Оглавление
Полномочия органов власти при проведении проверок
Защита прав предпринимателей при налоговом контроле, прокурорской, трудовой, выездной налоговой проверке и иных видов, зависит от факта нарушения со стороны должностных лиц. На каждом уровне власти предусмотрен отдельный перечень полномочий, за рамки которых выходить запрещается. Подобные оговорки позволяют ограничить действия уполномоченных органов.
Поскольку надзорные органы предполагают градацию на федеральные, региональные и местные, по такому же принципу происходит разделение их полномочий. Первая категория регламентирует деятельность госорганов на уровне федерации (ст. 4 ФЗ № 294-ФЗ):
- принятие участия в разработке единой политики защиты интересов предпринимательства, в том числе при проведении проверочных мероприятий;
- планирование и непосредственное участие в надзорных мероприятиях в отношении видов деятельности, определяемых Правительством РФ;
- разработка регламентов проведения государственного контроля, в частности с учетом интересов субъектов предпринимательства;
- осуществление оценки и мониторинга результатов проводимых проверок, изменение и доработка методик реализации надзорных мероприятий.
Представленный перечень неисчерпывающий. Он может расширяться в ходе проверок с учетом конкретной сферы деятельности предпринимателей.
Следующая категория полномочий относится к деятельности органов власти субъектов РФ (ст. 5 ФЗ № 294-ФЗ). Сюда включают следующие права должностных лиц:
- реализация единой политики проведения надзорных мероприятия, разработанной федеральными органами, в том числе обеспечение защиты прав предпринимательства непосредственно в ходе проверок, независимо от их предмета;
- непосредственное осуществление контроля на уровне субъекта страны в отношении установленных видов деятельности предпринимателей, а также обеспечение соблюдения условий и требований к процессу реализации надзорных мероприятий;
- реализация полномочий федеральных органов власти, если таковые были делегированы должностным лицам субъектов;
- участие в разработке регламентов проведения проверок по типу утвержденных федеральных правил;
- мониторинг политики надзорных действий на уровне субъекта, соотношение результатов проверки и принципов ее проведения с показателями, установленными федеральными органами.
Третья и последняя категория полномочий установлена ст. 6 ФЗ № 294-ФЗ и предполагает закрепление прав органов местного самоуправления:
- непосредственное осуществление муниципального надзора за деятельностью предпринимателей на территории конкретного округа или района;
- реализации делегированных полномочий со стороны региональных органов власти;
- разработка регламентов проверок, их мониторинг, а также подведение методики надзорных мероприятий под установленные федеральными органами условия.
Характер полномочий и границы их действий идентичны на всех уровнях власти. Разница проявляется лишь в их объеме. Федеральные органы могут осуществлять проверку в отношении всех организаций и предприятий, в том время как местная власть ограничена территорией муниципалитета.
О чём говорится в 10 статье?
Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:
- истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
- поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
- нарушение прав потребителей;
- несоблюдение требований к маркировке продукции;
- поручение Президента РФ или Правительства РФ.
Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.
Предложения и замечания по новой системе принципов
Нельзя не учесть, что в процессе работы над новым законом о госконтроле к тексту документа поступило множество предложений и замечаний. Отдельные из них касались принципов госконтроля (надзора). Так, на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме некоторые идеи в отношении системы принципов содержались в заключениях комитетов нижней палаты парламента
В частности, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству обратил внимание на то, что имеет декларативный характер, неоднозначную трактовку и субъективное суждение, а в излагаемых принципах не содержится приоритет риск-ориентированного подхода при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля
В свою очередь, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отметил, что закрепленные документом в качестве принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля положения носят декларативный характер и не содержат механизмов контроля за их соблюдением. Также он предлагал в целях имплементации указанных принципов в практическую деятельность контрольно-надзорных органов включить в положение, устанавливающее запрет на совершение контрольно-надзорными органами и их должностными лицами действий и вынесение решений, не соответствующих установленным законом принципам. Аналогичного мнения придерживались представители Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. «В целом полагаем, что глава 2 нуждается в глубокой переработке, поскольку ее положения носят чрезмерно декларативный и расплывчатый характер, допускают неоднозначное толкование, а предлагаемая система принципов и их описания вызывает огромное количество вопросов и не в полной мере соответствует как действующему законодательству, так и сложившимся в российской праве подходам к определению принципов права», – отмечалось в заключении комитета.
