Понятие, задачи и институт полномочных представителей президента рф в федеральный округах

Роль в современной России

Изначально Администрация Президента России задумывалась как некое подобие кабинета главы государства. Однако с приходом к власти Путина роль этого государственного органа возросла. 9 мая 2000 года газета « Коммерсантъ» опубликовала документ под названием «Шестая редакция», который был проектом реформы Администрации президента

Перед текстом документа главный редактор написал: «То, что такая программа разрабатывается, очень важно, это само по себе… если это будет реальностью, то почти для всего населения России — от политиков и губернаторов. рядовым избирателям — будут под наблюдением спецслужб »

Этот документ был снова опубликован в 2010 году.

Кроме того, 9 мая 2000 г. в газете « Коммерсантъ» была опубликована статья заместителя главного редактора Вероники Куцылло, согласно которой текст «Редакции № 6» передал журналистам анонимный сотрудник Администрации президента; Путин упоминается в тексте этого документа как исполняющий обязанности Президента, а прилагаемые к нему диаграммы общим объемом более 100 страниц были составлены перед выборами в российские законодательные органы 1999 года , и эти факты дали основание полагать, что работа над этим документом началась задолго до 2000 года. Выборы президента России .

Авторы «Редакции номер шесть» заявили, что российская общественно-политическая система в то время была саморегулирующейся, что было совершенно неприемлемо для Путина, который хотел, чтобы все социальные и политические процессы в России полностью управлялись одним единым органом. Таким органом должна была стать Администрация президента, а точнее — Управление внутренней политики.

Авторы «Редакции № 6» отвергли возможность прямого запрета оппозиционной деятельности и деятельности независимых СМИ, считая, что российское общество к этому не было готово, и поэтому они предложили Управлению внутренней политики Администрации Президента использовать сочетание публичной и секретной деятельности. Секретные мероприятия предполагалось проводить при непосредственном участии спецслужб , в частности Федеральной службы безопасности . Основная цель такой тайной деятельности заключалась в установлении контроля над деятельностью политических партий , общественных и политических лидеров, губернаторов , законодательных органов , кандидатов на выборные должности, избирательных комиссий и должностных лиц избирательных комиссий , средств массовой информации и журналистов . Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1) сбор информации (в том числе компрометации) об интересующих лицах и организациях и давлении на них; 2) создание условий, при которых независимые СМИ не могут действовать; 3) взятие под контроль выборов для обеспечения победы прокремлевских кандидатов; 4) создание организаций гражданского общества, которые якобы независимы, но фактически находятся под полным контролем Кремля; 5) дискредитация оппозиции и создание информационного и политического барьера вокруг Путина (хорошие вещи случаются благодаря лично Путину, но плохие чиновники несут ответственность за плохие вещи, а не Путин; Путин не отвечает на обвинения оппозиции и не участвует в дебатах — за него это делают другие).

По словам Василия Гатов, аналитик Annenberg школы по вопросам коммуникации и журналистики в Университете Южной Калифорнии , в реализации положений «Revision номер шесть» означает создание государства , где демократические институты существуют формально , но в действительности эти учреждения находятся под полным контролем Администрация президента и тайная полиция . Он охарактеризовал такой режим как « государство контрразведки » (один из видов управляемой демократии ).

7 мая 2016 года в газете « Коммерсантъ» была опубликована статья Ильи Барабанова и Глеба Черкасова, содержащая анализ выполнения положений «Редакции №6». Они пришли к выводу, что, хотя авторы «Редакции номер шесть» не учли некоторые моменты (например, авторы упомянутого документа отрицали необходимость создания прокремлевской политической партии, которая фактически была создана впоследствии ), крупные, положения «Ревизии № Шестой» выполнены.

Бывшие члены администрации президента

Первые заместители Руководителя Администрации Президента:

  • Дмитрий Медведев (3 июня 2000 г. — 30 октября 2003 г.)
  • Дмитрий Козак (30 октября 2003 г. — март 2004 г.)

Заместители Руководителя Администрации Президента:

  • Сергей Ястржембский (1997–1998)
  • Джахан Поллыева (1998 — март 2004)
  • Сергей Приходько (1998 — март 2004)
  • Дмитрий Козак (май 1999 — август 1999, 4 июня 2000 — 30 октября 2003)
  • Александр Абрамов (1999 — март 2004)
  • Владислав Сурков (август 1999 — декабрь 2011)
  • Евгений Лисов (до 12 января 2004 г.)
  • Виктор Иванов (2000 — март 2004)
  • Игорь Шувалов (октябрь 2003 г. — март 2004 г.)

