Основные функции прокуратуры рф

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Органы прокуратуры:

    1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
    2. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
    3. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Кого берут в прокуратуру?

Если молодой человек заинтересован в такой работе, ему следует поступить на юридический факультет вуза. В прокуратуру берут только людей с высшим образованием. Учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию. Ограничения для работников прокуратуры очень серьезные. Кроме образования, необходимо иметь хорошую репутацию и опыт работы. Судимых не назначат на должность в такой структуре.

Необходимо иметь российское гражданство и быть дееспособным гражданином. Если суд запретил человеку занимать государственную должность, то двери прокуратуры перед ним закроются. Также существуют ограничения по здоровью и возрасту. Люди, принятые на должность, обязаны открыть все сведения о себе. Отказ означает моментальное увольнение. Государство возложило на этих людей очень серьезные обязанности. В итоге от их честности зависит атмосфера в обществе. А от нее, в свою очередь, устойчивость государства. Потому проверку работники прокуратуры проходят серьезную.

Специализированные прокуратуры

Работа специализированных прокуратур направлена на осуществление надзора за теми видами деятельности, которые не входят в полномочия территориальных органов. Также такие прокуратуры функционируют на определенных территориях. К числу специализированных органов прокуратуры относятся:

Военные прокуратуры

Формируются данные органы в соответствии с системой вооруженных сил Федерации. Высшим органом является Главная военная прокуратура. Это подразделение Генеральной прокуратуры. При этом Главный военный прокурор занимает должность заместителя Генерального прокурора.

В составе Главной военной прокуратуры организована работа управлений и отделов в их составе, а также канцелярии и приемной. В органе создается коллегия в которую входят: Главный военный прокурор, его заместители и другие работники согласно назначению.

Следующим звеном являются прокуратуры Западного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального военных округов. К ним приравниваются: военные прокуратуры Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Замечание 4

Наиболее многочисленными являются военные прокуратуры военных гарнизонов. Они организуют работу при военных частях или других военных формированиях.

Законом определено, что полномочия таких прокуратур распространяются не только на Вооруженные силы, но и на все органы в которых предусмотрена военная служба. Должностные лица выступают государственными обвинителями в военных судах, контролируют исполнение законов, а также выполняют другие функции, определенные законодательством. Органы военной прокуратуры, по распоряжению Генпрокурора, могут выполнять полномочия прокуратуры за пределами России, в местах нахождения войск, а также в местностях, где по исключительным обстоятельствам не действуют другие прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Они создаются для осуществления надзора за выполнением требований законов на режимных объектах, а также для выполнения функций государственного обвинения в уголовном процессе, если преступление было совершено на территории такого объекта.

Действуют такие прокуратуры на оборонно-промышленных предприятиях, атомных электростанциях, закрытых административно-территориальных единицах в случае соблюдения режима секретности. Могут выполнять полномочия районных прокуратур и прокуратур высшего уровня.

Прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях

Создаются в исправительных колониях и других учреждениях, которые занимаются исполнением уголовных наказаний. Имеют права межрайонных прокуратур и подчинены непосредственно прокуратурам субъектов Федерации. Их основными функциями выступает наблюдение за выполнением законов в исправительных учреждениях и государственное обвинение по преступлениям, совершенным на таких территориях.

Транспортные прокуратуры

Выполняют работу на всех предприятиях, которые организуют перевозки. Имеют несколько уровней: высший приравнен по правам к прокуратурам субъектов РФ, и низший уровень — на правах межрайонных органов. Выполняют полномочия государственного обвинения по всем уголовным преступлениям, которые были совершены в любых видах транспорта.

Природоохранные прокуратуры

Действуют в заповедниках, а также местностях, которые имеют особое значение и требуют усиленной защиты природных ресурсов. Подчиняются непосредственно прокуратурам субъектов РФ. Особый статус имеет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за природоохранным законодательством на территории бассейна реки Волги. Она является прокуратурой высшего звена и подчинена непосредственно Генпрокуратуре России.

Должностные лица данных органов также выполняют роль государственных обвинителей по экологическим преступлениям.

Академия Генеральной прокуратуры

Подчинена напрямую высшему органу управления. В ее структуру входят: Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Сайты и интернет — страницы организаций

  • Президент России

  • Государственная дума Федерального Собрания РФ

  • Портал государственных услуг

  • Национальный антитеррористический комитет

  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации

  • Председатель Правительства Российской Федерации

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области

  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

  • Министерство промышленности и науки Свердловской области

  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ

  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области

  • Счетная палата Свердловской области

  • Избирательная комиссия Свердловской области

  • Серов

  • Кушва

  • Арамиль

  • Артемовский

  • Асбест

Похожие термины:

  • 1. Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а такж

  • высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов. Г.п. РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерал

  • одна из высших гос. должностей пер. абсолютизма. Наблюдал за законностью деятельности госаппарата, возглавлял Сенат. С 1802 г. одновременно министр юстиции.

  • высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов РФ. Назначается на должность и освобождается от должности Советом федерации по представ

  • участвует в тех случаях, когда, по его мнению, этого требует охрана интересов государства и трудящихся. ГПК предусматривает различные формы участия П. в гражданском процессе. Согласно ст. 2 ГПК прок

  • в Российской империи: а) сановник, светское лицо, возглавлявшее Синод; б) начальник департамента Сената.

