Выдвижение и регистрация кандидатов

Оглавление

Статья 34. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления непосредственно избирателями

1. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом соответствующей муниципальной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов в депутаты, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

2. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты уведомляют в письменной форме соответствующую муниципальную избирательную комиссию о своей инициативе.

3. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемого кандидата. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом (заявление о самовыдвижении) по данному избирательному округу в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона, а также его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

4. При выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты непосредственно избирателями не требуется проведение собрания избирателей с определенным числом его участников.

5. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при наличии у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, у избирателей, выдвигающих кандидата, — активного избирательного права при голосовании за данного кандидата и при условии представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

6. Муниципальная избирательная комиссия выдает инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о приеме указанных документов.

Статья 41. Основания для дополнительного выдвижения кандидатов

1. В случае, если до дня голосования избирательное объединение (блок) или входящая в него политическая партия, политическая организация, политическое движение, выдвинувшее кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления в избирательных округах, признано неконституционным (отмена регистрации), то регистрация данных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления отменяется муниципальной избирательной комиссией.

2. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в избирательном округе по решению муниципальной избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

3. Дополнительное выдвижение, регистрация и последующие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

4. При наступлении указанных в части 2 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии со статьей 57 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей муниципальной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.

5. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого представительного органа местного самоуправления.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Документы для регистрации кандидата

Основная часть документов для регистрации кандидатов в депутаты подается еще на этапе выдвижения.

  1. Заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
  2. В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, данные паспорта или документа, заменяющего его (серия, номер, где и кем выдан), гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий).
  3. Копия паспорта или документа, заменяющего его.
  4. Копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения.
  5. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов).
  6. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности)
  7. Сведения о вкладах в банках, ценных бумагах.
  8. Подписные листы (в случаях, когда необходим сбор подписей)
  9. Решение партии, выдвинувшей кандидата или список кандидатов

Общий порядок регистрации кандидатов в депутаты

После выдвижения или самовыдвижения кандидата либо выдвижения списка кандидатов создается избирательный фонд. В случаях, когда необходим сбор подписей, происходит сбор подписей в поддержку кандидата. По новым правкам к закону собрать подписи нужно только кандидату, идущему путем самовыдвижения, и/или кандидатам в случаях, когда это обозначено в региональных законах о конкретных выборах.

Регистрация кандидатов в депутаты и/или списка кандидатов, выдвинутых политической партией и/или избирательным объединением осуществляется без сбора подписей избирателей. В данный момент в Госдуме рассматривается законопроект о том, что собирать подписи должна будет и вновь созданная партия, однако пока это не требуется.

Избирательная комиссия проверяет документы по выдвижению и регистрации кандидатов в депутаты: сведения о кандидате, представленные подписные листы и иные документы.

Если избирательная комиссия нашла неточности оформления или обнаружила неполные сведения, не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата и/или избирательное объединение.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата и/или списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов.

После этого избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Отказ в регистрацииОтмена регистрацииАннулирование регистрации

Как стать депутатом: пошаговая инструкция

Изучая, как стать депутатом, можно перед этим вступить в лдпр, другую партию или стать самовыдвиженцем. Детально узнать о том, как вступить в партию «Единая Россия» или другой силы можно на их сайтах. Далее получив партийный билет, стоит выбрать округ, где будете баллотироваться или будете выдвигаться по спискам. Оплата залога, предоставление подписей, написание заявления и автобиографии — обязательные условия, как и другие бюрократические моменты.

Округ для баллотирования

В этом случае стоит помнить о системе выборов:

  • партийная (по спискам — чем больше голосов набирает партия, тем больше ее членов проходят);
  • мажоритарная — по округу — большинство голосов в определенном участке.

Для выборов в муниципалитет, ГосДуму используется смешанная система, где количество депутатских кресел распределится равными долями по типам систем.

Подготовка и подача документов на включение в список

Технология, как стать депутатом от кпрф или другой политической силы, предусматривает написание автобиографии, подачу заявления в местные представительства ЦИК или главное отделение. Также подается и декларация про доходы за последний календарный год. Прилагается программа кандидата.

Открытие избирательного счета

Он должен быть создан обязательно. На него поступают пожертвования, которые могут быть направлены на агитацию, продвижение. В ЦИК предоставляется полная выписка по всем счетам с указанием даты и кем они были пополнены. Счет целевой и открывается непосредственно перед выборами или праймериз.

Агитация и сбор подписей

На специальном бланке, выданном ЦВК, вы должны собрать подписи жителей о том, что они хотят вас видеть кандидатом в депутаты. Этот документ подается вместе со всеми в момент регистрации. Как правило, подписи собирает помощник депутата, и за полтора года до выборов такие вакансии появляются достаточно часто. Как только вы стали кандидатом и открылась избирательная компания, можно агитировать в удобной форме: встречи, концерты, газеты, тв-материалы, реклама на радио.

