Гражданский кодекс ( ст 61 гк рф 2021 )

Оглавление

Что служит основанием для ликвидации юридического лица?

Термином «юридическое лицо» обозначается структура, сформированная для осуществления какой-либо деятельности (в том числе – коммерческой). То есть это любое предприятие.

Начало существования юридического лица – это его регистрация, а окончание – зафиксированное решение о ликвидации.

Каждое решение о ликвидации обязательно фиксируется в ЕГРЮЛ.

Основанием для этой достаточно серьезной процедуры служат разные факторы:

  • решение учредителей;
  • решение суда;
  • банкротство.

Решение учредителей принимается на собрании, где выносится вопрос о ликвидации. Совет учредителей – это уполномоченный орган, который может быть различным в зависимости от вида организации.

Суд привлекается, когда юридическим лицом были грубо нарушены какие-либо статьи закона, дела ведутся без лицензии, нарушается Конституция РФ или же деятельность противоречит целям, прописанным в уставе. То есть, замечены любые нарушения неустранимого характера.

Банкротство — наилучший выход в ситуации, когда юридическое лицо не может расплатиться с долгами. Это распространенная и совершенно законная процедура ликвидации, при которой можно избежать выплат по обязательствам и судебных тяжб.

Банкротами не могут быть признаны казенные предприятия, политические партии и религиозные организации. То же касается и фонда, если это предусмотрено в законе о создании и деятельности этого фонда.

Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р15016.

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р15016.

Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М. Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

Способы прекращения деятельности организаций

Гражданский кодекс говорит бесконечно много о правовом положении организаций, компаний и предприятий. И вопрос прекращения деятельности отражается множеством статей, однако первое, что необходимо отметить, так это правоспособность.

Как и граждане, организации имеют ряд прав и интересов, которые порождают обязанности. Прекращение же какой-либо деятельности влечет исчезновение тех самых предусмотренных свобод

Помимо кодифицированного закона, внимание стоит обратить на ФЗ №129, который фиксирует моменты о внесении в Госреестр сведений, связанных с созданием организации и, кончено, с ее закрытием

Если обратить внимание на способы прекращения деятельности юридического лица, то в этом вопросе поможет как Гражданский кодекс, так и различные федеральные законы, а именно ФЗ №127, регламентирующий банкротство, и нормативно-правовой акт указанный выше и регулирующий сферу регистрации всех организаций. На основании норм права можно смело определить три легальных способа прекратить деятельность юридического лица

К ним относятся реорганизация, ликвидация и процедура банкротства. Каждый из них имеет свои особенности и отличается от двух других специфичностью применения.

Создание юридического лица

Юридические лица создаются по воле их учредителей (одного или нескольких), однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Способы создания юридических лиц:

  • Явочно-нормативный способ – учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации юридического лица при отсутствии каких-либо нарушений.
  • Разрешительный способ – учредители должны получить предварительное разрешение от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица

В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с моменты государственной регистрации. С этой же даты возникает правоспособность и дееспособность юридического лица.

Необходимо также установление контроля за регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы и иные данные государственного реестра.

Всегда ли ликвидацию можно отменить

Ликвидация бывает двух видов, связанных с причинами, которыми она была вызвана:

  1. Ликвидация по решению ФНС или суда. Она назначается извне вследствие обнаруженных злоупотреблений, нарушений законодательства, регистрационных нарушений, процедуры банкротства. Отмена такой ликвидации весьма проблематична. Однако есть возможность оспорить решение о принудительной ликвидации в судебном порядке.
  2. Ликвидация по решению руководящего органа организации, ее учредителей. В подобном случае процедуру можно обратить вспять согласно рекомендациям ФНС. Это необходимо сделать до внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации. Если срок упущен, то придется регистрировать новое юридическое лицо.

Какие существуют основания для отказа в госрегистрации ликвидации (ее отмены) общества с ограниченной ответственностью?

