Оглавление
Сравнительная характеристика
Право хозяйственного ведения и оперативного регулирования имеют ряд отличий, которые проявляются в нескольких категориях:
- субъекты права для хозяйственного ведения — государственные муниципальные и унитарные предприятия, для оперативного управления — казенные учреждения;
- собственник общий в обоих случаях — Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования;
- возможности собственника — в праве хозяйственного ведения владелец контролирует использование имущества и частично распоряжается прибылью, в праве оперативного управления собственник может изымать неиспользуемые активы и распоряжаться доходами.
Другой комментарий к статье 297 ГК РФ
1. Комментируемая статья конкретизирует содержание права оперативного управления казенного предприятия на закрепленное за ним имущество. Как уже отмечалось в коммент. к ст. 296, казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, но и имущества субъекта Федерации, а также муниципального имущества.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта — решением компетентного органа государственной власти этого субъекта, а муниципальное казенное предприятие — решением органа местного самоуправления (в соответствии с актами, определяющими статус этих органов и предусматривающими право принятия такого решения).
Основания для создания казенного предприятия закреплены в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях.
Об особенностях создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий см. ст. 115 и коммент. к ней.
2. В Законе об унитарных предприятиях особенностям правового режима имущества казенных предприятий посвящен ряд статей (ст. 8, п. 5 ст. 9, ст. 19, п. 2 ст. 20 и др.). Помимо ГК (ст. 113, 115, 297) и Закона об унитарных предприятиях правовое положение этих предприятий определяется следующими нормативными актами:
Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982);
Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 N 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989).
Согласно ст. 37 Закона об унитарных предприятиях эти акты применяются, поскольку не противоречат Закону.
3. Как и государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие обладает специальной правосубъектностью (ст. 49 ГК, ст. 3 и п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Оно вправе распоряжаться своим имуществом только в рамках целей и предмета своей деятельности. Но в отличие от государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие распоряжается своим имуществом (движимым или недвижимым) только с согласия собственника.
Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать только произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Собственник, кроме того, утверждает казенному предприятию смету доходов и расходов и доводит до него обязательные для исполнения заказы на товары, работы и услуги.
От лица собственника по отношению к федеральному предприятию выступает Правительство РФ или уполномоченный им исполнительный орган федеральной власти, по отношению к казенному предприятию субъекта Федерации или муниципальному казенному предприятию — соответственно уполномоченный орган либо государственной власти субъекта, либо местного самоуправления (п. 1 ст. 19 Закона).
4. О возможности собственника (органа, уполномоченного собственником) изъять у казенного предприятия принадлежащее ему имущество и о субсидиарной ответственности собственника по долгам казенного предприятия см. коммент. к ст. 296.
Порядок реализации прав собственника
Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.
Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:
— утверждение устава предприятия;
— назначение на должность руководителя предприятия;
— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;
— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;
— согласование создания филиалов и представительств;
— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;
— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:
— принимает решение о создании унитарного предприятия;
— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
— формирует уставный фонд муниципального предприятия;
— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;
— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;
— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Возможности субъектов
Муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения фактически выбывает из обладания собственника, являющегося учредителем. Оно зачисляется на баланс субъекта. При этом собственник не может реализовывать ряд возможностей. В частности, учредитель не пользуется и не распоряжается ценностями. Необходимо отметить и тот факт, что субъект права хозяйственного ведения отвечает по своим долгам переданными ему вещами, но не несет ответственности по обязательствам собственника. Данное положение зафиксировано пунктом пятым ст. 113 Кодекса. Это обуславливается тем, что имущество в рамках обязывающего порядка становится распределенным.
Объекты права
Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).
Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).
Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.
Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.
Что такое право хозяйственного ведения?
Право хозяйственного ведения — это возможность распоряжаться, владеть, а также пользоваться недвижимостью или другим имуществом владельца на основании закона РФ или по другим локальным нормативным документам. Например, унитарная компания по ведению бизнеса не может собственноручно распоряжаться недвижимостью, однако может распоряжаться другим движимым объектом. Учитывая это, владелец имущества, который закрепил его, сохраняет возможность на ликвидацию, реорганизацию предприятия, а также может контролировать, каким образом распоряжаются переданным им объектом.
Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения
Унитарным предприятием считается организация, которая была подана на основе уполномоченных органов разного правления. Учредительным документом призвано называть уставом, который утверждается владельцем компании. Имущество, которое передается унитарной компании, зачисляется непосредственно на баланс. В дальнейшем владелец этого самого имущества не сможет больше пользоваться или распоряжаться им.