Внесение залога

Если вы не собрали нужное количество подписей, то можно внести залог. Как правило, такой способ выбирают самовыдвиженцы. Кстати, если вам интересно, как стать депутатом небольшого сельского поселения, то технология аналогична, только в избирательном округе могут быть сразу несколько сел и поселков. Тем, кто интересуется, как стать президентом, скажу, что залог вносят все кандидаты, а возвращается он только победителю или 2-м кандидатам, которые вышли во второй тур.

Статья 36. Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления избирательными объединениями, избирательными блоками производится на съездах (конференциях) избирательных объединений, избирательных блоков в соответствии с их уставными и иными документами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.

2. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок.

3. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата, в многомандатном избирательном округе — по числу мандатов в округе.

5. Один и тот же кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не может одновременно выдвигаться избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном и многомандатном избирательных округах.

6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в состав избирательного блока.

7. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков уведомляют в письменной форме муниципальную избирательную комиссию о выдвижении кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемых кандидатов. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены копии свидетельств о регистрации региональных, республиканских общественных объединений Министерством юстиции Российской Федерации или Министерством юстиции Республики Адыгея, их устав, решение и протокол съезда (конференции) общественного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленная в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, а также письменные заявления лиц о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты по данному избирательному округу. Уполномоченные представители избирательных блоков представляют в муниципальную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение и протокол совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленную в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного блока, а также письменные обязательства кандидатов в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

8. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям настоящего Закона, наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

9. Муниципальная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков письменное подтверждение о приеме указанных документов.

10. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время до регистрации отозвать выдвинутого кандидата по решению органа, уполномоченного на то съездом, конференцией, собранием избирательного объединения, избирательного блока.

Порядок выдвижения кандидатов

В случае самовыдвижения кандидата порядок выдвижения максимально прост. Кандидату необходимо в установленные законом сроки уведомить избирательную комиссию о своем самовыдвижении.

При выдвижении кандидатов и/или списков кандидатов политическими партиями и/или избирательными объединениями сначала нужно провести съезд, конференцию или общее собрание членов объединения. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием. Далее необходимо уведомить избирательную комиссию.

Кандидаты (кроме выдвинутых в составе списка кандидатов) должны лично представить необходимые документы в избирательную комиссию. Исключения составляют случаи, когда кандидат болен или находится в СИЗО.

Кандидаты предоставляют пакет документов, включающих в себя: заявление о согласии баллотироваться, биографические сведения, данные о доходах и имуществе, обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с выборной должностью.

После чего кандидаты и/или избирательное объединение могут открыть избирательный счет, создать избирательный фонди начать сбор подписей в свою поддержку.

В 2012 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 41 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».

Согласно внесенным изменениям, политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей при проведении любых выборов, за исключением выборов президента РФ. Необходимость сбора подписей осталась у кандидатов, выдвинутых путем самовыдвижения, и кандидатов, выдвинутых на выборы в органы местного самоуправления общественными объединениями, не являющимися политическими партиями.

Однако в Государственной Думе в данный момент идет обсуждение о возврате необходимости для новых партий собирать подписи избирателей. http://www.gazeta.ru/politics/2013/05/17_a_5325389.shtml

Не смотря на то, что порядок выдвижения кандидатов в депутаты или на выборную должность достаточно прост, к вопросу подачи документов нужно отнестись крайне серьезно.

Так как выдвижение кандидатов носит уведомительный характер, избирательная комиссия может не сразу проверять предоставленные документы на возможные недостатки. И если потом такие недостатки найдутся, они могут стать основанием для отказа в регистрации, а, значит, в допуске непосредственно к выборам.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов

После выдвижения кандидатов наступает следующая стадия — сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов. При сборе подписей избирателей обязательно соблюдение ряда правил и требований, необходимых для последующей процедуры регистрации кандидатов. В частности, необходимо собрать определенный минимум голосов избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Так, в поддержку кандидата в Президенты РФ следует собрать не менее двух миллионов подписей, причем на один субъект Российской Федерации может приходиться не более 50 тысяч подписей (для примера, кандидату в Президенты Франции получить поддержку не менее 500 граждан, но в их число могут входить только члены парламента, генеральных советов департаментов, мэры и ряд других должностных лиц, представляющие не менее 30 различных департаментов и заморских территорий).

В поддержку кандидата в депутаты необходимо собрать подписи не менее 1 % от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

На выборах в законодательные органы субъектов Федерации избирательные объединения, вправе выдвигать кандидатов в депутаты, как по одномандатным избирательным округам, так и в региональном списке по единому региональному избирательному округу. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) также производится на съездах (конференциях) тайным голосованием.

