроительный регламент.
Предельные размеры
В зависимости от категории земель для земельных участков могут устанавливаться предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков. Статьей 11.9 Земельного кодекса установлено, что минимальные и максимальные размеры участка устанавливаются местными правилами градостроительной планировки в том случае, если такие градостроительные правила применяются к соответствующим землям (то есть, земельный участок находится в границах населенного пункта). Помимо предельных размеров, градостроительный регламент оговаривает и другие параметры участка:
- Процент застройки территории;
- Размеры (высотность) зданий;
- Размер отступов построек от границ земельного участка;
- Плотность застройки и иные градостроительные параметры (ст. 38 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительный регламент (правила землепользования и застройки) устанавливает администрация субъекта Российской Федерации или местная администрация соответствующего муниципального образования.
Для сельскохозяйственных земельных участков предельные размеры устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ от 24 июля 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Конкретные размеры участков могут быть определены законом субъекта Федерации (области, края, республики).
В статье приводится общая информация о содержании законодательства. Для получения ответа на конкретный вопрос обратитесь к юристу.
Налогообложение такого типа земель
Ставка земельного налога определяется действующим законодательством Российской Федерации.
Так согласно Налоговому кодексу для земель следующих типов налоговая ставка будет равна 0.3%:
- Земельный участки, которые используются гражданами для ведения сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для использования в сельском хозяйстве.
- Участки земли, на которых находятся инфраструктурные сооружения жилищно-коммунального хозяйства.
- ЗУ, которые были предоставлены или куплены для строительства жилых помещений.
- Земли, которые используются (приобретены или куплены) для ведения огородничества, личного подсобного хозяйства, разведения животных, выращивания садов или ведения дачного хозяйства.
- Участки земли, которые подпадают под понятие «ограниченные в обороте» (для нужд обороны, таможенной службы или охраны).
Все остальные земельные участки облагаются ставкой по налогу в 1.5%.
Налоговый кодекс также допускает установление разграниченных налоговых ставок по земельному налогу. На такую ставку влияет очень много факторов: категория конкретного участка земли, разрешение на использование, места нахождения объекта (например, наличие дорог к участку) и т.д. Такие ставки могут быть применены по отношению к тем землям, которые находятся во внутригородской черте Москвы.
Подобный законодательный нюанс связан с постоянным расширением границ города федерального значения.
Согласно НК РФ уплата земельного налога распространяется на физических и юридических лиц, которые распоряжаются участками земли подпадающими под налогообложение.
Платить такой налог должны владельцы ЗУ, а также те, кто использует участок земли на правах бессрочного использования, или же праве пожизненного наследуемого имущества.
При этом не оплачивают такой налог те лица, что используют участки на правах безвозмездного пользования, в том числе и на срочной или арендной основе.
Сроки оплаты земельного налога и авансов по нему регулируются действующим законодательством страны. Так земельный налог должен быть уплачен за участок не позднее, чем наступит первое декабря года. Именно с 1 декабрям связанно истечение налогового периода, т.е. периода для оплаты налогов и сборов.
Сроки уплате авансовых платежей устанавливаются согласно муниципальному законодательству.
При этом организации оплачивают земельный налог не позднее, чем наступит 1 февраля.
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 февраля 2020 г. N БС-4-21/3081@ “О налоговой ставке при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения”
2 марта 2020
Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке определения налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, и рекомендует учитывать позицию Минфина России, изложенную в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 (далее — Письмо).
Письмо содержит следующие разъяснения.
На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как следует из данной нормы, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель в размере, не превышающем 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.
В отношении применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, переданным в аренду организации, использующей данные земельные участки для сельскохозяйственного производства, обращаем внимание на позицию судебных органов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.04.2013 по делу N А41-27239/12), согласно которой при надлежащем землепользовании арендатора (для целей сельскохозяйственного производства) организация-налогоплательщик (арендодатель) имеет право на применение пониженной налоговой ставки в отношении земельного участка — предмета аренды. По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса
По указанному вопросу рекомендуем также учитывать разъяснения Минфина России (письмо от 08.08.2006 N 03-06-02-04/119), согласно которым в случае если земельный участок в составе зоны сельскохозяйственного использования в поселениях, в отношении которого в правоустанавливающих документах на земельный участок определен вид разрешенного использования, связанный с сельскохозяйственным производством, передан в аренду организации, использующей его для сельскохозяйственного производства, то организация-арендодатель при исчислении земельного налога вправе применить налоговую ставку, установленную представительными органами муниципальных образований в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса | С.Л. Бондарчук |
Договор безвозмездного пользования между супругами физическим лицом и ип
Владение вещью дает заметно больше преимуществ перед пользованием. Оно позволяет нанимателю распоряжаться имуществом в любое удобное для него время, проводить собственную политику доступа к нему и при необходимости оказывать на него физическое воздействие.
Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом.
Порядок оформления нежилого помещения, связанных с передачей имущества в пользование на время и без установления платы, оговаривается в главе 36 Гражданского кодекса. В частности о договоре информация содержится в статье 689.
В российском законодательстве есть положение, которое очень поможет человеку, попавшему в такую ситуацию. Вот поэтому, все большей популярностью пользуется термин «безвозмездное пользование нежилым помещением».