Пограничное расстройство личности

Трудовая экспертиза

Трудовая экспертиза проводится по тем же правилам, что и в общемедицинской сети.

Экспертиза временной нетрудоспособности производится
лечащими врачами, которые единолично выдают гражданам листки
нетрудоспособности сроком на 30 дней, а на больший срок – врачебной
комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

Медицинская КЭК (контрольно-экспертная комиссия) в
психоневрологическом диспансере или психиатрической больнице решает
вопрос о длительности временной нетрудоспособности, которая отражается
в предоставляемом больному листке нетрудоспособности. Если
продолжительность лечения продолжается свыше четырех месяцев, встает
вопрос о переводе больного на инвалидность. В случаях, когда есть
основания рассчитывать на благоприятный исход психического расстройства
с выходом в хорошую ремиссию больничный лист может быть продлен до 10
месяцев

Диагностическая деятельность КЭК сопряжена также с
решением вопроса о пригодности или непригодности больного к тому или
иному виду деятельности. Например, больному эпилепсией не разрешается
вождение автомобиля и работа с механизмами, больные шизофренией лишены
возможности поступать в некоторые ВУЗы.

При экспертизе временной нетрудоспособности определяется
необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по
состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о
направлении гражданина на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК),
в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и
группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан,
определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры
социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Основным критерием для определения группы инвалидности
является остаточная степень трудоспособности. В соответствии с этим 3-я
и 2-я имеют три градации, а 1-я только одну, поскольку инвалид 1-й
группы признается нетрудоспособным.

МСЭК производится учреждениями медико-социальной экспертизы системы социальной защиты населения

Рекомендации МСЭК по трудоустройству граждан являются
обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности.

Как вылечиться

Если болезнь имеет психосоматическую природу, то у человека страдает и душа, и тело. Психика создает некий порочный круг: наличие заболевания приводит к возникновению чувства беспомощности, а беспомощность и чувство незащищенность, в свою очередь, приводят к прогрессированию и обострению болезни. Чтобы вылечиться потребуется принимать лекарственные средства, предписанные специалистами, но, прежде всего, нужно научиться не просто противостоять жизненным трудностям, а использовать активную стратегию по их преодолению.

Справиться с подобной проблемой без помощи психотерапевта достаточно сложно, ведь психологическая работа должна одновременно решать две задачи:

Понять собственный организм

Психосоматическими проявлениями он пытается привлечь ваше внимание. Психика может провоцировать некоторые симптомы, потому что вы давно не отдыхали

Боль в животе может возникать перед неприятной встречей и т.д.
Построение новой стратегии, направленной на принятие изменений, которые неизбежно появятся после исцеления.

Если отказаться от психотерапевтического лечения в пользу медикаментозной терапии, то решить проблему не получится. Скорее всего, тщательное обследование не выявит нарушений в работе организма, но плохое самочувствие останется.

Общие принципы диагностики психических заболеваний

Постановка диагноза психического расстройства начинается с физиологического обследования пациента, чтобы проверить его на наличие заболеваний внутренних органов. Больного направляют к узким специалистам и назначают лабораторные исследования.

После исключения органической патологии пациент направляется к психиатру. В его функции входит беседа с пациентом или его родственниками и осмотр больного. Беседа помогает специалисту узнать о длительности сохранения симптомов, когда они впервые появились, что послужило толчком к их возникновению, степень их прогрессирования. Если пациент сам не в состоянии изложить информацию, это обязаны сделать его родственники.

Параллельно врач наблюдает за поведением больного. Оценивает его эмоциональное состояние, характер поведения, когнитивные функции.

Беседа с врачом не может в полной мере обеспечить информацией о состоянии пациента. В этом врачу помогают психометрические методы исследования. Стандартизированные тесты: опросники, самоопросники, а также шкалы и различные задания. Они дают достоверную характеристику всех психологических сфер, помогают выявить малейшие отхождения от нормы.

