Социал-демократы и равенство

Дополнительный комментарий к ст. 6 ГПК РФ

Статья 6 ГПК РФ в действующей редакции определяет применительно к гражданскому судопроизводству положения ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 6 ГПК РФ с небольшими особенностями редакционного характера воспроизводит содержание ст. 7 ФКЗ «О судебной системе», в которой записано, что все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

В комментируемой статье 6 ГПК РФ в новой редакции закреплен принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом. В современных условиях действие данного принципа распространяется и на организации. С учетом этого в ст. 6 внесены необходимые дополнения.

Содержание рассматриваемого принципа раскрывается в следующих положениях:

  • суд общей юрисдикции при разрешении дел применяет гражданские материальные законы ко всем гражданам и организациям в равной мере, безотносительно к тому, кто является сторонами, заявителями и заинтересованными лицами — только граждане либо граждане и организации, а также безотносительно к тем признакам, которые перечислены в ст. 6;
  • правовое положение любого участника гражданского процесса определяется его процессуальным положением (истец, ответчик, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, свидетель, эксперт, переводчик, представитель и др.) и никак не зависит от того, кто является участником процесса — гражданин или организация, а также от тех признаков, которые перечислены в ст. 6. Гражданин и организация, занимающие одно и то же процессуальное положение, всегда наделяются одинаковыми правами;
  • правосудие по делам, отнесенным законом к ведению суда общей юрисдикции, осуществляется только судами, входящими в единую систему судов общей юрисдикции. Эта система обеспечивает объективное рассмотрение и разрешение этих дел между гражданами и организациями. Каких-либо специальных судов для рассмотрения споров между гражданами и организациями либо для граждан в зависимости от признаков, перечисленных в ст. 6, нет.

Система судов общей юрисдикции функционирует по единым правилам. Особых правил, предусматривающих предоставление льгот или преимуществ одним участникам процесса перед другими в зависимости от признаков, перечисленных в ст. 6 ГПК РФ, законом не предусмотрено.

Таким образом, система судов общей юрисдикции в Российской Федерации служит в равной мере всем гражданам, а также всем организациям безотносительно к признакам, перечисленным в ст. 6 ГПК РФ.

Комментарий к Статье 4 УК РФ

1. Декларативность и эклектичность, отмеченные в отношении ч. 1 ст. 2, характеризуют и коммент. статью. Она дословно повторяет то, что записано в ч. 2 ст. 19 Конституции относительно «лица, совершившего преступление». Однако и общественные отношения, и их субъекты, и тем более отрасли права в этих двух случаях различны. В результате получилось, что коммент. статья вступает в противоречие с рядом других более частных и менее декларативных норм УК РФ.

1.1. Пол. Конструкция ст. 131 — изнасилование — построена на неравенстве лиц различной половой принадлежности; согласно ч. 2 ст. 57 женщинам не назначается пожизненное заключение; в соответствии с ч. 2 ст. 59 женщинам не назначается смертная казнь.

1.2. Имущественное и социальное положение. Имущественное, особенно в сочетании с социальным, положение существенно влияет на реалии процесса привлечения к УО, причем не только различием возможностей в оплате защитника. В частности, согласно ч. 3 ст. 46 размер штрафа назначается с учетом имущественного положения. В реалиях отбывания наказания к лишению свободы имущественное положение заключенного влияет на его бытовые условия.

1.3. Должностное положение. УО реализуется не иначе как через уголовное судопроизводство. В уголовном судопроизводстве предусмотрены такие гарантии для ряда лиц, занимающих определенные должности (депутаты, судьи, иностранные дипломаты и консульские лица и некоторые др.), которые обеспечивают их преимущества в плане привлечения к УО перед лицами, такие должности не занимающими. Президент РФ согласно ст. 91 Конституции РФ вообще объявляется лицом неприкосновенным.

1.4. Место жительства. В современных условиях жительство лица, совершившего преступление, в различных регионах РФ определяет меньшую (или большую) вероятность привлечения его к УО.

2. Принципы УО оказывают регулятивное воздействие на правоприменительную деятельность тремя способами: посредством проведения их в более частных нормах уголовного и уголовно-процессуального права; путем воздействия на профессиональное правосознание судей и других должностных лиц — участников уголовного процесса; посредством воздействия на общее правосознание населения, части которого предстоит участвовать в процессе.

