Оглавление
Кампания
Почтовая марка России, посвященная конституционному референдуму 2020 г., выпущена 11 июня 2020 г.
Оппозиционные движения, партии и политики по-разному относились к голосованию.
Поскольку не существует минимальной явки избирателей, поправки будут считаться утвержденными и вступившими в силу, если большинство фактических избирателей согласны с изменениями. Однако, чтобы продемонстрировать сильные управленческие навыки, местные органы власти и финансируемые государством организации используют традиционную тактику увеличения участия избирателей и поощрения людей к голосованию онлайн и досрочно.
Закон, регулирующий общенациональное голосование, не упоминает никакой политической агитации. Государственный орган имеет право информировать общественность, и избирательная комиссия обязана это делать.
Телефонный опрос МФЦ (Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг) о голосовании по поправкам в Конституцию РФ. Вопросы о голосовании и месте голосования. 25 июня 2020 года (первый день голосования), Петрозаводск .
Оппозиционное движение, различные партии и политики имеют разные мнения относительно голосования: некоторые за него, некоторые против (например, Открытая Россия и Коммунистическая партия Российской Федерации ), некоторые решили бойкотировать референдум (например, левый фронт , ЯБЛОКО , и ПАРНАС ). По мнению политолога Александра Пожалова и основателя «Яблока» Григория Явлинского , голосование по поправкам по сути станет референдумом о поддержке Путина, а, по мнению Явлинского, откроет путь к его пожизненному правлению. 4 июня лидер КПРФ Геннадий Зюганов призвал своих сторонников проголосовать против поправок. В своем заявлении он сказал, что «новая версия Основного закона только укрепляет президентскую диктатуру и укрепляет олигархическое господство». Более того, он сказал, что «голосование 1 июля носит скорее ритуальный характер. Оно не имеет статуса референдума, не соответствует закону о выборах. Все это еще раз обнажает фальшь буржуазной демократии ». Зюганов также сказал, что ЦИК организует голосование в «юридически сомнительной процедуре» и что «есть неограниченные возможности для мошенничества». Он сказал, что бойкот голосования ничего не даст и что необходимо активное участие.
Кампанию «NET!» Начали различные политические и общественные деятели. («Нет!») Против конституционных поправок. Политический активист Максим Кац возглавляет кампанию и настоятельно призывает избирателей к участию. Политик и основатель Фонда по борьбе с коррупцией , Алексей Навальный призвал к бойкоту референдума. Журналист Юрий Дудь выразил свое несогласие с поправками, напомнив общественности, что в 2008 году действующий президент также был против изменения Конституции.
28 февраля председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России Элла Памфилова объявила об упразднении научно-экспертного совета при комиссии, объяснив это его «абсолютно неприемлемой» формой и «абсолютным анахронизмом». Как сообщает РБК , незадолго до этого ряд членов правления написали письмо с критикой предстоящего голосования. Бывший член правления и главный редактор радиостанции « Эхо Москвы » Алексей Венедиктов публично выступил против расширения возможностей досрочного и домашнего голосования из-за невозможности наблюдать за процессом, что, по его мнению, может привести к «дискредитации результатов голосования». , и связал роспуск совета с негативным отношением его членов к предстоящему голосованию.
Предлагаемое консультативное всероссийское голосование
Терминология
Действующая Конституция Российской Федерации была принята «всенародным голосованием» 12 декабря 1993 года . Это официальный термин, имеющий юридическое значение. Поправки или новая конституция также могут быть приняты «всенародным голосованием».
Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. |
Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного голосования. |
— Конституция РФ, разд. 2, арт. 137 с. 1 |
Статья 3 Конституции России 1993 г. гласит:
Высшим непосредственным выражением власти народа референдум и свободные выборы. |
Высшим прямым выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. |
— Конституция РФ, разд. 1, арт. 3 шт. 3 |
Глава 9 говорит:
|
|
—Конституция Российской Федерации, гл. 9, арт. 135 с. 2–3 |
Таким образом, «референдум» ( русский : референдум , латинизированный : референдум ), «свободные выборы» ( русский : свободные выборы , латинизированный : свободные выборы ) и «всенародное голосование» ( русский язык : всенародное голосование , латинизированный : всенародное голосование ) предусмотрены Конституция. Явка не менее 50% является обязательной для «всенародного голосования» в соответствии со статьей 135 Конституции России 1993 года.
Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 1995 году периода А кампании, 50% + явка и международные демократические избирательные стандарты являются обязательными для проведения референдума. Результаты референдума являются обязательными и не могут быть изменены, если не будет проведен новый референдум. Консультативный референдум в России не предусмотрен.
Обсуждение
С другой стороны, заявление Путина о том, что «окончательное решение» будет принято только после процесса голосования, можно истолковать как означающее, что само голосование не будет иметь обязательной силы. Однако согласно Конституции это не так: результаты общенационального голосования должны применяться как есть. Это означает, что референдум будет проводиться как дополнительная конституционная процедура (во многом как онлайн-опрос). Критики обвинили Путина в организации «конституционного переворота» и стремлении ускорить внесение изменений в политическую систему страны без прохождения надлежащих процедур, включая референдум.
Всероссийское голосование
Обновление Конституции требует ни референдума, ни о созыве Учредительного собрания, но «Всероссийское голосования» ( русское : общероссийское голосование , латинизируются : obshcherossiyskoye golosovaniye ) в предусмотренной статье 2 проекта закона о внесении изменений и дополнений в русском Конституция. Путин ввел этот термин впервые, и это не юридический термин с четким определением. Общероссийское голосование не предусмотрено конституцией, не упоминается ни в федеральных законах, ни в региональных законах, ни в иных правовых документах.
Проведение референдума
Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.
Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.
Принципы проведения местного референдума
Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд). Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения. Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).
Замечание 3
Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.
Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня голосования).
Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.
Пример 2
Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.
Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым. Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня голосования на референдуме уполномоченный орган может перенести это голосование согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с голосованием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем голосования на другом референдуме.
Инициаторами референдума могут выступать:
- граждане РФ, которые обладают правом участвовать в местном референдуме и проживают на территории того муниципального образования, в котором он должен состояться;
- избирательные и прочие общественные объединения, чьи уставы позволяют участвовать в выборах/референдумах и которые зарегистрированы в должном порядке, а также в сроки, которые предусмотрены федеральным законом;
- представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.
Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган. В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет. Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.
Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.
Замечание 4
Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.
Нюансы проведения
Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.
Вопрос в бюллетене референдума должен предполагать закрытый ответ. Чаще всего это «да» или «нет». Вопросы с развёрнутыми ответами не могут быть вынесены на референдум. Это и обуславливает наличие всего двух пунктов, в одном из которых необходимо поставить крестик или галочку. Если по итогам референдума необходимо издание нового закона или корректировка уже существующего, то органы власти не имеют права в отказе. Итоги мероприятия – это опубликование принятого решения. Сроки опубликования, если они не указаны в документе, определяются законом и не превышают семи дней.
Какие вопросы решают на референдуме
Круг вопросов, которые решаются в ходе всенародного голосования, определен ст. 6 Федерального закона «О референдуме». В их число входят следующие:
- принятие проекта новой Конституции;
- принятие нормативного акта, которое в соответствии с условиями международного договора должно происходить только на всенародном голосовании.
Кроме того, на референдум могут быть вынесены и некоторые другие вопросы:
- о прекращении или продлении полномочий должностных лиц, действующих на основании международных нормативно-правовых актов (например, в их число входят работники органов СНГ от российской стороны или союзного государства РФ и Беларуси);
- о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан;
- любые вопросы, которые действующее законодательство включает в круг вопросов, решаемых органами власти и должностными лицами общефедерального уровня.
Эти вопросы выносят на референдум федерального уровня.
