Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Оглавление

Деятельность ВОЗ

ВОЗ отводит центральное место правам человека в программах и политике здравоохранения на национальном и региональном уровнях путем принятия мер в отношении основных детерминант здоровья в рамках всестороннего подхода к укреплению здоровья и соблюдению прав человека.  

Кроме того, ВОЗ активно усиливает свое техническое, интеллектуальное и политическое лидерство в области соблюдения права на здоровье, в том числе:

  • укрепляет потенциал ВОЗ и государств-членов для интеграции подхода к охране здоровья на основе соблюдения прав человека;

  • укрепляет право на здоровье в международном законодательстве и международных процессах развития; и

  • проводит информационно-разъяснительную работу в отношении прав человека, связанных со здоровьем, включая право на здоровье.

Для удовлетворения потребностей и соблюдения прав людей на разных этапах жизненного цикла необходимо применять всесторонний подход в более широком контексте укрепления прав человека, гендерного равенства и справедливости.
В этой связи ВОЗ проводит четкую комплексную программу на основе существующих подходов к гендеру, справедливости и правам человека для определения более точных и надежных решений проблемы несправедливости в отношении здоровья. Комплексный характер этой программы позволяет использовать фундаментальные преимущества этих подходов и их взаимодополняемость для разработки целостного и эффективного подхода к укреплению здоровья и благополучия для всех. 

1Transforming our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development.
UN General Assembly. 2015. 21 October. UN Doc. A/RES/70/1.2 General comment No. 20: Non-discrimination in economic, social and cultural rights 

Committee on Economic, Social and Cultural Rights. 2009.3 Guiding principles for business and human rights, Implementing the United Nations “Protect, Respect and Remedy” Framework
Office of the high Commissioner for Human Rights, Geneva, 2011.4 CESCR General Comment No. 14: The Right to the Highest Attainable Standard of Health (Art. 12) 
CESCR (Committee on Economic, Social, and Cultural Rights). 2000. ). 11 August. Doc. E/C.12/2000/4.

Ориентация на обездоленные группы населения

Из-за социальной незащищенности и маргинализации определенные слои общества лишены возможности поддерживать хорошее здоровье. Три самые смертоносные инфекционные болезни в мире – малярия, ВИЧ/СПИД и туберкулез ― непропорционально поражают самые бедные группы населения и во многих случаях осложняются и усугубляются другими формами неравенства и несправедливости, связанными с полом, возрастом, сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью и миграционным статусом. В то же время, бремя неинфекционных заболеваний (от которого, как часто считается, страдают страны с высоким уровнем дохода) все с большей диспропорциональностью распространяется в странах и среди населения с более низким уровнем дохода и в значительной мере обусловлено образом жизни и поведенческими факторами, а также экологическими детерминантами, такими как безопасное жилье, вода и санитария, которые неразрывно связаны с правами человека.  

Ориентация на обездоленные группы населения позволяет  также выявлять тех, кому угрожают наиболее высокие уровни плохого здоровья и кто сталкивается с препятствиями в доступе к качественной и приемлемой по стоимости медицинской помощи, включая коренное население. И хотя системы сбора данных зачастую плохо приспособлены для сбора данных об этих группах населения, отчеты свидетельствуют о более высоких  уровнях смертности и заболеваемости в результате таких неинфекционных заболеваний, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и хронические респираторные болезни, среди таких групп.  Кроме того, против этих групп населения могут быть направлены законы и политика, что еще больше усугубляет их маргинализацию и затрудняет их доступ к услугам по профилактике, лечению, реабилитации и уходу.

Право на жизнь

Право на жизнь является самым важным правом любого человека, которое должно обеспечивать абсолютно любое государство в настоящее время. Без данного права все остальные права не имеют никакого смысла.

В сфере здравоохранения данное право раскрывается через запрет эвтаназии. Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента (ст. 45 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья)).

Под эвтаназией, исходя из действующего российского законодательства, следует понимать прямые, умышленные действия медицинского персонала, совершенные по просьбе пациента и повлекшие его быструю смерть.

Право пациента на жизнь также реализуется через обязанность врача проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии (ст. 71 Закона об основах охраны здоровья).

Конституционное право на охрану здоровья

Многие конституции теперь признают право на здоровье. Иногда эти права подлежат судебной защите, что означает, что они могут быть реализованы в суде. Действительно, в конституционной реформе во всем мире наблюдается тенденция как к закреплению права на здоровье, так и к обеспечению его защиты в судебном порядке. США являются исключением из этих тенденций, по крайней мере, на федеральном уровне. Тем не менее, в США проводились кампании в поддержку конституционного признания права на здоровье. Там, где конституции признают право на здоровье, подлежащее защите в судебном порядке, суды получили неоднозначную реакцию.