Комментарий к статье 4 УК РФ

1. В комментируемой статье определено содержание принципа равенства граждан перед законом. Речь, как и в ст. 3 УК РФ, идет о наиболее универсальном и демократичном принципе, на котором строится правовая система. Его истоки обнаруживаются в Конституции РФ, где ст. 19 провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которых является уголовно-правовая защита этого равенства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В комментируемой статье принцип равенства наполняется специфическим уголовно-правовым содержанием. Установлено, что лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (пол, раса, национальность и т.д.), равным образом подлежат уголовной ответственности.

Уголовно-правовой принцип равенства не означает равных пределов и содержания ответственности и наказания. Различие в этом может быть существенным и зависеть, например, от пола или возраста лица, его служебного положения. Так, например, предусмотренное ч.2 ст. 57 УК РФ неприменение пожизненного лишения свободы к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не исключает их уголовной ответственности, а лишь обеспечивает ее дифференциацию. Как разъяснил Конституционный Суд РФ (определение от 21.10.2008 N 638-О-О), данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляют их прав и потому не являются дискриминационными.

2. Существуют некоторые исключения из принципа равенства:
— в отношении неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, в отношении которых в силу норм Конституции РФ установлен особый порядок привлечения к ответственности;
— в отношении дипломатических представителей иностранных государств и иных лиц, пользующихся иммунитетом (в случае совершения ими преступления на территории РФ).

Необходимо иметь в виду, что указанные ограничения равенства всех перед законом не означают абсолютной неприкосновенности, а тем более безнаказанности указанных граждан. Речь идет лишь о соблюдении особых процедур привлечения к ответственности (такого рода правила установлены в УПК РФ).

Б) Принцип равенства перед законом

  • Ответы на экзамен по Основам права РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.03 Мб

    1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ 2. ПРИЗНАКИ ПРАВА 3. ФУНКЦИИ ПРАВА 4. ФОРМЫ ПРАВА 5. ПРАВОВАЯ НОРМА. СТРУКТУРА. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Виды норм права 6. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА 7. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

  • Гражданское процессуальное право России. Билеты с ответами | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.64 Мб

    Оглавлени Билет №1 1. Гражданская процессуальная форма осуществления правосудия (сущность, основные черты, значение). Понятие и цель судебного доказывания. Производство по делам об оспаривании

  • Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине Гражданский процесс РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.35 Мб

    Понятие гражданского процесса. Виды и стадии гражданского судопроизводства. Стадии гражданского процесса Виды гражданского судопроизводства Понятие гражданского процессуального права как подотрасли

  • Ответы к экзамену Гражданское право России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.93 Мб

    1. Гражданское право — это отрасль частного права, 2. Принципы ГП позволяют 3.Источники 4. Концепция развития ГЗ, ГК 5. Признаки и определение гражданского правоотношения 6. Возникновение, изменение

  • Ответы к экзамену по Гражданскому процессу России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Право на судебную защиту. Понятие гражданского процессуального права, его предмет, метод, система и значение Соотношение гражданского

  • Ответы на гос. экзамен по Гражданскому праву | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    Оглавлени Понятие, предмет и метод гражданского права. Принципы и функции гражданского права. 3. Источники гражданского права. Действие гражданских законов во времени, пространстве и по кругу лиц. 4.

  • Ответы на вопросы по дисциплине Прокурорский надзор | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.18 Мб

    Правовые основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации. Предмет курса «Прокурорский надзор в РФ» Взаимоотношение прокурорского надзора с другими дисциплинами 4. Сущность, цели и

  • Ответы к экзамену по курсу Правоохранительные органы России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.26 Мб

    1.Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности 2.Задачи и цели правоохранительной деятельности 3.Основные направления (функции) правоохранительной деятельности. 4.Понятие

  • Экзаменационные вопросы по Арбитражному процессуальному праву | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.05 Мб

    1. Источники АП. 3. Принцип равенства организаций и гр-н перед законом и судом. 4. Принцип независимости арб.судей и подчинения их только закону. 5. Принцип гласности разрешения споров.(ст.9). 6.

  • Шпаргалка по Арбитражному процессу РФ | Шпаргалка | 2016 | Россия | docx | 0.05 Мб

    3. Принцип равенства организаций и гр-н перед законом и судом. 4. Принцип независимости арб.судей и подчинения их только закону. 5. Принцип гласности разрешения споров.(ст.9). 6. Принцип законности.

Судебная практика по ст. 6 ГПК РФ

Определение Верховного Суда РФ N 69-КГ17-9

Требование: Об отмене решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Работник ссылается на то, что его работа не требовала допуска к государственной тайне, в трудовом договоре отсутствовало условие о возможности его расторжения в случае нарушения обязательств, связанных с доступом к таким сведениям.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение по подсудности, так как суды не дали оценки уведомлению из органа безопасности, имеющему гриф секретности и послужившему поводом для проведения служебного расследования и прекращения допуска работника к государственной тайне.