При проведении добровольной ликвидации до внесения записи в Реестр возможны два варианта развития событий:

  1. До начала официальных мероприятий по ликвидации. Органы ФНС и другие официальные инстанции еще не осведомлены о намерении ликвидировать ООО, АО, иное юридическое лицо. Принятое решение о ликвидации в этом случае отменяется другим соответствующим решением внутреннего характера, и организация продолжает свою работу.
  2. После того как официальные инстанции были извещены, а в Реестре сделана запись о нахождении организации в процессе ликвидации. Для отмены процедуры необходимо обратиться в налоговую службу с пакетом соответствующих документов.

Кстати говоря! За отмену ликвидации не взимается госпошлина. Необходимость ее уплаты возникает только при внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Вариант № 7 — Принудительное исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. 

Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

При наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. 

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. 

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. 

Проверить, принято ли решение регистрирующими органами о предстоящем исключении конкретного юридического лица из ЕГРЮЛ можно в Интернете на сайте налоговой инспекции.

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

ГК РФ в новой редакции дополнен положениями о защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, изложенными в новой ст. 64.1. Так, устанавливается, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица).

Основания для принудительной ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица по решению суда может происходить на основе следующих оснований:

  1. Во время регистратора юридического лица допустили разного рода нарушения. Происходит это лишь в том случае, если нарушения не могут быть исправлены.

Если отталкиваться от ФЗ, то регистрирующий орган может обратиться в судебные органы специально, чтобы ликвидировать юридическое лицо, если при условии его регистрации были допущены различные нарушения.

  1. Юридическое лицо осуществляет свою деятельность без разрешения. В данном контексте речь идет о лицензии.

Это регулируется законодательством, на федеральном уровне, начиная с 08.08.2001 года номер 128-ФЗ.

  1. Юридическое лицо осуществляет запрещенную законодательством деятельность.

Это подкрепляется статьей 42 обновленной конституции РФ.

  1. Деятельность юридического лица совершается с учетом грубых нарушений законодательство.

Речь идет о регулярном нарушении со стороны юридического лица. Тут может быть множество различных вариантов, как например, неуплата налогов, которая была замечена до этого несколько раз.

  1. Юридическое лицо осуществляет общественную или религиозную деятельность, которая противоречит уставам.
  1. Юридическое лицо, коммерческая организация, кооператив, иной фонд признается банкротом. Это делается с участием самого юридического лица, которое обратилось в суд.
  2. Если коммерческая организация или товарищеское предприятие старается ограничивать конкуренцию от других участников рынка. В таком случае в суд обращается федеральная антимонопольная служба.
  3. Если юридическое лицо и его предприятие будет иметь более 50-ти участников, то оно обязано преобразоваться в ООО. На эту трансформацию законодатели дают год.

Если же оно откажется становиться ООО, то основания для принудительной ликвидации юридического лица пополнят список.

  1. В том случае, если количества акционеров ЗАО будет превышать более 50. В таком случае оно должно стать ООО, либо будет ликвидировано.

Как и в предыдущем случае, на это дается один год. Если за этот промежуток времени ничего не будет сделано, то юридическое лицо будет ликвидировано.

  1. Ликвидация возможна в том случае, если ООО не оплатила полный уставной капитал, указанный в документах. На это дается первый год после того, как была произведена фактическая регистрация общества.
  2. Все акции общества, которые были распределены во время его создания, обязаны быть оплачены. Если этого не будет сделано в течение 1 года, то юридическое лицо должно быть ликвидировано судом.
  3. В том случае, если по окончанию второго и любого финансового года цена активов общества уменьшится ниже, чем его уставной капитал.
  4. В том случае, если по окончанию любого финансового года цена активов акционерного общества будет уменьшена ниже, чем уставной капитал.
  5. Если оно было зарегистрировано до первого июля 1999 года и было принуждено к изменению в хозяйственное товарищество, общество, либо кооператив, но проигнорировала это.
  6. ООО, которое было создано до первого января 1999 года не было преобразованы в ОАО.
  7. Фонд возможно ликвидировать только по решению судьи и никак больше. Такое происходит в том случае, если имущества фонда не хватит для продолжения его деятельности. Еще ликвидации принадлежат фонды, которые не достигли своих целей, а также в случае уклонения.
  8. Объединенное общество может быть ликвидировано в том случае, если их цели или действия связаны с насильственным изменением конституции и его строя.
  9. Религиозная организация ликвидируется, если она: нарушила общественные безопасности, создала вооруженные формирования, принуждала разрушить семью и иные нарушения, указанные в законодательстве.
  10. Религиозная организация должна быть ликвидирована, если не предоставила в оговоренный срок новые сведения о себе и своей деятельности.