Помощники президента:

  • Сергей Приходько (1997 1998, март 2004)
  • Игорь Шувалов (июнь — октябрь 2003 г., март 2004 г. -)
  • Игорь Сергеев (28 марта 2001 г. — 30 марта 2004 г.)
  • Евгений Шапошников (март 1997 — 30 марта 2004)
  • Асламбек Аслаханов (октябрь 2003 г. — март 2004 г.)
  • Игорь Сечин (март 2004 г. — май 2008 г.)
  • Владислав Сурков (март 2004 г. — декабрь 2011 г.)

Пресс-атташе президента:

Наталья Тимакова

Руководители президентского протокола:

Игорь Щеголев

Советники президента:

  • Владимир Шевченко (по особым делам, 2000 -)
  • Андрей Илларионов (по экономике, 12 апреля 2000 г. — 25 декабря 2005 г.)
  • Сергей Самойлов (за федерализм и местное самоуправление, 2001 -)
  • Анатолий Приставкин («Помилование», декабрь 2001 г. -)
  • Сергей Караганов (по внешней политике, 2002 -)
  • Геннадий Трошев (для казаков, 2003 -)
  • Александр Бурутин (для военной техники и промышленности, апрель 2003 г. -)
  • Асламбек Аслаханов (для Северного Кавказа, март 2004 г. -)
  • Юрий Лаптев (для культуры, апрель 2004 -)
  • Михаил Лесин (для СМИ и информационных технологий, апрель 2004 г. — 17 ноября 2009 г.)

Аппарат

Существование полпредов не предусмотрено Конституцией, не определено федеральным законом. Их деятельность регламентируется исключительно Указом Президента и другими подзаконными актами. Аппарат полпреда не так велик, как у губернатора. Это простой служащий Администрации Президента. Назначение полпреда – исключительная прерогатива главы государства, однако кандидатуру предлагает руководитель его администрации.

Соответственно, он даже не может самостоятельно назначать себе помощников и заместителей, определять размеры их окладов. Все кадровые вопросы он должен решать со своим руководством в Москве.

В помощь представителю даются федеральные инспектора разных уровней, которые отслеживают ситуацию в конкретных регионах и информируют своего начальника.

Подразделения

  • Офис Совета Безопасности
  • Аппараты полномочных представителей в федеральных округах
  • Офис советников президента
  • Государственно-правовое управление
  • Канцелярия президента
  • Контрольное управление (начальники: Юрий Болдырев (1992–1993), Алексей Илюшенко (19 марта 1993 -), Владимир Зайцев (1995–1996), Алексей Кудрин (1 августа 1996 — 26 марта 1997), Владимир Путин (26 марта 1997 — май) 1998 г.), Николай Патрушев (31 мая 1998 г. — октябрь 1998 г.), Евгений Лисов (октябрь 1998 г. — 13 января 2004 г.), Валерий Назаров (13 января 2004 г. — 12 марта 2004 г.), Александр Беглов (27 мая 2004 г. -), Константин Чуйченко (г. минимум с 2009 года)
  • Управление спичрайтеров при Президенте РФ
  • Секретариат Руководителя Администрации Президента
  • Управление внутренней политики
  • Управление внешней политики
  • Управление кадров и государственных наград (с 25 марта 2004 г.)
  • Управление кадров (до 25 марта 2004 г.)
  • Управление государственных наград (до 25 марта 2004 г.)
  • Управление государственной службы (с 25 марта 2004 г.)
  • Управление защиты конституционных прав граждан (с 25 марта 2004 г.)
  • Управление помилования
  • Управление по гражданству (до 25 марта 2004 г.)
  • Управление обработки документов
  • Дирекция по коммуникациям и обратной связи с общественностью
  • Пресс-служба и информационная служба (с 25 марта 2004 г.)
  • Пресс-служба (до 25 марта 2004 г.)
  • Информационное бюро (до 25 марта 2004 г.)
  • Управление протокола и организации (с 25 марта 2004 г.)
  • Управление протокола (до 25 марта 2004 г.)
  • Управление организации (до 25 марта 2004 г.)
  • Экспертная дирекция
  • Управление межрегиональных связей и культурных контактов с зарубежными странами
  • Территориальное управление (до 25 марта 2004 г.)
  • Экономическое управление (до 25 марта 2004 г.)
  • Казацкое управление (7 августа 1998 г. — 25 февраля 2003 г.)
  • Архив Президента РФ (с 1998 г.)

Биографии полпредов

Из 7 первых полномочных представителей президента, назначенных в 2000 году, 5 имели биографию, связанную с силовыми структурами (Казанцев и Пуликовский представляли вооружённые силы и имели опыт в чеченском конфликте, Полтавченко и Черкесов ранее служили в КГБ СССР, Латышев — в МВД СССР), гражданскими чиновниками были Кириенко и Драчевский.