Собственник, а также учредитель в одном лице обязан;
- Утвердить устав по унитарному предприятию;
- Назначить директора;
- Ликвидировать или заняться реорганизацией по причине убыточного бизнеса;
- Контролировать переданное имущество и хранить его в безопасности;
- Иметь часть прибыли от использования объекта.
Право оперативного управления
Под оперативным управлением понимается возможность, согласно которой предприятие может использовать закрепленное за ним имущество владельца на основании закона РФ. Сюда входят задания, цели и назначение текущего имущества. Субъектами текущего права бывают как унитарные компании, которые могут быть отнесены к коммерческим , так и созданными учреждениями собственников, которые можно отнести к некоммерческим компаниям. Помимо этого, собственник имеет возможность ликвидировать, а также реорганизовывать созданные учреждения без особого согласия.
Источники хозяйственного права
Под источниками права понимаются юридические акты разнообразных государственных органов, в которых содержатся текущие нормы законодательства. Все зависит от текущей юридической силы, источников хозяйственной возможности и так далее. Их можно разделить на три базовые категории:
- Акты, предназначенные для субъектов Российской Федерации;
- Для властей местного значения;
- Федеральных властей;
- Властей бывшего СССР.
Принципы хозяйственного права
Основные принципы по хозяйственному праву считаются основополагающие начала, которые распространяются целиком на комплекс правовых мер. Именно это способствует регулированию текущей деятельности. Для подобной отрасли присутствуют следующие принципы:
- Созданные для целенаправленного воздействия для того, чтобы достичь общий интерес по хозяйственной деятельности субъектов;
- Равноправие субъектов, вне зависимости от текущей степени правовых отношений;
- Экономической свободы, в том числе присвоение дополнительных бонусов для предпринимательской деятельности относительно компаний;
- Принцип на основании добросовестной конкуренции. Сюда относится и защита от недобросовестности и монополизма;
- Принцип законности. Речь идет об экономической эффективности в отношении интересов государств, а также общих интересов иных лиц и запретов закона.
Права государственных и муниципальных предприятий
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.
Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.
Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).
Возможности учредителя
Собственник в отношении переданного имущества сохраняет правомочия, установленные пунктом первым ст. 295. То есть учредитель может создать субъекта-несобственника. Он также обладает возможностью назначить его директора, утвердить устав, цели работы. Учредитель может реорганизовать либо ликвидировать субъект, контролировать использование по назначению и сохранность вверенных ценностей. Кроме того, собственник может получать доход от их использования. Последнее было закреплено еще в законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. Тем не менее на практике эта возможность не получила широкого распространения. Это, впрочем, не означает, что учредитель либо уполномоченный им субъект не будут заключать договоры или вносить соответствующие условия в учредительную документацию о перечислении части доходов в их распоряжение.
Предпринимательство
Необходимо обратить внимание на существенное условие возникновения права хоз. ведения
О нем в законодательстве прямо не сказано. В Кодексе закрепляется право исключительно за конкретными субъектами с определенной организационной формой. При этом от рассматриваемых возможностей отделяются учреждения. Следует предположить, что это обуславливается тем, что такие субъекты имеют статус некоммерческих и получают финансирование от собственника-учредителя. Между тем законодательство разрешает учреждениям осуществлять предпринимательскую деятельность и получать от нее доход.
Она должна вестись в соответствии с учредительными положениями по закрепленному в них разрешению собственника. Доходы, поступившие от предпринимательства, а также имущество, купленное на них, переходят в самостоятельное распоряжение субъекта и учитываются на отдельном балансе. Таким образом, возникает два вида материальных ценностей. Они закрепляются по разным правовым режимам и оформляются по различным правилам. Так, одна часть имущества, которая поступает от собственника по смете, находится у субъекта в оперативном управлении, а другая, полученная в ходе предпринимательства, находится на другом вещном праве. Последнее не называется прямо в законодательстве. Однако понятно, что это не может быть собственностью. По всем признакам это право хоз. ведения.
Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления?
Сегодня часто передают имущество в безвозмездное пользование. Предметом договора в этом случае может выступать любое имущество, принадлежащее государству, муниципальным организациям, физическим лицам или коммерческим предприятиям.
Согласно ст. 689 ГК РФ, договор безвозмездного пользования подразумевает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной другой (ссудодателем к ссудополучателю).
Ссудополучатель же принимает на себя обязательство по истечении срока договора вернуть предмет соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учётом естественного износа.
Объектом такого договора может выступать имущество:
- включённое в состав государственной казны;
- закреплённое за унитарными организациями на условиях оперативного управления;
- закреплённое за казёнными, бюджетными, автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
Имущество передаётся в безвозмездное пользование на основании результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведённых в соответствии с правилами проведения подобных мероприятий, зафиксированными в нормативных актах.
Получить госимущество в безвозмездное пользование могут:
- Органы власти федерального и регионального уровня.