  • должностное лицо, осуществлявшее высший надзор за исполнением законов. Эта должность была учреждена в 1933 г. (до этого – Прокурор Верховного Суда СССР). С марта 1946 г. должность стала называться Гене

  • в XVIII-XIX вв.- должностное лицо в системе местного государственного управления, член губернского правления, задача которого заключалась в контроле за законностью действий местной администрации.

  • это специальный документ прокурорского реагирования, который подготавливается прокурором при обнаружении в подзаконных нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и направляется в го

  • в гражданском процессе Ч. п. п. – процессуальное действие, выраженное в особом процессуальном документе, при помощи которого прокурор возбуждает перед вышестоящим судом вопрос о необходимости от

  • Специфика деятельности П. в гражданском процессе определяется предметом его деятельности, ее направленностью. П. может выступать или как предъявитель иска (обращаться в суд за защитой прав и инте

  • см. Прокурорский надзор.

  •  (устар.). – «Общий предок» адвокатов и прокуроров в России. Должность введена Указом от 12 января 1722 года.

  • Государственный обвинитель, призванный выявить разнообразные фактические обстоятельства, события, содержащего признаки правонарушения; установить и доказать состав правонарушения материально

  • в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий госу

  • обращение прокурора в суд

    это специальный официальный письменный документ прокурорского реагирования по результатам антикоррупционной экспертизы, который подготавливается прокурором и направляется в суд для принятия

  • акт прокурорского надзора; прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное П. п. о возбуждении уголовного дела или производства об административном право

  • акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при на

  • акт реагирования (как форма документа) прокурора. См. Апелляционное представление, Кассационное представление, Надзорное представление, Прокурор. 174

  • Психограмма –составная часть профессиограммы, в которой сформулирована система требований, предъявляемых профессией прокурора к психическим свойствам и качествам человека, заниающегося этой п

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Основой для формирования и функционирования системообразующих элементов организации и деятельности органов прокуратуры выступают принципы.

Замечание 1

Подобные принципы представлены основополагающим началом, благодаря которому появилась возможность определять сущностные черты признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и центральные предъявляемые к ней требования.

На сегодняшний день выделяют общеправовые и специфические принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Общеправовые принципы представлены:

  • принципом законности;
  • принципом справедливости;
  • принципом гуманности;
  • принципом презумпции невиновности.

Специфические принципы организации и деятельности прокуратуры поделены на две группы:

  • общие принципы;
  • внутриорганизационные принципы.

Основные сведения

Таблица 1. Справочная информация по ведомству

Наименование Основная задача Глава Кому подчиняется Сайт
Генеральная прокуратура Российской Федерации Надзор за соблюдением Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов Генеральный прокурор Российской Федерации Независима от органов государственной власти и прочих ведомств https://genproc.gov.ru

Централизованную структуру возглавляет Генеральный прокурор. Всякий нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему. В систему входят прокуратуры регионов (субъектов Федерации) и муниципальных образований с подразделением на более мелкие территориальные органы (например, относящиеся к району города). В своей работе они опираются на Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Общее определение

В России прокуратура – это централизованная система органов. Она едина и замыкается на федеральный уровень. Она от имени государства осуществляет надзор за соблюдением положений Конституции и других законов. Главное в ее работе – защита прав граждан.

Прокуратура – это организация, которая основана для защиты законности в стране. Она охраняет свободы человека, интересы общества и государства. Основана ее работа на конституционных принципах, законе о прокуратуре, других правовых актах. Структура ее довольно сложна. В нее входят: Генеральная прокуратура, соответствующие органы субъектов РФ, специализированные подразделения, научные учреждения, организации образования, печати, территориальные отделения (городские, районные и так далее). Надо отметить, что специалистам этой сферы необходимо охватить надзором практически все общество. А оно, как известно, имеет довольно сложную структуру. Частью системы органов прокуратуры является следственный комитет. У него собственные задачи.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами

На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства. 

Поддержание государственного обвинения – отдельная функция  прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.

Содержание формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.

Субъектами, которые имеют  исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:

  • прокурор;
  • заместители и помощники прокурора, которые реализуют указанные полномочия на основании требований  действующего законодательства РФ.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Задачи и функции органов прокуратуры

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

  • верховенства закона;
  • единства и укрепления законности;
  • защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

  1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
  5. надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

  • уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
  • рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
  • координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
  • участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
  • издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

показать содержание

Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»

Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:

  1. Соблюдения основных прав;
  2. Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.

Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:

  • В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
  • Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
  • Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.

Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.

Названым Федеральным законом устанавливаются:

  • Конкретные сроки проведения проверок;
  • Возможность и основания их продления;
  • Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.

Нужен образец заполнения госпошлины за замену и выдачу водительского удостоверения? Он здесь.

Интересует торговый сбор с 1 июля 2021 года для населения? Смотрите далее.

Федеральный закон является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.

Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Иные ограничения, связанные со службой

Проще сказать, что можно прокурору, чем перечислить, что ему запрещено. Но мы попробуем назвать основное:

  • получать денежные средства как за услуги, так и за работу, кроме того содержания, что предоставляется государством;
  • занимать должность в непосредственном подчинении у близкого родственника;
  • становиться депутатом любого уровня;
  • лично или через других лиц заниматься предпринимательством;
  • быть в составе управленческого органа коммерческой организации;
  • получать вознаграждение за выступления и публикации, которые он обязан проводить по службе.

Прокурор может заняться преподаванием, творчеством или наукой. За это ему разрешено брать оплату. Но ее придется декларировать и объяснять, откуда доход. Все очень серьезно. За нарушение человек может лишиться должности.