Среди инструментальных методов исследования выделяют как общие, например, ЭЭГ, КТ, МРТ, исследование биоэлектрической активности мозга, так и специфические методы. Специфические методы позволяют получить более точную информацию и выявить заболевание уже на ранней стадии развития.

Лабораторные методы исследования базируются на генетических и иммунологических тестах. Иммунологические реакции основаны на определении в крови уровня особых белков. Эти данные позволяют выявить такие патологии, как шизофрения, ЗПР и др.

Психотерапия

На этапе выздоровления, снижения выраженности симптоматики и становления ремиссии наиболее эффективным методом коррекции психического состояния больного является психотерапия.

Выделяют несколько ее видов:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • семейная.

На первых этапах работы с пациентом более действенной считается индивидуальная терапия. Она поможет наладить контакт с больным и снизить негативное отношение, если таковое имеется. На ее сеансах устанавливается интимная атмосфера и налаживаются доверительные отношения. Она дает возможность раскрыться пациенту, обсудить свою проблему со всех сторон.

Целью индивидуальной психотерапии является помочь человеку осознать свои планы на будущее, как можно быстрее их реализовать. Кроме этого, она позволяет скорректировать поведение пациента и обучить его новым поведенческим реакциям.

Существует множество разновидностей этого рода терапии:

  • когнитивно-поведенческая;
  • психоанализ;
  • суггестивная;
  • экзистенциальная;
  • телесная;
  • рациональная и т.д.

Особо выделяют когнитивно-поведенческую терапию, применяемую при множестве психических заболеваний. В ее основе лежит мнение о том, что психологические дисфункции человека связаны с его неправильными убеждениями и мыслями, а также стереотипным мышлением, которые отражаются на поведении больного. Но его можно скорректировать, благодаря поощрению желательных действий и игнорированием нежелательных.

Данный метод объединяет в себе 2 вида психической терапии: когнитивную и бихевиоральную. Его целью является донести до клиента ошибки его мышления и поведения, являющиеся причиной всех его бед.

Когда применяется:

  • расстройства личности;
  • аффективные расстройства;
  • гипомания;
  • невротические нарушения.

Применяется терапия и при обсессивно-компульсивных расстройствах. Как видно, такой метод лечения довольно деликатен, и позволяет решать проблему постепенно и осознанно.

Но не все идут подобным путем. Так, один американец, 19-ти лет от роду, имел навязчивую идею постоянно мыться. Однажды, не в силах больше терпеть своего поведения, решил вопрос кардинально: выстрелил себе в голову. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. Парень не умер, а только лишь задел ту часть мозга, которая была в ответе за его навязчивость. После этого жизнь юноши полностью нормализовалась, а патология больше не возвращалась.

Примечание: такой метод лечения патологии является совершенной случайностью. Повторять не рекомендуется!

Что представляет собой закон 3185-1?

Закон о психиатрии был принят Государственной Думой 2 июля 1992 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. Закон об оказании психиатрической помощи содержит 6 разделов и 50 статей. Этот закон контролирует и регулирует правоотношения, возникающие между пациентом и врачом, а также регламентирует все экономические, организационные и правовые процессы, возникающие при оказании пациенту помощи. Любая деятельность по отношению к пациентам специалистов в психиатрии относится к настоящему закону.