К числу недостатков правового регулирования также было отнесено отсутствие принципов: недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю, что может породить злоупотребления со стороны должностных лиц контрольных органов; исключения избыточных и дублирующихся контрольных мероприятий как необходимого барьера для предотвращения излишнего давления на бизнес.
Вместе с тем, высказывались и предложения о дополнении системы принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля следующими принципами: открытость и доступность нормативных (ненормативных) документов для контролируемых лиц; ответственность госорганов, муниципальных органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении госконтроля (надзора), муниципального контроля; преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий; презумпция добросовестности юрлиц.
В списке потенциально возможных для закрепления в законе принципов упоминались и принципы: недопустимости возбуждения и рассмотрения контролирующими органами дел об административных правонарушениях в отношении неподнадзорных им лиц; стратегической направленности; ответственности органов госконтроля (надзора) за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан и организаций; межведомственной ответственности; независимости; компетентности; превентивной направленности.
По мнению представителей бизнес-сообщества, многие из указанных принципов, которые не вошли в Закон № 248-ФЗ, представляются наиболее важными с точки зрения устранения недостатков действующего правового регулирования госконтроля (надзора) в части эффективного достижения целей профилактики нарушений обязательных требований, а также устранения неоправданного акцента на проведении проверок.
Были претензии и к содержательной части норм о принципах госконтроля. Например, по , в которой описывается принцип законности и обоснованности, отмечалось, что законность и обоснованность – различные правовые принципы, и они не могут быть объединены в рамках одной статьи. Кроме того, законными должны быть не только действия и решения, но и бездействие должностного лица контрольно-надзорного органа. Указывалось также на неясность и неоднозначность понимания отдельных терминов, на наличие оценочных категорий и т. п.
Отметим, не все замечания и предложения были учтены при доработке текста законопроекта.
Последние поправки
Каждый нормативный акт, изданный на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процедуру внесения изменений в его текущий регламент. Данные меры необходимы для поддержания актуальности документа в стремительно меняющейся социально-политической обстановке.
Последние изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал ФЗ-308 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
В соответствии с привнесёнными поправками в статью 27 Федерального закона о защите интересов юридических лиц и частных бизнесменов добавлен пункт 7. Данный пункт устанавливает, что вплоть до 2022 года положения, указанные в части 1.1 ст. 15, не распространяются на соблюдение трудового законодательства в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В целях ознакомления, рекомендуется изучить представленные ниже статьи Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внесённые в них ранее поправки:
- Статья 8, последние поправки введены 5 декабря 2016 года. Введённый посредством дополнения подпункт 40 пункта 2 гласит, что в числе иных видов предпринимательской деятельности, в начале которой юридическое лицо обязуется предоставить проверяющим органам соответствующее уведомление, является предоставление услуг по ремонту газового оборудования;
- Статья 9, изменения от 3 июля 2016 года. Поправками введена часть 11.1, гласящая, что в процессе государственной или муниципальной проверки юридических лиц в целях защиты их интересов допустимо использование списка контрольных вопросов (проверочного листа);
- Статья 10, изменения от 3 июля 2016 года. Определяется порядок и организационные нюансы внеплановой проверки. Предметом подобной ревизии является выяснение факта соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем положений региональных нормативных актов;
- Статья 11, поправки внесены 3 июля 2016. Пункт 10 в новой редакции гласит, что проводящее проверку корпоративной документации должностное лицо обязано рассмотреть все доказательные документы, предоставленные главой предприятия или индивидуальным предпринимателем. В случае обнаружения недостоверных сведений, проверяющий вправе назначить выездную ревизию;
- Статья 12, поправки от 13 июля 2015. Введена часть 3.1, согласно которой выездные ревизии не проводятся в тех случаях, когда деятельность юридического лица связана с определёнными рисками;
- Статья 15, от 1 июля 2017 года. Устанавливается порядок проведения ревизии в рамках защиты интересов юридического лица или частного предпринимателя и соответствующие ограничения;
- Статья 16, от 13 июля 2015 года. Согласно внесённым поправкам, лицо, не согласное с результатами ревизии и изложенными в отчёте фактами, имеет право направить возражение в орган госконтроля. Данное возражение оформляется в письменной форме;
- Статья 20, от 9 июня 2014 года. В перечень грубых нарушений, на основании которых результаты ревизии признаются недействительными, добавлено игнорирование аттестации сотрудников того или иного юридического лица.
