Статья 283. разглашение государственной тайны

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа ().

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  •  «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  •  «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  •  «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.
  •  «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.

Отличие гостайны от госизмены

В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену. Но в чем отличие этих понятий?

Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст. 283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?

Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.

Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства.

Какая информация является служебной тайной

Существуют несколько различных классификаций служебной тайны. По категориям она может быть разделена таким образом:

  • служебные секретные сведения о работе федеральных властных, государственных органов; ограничения на доступ к таким сведениям диктуются федеральным законодательством с целью защиты интересов страны;
  • тайна предварительного следствия и судебная тайна, включающая в себя тайну работы судей и присяжных;
  • конфиденциальные сведения, попавшие в поле зрения чиновников по долгу службы: любая личная, профессиональная или относящаяся к ведению бизнеса, не подлежащая разглашению информация.

Имеет место и несколько иная классификация, раскрывающая предыдущую, конкретизирующая служебные тайны по объектам. Согласно ей, к служебным относят:

  • военную тайну;
  • тайну следствия;
  • судебную тайну;
  • налоговую тайну;
  • конфиденциальную информацию, которая составляет чью-либо коммерческую, банковскую, профессиональную тайну или тайну личной жизни, которой владеет государственный или муниципальный служащий.

В силу недостаточной законодательной проработки вопроса разграничения различных видов тайн, многие специалисты-правоведы предлагают относить к служебным, кроме названных выше, адвокатскую тайну, врачебную тайну.

Разберем некоторые вопросы служебной тайны, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто, подробнее.

Записи актов гражданского состояния населения — у этих сведений двойственная секретность: они являются тайной личности и служебной тайной одновременно: граждане имеют право на личную жизнь согласно Основному Закону страны (ст. 23 Конституции), в то же время чиновники, отображающие факты этой жизни, в силу служебного положения не имеют права распространять указанные сведения третьим лицам произвольно. Обычно в первую очередь, говоря о сведениях ЗАГС, упоминают тайну усыновления, однако в равной степени не подлежат разглашению служебные сведения о рождении, смерти, смене фамилии (имени), изменении семейного положения, определения родственности (установления отцовства). Такие сведения предоставляются только по запросу правоохранительных, судебных органов.

По схожим основаниям охраняется и медицинская (врачебная) тайна, которую, как сказано выше, некоторая часть специалистов предлагает считать служебной.

Являясь налогоплательщиком, каждый гражданин РФ так или иначе сталкивается с понятием налоговой тайны. Не все сведения, передаваемые в налоговую, являются служебной тайной. К примеру, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о нарушении законодательства о налогах – это общедоступные сведения.

В то же время налоговой служебной тайной являются:

  • сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, декларациях;
  • основания начисления налогов, расчеты, сведения о доходах и расходах фирмы;
  • данные об отчислениях в бюджет за 3 года;
  • иные сведения, касающиеся непосредственно начисления и уплаты налоговых сумм.

Служебную тайну в целом можно разделить на две части:

  • сведения о работе самой государственной (муниципальной) структуры;
  • сведения, ставшие известными чиновникам в соответствии с законом и в силу исполнения ими служебных функций.

Здесь тоже существует альтернативная точка зрения на классификацию этого вида тайны. Она гласит, что к служебной тайне можно отнести только данные о служебной деятельности органов, которые должны быть скрыты от широкой огласки до определенного времени. Такая скрытность будет являться гарантией эффективного выполнения задач, возложенных на государственные и муниципальные структуры законодателем. Речь, в частности, идет о проведении определенного вида проверок, другой оперативной деятельности схожего характера, которая обычно проводится ФНС, органами прокуратуры и т.д.

Другие аспекты тайных сведений, согласно этому мнению, должны быть отнесены к профессиональным тайнам.

Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ

Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ. Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:

  1. придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот – намеренному проявлению бездействия;
  2. наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
  3. наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01 онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии 8 (Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по экономическим преступлениям Цены на услуги юриста по экономическим преступлениям

При этом сам способ совершения данного запрещенного деяния будет различаться. Чаще всего, разглашение секретной информации и государственной тайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставления информации, и даже ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ. В любом случае это действие по приданию тайны огласке будет считаться правонарушением. Окончанием преступления будет являться тот момент, в который наступили негативные последствия – то есть когда охраняемая тайна стала доступна гражданам.

Комментарии к ст. 283

Чтобы лучше понять суть преступления и ст. 283 в целом, нужно детально разобрать комментарии к ней. После их изучения также станет понятен состав преступления ст. 283 УК РФ.