Краткое содержание закона 3185-1 о психиатрической помощи:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Написано что такое псих. помощь и по каким принципам врач имеет право оказывать ее пациенту. Перечислены другие акты, законы и нормативы, регулирующие описываемую сферу деятельности. Оформлена информация о ситуациях, когда положения закона применяются. Описаны добровольные посещения врача, а также дан список прав всех получающих психиатрическую мед. помощь граждан. Оформлены ограничения и недопустимые действия, представительство отдельных групп граждан, запреты на выявление информации и требования передачи сведений о пациентах. Описана конфиденциальность, врачебная тайна и ответственность за нарушение тайны. Способы и процессы диагностики заболеваний и назначения лечения. Оформлено информированное согласие и причины и процесс отказа от лечебных процедур. Описаны принудительные операции. Оформлена информация о проведении судебных экспертиз в настоящей сфере. Также описаны обследования служащих для военной комиссии;
  • В разделе втором оформлена информация о помощи и поддержке граждан, которые страдают псих. расстройствами. Гарантии государства на различные виды и категории помощи и поддержки. Способы финансирования, экономическая сторона этой области, оплата и скидки;
  • В разделе номер три перечислены специализированные учреждения и организации, где лица могут получить соответствующую помощь. Также оформлены списки прав и обязанностей медицинских сотрудников и работников такого вида учреждений. Оформлена информация о том, как получить лицензию и права на оказание гражданам псих. помощи. Описана независимость врача, который помогает пациенту с психиатрическими заболеваниями или расстройствами. Даны гарантии для работников и сотрудников мед. учреждений такого типа;
  • В р. четыре оформлены виды и категории психиатрической помощи, даны порядки, процессы и операции. Описано психиатрическое освидетельствование, процессы и передача информации. Также оформлено такое освидетельствование без согласия на то лица и без его ведома. Оформлен порядок передачи такого вида информации, форма заявления, необходимые документы. Описана амбулаторная помощь и лечение в диспансере. Дан перечень оснований для передачи гражданина в организацию, оказывающую псих. поддержку и лечение добровольно и в недобровольном порядке. Оформлены меры безопасности и защита жизни и здоровья работников медицинских центров. Представлен перечень оснований для передачи в учреждение несовершеннолетних лиц. Дана форма и способы подачи жалобы в суд в связи с недобровольным лечением. Описаны сроки рассмотрения поданных документов и причины отказа. Оформлена информация о продлении или прекращении лечения, а также права и обязанности пациентов и их родных. Права и обязанности организаций и учреждений. Дан список выписок и формы справок. Описаны основания для помещения лица или ребенка в стационарные организации. Также даны списки прав таких лиц;
  • В пятом р. оформлены способы и процессы ведения контроля, надзора и регулирования органами власти, должностными лицами, общественными объединениями и прокурорами;
  • В шестом оформлены сроки, способы, формы и порядки подачи жалоб на мед. работников или на мед. учреждения. Процессы рассмотрения таких жалоб в судебных органах. Описана ответственность за нарушения, последствия преступлений и наказание за несоблюдение условий закона.

Данная область регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и другими ФЗ, законодательством РФ, международными контрактами и договорами, а также изданными актами и нормативами от Правительства России.

Заявление

Обследование психического статуса — это основной навык квалифицированного (психиатрического) персонала. Это ключевая часть первоначального психиатрического обследования в амбулаторных условиях или в психиатрической больнице . Это систематический сбор данных, основанный на наблюдении за поведением пациента, когда пациент находится в поле зрения врача во время интервью. Цель состоит в том, чтобы получить доказательства симптомов и признаков психических расстройств, включая опасность для себя и окружающих, которые присутствуют во время интервью. Кроме того, информация о интуиции пациента, его суждениях и способности к абстрактным рассуждениям используется для информирования решений о стратегии лечения и выбора подходящих лечебных условий. Он проводится в форме неформального опроса с использованием комбинации открытых и закрытых вопросов, дополненных структурированными тестами для оценки познания. MSE также можно рассматривать как часть комплексного медицинского обследования, проводимого врачами и медсестрами, хотя оно может проводиться бегло и сокращенно в условиях, не связанных с психическим здоровьем. Информация обычно записывается в виде текста произвольной формы с использованием стандартных заголовков, но краткие контрольные списки MSE доступны для использования в чрезвычайных ситуациях, например, парамедиками или сотрудниками отделения неотложной помощи . Информация, полученная в MSE, используется вместе с биографической и социальной информацией из психиатрического анамнеза для постановки диагноза, психиатрической формулировки и плана лечения.