В нарушение норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению суд без непосредственного исследования документа, имеющего гриф секретности «секретно» и послужившего основанием для принятия ответчиком решения о прекращении истцу допуска к государственной тайне и для его последующего увольнения по пункту 10 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с прекращением допуска к государственной тайне, так как выполняемая работа требует такого допуска), учитывал его при вынесении решения, а его содержание установил со слов ответчика — лица, заинтересованного в исходе дела, нарушив тем самым основополагающий принцип гражданского судопроизводства — состязательности и равноправия сторон (статья 6 ГПК РФ).

Определение Верховного Суда РФ N 91-КГ17-2

Требование: О назначении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом.

Обстоятельства: Истице было отказано в назначении компенсационной выплаты в связи с тем, что она как опекун права на установление ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами, инвалидами I группы не имеет.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, так как вывод суда о том, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лиц, осуществляющих воспитание приемных детей, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Альтернативный комментарий к ст.6 ГПК

Статьей 6 ГПК РФ в действующей редакции конкретизирован, применительно к гражданскому судопроизводству, конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Судьи не должны создавать преимуществ для определенных органов власти, организаций и граждан по признакам их расовой, социальной, половой, языковой, государственной, национальной или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к каким-то объединениям.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Содержание принципа равенства всех перед законом и судом заключается в том, что любое лицо получает одинаковую судебную защиту, одинаковый объем процессуальных прав и обязанностей.

Конкретное наполнение принципа раскрывается в следующем:

права лиц, участвующих в деле, определяются их процессуальным статусом и никак не зависят от того, кто является участником процесса — гражданин или организация, а также от других признаков, перечисленных в комментируемой статье;

правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, входящими в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации отсутствуют специальные суды для рассмотрения споров в зависимости от признаков, перечисленных в этой статье;

суд, рассматривая гражданское дело, применяет законы ко всем гражданам и организациям в равной мере, несмотря на то, кто является сторонами, заявителями и заинтересованными лицами — только граждане либо граждане и организации, а также не принимая во внимание признаки, перечисленные в статье 6 ГПК РФ. Принцип равенства всех перед законом и судом взаимосвязан с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон (подробнее в статье 12 ГПК РФ)

Однако принцип равенства касается не только истцов и ответчиков, а полностью всех участников гражданского судопроизводства

Принцип равенства всех перед законом и судом взаимосвязан с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон (подробнее в статье 12 ГПК РФ). Однако принцип равенства касается не только истцов и ответчиков, а полностью всех участников гражданского судопроизводства.

Можно заметить, что закон устанавливает для определенных категорий граждан или организаций некоторые ограничения, льготы или преимущества. Например, для менее социально защищенных категорий граждан (дети, инвалиды и др.) или для иностранцев. Однако эти меры направлены на восстановление существующего дисбаланса прав и обязанностей участников гражданского судопроизводства и этим согласуются с принципом равенства перед законом и судом.

Другой комментарий к статье 4 УК РФ

1. Принцип равенства граждан перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.

Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.

2. Принцип равенства граждан перед законом не исключает предусмотренной Конституцией РФ неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Такая неприкосновенность не является личной привилегией, а призвана служить публичным интересам. Кроме того, неприкосновенность этих категорий лиц не означает освобождения их от уголовной ответственности за совершенные преступления.

Уголовный кодекс не должен устанавливать равную для всех без исключения лиц, совершивших преступления, ответственность. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом, например по половому признаку, возрасту. Все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы к указанным в УК лицам, следовательно, не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.

Другой комментарий к статье 4 УК РФ

1. Принцип равенства граждан перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.

Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.

2. Принцип равенства граждан перед законом не исключает предусмотренной Конституцией РФ неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Такая неприкосновенность не является личной привилегией, а призвана служить публичным интересам. Кроме того, неприкосновенность этих категорий лиц не означает освобождения их от уголовной ответственности за совершенные преступления.

Уголовный кодекс не должен устанавливать равную для всех без исключения лиц, совершивших преступления, ответственность. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом, например по половому признаку, возрасту. Все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы к указанным в УК лицам, следовательно, не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.

