Оглавление
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации: общая характеристика
Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, принятии государственного бюджета, а также контроле за его исполнением и исполнительной властью.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ.
Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, всех субъектов Российской Федерации, учитывает волю и интересы проживающих в них социальных слоев и социальных групп российского общества.
Правовой статус российского парламента закреплен в главе 5 Конституции РФ, которая носит название не законодательной власти в целом, а только федерального органа законодательной власти — Федерального Собрания. Следует учитывать, что наряду с федеральным парламентом в России существуют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая «верхняя» палата) и Государственной Думы (так называемая «нижняя» палата).
Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (ст. 103.1 Конституции РФ). Порядок осуществления парламентского контроля определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 27декабря 2005г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания.
Статья 98 Конституции РФ наделяет сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, которая может быть снята по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Правовой статус сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы конкретизируется и детализируется в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Государственная дума
Конституция Рoссийской Фeдерации. Глава 1 Оснoвы конституциoнного стрoя ст. Глава 2 Прaва и свобoды челoвека и грaжданина ст. Глава 3 Фeдеративное устрoйство ст.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями и Конституции Российской Федерации В частности, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы ст. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Состояние отпатрулирована. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации. Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции Российской Федерации . Избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Статья из серии Политическая система России.
Глава 18. Рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями и Конституции Российской Федерации. В частности, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы ст. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу ст. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями , и Конституции Российской Федерации. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Конституция Рoссийской Фeдерации.
Когда Госдума не может быть распущена?
Получается, что распустить вторую палату может только президент
Очень важно соблюдать установленный регламент по проведению этой процедуры, оформлять все необходимые документы. Когда эти конституционные положения соблюдаются, то в дальнейшем вопросов к правомерности принятого решения, ни у кого не возникнет
Впрочем, существуют и другие обстоятельства, при возникновении которых, Госдума не может быть распущена. Речь идет о следующих ситуациях:
- в течение 12 месяцев после ее избрания, по причине выражения недоверия к правительству;
- с момента выдвижения обвинений против президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
- пока в стране объявлено чрезвычайное или военное положение;
- на протяжении полугода до завершения срока полномочий президента.
Когда любое из данных обстоятельств имеет место быть, роспуск Госдумы не может быть инициирован ни под каким предлогом, даже по настоянию президента.
Весной Думу могли распустить и провести внеплановые выборы
10.03.20 г. Госдума была в одном шаге от роспуска, так как именно в этот день завершалась история с проведением выборов по поправкам в Конституцию. Экспертов волновал вопрос, как именно Владимир Путин поступит, чтобы обеспечить себе на всю оставшуюся жизнь президентство. На тот момент во втором чтении рассматривался закон о поправках и все перечисленные в нем варианты имели слабые позиции.
В тот день Аппарат президента проводил своеобразную спецоперацию, которая состояла не только из внесенного предложения Терешковой, прочитавшая с заготовленного для нее заранее текста. Параллельно с этим чуть не появилась поправка о необходимости роспуска Думы.
Роспуск Думы после принятия поправок, а также проведение осенью этого года досрочного переизбрания предложил В. Жириновский. Депутат Карелин из правящей партии «ЕР» его инициативу поддержал. Он внес поправку в соответствующий закон об изменениях российской Конституции.
Согласно имеющейся информации из Кремля, Владимир Владимирович одобрил проведение сейчас Думских выборов, если согласие на это дадут все фракции парламента. То, что коммунистическая партия высказала свое несогласие, послужило причиной снятия вопроса с обсуждения. А. Карелин также отменил свое предложение о поправке.
Для чего правительству нужно распустить сейчас Думу
Исход проведения досрочного переизбрания в Думу понятен многим – это сохранение того Думского состава, который сидит сейчас там. В Думе представителей «ЕР» сейчас больше всего, там достаточно голосов для принятия абсолютно любого закона федерального масштаба.
Там присутствуют оппозиционные власти, которые в большинстве своем только делают видимость оппозиции, но по важным вопросам все голосуют так, как сказали. И наконец, в Думе сейчас нет депутата, портящего Кремлю статистику.
Много сложностей с формированием обоснования проведения преждевременных выборов. Все завязывается на том, что принятие поправок в Конституцию отразилось на полномочиях верхов власти Государства.
Президент сейчас ни за что не допустит досрочных выборов главы государства, ведь в противном случае можно потерять 4 года правления и таким образом сдвинуть срок окончания нахождения у руля РФ с 2036 г. до 2032 г.