Основные принципы соблюдения прав человека

Подотчетность

Государства и другие уполномоченные субъекты несут ответственность за соблюдение прав человека. Вместе с тем, все шире признается значимость других негосударственных структур, такие как коммерческие организации, в области соблюдения и защиты прав человека (2).

Равенство и недискриминация

Принцип недискриминации направлен на то, чтобы «…гарантировать, что права будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, такого как инвалидность, возраст, семейное положение, сексуальная ориентация и гендерная идентичность, состояние здоровья, место проживания, экономическая и социальная ситуация».
Запрещена любая дискриминация, например в доступе к медицинской помощи, а также в средствах и правах для получения такого доступа, в связи с расой, цветом кожи, полом, языком, религией, политическими или иными убеждениями, национальным или социальным происхождением, имущественным положением, рождением, физической или психической инвалидностью, состоянием здоровья (включая ВИЧ/СПИД), сексуальной ориентацией и гражданским, политическим, социальным или иным статусом, целью или результатом которой является негативное воздействие на возможности равной реализации или осуществления права на здоровье.   

В соответствии с принципом недискриминации и равенства ВОЗ необходимо учитывать аспекты дискриминации в ее руководствах, политике и практике, касающихся распределения и предоставления ресурсов и медицинских услуг. Недискриминация и равенство являются ключевыми мерами, необходимыми для устранения социальных детерминант, оказывающих воздействие на реализацию права на здоровье. Для выявления наиболее уязвимых групп и разнообразных потребностей необходимы функционирующие национальные системы медико-санитарной информации и наличие дезагрегированных данных. 

Участие

Для участия необходимо обеспечить, чтобы все заинтересованные стороны, включая негосударственные структуры, были причастны к процессам разработки на всех этапах программного цикла (таких как оценка, анализ, планирование, осуществление, мониторинг и аналитический отчет) и контролировали эти процессы

Участие подразумевает нечто большее, чем консультирование или техническое дополнение к разработке проекта; оно должно включать четкие стратегии, направленные на расширение прав и возможностей граждан, особенно наиболее маргинализованных из них, с тем чтобы ожидаемые ими результаты были признаны государством. 
Участие важно для подотчетности, поскольку оно обеспечивает «…сдержки и противовесы, не позволяющие отдельным руководителям использовать власть в произвольной форме»

Всеобщие, неразделимые и взаимозависимые

Права человека являются всеобщими и неотъемлемыми. Они применяются на равных основаниях, ко всем людям, везде, без исключения.  Стандарты в области прав человека  ―  права на питание, здоровье, образование и право не подвергаться пыткам и негуманному или унижающему человеческое достоинство обращению ― также взаимосвязаны. Улучшение в области соблюдения какого-либо одного права способствует улучшениям в области соблюдения других прав. Аналогично, ухудшение в области соблюдения какого-либо одного права негативно сказывается на соблюдении других прав. 

Распространенные ошибочные представления о праве на здоровье.

Право на здоровье – это не то же самое, что право быть здоровым. Распространенным заблуждением является представление о том, что государство должно гарантировать нам хорошее здоровье. Однако на хорошее здоровье влияют множество факторов, находящихся за пределами прямого контроля государства, такие как физиология человека и социально-экономические условия. Скорее, право на здоровье относится к праву на доступ к набору различных учреждений, товаров, услуг и условий, необходимых для его реализации. Вот почему более точно описать его как право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, а не безусловное право быть здоровым.

Право на здоровье – это не только программная цель, которая должна быть достигнута в долгосрочной перспективе. Тот факт, что право на здоровье должно быть осуществимой программной целью, не означает, что из него не вытекают непосредственные обязательства государств. На самом деле государства должны прилагать все возможные усилия в рамках имеющихся ресурсов для реализации права на здоровье и меры в данном направлении должны предприниматься безотлагательно. Даже при недостатке ресурсов, некоторые обязательства требуют немедленного исполнения, такие как обязательство гарантировать право на здоровье на недискриминационной основе, разработать конкретные правовые нормы и планы действий или предпринять другие аналогичные шаги для полного осуществления данного права, как и с любым другим правом человека. Государствам также необходимо обеспечить доступ в минимальном объеме к основным материальным компонентам права на здоровье, таким как предоставление основных лекарственных средств и услуг по охране здоровья матери и ребенка.