Взгляд изнутри

Истерические психопаты очень доверчивы, внушаемы, легко вовлекаются в обман. Часто не имеют собственного мнения, поддаваясь чужому. Легко ввязываются в авантюры. Наделенным богатым воображением, им сложно разделить реальность от фантазий, поэтому нередко их обвиняют во лжи.

Люди с истерическим расстройством не любят работать, особенно там, где требуется высокий профессионализм, отточенность навыков и упорство, прилагать усилия.

У женщины, с ее слов, возник тремор(дрожь) по всему телу, подкосились ноги, выпадал язык, она мычала и рычала, произошла кратковременная потеря сознания во время работы на огороде. Причиной, по ее мнению, стала усталость и переутомление.

Такие индивиды выбирают легкий, незамысловатый труд. Обожают посещать светские мероприятия, вести беседы о прекрасном. Предпочитают гедонистический образ жизни, стремясь получать выгоду и удовольствие.

Существует мнение об истерических психопатах как о незрелых, несерьезных, «пустых» личностях.

Мышление больного с гистрионным расстройством называют «выдавать желаемое за действительное», известное как wishfull thinking. Его мыслительной деятельностью движут собственные желания. Они настолько завладевают сознанием, что способны искажать мысли, что они не соответствуют реальности. Другими словами, все, что идет вразрез с желаемым, им игнорируется. Все, что ему хочется – правильно, остальное – сплошное заблуждение, неверно, несущественно.

Люди с истерическим расстройством любят превозносить себя, преувеличивать свои достоинства. Пытаются казаться сверхэрудированными, одаренными, оперируя несколькими несложными знаниями. Хвастаются знакомством с известными людьми.

Русская поэтесса Зинаида Гиппиус, декадентская мадонна, как прозвали ее современники, страдала данным расстройством. «Люблю я себя, как Бога», — говорит Зинаида Николаевна в одном из своих стихотворений под названием «Посвященная».

Стремление поражать и покорять поэтесса выражала во всем. Наносила настолько яркий, выразительный макияж, что лицо походило на маску. Смотрелось это очень неестественно и нетипично для конца 19 века. Движения Гиппиус отзывались манерностью, нелепостью. Она готова была идти на любые ухищрения для привлечения внимания, восторженных взглядов.

Состояв в браке 10 лет, Зинаида Николаевна оставалась девственницей, чем бравировала при любой возможности. Считала себя бисексуалом: «в моем духе – я больше мужчина, в моем теле – я больше женщина». Некоторые современники считали ее гермафродитом.  

Опасными для общества являются истерические личности с патологическим фантазированием. Из них получаются отменные аферисты, целители, гадалки. В молодом возрасте они настолько погружаются в свои фантазии, что выдумывают несуществующие ситуации: как они разрабатывали секретное оружие, проводили сложные операции, способны признаваться в убийстве, которого не совершали.

Основные разделы психического статуса ребенка

1. Внешность.

Увеличенные размеры головы могут быть при­знаком гидроцефалии, болезней Г. Гурлера или В. Тей-Сакса. Ма­ленькая голова — проявление микроцефалии. Шея с крыловидной складкой — симптом болезни Шерешевского-Тернера. Округлое лицо с плоской переносицей может быть при болезни Дауна. Ка­таракты встречаются при галактоземии, врожденной краснухе.

Монголоидный разрез глаз и эпикант — признаки болезни Дауна. Маленькие, низко расположенные уши наблюдаются и при бо­лезни Дауна, и при болезни Шерешевского-Тернера. Непро­порционально маленькие конечности — при болезни Дауна. Ко­роткие лопатообразные кисти — симптом гаргоилизма. Сросшиеся пальцы рук и ног наблюдаются при синдроме Аперта. Лицевые гемангиомы — признак синдрома Стердж-Вебера. Мелкие опухоли подкожных жировых желез — признак туберозного склероза. По внешности можно судить не только о наличии наследственных и врожденных аномалий, но и о некоторых приобретенных нер­вно-психических расстройствах. Так, например, меняющийся из-за приливов крови цвет кожи может быть одним из проявлений не­вротических расстройств. Кожные проявления нейродерми­та — симптом психосоматического расстройства.