Наиболее существенные комментарии таковы:

  • Опасность разглашения сведений, представляющих собой государственную тайну, заключается в том, что они могут быть использованы для посягательств на внешнюю и внутреннюю безопасность и прочие интересы РФ. Объектом противоправного деяния является сохранность информации государственной значимости. Предмет преступления – информация, являющаяся государственной тайной.
  • Субъективная сторона заключается в разглашении информации, представляющей собой тайну. Под разглашением нужно понимать противоправное предание огласке, информации, являющейся государственной тайной, при которой она становится достоянием третьих лиц. Третьи или посторонние лица – это люди, которые не имеют доступа к той информации или ее части, которая была разглашена. Разглашение может быть выражено разными действиями: приватным разговором, публичным выступлением, перепиской, демонстрацией документов, чертежей, схем и пр. Разглашение может быть результатом, как действия, так и бездействия. В качестве примера бездействия можно привести оставление важных документов на рабочем столе в момент, когда они могут быть изучены посторонним лицом.
  • Порядок охраны информации, представляющей тайну, регулируется ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г, «Правилами определения степени секретности сведений», а также целым перечнем инструкций, памяток и пр., выступающими подзаконными нормативными актами. Таким образом, при расследовании преступления необходимо устанавливать точный характер разглашенной информации и то, какое именно требование существующих правил было не соблюдено. Секретность разглашенных сведений устанавливается их сравнением с действующими нормами. При наличии необходимости проводятся экспертизы.
  • Преступление считается совершенным с момента получения сведений третьими лицами. При этом не имеет существенного значения, насколько детально третьи лица восприняли и запомнили информацию. Достаточно того, что они уловили общий смысл. Если по каким-либо причинам, не зависящим от виновного, третьи лица не восприняли сведения, то имеет место покушение на совершение преступления. Причина не восприятия может быть любая: начиная от алкогольного опьянения и заканчивая незнанием русского языка.

При наличии прямого умысла человек осознает опасность разглашения и понимает, что оглашаемые им сведения станут достоянием третьих лиц. При этом он желает последнего. При наличии косвенного умысла, человек осознает опасность разглашения сведений и допускает возможность их восприятия третьими лицами или безразлично относится к последнему факту.
Разглашение может быть осуществлено в силу легкомыслия или небрежности. Чаще это выражено в разглашении в письменной форме
Информация, не подлежащая разглашению, копируется на неучтенные носители, о чем впоследствии человек благополучно забывает.
Мотивом чаще выступает бахвальство, а целью – стремление показать компетентность, значимость, важность и пр. Мотивы могут быть и иные, но при наличии таковых преступление скорее всего будет квалифицировано по ст
275 и 276.
Субъект преступления – специальный

В качестве него может выступать вменяемое лицо, не младше 16 лет, которому была доверена или ставшая известной информация в процессе службы, работы, учебы и т.д, представляющая собой государственную тайну.
Квалифицированным составом преступления является разглашение, повлекшее за собой по неосторожности тяжкие последствия. Таковыми признаются: переход данных иностранным разведкам, срыв важных мероприятий и пр.

Когда наказания не будет

Специфика разглашаемой информации не позволяет предусмотреть случаи, когда наказание за ее распространение будет исключаться. Секретная информация априори не может стать известной широкому кругу лиц или тем субъектам, которые не ответственны за ее сохранность. Официальный комментарий к УК РФ не допускает возможности исключения ответственности за обнародование секретной информации. Единственный способ избежать наказания – неразглашение секретных материалов.

Если говорить кратко, то за разглашение государственной тайны предусмотрен довольно обширный перечень видов ответственность. Главной из них остается наказание в рамках уголовного судопроизводства. В странах бывшего СССР (Украине, Беларуси) подход к охране подобной тайны идентичны.

Другой комментарий к статье 284 Уголовного Кодекса РФ

1. Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, понимается такой противоправный выход их из владения данного лица, вследствие которого они стали достоянием посторонних лиц и наступили тяжкие последствия.

К документам относятся текстовые и графические материалы, исполненные типографским, машинописным способом или от руки (чертежи, планы, типографские карты, приказы, директивы, ведомости, акты, обзоры и т.п.), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Документ — это акт, имеющий реквизиты: гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществивших засекречивание, особый порядок хранения, перемещения, выдачи и работы.

Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну, — это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного вида. К ним относятся: закрытые образцы техники и вооружения, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.

2. С объективной стороны преступление включает в себя совокупность трех признаков: а) деяние, связанное с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами); б) выход документов (предметов) из владения данным лицом, вследствие чего наступили тяжкие последствия; в) причинную связь между деянием и наступившими последствиями.