Внесение следующих изменений в актуальный текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц намечено на декабрь 2017 года.
Формы защиты прав предпринимателей
Спорные ситуации решают без обращения в суды или в судебном порядке. Свои особенности имеет и защита предпринимателей при проведении проверок – это мероприятие вызывает у многих ИП беспокойство. Здесь предпринимательские права и интересы закреплены в федеральном законе № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Госконтроль должен осуществляться после уведомления, недопустимы проверки одного типа различными органами, а все необходимые предпринимателю в ведении бизнеса правовые акты должны быть доступны.
Судебная форма защиты проходит через следующие инстанции:
- Конституционный Суд Российской Федерации. В Конституционный Суд ИП может обратиться, когда властные органы и органы самоуправления на местах нарушают его права и свободы, закрепленные в российской конституции.
- Арбитражные суды. Обратиться в арбитражный суд можно, если спор возник между предпринимателем и вторым юридическим лицом, но только в целях защиты экономических прав, деятельности ИП.
- Суды общей юрисдикции. В компетенцию судов общей юрисдикции входят вопросы, касающиеся нотариальных действий, в том числе в случае отказа их совершения, а также восстановления прав по ценным бумагам, которые были утрачены.
Если спор решают без судебного разбирательства, актуальны такие формы:
- Третейский суд. Любые спорные ситуации, вытекающие из гражданских правовых отношений, рассматриваются в третейском суде.
- Нотариальная защита. Такая защита проходит согласно «Основам законодательства Российской Федерации о нотариате» – в ее процессе закрепляют гражданские права или восстанавливают право, которое было нарушено.
- Досудебное урегулирование. Принципы защиты здесь следующие: ИП должен выступить с письменной претензией к нарушителю, перед тем как обратиться в суд. В подавляющем большинстве договоров этот пункт прописывают.
Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Регламентация вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются основные принципы защиты индивидуальных предпринимателей при проведении указанного контроля: уведомительный порядок начала осуществления проверочных действий; презумпция добросовестности предпринимателя;доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых обязательно при осуществлении предпринимательской деятельности; недопустимость однотипных проверок несколькими уполномоченными органами в отношении одного индивидуального предпринимателя и другие.
Законом также очерчены границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен порядок организации и проведения проверок в ходе надзорных процедур. Так, при проведении проверок должностные лица контрольного органа не вправе:
- проводить проверку требований, не относящихся к компетенции контрольного органа;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия индивидуального предпринимателя либо его представителя предпринимателя/юридического лица;
- ребовать представления документов, образцы продукции и иную информацию, не являющуюся объектом контрольных мероприятий, а также изымать указанные документы;
- раскрывать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проведения проверок.
Согласно приведенному Федеральному закону права индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля заключаются в:
- праве присутствовать при проведении контрольных мероприятий;
- праве давать объяснения по вопросам к предмету проверки;
- праве на получение информации о проводимом мероприятии;
- праве знакомиться с результатами мероприятий по контролю, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в установленном законодательством порядке;
- праве на возмещение убытков, причиненных проведением государственного контроля (надзора).
14 октября 2016 г.
Основные изменения в законе с января 2017, 2018
С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:
- органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
- для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.
Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта. Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов. Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.
Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.
Изменяемая статья | Предыдущая редакция | Новая версия |
п.2 ч.2 ст.10 | было три подпункта | добавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров |
ч.5 ст.10 | основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 | к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10 |
ч. 4 ст.16.1 | был сплошной текст |
|
ч.8 ст.16.1 | дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ | |
ч.9 ст.16.1 | организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФ | дополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ |
Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц. Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан. Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.
Формы защиты прав предпринимателей
Главная цель защиты бизнеса — признание или восстановление прав предпринимателей. Для достижения данной цели используются правовые механизмы, закрепленные на законодательном уровне. К способам защиты относятся:
- штрафные санкции в отношении нарушителя-ответчика — взыскание неустойки, конфискация, компенсация и т. д.;
- признание права — восстановление, признание сделки недействительной, возмещение понесенных убытков и т. д.;
- процессуальные методы — обращение в компетентные органы для защиты прав, например, к омбудсмену по правам предпринимателей.
Существует две основные формы защиты прав предпринимателей:
- Судебная — к ней относятся суды общей юрисдикции, арбитраж, Верховный и Конституционный суды.
- Внесудебная — предполагает осуществление защиты предпринимательской деятельности субъектов бизнеса вне рамок судебного процесса. К такой форме относятся третейский суд, международный коммерческий арбитражный суд, нотариальная защита, внесудебное урегулирование.
Суть ФЗ 294
Принятие Государственной Думой России Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в третьем чтении состоялось 19 декабря 2008 года. 22 декабря того же года состоялось собрание Совета Федерации, на котором было одобрено положение о придании данному акту официального статуса. Президент Российской Федерации подписал изучаемый акт 26 декабря 2008 года, и в этот же день была оформлена его первая публичная публикация.
Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из 4 глав и 27 статей. Структура ФЗ 294 является следующей:
- Глава 1 — Общие (входящие) положения (ст. 1-8.3);
- Глава 2 — Государственный и муниципальный надзор (ст. 9-20);
- Глава 3 — Защита прав и полномочий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении контроля, предусмотренного в предыдущей главе (ст. 21-25);
- Глава 4 — Завершающие положения изучаемого Федерального закона (ст. 26-27).
Нормативами рассматриваемого Федерального закона определяются:
- Система контроля деятельности предприятий и индивидуальных бизнесменов с целью защиты их интересов;
- Система взаимодействия органов надзора;
- Полномочия и обязанности органов государственного и муниципального контроля.
Изучаемым законом регламентируются отношения, возникающие в процессе контроля и защиты прав юридических лиц и частных бизнесменов. Последние изменения в действующий регламент данного документа вносились 30 октября 2017 года.
Сферы, по отношению к которым нормы ФЗ 294 не применяются
Нормативы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются в отношении:
- Оперативно-розыскных операций;
- Прокурорской ревизии;
- Судопроизводства по делу о нарушении регламента антимонопольного закона;
- Расследовании несчастных случаев и аварий на производстве;
- Выявления и ликвидации естественных (природных) причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
- Погранично-таможенных проверок;
- Ревизии военных спецгрузов.
Положения настоящего нормативного акта о защите юридических лиц так же не применяются в следующих видах государственного надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- Финансово-бюджетном;
- За иностранными инвестициями;
- Валютном;
- Таможенном;
- Страховом;
- Банковском;
- Финансово-рыночном;
- Клиринговым;
- Иными видами федерального контроля, изложенными в пункте 3.1 статьи 1 ФЗ-294.
Действие изучаемого нормативного акта распространяется не только на территории Российской Федерации, но на страны ближнего и дальнего зарубежья, если законодательством принимающей страны не предусматривается иное.
Федеральный Закон о защите прав предпринимателей
Незаконное давление чиновников на бизнесменов, коррупция, поборы и вымогательства превращают их жизнь в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом звене. У данной категории нет достаточных ресурсов для защиты своих интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.
Нормативный акт отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере ИП, обозначил их права и обязанности, а также владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.