Половина из 12 назначавшихся на эту должность впоследствии, в 2003—2009 годах, также связана с силовыми структурами — прокуроры Устинов и Коновалов, бывшие сотрудники КГБ Рапота, Винниченко и Сафонов, генерал армии Квашнин; Матвиенко, Клебанов, Яковлев, Козак, Исхаков, Сафонов и Ишаев являются выходцами из гражданской политической элиты (мэры, губернаторы, министры) 1990-х годов.

В период нахождения институциональное влияние представителей силовых структур несколько снизилось. Среди относящихся к ним полпредов, занимавших должность в 2010—2013 годах, можно выделить лишь Устинова, Винниченко и Булавина. Значительную долю назначенцев этого периода составили федеральные гражданские служащие (Хлопонин, Говорун, Беглов) и представители регионального и муниципального уровней государственной власти (Ишаев, Толоконский, Бабич и Куйвашев). Ни к одной из названных групп не принадлежит полпред в УрФО Холманских, который до назначения на должность не занимался политикой и работал в производственной сфере.

Биография значительной части полпредов связана с Санкт-Петербургом, родным городом обоих российских президентов этого периода. Помимо четырёх представителей на Северо-Западе (Черкесова, Матвиенко, Клебанова и Винниченко), в Ленинграде-Петербурге работали также Полтавченко, Беглов, Козак, Яковлев.

По состоянию на июль 2018 года, рекорд и антирекорд по продолжительности занятия должности полпреда президента Российской Федерации принадлежат госслужащим, занимавшим эту должность в Центральном федеральном округе. Дольше всех должность полпреда занимал Георгий Полтавченко — 11 лет 3 месяца и 13 дней, меньше всех в должности проработал Алексей Гордеев — 4 месяца и 23 дня.

Примечательно, что вторую строчку данного неформального списка также занимает пара полпредов главы государства в одном и том же федеральном округе — Южном. Владимир Устинов занимает эту должность более десяти лет. При этом полпред Владимир Яковлев на протяжении 6 месяцев и 4 дней занимал этот пост.

Четыре полпреда занимали эту должность в двух разных округах: Винниченко в 2008—2011 был полномочным представителем в УрФО, а в 2011—2013 на Северо-Западе. Рапота в 2007—2008 работал в Южном округе, а в 2008—2011 в Приволжском. Белавенцев в 2014—2016 представлял президента России в Крымском федеральном округе, а в 2016—2018 годах работал полпредом на Северном Кавказе. Николай Цуканов в 2016—2017 годах являлся представителем президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, а в 2018—2020 годах занимал пост полпреда в УрФО. Трое, за исключением Николая Цуканова, были непосредственно переведены из одного округа в другой.

Эволюция

С течением времени менялись и негласные функции полпредов. В 2004 году выборы губернаторов были отменены, что стало главной победой Центра по упрочению своего влияния на местах. Соответственно, несколько снизилась роль полномочных представителей, которые были освобождены от своей неформальной функции по «продавливанию» нужного кандидата на пост главы региона.

В период 2004-2008 годов полномочия полпредов в проведении кадровой политики неуклонно снижаются. Отныне они могли участвовать в региональных назначениях чиновников второго плана, при этом во время президентства Медведева даже эти скромные возможности были урезаны.

Тогда была введена следующая схема – подобными вопросами заведует партия, победившая на местных выборах.

Подытоживая, можно сказать, что за семнадцать лет большинство задач, которые ставили перед полномочными представителями, были выполнены. Кадровая политика на местах практически полностью перешла под контроль центра, силовые структуры были подчинены напрямую Москве, а региональные законы приведены в соответствие федеральным.

Поэтому многие недоумевают: кто такой полпред, зачем он нужен? В сегодняшних условиях его работа сведена к мониторингу ситуации, он исполняет роль постоянного ревизора.

Реорганизация

После прихода нового главы государства на рубеже веков усилилась борьба за построение более прочной вертикали власти в России. Вся страна была поделена на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Соответственно, институт региональных представителей президента был преобразован в институт полномочных представителей президента в федеральных округах.

Невооруженным взглядом можно было заметить, что при выборе исполнителей основную ставку сделали на представителей силовых структур. Пятеро из семи полпредов в федеральных округах были связаны с армией, спецслужбами.

Этим было дано понять, что в первую очередь центр ставит своей целью восстановить прямую подчиненность региональных силовых структур Москве, ослабить влияние губернаторов на территориальных силовиков. До этого простые обыватели даже не знали, кто такой полпред, однако теперь его роль возросла.

Формальные функции этих спецпосланников, которые получили в свое распоряжение огромные территории, были достаточны обширны, однако помимо этого, по мнению специалистов, им была вверена специальная политическая миссия – влияние на выборы губернаторов во вверенных им округах.