Правила обращения с документами регламентируются законами и подзаконными актами (инструкциями, положениями, наставлениями). Нарушения правил выражаются: в работе с документом в неустановленном месте (например, дома), неопечатывании сейфа, нарушении правил передачи его другим лицам и т.п.

Документ считается вышедшим из владения (утраченным), если его нет ни в месте постоянного хранения, ни у конкретного исполнителя, которому он был выдан.

Между фактом нарушения правил обращения с документом (предметом), содержащим государственную тайну, и его выходом из владения и наступлением тяжких последствий должна быть непосредственная причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения и наступление тяжких последствий не находятся в причинной связи с имевшим место нарушением правил обращения с ним, то состав преступления отсутствует <1>.

———————————
<1> Например, если сейф, в который проникли преступники, хотя оказался неопечатанным, но изъятие документов произошло путем вырезки окна в нем автогенным аппаратом, — налицо отсутствие причинной связи, а следовательно, оснований для квалификации по ст. 284 УК.

Как показывают материалы практики, нарушения чаще всего связаны с тем, что лицо работает с документами в неустановленном для этого месте, в ненадлежащее время, не соблюдает правила и порядок их хранения, пересылки, передачи из рук в руки, уничтожения, ознакомления с ними других лиц и т.п. Например, Ч., находясь в служебной командировке в другом городе, в нарушение действующих правил носил по городу в сумке находящиеся при нем 12 совершенно секретных документов. Зайдя в телефонную будку, чтобы позвонить, Ч. забыл в ней сумку вместе с документами. Документы были найдены только на следующий день, в другом месте города, что привело к ознакомлению с ними посторонних лиц и наступлению тяжких последствий.

Понятие тяжкого вреда давалось применительно к ст. 283 УК. Если тяжкие последствия при утрате не наступили, то состав преступления отсутствует. Виновный должен нести административную или дисциплинарную ответственность.

3

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности

По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).

4. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее допуск к государственной тайне (ст. 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»).

Расследование уголовных дел по утрате вызывает значительные трудности по двум причинам: 1) наличие факта утраты требует фактического наступления тяжких последствий, доказать которые во временном плане проблематично; 2) наличие обязательного допуска у субъекта связано с реальными ситуациями, когда определенная категория граждан допуск не имеет, а фактический допуск к таким сведениям налицо либо форма допуска не соответствует грифу секретности документов и материалов. Подобные вопросы, очевидно, потребуют своего решения на законодательном уровне, вплоть до изменения содержания статьи в УК.

Служебная тайна как объект права

Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).

Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?Посмотреть ответ

Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:

государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».

В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.

Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:

  • органов государственного управления;
  • органов муниципального управления;
  • государственных предприятий;
  • государственных учреждений.

Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.

Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.

Порядок обращения с документами, содержащими служебную тайну, закреплен в правительственном постановлении №1233 от 03/11/94. Этот документ имеет ограниченный диапазон действия – им руководствуются только федеральные исполнительные органы. В федеральных законах, касающихся работы определенных специалистов – госслужащих, как правило, есть положения, относящиеся к служебной тайне.

В Указе Президента №188 от 06/03/97, утверждающем перечень конфиденциальных сведений, служебная тайна определяется как «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти» в соответствии с ГК РФ и федеральным законодательством.

Назначение наказания за разглашение гостайны

Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения.

Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.

Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника.

Форма разглашения гостайны может быть разной:

  • письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
  • устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
  • при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.

Разглашение государственной тайны

Этот термин подразумевает не только озвучивание служебной информации, относящейся к гостайне. В это понятие также входит любое действие или поведение работника, которое становится основанием для доступа широкого круга лиц к сведениям, ограниченным в распространении.

Например, потеря документов, создание их незарегистрированной копии и последующее использование ее в личных целях и т. д.

Соответственно и незаконное (несанкционированное руководством) распространение информации, относящейся к категории гостайны, приводит к негативным последствиям для человека, который допустил ее утечку.

Не всякое лицо может привлекаться к ответственности за разглашение госсекретов.

Определяющим фактором здесь является наличие соглашения о неразглашении и ознакомление с последствиями его нарушения.

Например, в ходе совместного распития спиртных напитков инженер хвастается соседу прототипом новой бронемашины, в разработке которой он принимает участие. Делится фотографиями техники. Затем сосед выкладывает на своей странице в соцсети эти фотографии и сопровождает их соответствующими комментариями.

Вред нанесен — информация ушла в широкий доступ. Однако сосед не будет нести никакой ответственности за утечку, потому что его никто не предупреждал о секретности этих сведений, он не работает с ними, и не давал подписки о неразглашении. Наказание понесет инженер, который похвастался секретными данными.