Ликвидация по требованию участника ООО

Не только государственный орган может выступить с подобной инициативой. Один из участников общества также может требовать ликвидацию в некоторых случаях.

Как правило, все доводы сводятся к тому, что дальнейшая деятельность Общества не представляется возможной. В фирме имеется некий корпоративный спор, противоречия, которые невозможно устранить.

Процедура также проводится через суд, как и в случае ликвидации по требованию государственного органа. Заявитель должен будет доказать, что фирма не может продолжать успешную деятельность. А действия иных участников приносят лишь негативные последствия как для сторон, так и для самого Общества.

Прочтите: Приостановление деятельности ООО: алгоритм действий

Нюансы

Как выше было сказано, прекращение деятельности юридического лица может осуществляться по решению уполномоченного органа либо собрания учредителей. Это зависит от организационно-правового типа компании. В ООО и АО этот вопрос включен в компетенцию общего собрания. Некоторые виды прекращения деятельности юридического лица предполагают получение согласования Госкомитета по антимонопольной политике. К таким случаям, в частности, относят преобразование, присоединение и слияние. Нормативные акты, регламентирующие конкуренцию и монополии, допускают принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме выделения и разделения.

Такое решение принимается Госкомитетом и его территориальными подразделениями. Компании, которые получили соответствующее предписание, должны провести необходимые процедуры в определенный срок. Если фирма этого не сделает, Госкомитет направляет исковое заявление о прекращении деятельности юридического лица в суд. В этом случае будет назначен внешний управляющий, которому поручается провести установленные мероприятия. Учредительная документация вновь образующихся компаний, разделительный баланс согласовываются и утверждаются судебной инстанцией и затем регистрируются по общим правилам.

Способы ликвидации юридического лица

В зависимости от того, ликвидируется ли юридическое лицо в добровольном либо в принудительном порядке, существует несколько вариантов  ликвидации, а именно:

  • официальная ликвидация юридического лица с подачей документов о ликвидации в государственные органы;
  • смена учредителей;
  • ликвидация посредством проведения реорганизации (например, присоединением к другому юридическому лицу);
  • ликвидация путем признания юридического лица банкротом.

Порядок действий при официальной (добровольной) ликвидации юридического лица закреплен в ст. 61 ГК РФ. Основным минусом при подобном способе ликвидации юрлица является налоговая проверка, в соответствии с положениями п. 11 ст. 89 НК РФ. Однако с учетом существующей судебной практики, подобная проверка вовсе не является обязательной (Постановление от 23.10.2007 № 17 АП-7152/2007-ГК). Однако риск проведения выездной налоговой проверки в некоторых случаях заставляет предпринимателей отказываться от подобного способа.

Смена учредителей является одним из самых легких и безопасных способов ликвидации юридического лица. Строго говоря, при смене учредителей как таковой ликвидации юридического лица не происходит. Полномочия текущего учредителя и главного бухгалтера передаются иным лицам путем подписания соответствующего договора. Такой способ ликвидации позволяет избежать выездной налоговой проверки и может быть реализован всего за 1-2 недели.

Однако при всех своих плюсах данный способ имеет ряд недостатков, к которым можно отнести:

  • юридическое лицо продолжит существовать и числиться во всех государственных реестрах и оставаться на учете в налоговой инспекции;
  • его деятельность может быть подвергнута проверке за последние три года. Кроме того, велика вероятность проведения встречной проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Ликвидация посредством проведения реорганизации является более безопасным способом, чем смена учредителей. Реорганизуемое юридическое лицо вливается в состав иной организации и при этом прекращает свое существование.  При данном способе ликвидации юрлицо снимается с учёта в налоговой инспекции и иных государственных органах. В ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении деятельности юрлица, одновременно с этим в реестр так же вносится запись о правопреемстве.

Реорганизация может быть обжалована в суде, например кредиторами. Однако при правильном выполнении всех установленных в законе действий реорганизацию бывает оспорить довольно трудно, что позволяет провести надежную ликвидацию компании без негативных последствий.