Закон о защите индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Рассмотрим подробнее законы о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Главные права и обязанности ИП в России закреплены в конституции. Определить права предпринимателя как плательщика налогов можно в Налоговом кодексе. Например, предприниматель имеет право запросить данные у представителей госорганов контроля, использовать выбранную систему налогообложения, подавать жалобы на решения и действия представителей налоговых служб.
Как участник хозяйственных отношений ИП имеет права, которые закреплены в контракте или соглашении, подписанном сторонами этих отношений. контрагента. В большей мере правомочия и обязательства здесь определяются контрактом, соглашением между сторонами. Но предприниматель всегда имеет право на прибыль и выбор контрагентов. Трудовой Кодекс Российской Федерации, в свою очередь указывает, какие права ИП имеет как работодатель и границы прав сотрудников. Предприниматель имеет право нанять сотрудников, создавать должностные инструкции, а также прочие документы с требованием придерживаться их.
ИП вправе самостоятельно выбрать, каким делом заниматься, определить рыночный сегмент, заключать сделки. В федеральном законе № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» описано, какие права имеет предприниматель при проверках. Например, ИП имеет право присутствовать, когда осуществляется госконтроль, а также объяснять вопросы, которые возникают по предмету контроля. Предварительно предпринимателя информируют о проведении госконтроля, а затем органы надзора должны уведомить его о результатах. Результаты можно обжаловать, а в случае нарушения прав потребовать возмещения убытков.
Обзор документа
Подписан закон об учете мнения обвиняемого при прекращении уголовного дела судом в связи с принятием закона, устраняющего преступность и наказуемость инкриминируемого ему деяния.
Уголовное дело прекращается по данному основанию в связи с отсутствием в деянии состава преступления только с согласия обвиняемого (подсудимого). Если он против, судебное разбирательство должно быть продолжено в обычном порядке. Это позволит проверить законность и обоснованность обвинения, заслушать доводы сторон и исследовать доказательства.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Основной закон о защите прав предпринимателей
Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.
Федеральный закон №294
Содержание этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:
- плановых;
- внеплановых;
- документарных;
- выездных и пр.
Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.
Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:
- оперативно-следственные мероприятия;
- прокурорский надзор;
- соблюдение антимонопольного законодательства;
- расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
- деятельность пограничников и войск национальной гвардии.
Защита прав предпринимателей и юридических лиц на практике
Защита прав предпринимателей и юридических лиц на практике имеет неоднозначные показатели. Абсолютное большинство положительно разрешенных дел было рассмотрено не судами и прокуратурой, а за счет привлечения уполномоченного при Президенте РФ, либо по субъекту.
Только за август-сентябрь 2020 года рассмотрено несколько дел по обращениям субъектов предпринимательства, имеющих положительный исход, в частности по вопросу возмещения убытков:
В Новосибирской области региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей помог ИП взыскать ущерб с организации-подрядчика.
Разбирательство тянулось несколько лет, несмотря на то, что суд в итоге удовлетворил иск. Изначально убытки возмещались по частям, однако когда речь идет о муниципальных структурах, то погашение по закону допускается исключительно в полном объеме.
Только после обращения к омбудсмену, который инициировал проверку в прокуратуре и выяснил порядок предоставления средств для погашения задолженности, после долг был полностью возвращен предпринимателю.
В одной из областей (конкретный регион не указывается) уполномоченный смог решить вопрос с сохранением права рекламы.
Предприниматель обратился за помощью, когда получил со стороны администрации отказ в размещение баннеров. В ходе проверок омбудсмен выявил превышение полномочий со стороны местных органов власти, в результате чего частному предпринимателю вновь была представлена возможность использовать рекламные щиты. Таким образом, уполномоченный помог сохранить малый бизнес.
В Ленинградской области омбудсмен помог вернуть электроэнергию нескольким десяткам собственников нежилых помещений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
Ввиду нарушений застройщика здания Роспотребнадзор запретил доступ к электричеству для конкретного бизнес-центра. В итоге застройщику была оказана помощь при обращении в судебные органы, чтобы досрочно прекратить административную санкцию.