Если он проходит только на территории одного отдельно взятого субъекта федерации или муниципалитета, круг вопросов отличается:
- отстранение губернатора или продление его полномочий;
- досрочные выборы губернатора;
- о составе представительных органов власти (например, такой вопрос ставят, если кого-то не устраивает наличие среди региональных депутатов того или иного лица);
- об изменениях регионального или местного бюджета;
- о выборах региональных или местных депутатов;
- о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан.
Реакции
Ряд иностранных лидеров поздравили президента Путина по телефону, в том числе президент Азербайджана Ильхам Алиев , премьер-министр Индии Нарендра Моди , президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев , президент Таджикистана Эмомали Рахмон и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев .
США сказали , что это было «обеспокоены сообщениями российских усилий правительства по манипулируют результат недавних голосов по конституционным изменениям.» Европейской службы внешних действий говорит , что «ожидать все сообщения и утверждения о нарушениях, в том числе принуждение избирателей, многократное голосование, нарушение тайны голосования и утверждений полицейского насилия в отношении журналиста , который присутствовал , чтобы наблюдать, чтобы быть должным образом исследовано «.
Обвинения в мошенничестве и принуждении
Forbes и The Moscow Times обсудили утверждения о фальсификации, представленные физиком Сергеем Шпилкиным, который утверждал, что 22 миллиона голосов могут быть фальсифицированными, и утверждал, что тактика аналогична той, которая использовалась как на выборах в законодательные органы 2011 года, так и на президентских выборах 2018 года , для которых он ранее публиковал статистические данные. доказательства предполагаемого мошенничества.
Associated Press сообщило , что призы были предложены в качестве поощрения для голосования, что избиратели с российскими паспортами из Восточной Украины были отвозят через границу в голосовании, что в ходе досрочного голосования несколько урн были без присмотра в ночное время , и что в Москве, некоторых журналистов и активистов заявили, что смогли проголосовать как онлайн, так и лично, чтобы продемонстрировать отсутствие гарантий против манипуляций.
«Голос» , независимый российский наблюдатель за выборами, заявил, что избирательный процесс был «сфальсифицирован с самого начала» и «несправедливо искажен шумной односторонней пропагандистской кампанией».
The New York Times сообщила, что сотрудники финансируемых государством библиотек в Санкт-Петербурге жаловались на то, что их учреждения приказали им голосовать и в какой день. Газета также предположила, что «референдуму предшествовала длительная пропагандистская кампания» и что общественный дискурс был сосредоточен в основном на патриотических элементах законопроекта, таких как память о погибших во время Второй мировой войны , сохранение русского языка и пенсионная защита. Спорные элементы, такие как обнуление предыдущих президентских сроков Путина и ослабление независимости судебной власти, почти не упоминались в официальных сообщениях или публичных выступлениях.
Комиссия для проведения референдума
Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.
Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.
Состоявшийся референдум
Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.
Что происходит дальше
Если инициатору голосования удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.