Ликвидация путем банкротства является наиболее сложным и неоднозначным способом. Если в процессе банкротства юридического лица будет допущена даже небольшая ошибка, это может повлечь за собой длительные судебные разбирательства, а в некоторых случаях, может стать основанием для привлечения к  уголовной ответственности.

Банкротство осуществляется путем заключения ряда гражданско-правовых договоров (аренда, купля-продажа, залог),по которым все активы юридического лица передаются иным юридическим или физическим лицам. А кредиторская задолженность и иные пассивы продолжают числиться за тем юридическим лицом, которое впоследствии будет обанкрочено. Таким образом, когда имеющегося у юридического лица имущества будет явно недостаточно для того, чтобы расплатиться по долгам, производится процедура банкротства, которая осуществляется в судебном порядке через арбитраж в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

К недостатку для  способов ликвидации юридического лица без подачи документов в государственные органы (реорганизация, смена учредителей) относится следующее обстоятельство — вероятность признания данной сделки мнимой по основаниям, установленным в ст. 170 ГК РФ.

Выбор способа ликвидации юридического лица целиком и полностью остается на усмотрении его собственника. Однако для уменьшения рисков, возможных потерь времени и денег, а в ряде случаев привлечения к уголовной ответственности, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Наши специалисты имеют обширную и успешную практику ведения таких дел, помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Случаи сингулярного правопреемства

Принудительная реорганизация проводится согласно решению государственных органов, имеющие полномочия на проведение данного процесса, либо по решению суда.

В то время основная сфера его применения была связано с юридическим регулированием процесса передачи наследства.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации.

Процедура по правопреемству оформляется поэтапно, в следующим порядке:

  • проведение предварительного совещания и вынесение учредителями решения об осуществлении процедуры по закрытию юридического;
  • создание заново формы хозяйствующего субъекта, которое признает законодательство, разработки способов, с помощью которых будет осуществляться управление;
  • осуществление регистрации вновь сформированного юридического лица, то есть предоставление пакета документов в регистрирующий орган по месту своего расположения;
  • осуществление мероприятий по завершению процесса ликвидации.

Может ли быть завершена добровольная ликвидация ООО, если не все кредиторы заявили свои требования?

ООО существует с момента государственной регистрации. Если уставом организации не предусмотрен срок существования общества, то общество создается без ограничения срока.

К отношениям с участием ООО применяются нормы соответствующего ФЗ №14-ФЗ.  Согласно ФЗ, общество может быть добровольно ликвидировано в порядке предусмотренном ГК РФ. При этом учитываются требования устава ООО и указанного федерального закона.

Ликвидируясь, общество прекращает деятельность без какого-либо правопреемства. Решение о закрытии принимают члены ООО на общем собрании. Предложение выносит совет директоров, исполнительный орган или один из участников.

На общем же собрании назначается ликвидационная комиссия, которая возлагает на себя полномочия по управлению всеми делами общества. При необходимости она выступает в суде от имени ООО.

Регистрирующий орган обязательно должен быть уведомлен о начале ликвидации, после чего он вносит соответствующую запись в реестр.

Законодательно установлен порядок ликвидации юрлица, предусматривающий его расчёты с кредиторами при их наличии. В отсутствии кредиторов и задолженностей, имущество ООО распределяется между участниками, пропорционально доли каждого.

Кредиторы вправе заявить требования к ликвидируемому обществу, но использование этого права остается на их усмотрении.

Стоит отметить, что по п 5 и п 6 ст 64 ГК РФ, когда кредитор опаздывает с подачей своих требований и делает это после назначенного комиссией срока, то его запросы удовлетворяются из имущества и средств, оставшихся после удовлетворения требований, заявленных вовремя. Если средств, вырученных за имущество, оказывается недостаточно, то требования признаются погашенными. Также погашаются не одобренные ликвидационной комиссией требования, если их заявитель не обратится в суд и не выиграет его.

Поэтому при отсутствии запросов кредиторов, но с учётом правильного законного порядка проведения всей процедуры добровольной ликвидации, она будет считаться завершенной после внесения соответствующей записи в реестр.