Это помогло предпринимателям продолжать работу, поскольку суд принял решение, что отключение электроэнергии больше нецелесообразно, ввиду устранения обстоятельств применения такого наказания.
Таким образом, предприниматели и юридические лица имеют возможность защиты своих интересов в суде, прокуратуре и даже посредством помощи уполномоченного по их правам, что действительно работает на практике и сохраняет бизнес большинства его субъектов.
Проблема в том, что предприниматель не всегда понимает все юридические нюансы: как составить документ, куда его нести, как соблюсти сроки и т.д. Поэтому, вы всегда можете обратиться в компанию «Шмелева и Партнеры» за качественными юридическими услугами.
Вы можете прямо сейчас подать заявку и записаться на консультацию с юристом, который ответит на все ваши юридические вопросы:
Наши преимущества заключаются в:
- профессиональной команде с практическим опытом от 10 лет;
- отсутствии полной предоплаты за услуги (платите только за проделанную работу юриста);
- предоставлении настоящей бесплатной консультации юриста без продаж;
- огромном опыте взаимодействия с государственными структурами;
- идеальной репутации нашей юридической фирмы — ни одного негативного отзыва!
Об авторе
Марина Шмелева
Управляющий партнер
в компании
«Шмелева и Партнеры»
Председатель Саратовского областного состава арбитров Волго-Уральского отделения Арбитражного центра при РСПП, Третейский судья, докторант, доцент кафедры гражданского права СГЮА. Юрист-практик с опытом более 13 лет. Основное направление — защита интересов бизнеса в досудебном и судебном порядке, в соответствии с АПК РФ.
Порядок обращения в судебные органы
Предприниматель может быть и истцом, и ответчиком в суде. Защищать свои права он может самостоятельно либо с привлечением адвоката соответствующей квалификации. Субъекты бизнеса пользуются общими правилами обращения в судебные органы. Перед тем как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательства нарушения прав, провести подготовку, выполнить необходимые процедуры досудебного урегулирования.
Рассмотрение заявлений предпринимателей в Конституционном суде
Права и интересы субъектов предпринимательства, нарушенные в ходе рассмотрения дел в судах разных юрисдикций, могут быть защищены Конституционным судом РФ. Обращение в конституционную судебную инстанцию должно быть мотивированным и основываться на нарушении конкретных прав и свобод предпринимателя. Привлеченный юрист находит аргументы для обращения в КС РФ, составляет жалобу и участвует в рассмотрении дела по существу. Конституционный суд рассматривает жалобы предпринимателей о несоответствии главному закону страны конкретных нормативно-правовых актов или их отдельных положений.
Защита прав предпринимателей в арбитражном суде
По Арбитражному кодексу РФ суды данной юрисдикции рассматривают экономические претензии и споры между хозяйствующими субъектами, другими организациями и частными лицами. Порядок обращения в арбитражный суд предусматривает досудебную претензионную процедуру по исковым заявлениям. Другие категории дел, связанные с коммерческой деятельностью предпринимателя, рассматриваются в заявительном порядке.
Для рассмотрения дела по существу в арбитраже следует основательно подготовить пакет документов, которые доказывают нарушение прав и интересов бизнеса.
Обращение в суды общей юрисдикции
В судах общей юрисдикции также обеспечивается защита прав и интересов граждан-предпринимателей. Судебные инстанции рассматривают следующие категории дел, не связанные с деятельностью заявителя:
- если один из участников спора не является субъектом предпринимательства;
- трудовые споры, где предприниматель является работодателем;
- административные правонарушения, совершенные в отношении субъектов бизнеса.
Также в подведомственность судов общей юрисдикции подпадают дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности:
- восстановление прав на утраченные ценные бумаги;
- обжалование действий и решений сотрудников органов государственного управления;
- оспаривание нотариальных сделок.
В целом, в подсудность судов общей юрисдикции входят все споры, за исключением тех, которые отнесены к подведомственности Арбитражных судов.