За разглашение секретной информации предполагается несколько видов ответственности (ст. 26 закона № 5485-1):

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Ответственность нарушителя в рамках гражданского законодательства предусматривает возмещение причиненного его поведением вреда. Однако на практике, в отношении разглашения госсекретов такая мера не применяется по двум причинам.

Во-первых, затруднительно оценить точную сумму ущерба, наносимого несанкционированной передачей секретных сведений. Ведь негативные последствия от распространения данных могут и не наступить либо быть минимальными.

Во-вторых, в случае значительного урона обороноспособности или безопасности государства стоимость их восстановления настолько велика, что виновник не сможет их возместить.

Это приводит к тому, что такой вид ответственности за разглашение существует лишь как норма законодательства.

Крайне редко применяется и административная ответственность. КоАП РФ (ст. 13.14) предусматривает денежные штрафы за разглашение информации ограниченного доступа. Ее применяют в тех случаях, когда не предусматривается уголовное наказание, например при незначительности вреда и одновременном отсутствии умысла на совершение проступка.

Судебная практика

Преступления, предусмотренные ст. 283, не являются распространенными. Ежегодно суды рассматривают не более 20-30 таких нарушений закона. При этом преобладают противоправные деяния, предусмотренные 1-й частью уголовной нормы.

Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж по статье 275 УК РФ

В качестве примеров совершения подобных противоправных деяний можно привести следующие случаи:

  1. Находясь в нетрезвом состоянии, сотрудник НИИ гражданин Е. рассказал своему случайному знакомому гражданину К. о том, что у него имеется доступ к сведениям, являющимся государственной тайной, и при этом огласил их. Будучи сознательным членом общества, К. незамедлительно сообщил об этом в полицию. Гражданин Е. был осужден на 2 года условного лишения свободы. Помимо этого, суд запретил ему занимать должности, на которых имеется доступ к государственной тайне, сроком на 3 года.
  2. Гражданин П., стремясь показать свою значимость и осведомленность в государственных делах, похвастался своей знакомой гражданке У., что ему известен порядок работы одного секретного учреждения, которое он посетил при прохождении курсов повышения квалификации. Гражданка У. сообщила об этом факте по месту работы П., а руководители организации обратились в полицию. Суд приговорил гражданина П. к аресту сроком на 5 месяцев.
  3. Два сотрудника строительно-монтажной организации громко обсуждали в общественном транспорте порученное им задание по подготовке подъездных путей к полигону, на котором должны были проводиться учения. По стечению обстоятельств, в том же автобусе находился непосредственный участник будущих испытаний. Он доложил об услышанном своему руководству. В результате того, что озвученные данные стали достоянием практически всех пассажиров автобуса, учения пришлось перенести. Сотрудники строительно-монтажной организации были признаны виновными по 2 ч. ст. 283, приговорены к лишению свободы сроком на 3 года.

Статистические данные за 2016-2017 гг

В 2021 году по ст. 283 ч. 1 было осуждено 25 человек. Только 2 из них были приговорены к реальному лишению свободы. По 2-й части этой статьи уголовные дела рассмотрены не были. Статистика 2017 года не сильно отличается от показателей 2021. Всего по 1 ч. осуждено 28 человек. 3 получили реальные сроки лишения свободы. По ч. 2 дела не рассматривались.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

При назначении наказания могут быть учтены все смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и 63. Возможность их учета, либо игнорирования оставлена на откуп суда.

При этом суд учитывает ряд моментов:

  • отягчающее обстоятельство, представляющее собой квалификационный состав преступления либо отдельное правонарушение, не может быть учтено;
  • смягчающим обстоятельством могут быть признаны положительные характеристики с места учебы, работы, проживания и пр.;
  • временное психическое расстройство не исключающее вменяемость, может являться смягчающим обстоятельством.

Возможность назначения наказания с учетом или игнорированием смягчающих и отягчающих вину обстоятельств рассматривается в каждом конкретном случае индивидуально.

Преимущества компании

01 Консультация юриста по экономическим преступлениям бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

8 800 302 46 38 03

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Цены на услуги юриста по экономическим преступлениям

При этом сам способ совершения данного запрещенного деяния будет различаться. Чаще всего, разглашение секретной информации и государственной тайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставления информации, и даже ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ. В любом случае это действие по приданию тайны огласке будет считаться правонарушением. Окончанием преступления будет являться тот момент, в который наступили негативные последствия – то есть когда охраняемая тайна стала доступна гражданам.