Комментарий к Ст. 6 ГПК РФ

1. Применяя правила ст

6, нужно обратить внимание на то, что:

а) правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом:

— всех граждан (т.е. физических лиц, в т.ч. лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, беженцев, вынужденных переселенцев и др.). О том, что эти лица, а также иностранные граждане имеют равные с гражданами России (по общему правилу) права, см. коммент. к ст. 398;

— всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, на которой они основаны (т.е. и частное ООО, кооператив и т.п. имеют такие же права, что, например, государственное унитарное предприятие, муниципальное учреждение и т.д.). О правах иностранных организаций см. коммент. к ст. 400, 401;

б) в ст. 6 неисчерпывающим образом перечислены обстоятельства, которые не колеблют принцип равенства, упомянутый выше.

2. Граждане и организации (будучи участниками гражданского судопроизводства) равны перед судом и законом независимо от:

происхождения;

социального и имущественного положения. Правосудие должно отправляться, невзирая на то, что лицо относится к рабочим или служащим, крестьянам, предпринимателям и т.п.;

расовой и национальной принадлежности. В условиях, когда в нашей стране проживают представители более ста народов и народностей, различных расовых групп, абсолютно недопустимы какие-либо преимущества (ущемление прав) при отправлении правосудия;

пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Если будет установлено, что на решение суда повлияло, например, то, что истец хорошо владеет русским языком, а ответчик (будучи иностранцем) — слабо, оно подлежит отмене, т.к. нарушено процессуальное право (см. коммент. к ст. 9);

других обстоятельств. Примерами могут служить: партийная принадлежность лица, его политические убеждения, судимость, высокое служебное положение и т.п.

Суть правовых норм

Принцип состязательности и равноправия сторон является основой демократической судебной системы. Однако в зависимости от процессуальной отрасли, эта норма может применяться по-разному.

Состязательность сторон

Принцип состязательности сторон означает, что каждый участник судебного процесса имеет право отстаивать собственные интересы в возникшем споре. Разбирательство проходит в форме санкционированного спора. Именно процессуальная активность сторон может предопределить результат рассмотрения дела. Возможности участников заседания заключаются в следующем:

  • в обосновании своей позиции;
  • в критике доводов противника;
  • в предоставлении доказательств;
  • в участии в исследовании доказательств.

Состязательный принцип применяется на всех этапах судебного производства, но наиболее ярко эта норма проявляется именно во время заседания, в присутствии всех участников. Заочное рассмотрение дела часто лишает истца и ответчика возможностей применения принципа.

Процессуальное равноправие

С правилом состязательности тесно связан принцип равноправия сторон. В соответствии с содержанием нормативно-правовых актов он означает, что во время разрешения спора лица имеют равные права и обязанности. Ни у одной из сторон не может быть преимущества. К примеру, истец может отказаться от иска или изменить основание этого документа. Ответчик имеет право признать требования истца или поменять основание своих возражений. То есть то, что позволено одному участнику разбирательства, должно быть разрешено и другой стороне.

Нарушение принципа равноправия приводит к отмене судебных постановлений

Но при применении этой важной нормы следует учитывать одну особенность. Дело в том, что абсолютного равноправия между сторонами спора существовать не может

Например, ответчик не может уменьшить исковые требования, а представители публичной власти имеют больший потенциал для защиты.

Особенности применения норм

Правовые принципы неодинаково применяются в разных видах судопроизводства. Например, при рассмотрении уголовного дела наблюдается разграничение функции разрешения дела и обвинения. То есть судья не может:

  • возбуждать дело;
  • формулировать обвинение;
  • инициировать продолжение расследования из-за недостаточности доказательств.

В административном судопроизводстве допускается активная роль суда. Если одной из сторон спора является представитель публичной власти, судья может содействовать «слабому», с точки зрения закона, участнику. В гражданском судопроизводстве, напротив, суд исполняет более пассивную роль. Правовые принципы имеют важнейшее значение в создании условий для всестороннего и беспристрастного изучения всех обстоятельств дела.

Итог

В статье про толерантность и свободу мы поясняли, что социал-демократы выступают за свободу, пока её реализация не входит в противоречие с другими прогрессивными ценностями. Этот же принцип применим и к равенству – оно являются целью лишь в той степени, пока не входит в противоречие с этим же самым списком ценностей. Мы можем и должны требовать сокращения неравенства в обществе, далеко отстоящем от наших представлений о справедливости, однако не можем требовать сокращения неравенства настолько сильного, чтобы оно несло в себе угрозу для прогресса. Поэтому социал-демократическое требование справедливости подразумевает скорее равноправие, обеспечение сопоставимых стартовых возможностей и справедливое распределение.