2. Ориентировка.

Изучение ориентировки ребенка позволит оценить степень сохранности сознания и выявить, если имеются, расстройства сознания.

3. Чувственное восприятие.

Оцениваются сохранность или расстройство ощущений, наличие ослабления или усиления вос­приятия, а также искажения или проявления ошибочных рас­стройств восприятия.

4. Мышление и вербализация.

Выявляются особенности тече­ния мыслительного процесса и его расстройства, а также наличие продуктивных нарушений (бредоподобных фантазий, сверхцен­ных, навязчивых или бредовых идей).

5. Память.

Оценивается запечатление, сохранение и воспроиз­ведение опыта. Выявляются нарушения памяти и ее ошибки.

6. Интеллект.

Производится определение характера функцио­нирования умственной деятельности и определяется интеллекту­альный коэфициент.

При обнаружении отклонений оценивается тотальность или парциальность нарушений.

7. Эмоции и настроение.

Определить особенности эмоциональ­ного реагирования (живость, дифференцированность, неадекват­ность). Квалифицировать состояние настроения (ровное, повы­шенное, пониженное, мрачное, благодушное, безразличное), оце­нить степень устойчивости (неустойчивое, уравновешенное). Выявить наличие страха, тревоги.

8. Воля

Внимание

Оценить сохранность, снижение или повы­шение произвольной активности. Выявить нарушения и искаже­ния воли (импульсивность, манерность, кататонические явления). Получить представление о состоянии внимания (истощаемость, отвлекаемость, уменьшение объема).

9. Поведение.

Обратить внимание на степень общительности (замкнутость), склонность к побегам, отказы от приема пищи и т. д

10. Анализ сновидений.

11. Обсуждение творчества детей (рисунков, рассказов).

12.Анализ игровой активности. 13. Суммарная оценка психического статуса.

социальная приспособленность ребенка – предыдущая | следующая – психологические методики для детей Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

Что делать, чтобы меньше нервничать

Чтобы предотвратить развитие психосоматики нужно научиться расслабляться. Существуют методики, способные помочь в этом:

  • дыхательная гимнастика;
  • релаксация;
  • самовнушение. Позитивный внутренний монолог поможет поверить в свои силы;
  • анализ сложившейся ситуации, попытки найти ей рациональное объяснение и поиск аргументов, подтверждающих собственную правоту;
  • методики самоутверждения помогут выйти из стрессовой ситуации с наименьшими потерями;
  • аутогенные тренировки и многое другое.

Старайтесь не отказывать себе в маленьких радостях, выделите время на отдых, прогулки на свежем воздухе и на занятия любимым делом. Кому-то поможет преодолеть стресс поход в театр, кто-то любит ухаживать за комнатными растениями или проводить время с домашними питомцами. Можно вышивать, рисовать, читать книги, играть в шахматы. Нормализовать психическое состояние помогут занятия йогой, танцами или различными видами спорта

Важно найти занятие, которое приносит радость

Но преодоление стресса не всегда является решением имеющейся проблемы. Для сохранения душевного и физического здоровья нужно выявить и осознать причину своих переживаний, после чего выработать новую стратегию поведения. И вот здесь без помощи специалистов не обойтись.

Беседа с пациентом

       При
клинико-психопатологическом методе исследования основной
диагностической техникой или способом выявления болезненных проявлений
являются расспрос и наблюдение в их неразрывном единстве.

Возможны варианты, когда из-за состояния больного расспрос и беседа
практически невозможны. В таких случаях, исследуя статус психически больного,
врач вынужден ограничиться преимущественно наблюдением.