- назначают собрание инициативной группы для окончательного решения вопроса о проведении референдума и четкой формулировки вопроса, поставленного на голосование. О проведении такого собрания инициатор обязан уведомить не позднее, чем за пять дней региональную избирательную комиссию. Уведомление обязательно должно быть письменным;
- происходит собрание группы (каждая собирается в своем регионе) на котором окончательно утверждают вопросы, которые поставят на голосование, о назначении ответственных за решение организационных и иных вопросов лиц из числа группы, а также некоторые другие. На таком собрании имеет право присутствовать председатель региональной избирательной комиссии;
- после проведения собрания в избирательную комиссию региона направляют заявление о регистрации инициативной группы с приложением протокола собрания. Если все требования законодательства соблюдены, такую группу регистрируют;
Заседание избирательной комиссии региона
после положительного решения о регистрации начинается сбор подписей, который является обязательным условием проведения референдума. Чтобы мероприятие состоялось, необходимо собрать не менее 50 000 подписей в каждом субъекте, где были образованы инициативные группы. Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента регистрации инициативной группы в избирательной комиссии. Если за этот период подписи собрать не успеют, всенародное голосование проводить не будут. Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы;
Для проведения референдума необходимо собрать подписи
- когда подписи собраны, их предоставляют в Центризбирком. Перед этим проводят их подсчет, о чем составляют протокол. Его также направляют в Центризбирком вместе с подписными листками;
- предоставленные подписные листки Центризбирком пересчитывает течение одного месяца. Также в течение этого срока этот государственный орган проверяет соблюдение законности при сборе подписей и информацию об источниках финансирования инициативных групп;
- если никаких нарушений выявлено не было, Центризбирком выносит вопрос о назначении референдума Президенту;
Заседание Центризбиркома РФ
- Президент направляет поступившие к нему из Центризбиркома документы на проверку на предмет соответствия Конституции и иным нормативным актам в Конституционный суд. Он должен это сделать не позднее десяти дней с момента их поступления к нему;
- если документы в порядке, Конституционный суд выносит постановление об их соответствии действующему законодательству и направляет обратно Президенту;
- Президент в течение пятнадцати дней с момента получения документов из Конституционного суда назначает дату проведения референдума.
Статья 23 Федерального закона «О референдуме в РФ»
Понятие и история
Понятие
Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.
Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай. Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:
- независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
- полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
- независимость России при общении с другими государствами.
По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.
Ст. 3 Конституции РФ
Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:
- Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
- Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.
Процесс голосования на референдуме мало отличается от процесса голосования на выборах
История в современной России
Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.
Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года
После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.
На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного голосования. После принятия основного закона всенародное голосование не было организовано ни разу.
Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года
Правила и стадии проведения местного референдума
Обозначим несколько основных вех.
Подготовка к референдуму
- Местный референдум (т.е. голосование) проводится в целях решения вопросов местного уровня непосредственно населением. Например, общегосударственные вопросы таким способом не решаются (даже если весь муниципалитет имеет свое мнение на этот счет) – в подобной ситуации нужно всероссийское голосование граждан.
- На каких территориях может проводиться местный референдум? Он проходит на всей территории муниципального образования (далее мы также будем использовать сокращение — МО).
- Инициировать проведение местного референдума могут:
- граждане, проживающие на территории МО;
- избирательные или иные общественные объединения, чьи уставы закрепляют такие функции;
- представительный орган МО и/ или глава МО.
- Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом МО.
- Условием назначения местного референдума является сбор определенного количества подписей в поддержку этой инициативы. Необходимое количество голосов устанавливается законом субъекта РФ. В целом, требующееся число голосов не может превышать 5% от общего числа участников референдума. Это правило касается референдумов, инициатива проведения которых принадлежит гражданам или общественным объединениям. Если идея проведение референдума принадлежит главе муниципалитета совместно с представительным органом, то сбор голосов не требуется.
- Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципалитета (напоминаем – это дума, совет депутатов и др.) в течение 30 дней с того момента, как к нему попали документы, содержащие данную инициативу.
- Решение о том, что назначается местный референдум, должно быть опубликовано в СМИ, при том — не менее чем за 45 дней до его проведения.
Обратите внимание! Голосование может назначаться только на воскресенье. А вот на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, назначать его нельзя
Важно! Если местный референдум не назначен представительным органом МО в регламентированные сроки, референдум назначается судом. Основанием для этого выступят обращение граждан, избирательных объединений, главы МО, органов госвласти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокуроратуры
Вопросы, выносимые на референдум РФ
В обязательном порядке на референдум выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание примет решение о вынесении проекта новой Конституции на всенародное голосование. На референдум также обязательно выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.
На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
- об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
- досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
- избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
- персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения и некоторые др.
- отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии их реализации. Эти вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, чтобы на них можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума, следующие:
- инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
- референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа;
- проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования его результатов.
Подведем итоги
Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России. Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком. Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату голосования. Само голосование проходит точно так же, как выборы.
Итоги местного референдума
После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.
Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.