Избирательное объединение вправе выдвигать не более одного кандидата в одном одномандатном избирательном округе и не более одного списка кандидатов по единому территориальному округу, однако допускается включение в список кандидатов по единому территориальному округу лиц, выдвигаемых данным избирательным объединением по одномандатным округам. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией (избирательным объединением) по списку на выборах в Государственную Думу не может превышать 500 человек.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, проводится по тем же общим правилам, что и сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями. Следует, однако, иметь в виду, что при сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов в каждом подписном листе указываются данные — не всех выдвинутых кандидатов, а первых трех кандидатов, возглавляющих федеральную часть списка, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную часть списка. По каждому федеральному списку кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ требуется собрать подписи не менее 200 тыс. избирателей, при этом на один субъект федерации должно приходиться не более 10 тыс. подписей.

Статья 40. Избирательный залог

1. Регистрация кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципальной избирательной комиссией может быть произведена не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога.

2. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию в поддержку данного кандидата не может служить основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом избирательного залога.

3. Избирательный залог вносится из избирательного фонда кандидата и должен составлять пятнадцать процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.

4. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее пяти процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в бюджет муниципального образования.

Регистрация кандидатов

После окончания сбора подписей осуществляется регистрация кандидатов. Регистрация кандидатов (списков кандидатов) проводится соответствующей избирательной комиссией при представлении: письменного уведомления о выдвижении кандидата, заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, сведений об имуществе и доходах; необходимого количества собранных в поддержку кандидата подписей избирателей. Общее число подписей, собранных в поддержку не должно превышать необходимое для регистрации количество подписей избирателей более чем на 10 %.

Избирательные комиссии проверяют достоверность подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов). Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей (но не менее 20 %), отобранных для проверки посредством случайного выбора

(жребия). При проверке подписей, в том числе при проведении выборки подписей для проверки, имеют право присутствовать представившие подписные листы кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений.

При регистрации кандидатов (списков кандидатов) избирательная комиссия, помимо подписных листов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям закона, в том числе и соответствие каждого кандидата всем требованиям — возрастному цензу, цензу гражданства, оседлости и др., — которые предъявляются законодательством к пассивному избирательному праву на данных выборах. Так зарегистрированным кандидатом в Президенты России (помимо соблюдения иных требований к регистрации) может быть лишь гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Альтернативным условием для регистрации в качестве кандидата является внесение лицом избирательного залога, т.е. определенной денежной суммы, размер который определяется законом. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти (за исключением выборов Президента России), в органы государственной власти субъектов Федерации, в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов не проводится, а регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Избирательный залог возвращается, если кандидат победил на выборах либо набрал установленный законом минимум голосов избирателей (не менее 5 % голосов избирателей для кандидатов и не менее 3 % — для списков кандидатов). В противном случае залог перечисляется в доход государства или муниципалитета. Размер избирательного залога составляет 15 % от установленного соответствующим законом о выборах предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения. Законом субъекта РФ указанный размер залога может быть уменьшен, но не ниже 10 % от установленного законом предельного размера средств избирательного фонда. Избирательная комиссия в течение 10 дней (при проведении выборов в федеральные и региональные органы государственной власти) должна принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации. Основаниями отказа в регистрации могут служить недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов), нарушение установленного законодательством порядка сбора подписей, и др. Кандидат может в любое время снять свою кандидатуру, равно как избирательное объединение, может отозвать свой список кандидатов и отказаться от участия в выборах, однако и в том, и в другом случае они вправе сделать это не позднее, чем за три дня до дня голосования.

показать содержание

Выдвижение кандидатов от избирательного объединения

Право выдвижения кандидатов и/или списка кандидатов в депутаты на федеральных выборах (выборы президента РФ и в Госдуму) принадлежит только политическим партиям.

На региональных выборах (выборы главы региона и в законодательные органы субъектов РФ) избирательными объединениями могут являться только политические партии и их региональные отделения.

На муниципальных выборах право выдвижения кандидатов и/или списка кандидатов в депутаты принадлежит как политическим партиям, так и общественному объединению и/или общественному движению, устав которых допускает участие в выборах.

Такое общественное объединение или общественное движение должно быть зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня голосования. В случае с досрочными выборами – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

От избирательного объединения в качестве кандидата может быть выдвинут как член объединения, так и гражданин, не являющийся членом этого объединения.

Статья 35. Избирательные объединения и избирательные блоки

1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя политическими общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом. В случае, если политическое общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать на выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

2. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из политических общественных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.

3. Избирательные блоки регистрируются муниципальной избирателей комиссией непосредственно после их образования. Регистрация производится не позднее чем в трехдневный срок после представления в муниципальную избирательную комиссию протоколов съездов (конференций) политических общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения политических общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного их уполномоченными представителями.

4. Избирательные блоки обладают правами избирательного объединения.

5. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока регистрируется соответствующей муниципальной избирательной комиссией.