Скорее всего, и досрочного переизбрания в Думу не произойдет. Повода для этого нет, а устраивать искусственно какой-либо кризис, как основание для роспуска парламента, тоже не станут.
Основания для роспуска Госдумы
Досрочное прекращение полномочий данного органа возможен, но потребуется инициировать роспуск Госдумы. По Конституции РФ, вторая палата может быть распущена Президента РФ в случаях и порядке, оговоренными главным документом страны.
Есть всего три законных основания для принятия такого решения. Все они прописаны в Конституции РФ и звучат следующим образом:
- При троекратном отклонении представленных главой государства кандидатов на пост председателя правительства.
- Когда председатель правительства поставил перед ГД вопрос о доверии правительству, а оно ему отказало, глава государства вправе инициировать роспуск органа.
- Если в течение трех месяцев Госдума выразит недоверие Правительству РФ, она будет распущена президентом. На принятие решения главе государства отводится не больше 7 дней.
После роспуска этого органа, потребуется назначить дату новых выбором, с условием, чтобы новая Госдума собралась не позднее четырех месяцев с момента роспуска предыдущего сообщества.
Здесь стоит учитывать немаловажный момент, касающийся того, что если решение Думы о недоверии Правительства для главы государства просто информация для размышления, то для ГД – это прямое движение к роспуску.
Согласно положениям Конституции, участие данного органа в формировании Правительства РФ не предусмотрено, но согласовывать с ней доверие, он обязан. В противном случае, Госдума будет гарантированно распущена. Речь идет о правовых механизмах, которые сегодня не вполне корректно работают, поэтому, в будущем возможен пересмотр положений Конституции именно в этих пунктах.
https://youtube.com/watch?v=-e57X_LiJgE
Роспуск Думы
В начале 1907 года прошли выборы в новую Госдуму. На этот раз в предвыборной кампании активно участвовали социал-демократы и социалисты-революционеры, поэтому II Дума оказалась «левее» I. Из 518 мест 104 получили трудовики, 98 – кадеты, 65 – социал-демократическая фракция, 54 – октябристы, 37 – эсеры и прочие.
В феврале II Госдума приступила к работе. Ее председателем был избран земский деятель и один из лидеров кадетов Федор Головин.
Во II Думе, как и в I, центральное место занял аграрный вопрос. Он и стал камнем преткновения между правительством и Думой. Левые думские фракции настаивали на национализации земли и передаче ее крестьянам, а кадеты – на отчуждении части помещичьих земель за выкуп. Премьер-министр Столыпин предлагал менее радикальные варианты решения аграрного вопроса, однако депутаты были непреклонны. Это и решило судьбу Думы.
Вскоре нашелся весомый повод для роспуска Госдумы. Столыпин получил от секретной полицейской агентуры данные об антиправительственной агитации социал-демократов среди солдат и о причастности к этому ряда депутатов – членов РСДРП. 1 июня премьер-министр потребовал отстранить от участия в заседаниях Госдумы 55 социал-демократов и лишить 16 из них депутатской неприкосновенности.
3 июня 1907 года император, не дождавшись решения депутатов, подписал Манифест о роспуске Думы. В документе указывалось, что II Госдума должна была содействовать «успокоению России» своей законодательной работой и «разумным осуществлением права запросов правительству». Однако, к прискорбию императора, значительная часть состава Думы II созыва не оправдала ожиданий, а лишь увеличила смуту и способствовала разложению государства. Это и побудило Николая II распустить Думу.
Комментарий 2
1. Одним из действенных способов реализации полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия государственной власти и важным средством разрешения кризиса власти в случае, если законодательная власть не доверяет исполнительной, является право Президента распустить Государственную Думу. Оно считается одним из элементов системы «сдержек и противовесов». Но данное правомочие Президента РФ не является абсолютным. Конституция устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда это возможно: троекратное неутверждение предложенных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ — с целью обеспечить нормальное и непрерывное функционирование всех органов исполнительной власти и недопущения паралича властных структур; в случае повторного в течение 3 месяцев выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ — с целью избежать кризиса власти, поскольку деятельность законодательной и исполнительной власти должна быть согласованной. Совет Федерации не может быть распущен Президентом РФ ни при каких обстоятельствах.
2. Представительный орган государства должен функционировать непрерывно. При демократическом режиме недопустимы долгие перерывы в деятельности парламента. Отсутствие «сдержек и противовесов» со стороны законодательной власти по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям нарушает сбалансированность деятельности органов государственной власти, присущую разделению властей.