Трудное финансовое положение страны НЕ освобождает его от необходимости принимать меры для реализации права на здоровье. Часто утверждается, что государства, которые не могут себе это позволить, не обязаны принимать меры для реализации данного права или могут отложить исполнение своих обязательств на неопределенный срок. Когда рассматривается уровень реализации права на здоровье в конкретном государстве, учитываются наличие ресурсов в данный период времени и в контексте развития. Тем не менее ни одно государство не может оправдывать неисполнение своих обязательств нехваткой ресурсов. Государства должны гарантировать максимально возможный при имеющих ресурсах уровень реализации права на здоровье.

Каким образом принцип недопущения дискриминации связан с правом на здоровье?

Дискриминация означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на различных признаках, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. Она связана с маргинализацией отдельных групп населения и, как правило, лежит в основе фундаментальных структурных неравенств в обществе. Это, в свою очередь, делает данные группы более уязвимыми для нищеты и плохого состояния здоровья. Неудивительно, что традиционно непропорционально высокая доля представителей дискриминированных и маргинализированных групп часто имеет проблемы со здоровьем. Например, исследования показали, что в некоторых странах группы этнических меньшинств и коренных народы пользуются меньшим количеством медицинских услуг, получают меньше медицинской информации и имеют меньше шансов на достаточные жилищные условия и безопасную питьевую воду, а среди их детей устойчиво наблюдается более высокий уровень смертности и они чаще страдают от недоедания, чем население в целом.

Критика

Филип Барлоу пишет, что здравоохранение не следует рассматривать как право человека из-за сложности определения того, что оно влечет за собой и где следует установить «минимальный стандарт» прав в соответствии с этим правом. Кроме того, Барлоу утверждает, что права устанавливают обязанности для других защищать или гарантировать их, и что неясно, кто несет социальную ответственность за право на здоровье. Джон Беркли, соглашаясь с Барлоу, далее критикует, что право на здоровье не учитывает должным образом ответственность человека за сохранение своего здоровья.

Ричард Д Ламм категорически против того, чтобы сделать здравоохранение правом. Он определяет право как право, которое необходимо защищать любой ценой, и понятие, которое определяется и интерпретируется судебной системой. Чтобы сделать здравоохранение правом, правительства должны тратить значительную часть своих ресурсов на то, чтобы предоставлять это право своим гражданам. Он утверждает, что система здравоохранения основана на ошибочном предположении о неограниченных ресурсах. Ограниченные ресурсы не позволяют правительствам обеспечивать всех адекватным медицинским обслуживанием, особенно в долгосрочной перспективе. Попытка предоставить «полезное» медицинское обслуживание всем людям с использованием ограниченных ресурсов может привести к экономическому коллапсу. Ламм утверждает, что доступ к здравоохранению — это лишь небольшая часть в создании здорового общества, а для создания здорового общества ресурсы также должны быть потрачены на социальные ресурсы.

Еще одна критика права на здоровье состоит в том, что это невозможно. Имре Дж. П. Лёфлер, бывший редактор Nairobi Hospital Proceedings и частый автор статей в British Medical Journal , утверждает, что финансовое и материально-техническое бремя, связанное с обеспечением здравоохранения для всех, недостижимо, и что ограниченность ресурсов делает нереалистичным оправдание права на продление жизни на неопределенный срок. . Вместо этого Лёфлер предполагает, что цель улучшения здоровья населения лучше достигается с помощью социально-экономической политики, чем формального права на здоровье.

Конституционные обязанности

Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без закрепления основных обязанностей индивидов не представляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В них обобщены те наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.

Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (налогового, уголовного и т.п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счете государство брало платежей столько, сколько считало нужным. Налоги существуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, на обеспечение социальной защищенности пенсионеров, детей, студентов и т.п. И поэтому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой, счет. Вполне обоснованно к нему, согласно действующему законодательству, применяются санкции.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Установление указанной обязанности — это результат недавнего осознания того, что деградация природы в связи с хозяйственной деятельностью человека может сделать жизнь на Земле невозможной. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.

Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девятилетнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост преступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком — дело добровольное.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России.

Обязанность защищать Отечество (ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.

Связь между правом на здоровье и другими правами человека.

Права человека взаимозависимы, неделимы и взаимосвязаны. Это означает, что нарушение права на здоровье может приводить к нарушению других прав человека, таких как права на образование или права на работу, и наоборот.