- Органы местного самоуправления.
- Учреждения муниципалитета.
- Некоммерческие организации.
- Физлица, заключившие государственный договор на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведённого аукциона.
Если говорить простым языком, передача имущества по договору безвозмездного пользования даёт возможность бесплатно пользоваться недвижимым имуществом, но не предпринимать никаких действий без согласия с собственником. Получатель имущества не вправе вести коммерческую деятельность и получать доход с объекта договора.
Право оперативного управления
В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ называет также право оперативного управления имуществом. В отличие от права хозяйственного ведения, появившегося в нашем законодательстве сравнительно недавно, право оперативного управления возникло в начале 60-х гг. XX в. В настоящее время правовая характеристика права оперативного управления дана в ст. 296-300 ГК РФ, а также в Указе Президента РФ «О реформе государственных предприятий», постановлении Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода, созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия», постановлении Правительства РФ «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов».
В этих нормативных актах закреплен круг субъектов права оперативного управления и установлены пределы и способы его осуществления. Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (ст. 115 и 120 ГК РФ). Казенное предприятие может быть образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности по решению Правительства РФ, или на базе собственности, принадлежащей субъектам Российской Федерации, либо муниципальной собственности. Предприятия — носители права оперативного управления могут быть созданы на базе всех допускаемых в Российской Федерации форм собственности.
В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимую продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Обязанности казенного завода заключаются в следующем:
- направлять прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, а оставшуюся прибыль направлять в доход федерального бюджета;
- представлять уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях, предназначенных для обновления основных фондов; возвращать по истечении года в федеральный бюджет неиспользованные бюджетные ассигнования.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, однако не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, а дополнительную ответственность по его обязательствам во всех случаях при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права (п. 5 ст. 113 ГК РФ). Если казенное предприятие создано на базе собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, дополнительную ответственность несут эти субъекты гражданского права.
Право оперативного управления учреждения, финансируемого собственником, является еще более ограниченным по сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении только денежными средствами. Имущество учреждения, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств дополнительную ответственность по его обязательствам несет собственник этого юридического лица.
Учреждения являются некоммерческими организациями, однако в соответствии с учредительными документами они могут заниматься коммерческой деятельностью. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся, и законом не предусмотрен вопрос о возможности кредиторов обратить взыскание на имущество, приобретенное учреждением за счет дозволенной в учредительных документах коммерческой деятельности.
показать содержание
Передача недвижимости в оперативное управление
10.06.2021 08:37
Апшеронский отдел
Передать в оперативное управление можно только зарегистрированную недвижимость. Для этого оформляются распоряжение собственника и передаточный акт. В них нужно подробно описать недвижимость, иначе в регистрации оперативного управления могут отказать.
Договор оперативного управления, вопреки распространенному убеждению, заключать необязательно.
Если в оперативное управление передаются здания (помещения), то землю под ними нужно предоставлять в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, поскольку оперативного управления земельными участками не бывает.
Перед передачей недвижимости в оперативное управление зарегистрируйте право собственности на нее, если этого не было сделано ранее. Дело в том, что передать в оперативное управление можно только зарегистрированную недвижимость.
Для регистрации права собственности необходимо соберать следующие документы:
— документы, подтверждающие полномочия представителя. Доверенность заверять у нотариуса не нужно, если она составлена на бланке вашего органа и скреплена печатью и подписью руководителя;
— паспорт представителя;
— правоустанавливающие документы на недвижимость. Если такой документ является общеизвестным официальным актом.
Необходимо подать документы в МФЦ или отделение Росреестра.
Далее составляется распоряжение о передаче недвижимости в оперативное управление.
Форма такого распоряжения может быть установлена на уровне субъекта РФ, муниципального образования или ведомства. Если нет, то вы можете разработать ее самостоятельно.
В распоряжении обязательно указывается:
1.наименование вашего органа;
2.наименование, ИНН, ОГРН учреждения (казенного предприятия), за которым вы закрепляете недвижимость;
3.сведения, позволяющие безошибочно идентифицировать недвижимость, а именно:
— вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства и т.п.);
— кадастровый номер;
— площадь или длину, если это линейный объект;
— адрес или иное описание местоположения;
— проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено;
— номер и дату регистрации права собственности;
— литеру, если есть;
— количество этажей, в том числе подземных;
— номер этажа (для помещений);
— дату ввода в эксплуатацию;
— номер в вашем реестре государственной (муниципальной) собственности.
Если нельзя будет идентифицировать недвижимость, вам могут отказать в регистрации права оперативного управления.
В распоряжении также можно дать конкретные поручения должностным лицам, например, директору учреждения — представить документы для регистрации права оперативного управления.