Конституционная норма об обязательном назначении выборов Государственной Думы в случае ее роспуска находит свое развитие в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». По Закону, если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит выборы, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.
3. Конституция устанавливает дополнительные ограничения права роспуска Президентом Государственной Думы. Чтобы обеспечить стабильность функционирования законодательной власти, Государственная Дума не может быть распущена в первый год ее деятельности в случае повторного в течение 3 месяцев выражения недоверия Правительству РФ. Тем самым Конституция отдает приоритет народному волеизъявлению. Сформировав Государственную Думу, народ выразил свое мнение, и оно не может быть поставлено под сомнение Президентом сразу после выборов в случае конфликта между законодательной и исполнительной властями.
4. Конституция обеспечивает невмешательство Президента РФ в процедуру его импичмента, запрещая роспуск Государственной Думы с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ вплоть до принятия Советом Федерации окончательного решения по предъявленному обвинению. Президент, таким образом, не может воздействовать на процедуру выдвижения обвинения для отрешения его от должности.
Выборы и состав Думы
Летом 1912 года III Государственная дума прекратила работу в связи с истечением срока своих полномочий. За несколько лет до этого началась подготовка к выборам IV Думы. Правительство приложило все силы, чтобы укрепить свои позиции в законодательном учреждении, но не смогло повлиять на исход голосования.
По результатам выборов в Госдуму вошли представители «Союза 17 октября» (октябристы), «прогрессисты», националисты и умеренно-правые, кадеты, центристы, социал-демократы, трудовики, а также беспартийные. Всего было избрано 442 депутата. Октябристы получили в Думе 98 мест, но их перевес над представителями других партий не был подавляющим. Новый парламент обладал выраженными правым и левым флангами при умеренном центре. Это делало Госдуму IV созыва менее предсказуемой, чем III.
Председателем новой Думы стал октябрист Михаил Родзянко, его товарищами – беспартийный Владимир Волконский и прогрессист Дмитрий Урусов.
Развитие парламентаризма
5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.
Также по теме
«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи
10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…
Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.
Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.
«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.
Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.
- Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца
В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.
По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.
«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.
По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.
«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.
Деятельность
IV Госдума начала работу 15 ноября 1912 года. За 5 лет состоялось 5 парламентских сессий:
- 1-я – ноябрь 1912 – июнь 1913 гг.
- 2-я – октябрь 1913 – июнь 1914 гг.
- 3-я – январь 1915 г.
- 4-я – июль – сентябрь 1915 г.
- 5-я – ноябрь 1916 – февраль 1917 гг.
В первые же дни работы правительство завалило Госдуму так называемой «законодательной вермишелью». На 1-й и 2-й сессиях депутаты рассмотрели более 2 тысяч несущественных законопроектов.
Важные законодательные инициативы Думы, вынесенные на рассмотрение Госсовету, блокировались. В связи с этим Госдума «тормозила» законопроекты царского правительства. Фракции все чаще вступали в жесткую полемику с друг другом, поэтому не могли сосредоточиться на своей непосредственной работе.
26 июля 1914 года законодательный орган был собран на экстренное заседание. Оглашение указа императора Правительствующему Сенату об открытии Госдумы и «Высочайший манифест» по поводу вступления Российской империи в войну был встречен аплодисментами депутатов. Большинство из них поддержало это решение и заявило, что для победы готово тесно сотрудничать с властью. Последующие заседания Думы проходили в обсуждениях военных вопросов и событий на фронте.
Неудачи на Восточном фронте и нарастание социального напряжения привели к новому росту оппозиционных настроений. IV Госдума вступила в открытый конфликт с исполнительной властью. В августе 1915 года большей частью депутатов был создан «Прогрессивный блок», выступающий за создание «министерства общественного доверия» и ограничение самодержавия. В связи с этим император досрочно прекратил сессию Думы.
В ходе 5-й сессии депутаты Госдумы активно обсуждали проблемы, связанные с тяжелой продовольственной обстановкой в России. Бюджетная комиссия высказалась о необходимости введения фиксированных закупочных цен на хлеб и карточной системы снабжения продуктами. В декабре 1916 года Дума, резко раскритиковавшая правительство, была распущена на каникулы.
Деятельность II Государственной думы
Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.
Состав II Государственной думы
По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.
Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.
Законодательная деятельность II Думы
В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.
Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.
«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.
Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.