     
Беседу с больным рекомендуется начинать с общепринятых вопросов о
самочувствии, которые помогут установить доверительные взаимоотношения
с больным и дадут врачу возможность сориентироваться
в направлении, по которому следует вести исследование. В процессе
дальнейшей, целенаправленной беседы, необходимо определить максимальный
уровень
нарушения психической деятельности у исследуемого больного, чтобы потом
в этом диапазоне выяснить детали индивидуальных особенностей
психопатологических проявлений, которые будут иметь
дифференциально-диагностическое значение.

  
    В беседе с больным врачу необходимо быть вежливым, быть готовым
проявить сопереживание, избегать иронии и насмешек, даже в случае явной
абсурдности высказываний больного. Хотя для того, чтобы убедиться в
наличии у больного бредовых идей, необходимо часто прибегать к попыткам
разубеждения, делать это необходимо мягко, ни в коем случае не вступая
с больным в спор. В беседе с больным нужно стремиться использовать
открытые вопросы (на которые больной сможет дать развернутый вопрос,
т.к. используя закрытые вопросы часто можно предопределить ответ
больного), необходимо избегать использование психопатологических
терминов (бред, депрессия, галлюцинации и пр.). Если больной сам,
описывая свое состояние, использует какие-либо психиатрические термины,
необходимо уточнить у него, что именно он имеет ввиду, попросить
описать свои переживания простыми словами, т.к. понимание подобных
терминов больным может быть искаженным. Во время беседы очень полезно
дословно записывать высказывания больного, которые в наибольшей степени
характеризуют его состояние. В дальнейшем в психическом статусе можно
будет привести прямую речь больного.

Диагностика и лечение

Диагноз «астенический невроз» устанавливает невролог. Врач собирает анамнез жизни и болезни пациента, учитывает жалобы.

Особенность постановки данного диагноза заключается в характере симптомов: они достаточно неспецифичны и могут сопровождать множество расстройств. Поэтому обязательно проводится дифференциальная (то есть сравнительная) диагностика неврастении с депрессивными состояниями, ипохондрией, астении в рамках шизофренического расстройства.

Обязательно исключается присутствие органических патологий, при которых неврастения может являться одним из симптомов: опухоли ГМ, нейроинфекции, а также травмы черепа. Для этого используют объективные методы обследования:

  • МРТ, КТ, другие инструментальные методы;
  • анализ крови, мочи;
  • бактериологические анализы;
  • консультации узких специалистов.

Если неврастения развивается как отдельное расстройство, ее симптомы отчетливо выражены. Когда же это проявления основного заболевания, признаки уходят на второй план.

Для определения наличия астенического состояния применяется «Шкала астенического состояния», являющаяся вариацией MMPI – Миннесотского многомерного личностного перечня.

Терапию расстройства начинают с определения его причины и устранения травмирующего фактора. Важным, одним из первостепенных мероприятий является налаживание режима дня пациента:

  • установление правильного режима труда и отдыха;
  • создание благополучного микроклимата внутри семьи;
  • спокойная, располагающая обстановка на работе;
  • полноценное питание, обогащенное витаминами;
  • умеренные физические нагрузки;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • по возможности смена обстановки;
  • обязательно обеспечение полноценного сна.

Едва ли можно переоценить значение правильного режима дня и благополучной обстановки вокруг пациента. Положительный психологический климат и рациональное распределение нагрузки позволят гармонизировать состояние нервной системы, восстановить равновесие между процессами возбуждения и торможения.

Медикаментозное лечение допускается с назначения врачей. Прописывают общеукрепляющие средства для поднятия тонуса организма:

  • гопантеновая кислота;
  • глицерофосфат кальция;
  • препараты железа;
  • кофеин;
  • боярышник, валериана, пустырник – для поддержания сердечно-сосудистой системы;
  • препараты брома – бромкамфора. Она эффективна при доминировании процесса возбуждения в ЦНС, усиливает тормозные процессы, позволяя уравновесить возбуждение и торможение, снижая повышенную возбудимость. Улучшает сон, восстанавливает его структуру.