Важность, придаваемая «основным детерминантам здоровья», то есть факторам и условиям, которые защищают и поощряют право на здоровье, помимо медицинских учреждений, товаров и услуг, показывает, что право на здоровье зависит и способствует осуществлению множества других прав человека. К ним относятся права на достаточное питание, на доступ к безопасной воде, на достаточный жизненный уровень, на достаточное жилище, на свободу от дискриминации, на неприкосновенность частной жизни, на доступ к информации, а также право на пользование благами научного прогресса и результатами их практического применения

Что такое «несоблюдение режима лечения»?

Четкой трактовки данного словосочетания не существует. Чтобы определиться с его сутью, мы будем опираться на Приказ Министерства соцразвития и здравоохранения РФ №624н (принят в 2011-м) — «О порядке выдачи листков нетрудоспособности».

Данный акт под нарушением режима лечения определяет следующие действия/бездействие:

  • Самовольное оставление стационара.
  • Поездки в другой административный район без разрешения на то лечащего врача.
  • Несвоевременная явка на назначенный прием.
  • Выход на работу без закрытия листка временной нетрудоспособности.
  • Отказ от прохождения медико-социальной экспертизы.
  • Неявка на назначенную процедуру медико-социальной экспертизы.
  • Прочие нарушения.

Все вышеуказанное лечащий доктор правомочен отметить в листе временной нетрудоспособности пациента.

Если перейти к врачебной практике, то несоблюдение предписаний доктора обычно следующее:

  • Отказ от принятия прописанных лекарств.
  • Отказ от анализов, иных медицинских вмешательств.
  • Неявка на профилактический медицинский осмотр.

Право на охрану чести и достоинства

В ст. 21 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на охрану его чести и достоинства. Данная статья гласит, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Так, в частности, данный принцип реализуется в ст. 68 Закона об основах охраны здоровья, согласно которому тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях только при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования. Вторым исключением из общего правила является, если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия его супруга, близких родственников, иных родственников, других лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.

Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении ЛС) в целях реализации рассматриваемого конституционного права установлено, что участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. Пациент или его законный представитель имеет право отказаться от участия в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения на любой стадии проведения такого исследования (ст. 43 Закона об обращении ЛС).

Кроме того, советом по этике медицинской организации проводится этическая экспертиза в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Таким образом, проведение клинических исследований проверяется на предмет гуманности и допустимости применения к пациенту.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Действительно, здоровье человека зависит не только от качества и уровня медицины, но и от правильного образа жизни, к которому должно стремиться человечество. Таким образом, поддержание здоровья является обоюдным процессом.

Реализация данного принципа раскрывается в ст. 12 Закона об основах охраны здоровья, согласно которой приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

  1. разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
    Так, при медицинских организациях, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, создаются центры здоровья по формированию здорового образа жизни (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»). В центрах здоровья, в частности, проводится профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.), формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, профилактика потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
  2. осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  3. осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними.
    Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утвержден перечень социально значимых заболеваний, к которым относятся туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет. Всего в данный перечень входит 9 наименований заболеваний.
  4. иные мероприятия, указанные в данной статье.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Одним из основных прав пациента является права на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в ст. 41 Конституции РФ.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Таким образом, в нарушении конституционного права на медицинскую помощь, ст. 19 Закона об основах охраны граждан сужает это право до программы государственных гарантий, хотя Конституция РФ не предусматривает каких-либо ограничений. Данная тема была уже неоднократно подвергнута бурному обсуждению политиками, врачами, юристами, иными людьми, не безразличными к организации бесплатной медицины в РФ. Учитывая легализацию платных медицинских услуг в государственных учреждениях здравоохранения, произошедшую в 2010-2011 гг. реальная ситуация в стране значительно усложнилась. Ну а вступивший в силу 1 января 2012 года Федеральный закон от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» расставил все точки над i — создав множество препонов на пути к бесплатной медицинской помощи, загоняя людей в платные очереди.

Право на бесплатную медицинскую помощь гарантируется наличием обязательного медицинского страхования и реализуется программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством РФ. Кроме того, в ч. 2 ст. 41 закреплено, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Права по ФЗ №323

Права и обязанности пациента — одна из сфер, которые затрагивает закон «Об основах охраны здоровья в России».