Подписывает распоряжение руководитель органа.
Необходимо составить акт приема-передачи недвижимости в оперативное управление.
Форма такого акта не установлена, поэтому вы можете разработать ее самостоятельно.
В Акте указываются:
— реквизиты распоряжения о передаче недвижимости в оперативное управление;
— наименование органа, передающего недвижимость;
— наименование, ИНН, ОГРН учреждения (казенного предприятия), принимающего недвижимость;
— описание недвижимости, как в распоряжении;
— сведения о надлежащем техническом состоянии недвижимости.
Обязательно указывается, что недвижимость находится в исправном техническом состоянии и ее можно использовать по назначению. Бывали случаи, когда учреждение взыскивало с собственника средства на ремонт здания, потому что собственник не смог доказать, что здание пришло в упадок уже после передачи в оперативное управление.
Подписывают акт представители органа и учреждения (казенного предприятия).
Заявление о регистрации права оперативного управления подписывает и представляет в орган регистрации прав или в МФЦ орган госвласти (местного самоуправления) от имени (в качестве представителя) учреждения или казенного предприятия. Представителям последних присутствовать при подаче заявления не нужно.
Прекращение прав
Оно имеет место не только в соответствии с установленными общими правилами. К примеру, в качестве одного из оснований, предусмотренного в законодательстве, выступает банкротство субъекта. Прекращение права хоз. ведения имеет место и в случаях правомерного изъятия собственником материальных ценностей. Основания для его осуществления установлены тем не менее в законе. В ст. 299 пунктом 3 предусматривается, в частности, что изъятие имущества у субъекта допускается по тем же основаниям, что изъятие его у собственника
Законодательство при этом устанавливает одно важное условие. Субъект не может прекратить правомочия посредством отказа от права на имущество по тому же порядку, который предусмотрен для собственника по ст
236 Кодекса. Этот запрет обуславливается тем, что в противном случае будут нарушены интересы учредителя.
Обязанности лица, принявшего имущество в хозяйственное управление
Принимая имущество в хозяйственное управление, юридическое (реже физическое) лицо обязуется выполнять ряд требований, прописанных в договоре о передаче собственности в хозяйственное ведение.
Большинство этих требований касаются собственника, передавшего собственность в хозяйственное управление, и самого имущества.
Так, например, получая собственность в хозяйственное ведение, юридическое (реже физическое) лицо обязуется сохранять полученную от собственника собственность в надлежащем состоянии, следить за состоянием полученной собственности.
Помимо этого, лицо, получившее имущество в хозяйственное управление, обязуется выплачивать собственнику часть дохода, полученного от использования полученного имущества. Сумма, которая должна выплачиваться юридическим (реже физическим) лицом собственнику, прописана в договоре о передачи имущества в хозяйственное управление.
Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!
Другой комментарий к статье 294 ГК РФ
1. Право хозяйственного ведения имуществом является вещным правом, производным от права государственной или права муниципальной собственности на данное имущество. Входящие в его содержание права владения, пользования и распоряжения (а не просто владение, пользование и распоряжение, как неточно обозначено в комментируемой статье), по своему названию идентичные соответствующим правам, принадлежащим собственнику, имеют иное, более ограниченное по заложенным в них возможностям, юридическое значение по сравнению с правами собственника. Оно определяется с учетом ст. ст. 295 и 299 ГК. Обладатели права государственной и муниципальной собственности не вправе вносить изменения в содержание права хозяйственного ведения. Это можно сделать только путем принятия федерального закона с одновременным внесением изменений в ГК.
Обладателями права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, сохранившиеся в результате проведения в 1994 г. реформы государственных предприятий. В законе и других нормативных правовых актах допускается создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий и закрепление за ними государственного и муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
Какие права имеет лицо, которое приняло собственность в хозяйственное управление?
Юридическое (реже физическое) лицо, которое приняло собственность в хозяйственное управление, так же, как и собственник, передавший собственность в хозяйственное ведение, имеет установленные права.
Так, например, одним из прав лица, получившего собственность в хозяйственное управление, является право на сохранение полученной собственности у себя в пользовании до истечения срока договора, заключенного при передаче собственности в хозяйственное управление.
До тех пор, пока срок действия договора о передаче имущества в хозяйственное управление не истечет, собственник, передавший собственность в хозяйственное ведение, не имеет права вернуть её обратно.
Помимо этого, юридическое (реже физическое) лицо не имеет право распоряжаться полученной от собственника собственностью по личному усмотрению.
Так, например, если собственник передал в хозяйственное управление жилплощадь, то лицо, которое приняло жилплощадь в хозяйственное ведение, имеет право сдавать её, не может продавать, сдавать в залог, обменивать и другое.