Из психотропных средств используют:

  • транквилизаторы (при повышенной возбудимости) – «Нитразепам»
  • снотворные (при расстройствах сна);
  • ноотропы (в гипостенической фазе) – улучшают обменные процессы в мозге, активизируют нейронные связи;
  • транквилизаторы в небольших дозах при гипостении – «Диазепам» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения, нормализации сна);
  • «Тиоридазин» – препарат из группы нейролептиков. В малых дозах проявляет себя как антидепрессант, стимулируя работу нервной системы. В данном качестве применяется в гипостенической фазе. Большие дозы «Тиоридазина» оказывают седативное воздействие, назначаются в гиперстенической фазе неврастении.

Для поднятия тонуса рекомендуется пить чаи на основе женьшеня, китайского лимонника, корня аралии маньчжурской.

Назначают физиотерапевтическое лечение:

  • массаж;
  • рефлексотерапия;
  • электросон;
  • ароматерапия.

Следует отметить потенциальные риски, возникающие при использовании психотропных препаратов без назначения врача. Возможны побочные явления как со стороны внутренних органов, так и ЦНС. Например, самолечение фенобарбиталом приводит к развитию брадикардии, снижению давления, усиливает головные боли и головокружение, угнетает дыхательный центр и провоцирует сонливость, повышает нервозность, развивает тревогу.

Главным методом лечения неврастенических состояний является психотерапия. Предпочтение отдается рациональной психотерапии и аутотренингам. Психотерапевтические методы помогают осознать больному, что его состояние вызвано реально существующими причинами. Это не просто лень или неумение держать себя в руках, а результат травмирующего опыта, который можно проработать и избавиться от проблемы, таким образом, нормализовав свое состояние и взаимоотношения с социумом.

Аутотренинг – инструмент первой помощи. Он позволяет настроиться на «нужную волну», помочь себе самостоятельно в трудной эмоциональной ситуации.

В целом, только комплексное лечение, объединяющее психотерапию, фармакотерапию и правильный режим дня, позволяют избавиться от неврастении.

Постковидный синдром?

Весь разнообразный комплекс последствий у людей, переживших новую коронавирусную инфекцию, уже назвали «постковидным синдромом» (post-COVID-19 syndrome). Среди его симптомов есть и уже хорошо знакомые нам психические расстройства: «туман в голове», дезориентация в пространстве, панические атаки и когнитивные расстройства. Однако некоторые исследователи говорят, что психические проблемы у переболевших ковидом — это не уникальные последствия нового заболевания, а осложнения, которые вызывает любая тяжелая инфекционная болезнь.

Так, еще в 2020 году в авторитетном медицинском журнале The Lancet появилась статья, в которой анализировались 72 исследования последствий эпидемий — предшественников COVID-19 — вирусов SARS-1 м MERS. Психические расстройства у переболевших этими инфекциями оказались идентичными: спутанность сознания, подавленное настроение, тревожность, нарушение памяти, бессонница и даже делирий. Таким образом, можно сделать предварительный вывод: вирус COVID-19 не обязательно обладает какими-то уникальными свойствами, поражающими психику.

Фото  Pixabay

Почему возникают соматические нарушения?

  1. Эссенциальные артериальные гипертензии. На развитие очередного приступа влияют сильные эмоциональные потрясения, стресс, чрезвычайная ответственность.
  2. Нейродермиты. К кожным проблемам приводят комплексы, замкнутость, неуверенность в себе.
  3. Тиреотоксикозы.
  4. Пептические язвы.
  5. Патологии ЖКТ. Такие проблемы возникают во время сильного внутреннего напряжения.
  6. Ревматоидные артриты. На возникновение и осложнение патологии влияют тревога, депрессивные расстройства.
  7. Бронхиальные астмы. Считается, что этому заболеванию способствуют неразрешенные эмоциональные конфликты. В частности, это гнев, страх и перевозбуждение.