Полный перечень прав пациента, согласно ФЗ, следующий:

  • Право на уважительное и гуманное отношение со стороны докторов и прочих медработников, обслуживающего персонала.
  • Проведение как обследования, так и лечения в надлежащих условиях, соответствующих актуальным санитарным и гигиеническим нормам.
  • Право на проведение врачебного консилиума, возможность консультации другого специалиста.
  • Облегчение сильной боли, что вызвана терапией, хирургическим вмешательством и проч.
  • Право на сохранение врачебной тайны о пройденной процедуре, лечении, общем анамнезе.
  • Собственное письменное согласие на врачебное вмешательство, а также информирование со стороны медиков о такой возможности.
  • Право на отказ от врачебной помощи.
  • Получение полной информации о состоянии собственного здоровья, правах и обязанностях пациента и врача.
  • Использование полного пакета медуслуг в рамках актуальной программы медицинского добровольного страхования.
  • Права на возмещение ему (пациенту) ущерба при причинении вреда здоровью со стороны медработников. Но только в случае, если вина врачей будет доказана в суде.

Отметим, что права и обязанности пациентов и медработников будут прямо взаимосвязаны. Что это значит? Права пациента — это обязанности врача, и наоборот.

Продолжаем разбирать законодательный акт.

Прохождение медосмотров: законодательная база

Рассказывая о правах и обязанностях пациентов в медицинском праве, нельзя не коснуться такой темы, как диспансеризация, прохождение врачебных осмотров. Данная профилактическая мера тоже считается долгом пациента. Однако обязанность распространяется не на всех российских граждан — только на некоторые категории работников.

Теперь представим законодательные акты, регулирующие данный вопрос:

  • Статьи 76 и 213 российского Трудового кодекса.
  • ФЗ №273 (версия 2012 года) — «Об образовании в РФ». Статья 48.
  • ФЗ №3132-1 (версия 1992 года) — «О статусе судьи в России». Статья 4.1.
  • ФЗ №35 (версия от 2005 года) — «Об электроэнергетике в РФ». Статья 28.
  • ФЗ №52 (версия 1999 года) — «Об эпидемиологическом, санитарном благополучии в РФ». Пункт 4 статьи 34.

Теперь кратко представим содержание прописанных законодательных актов.

Обзор законодательства

Право каждого гражданина России на получение бесплатной и высококвалифицированной медицинской помощи регламентируется множеством законодательных актов. К таковым относятся Конституция РФ, Федеральные законы и иные нормативные документы, принятые в отдельных субъектах государства (действуют, соответственно, только на территории такого субъекта и не должны вступать в противоречие с Федеральными законами).

Ст. 41 Конституции гласит, что каждый имеет право на медицинскую помощь, которая для граждан РФ является бесплатной, поскольку финансирование идет за счет федерального и регионального бюджета, страховых отчислений и других источников. Ст. 18 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» трактует реализацию данного права как обеспечение государством:

Условий труда, отвечающих всем требований техники безопасности;
Возможностей для полноценного отдыха;
Надзора за охраной окружающей среды и экологией;
Выпуска и сбыта продуктов питания, отвечающих потребностям всех слоев населения (аллергиков, диабетиков и т.п.) и лекарственных препаратов надлежащего качества;
Быстрой, высокодоступной и квалифицированной медицинской помощи (последнему пункту уделяется подробное внимание в ст. 19).. Помимо гарантий бесплатного предоставления услуг врачей, граждане также могут обращаться и за получением платной помощи, например, заключив договор на добровольное страхование

Право на медицинскую помощь в отношении иностранных граждан, которые находятся на территории России, регламентируется не только внутренними законами РФ, но и международными соглашениями. В случае возникновения правовой коллизии, когда указанные законодательные акты противоречат друг другу, применяются правила, содержащиеся в международных договорах

Помимо гарантий бесплатного предоставления услуг врачей, граждане также могут обращаться и за получением платной помощи, например, заключив договор на добровольное страхование. Право на медицинскую помощь в отношении иностранных граждан, которые находятся на территории России, регламентируется не только внутренними законами РФ, но и международными соглашениями. В случае возникновения правовой коллизии, когда указанные законодательные акты противоречат друг другу, применяются правила, содержащиеся в международных договорах.

За что нужно будет платить?

В соответствии с законодательством Российской Федерации, граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, которые предоставляются по их желанию, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), которые являются дополнительными при медицинской помощи. 

При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи, либо по просьбе пациента в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств. 

Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальных программ, имеют право оказывать платные медицинские услуги: 

  • на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Пациенту следует ознакомиться с разделом программы и территориальной программы – «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;
  • при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации; 

    Статья по теме

    Беременность по ОМС. Какие анализы сдавать и что с собой взять в больницу?

  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением: 

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания); 

б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию; 

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики, врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача; 

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья. 

Отказ пациента от платных медицинских услуг не может стать причиной уменьшения видов и объема оказываемой бесплатной медицинской помощи.