Статья 14 конституции рф

Ценить различия

Хиджаб никак не связан с обучением. Но хиджаб сильно влияет на воспитание. И влияет сильно положительно, потому что учит детей умению эффективно жить в мире культурного многообразия.

В федеральном образовательном стандарте среднего общего образования среди прочего есть такой личностный результат выпускника: «толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям».

Как достичь этого личностного результата? Одна из самых популярных в мире программ воспитания школьников – «Лидер во мне». Эта программа учит школьников семи навыкам высокоэффективных людей по Стивену Кови. Один из ключевых элементов программы – научить детей ценить различия.

Относительно различий между людьми есть три подхода:

  1. бороться с различиями;
  2. терпеть различия;
  3. ценить различия.

Типы отношения к различиям

Борьба с различиями – это дно. Борьба проявляется в шовинизме, расизме, сексизме, национализме, дискриминации, ксенофобии. Ни к чему кроме страданий и ухудшения жизни людей не приводит.

Более высокий уровень – терпеть различия. Культурные люди не выражают свою ненависть к иным. Культурные люди терпят. Они толерантны. Они ненавидят окружающих молча. Спасибо им, что не проявляют открытой враждебности. Но они не способны вступать в эффективные взаимоотношения с непохожими людьми.

Самый высокий уровень взаимоотношений – ценить различия. Различия – это огромный ресурс и возможность для новых решений, изобретений и сверхэффективности.

Простой пример. Если вы хотите родить ребёнка, то вам нужно найти человека противоположного пола. Сколько бы людей своего пола вы не нашли, как бы вы не старались взаимодействовать с ними – ребёнка вы не родите. Вы будете неэффективны, потому что вы одинаковые.

Взаимодействие с одинаковыми людьми может помочь только в самых простых действиях, например: поднять и перенести тяжёлое бревно. Но создать, например, смартфон одинаковые люди не смогут: для этого нужна большая группа людей разных профессий.

Культурное многообразие среди учеников – это самый простой способ научить их правильному поведению в поликультурном мире. Редкий в данном районе представитель какой-нибудь культуры является очень ценным ресурсом для достижения важнейших образовательных целей. Разумные директора школ и педагоги всегда пользуются этим ресурсом, если такая удача выпадает. Иначе говоря, ученицам в хиджабах в немусульманских регионах должны отдавать предпочтение в приёме в школу.

Напротив, в условиях культурного однообразия в школе учителю придётся на пальцах объяснять детям, что в мире существуют разные культуры, в том числе ислам. Эффективность такого подхода будет низкой.

Как можно научить детей эффективно взаимодействовать в условиях поликультурного мира, стирая культурные различия в школе? Дети всё равно ориентируются на действия взрослых, а не их слова. Если взрослые борются с различиями, а на словах говорят, что к непохожим людям нужно относиться по-доброму, то дети будут повторять действия.

Православие в России

Юридически церковь отделена от государства, но она неразрывна связана с обществом. Граждане страны вправе лично принимать решение исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Люди выбирают себе веру добровольно и добровольно участвуют в религиозных обрядах или игнорируют их. Именно такой порядок обеспечивает корректное взаимоотношение между разными религиозными объединениями, обеспечивает согласие и мир в такой многонациональной и неоднородной стране, как Россия. Вторая часть статьи 14 Конституции определяет все религиозные организации равными перед между собой и с точки зрения закона. В этом заложено не только правовое, но и моральное равенство всех религий.

В нашем государстве сложились особые социальные и исторические условия для развития религий, в результате которых самой широко представленной религией по количеству приверженцев стало православие. Данная особенность закреплена преамбулой ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится о том, что Россия, как светское государство, признает вклад православия в историю своего становления, в культурную и духовную составляющую жизни общества. При этом сохраняется уважение к исламу, иудаизму, буддизму и другим религиям, многие из которых также оказали содействие в формировании свободы совести и вероисповедания.

Русская православная церковь и все ее представители придерживаются позиции поддержания согласия и гармонии в отношениях с государством, невозможности противопоставление религии и государства. Церковь была отделена от государства, но это не означает начало политики конфессионального равнодушия.

Замечание 2

Священник Алексей Николин выразил свое мнение относительно взаимодействия государства и церкви. Он считает, что основой взаимоотношений должна быть гармония, которую называют «симфонией властей» (consonatia), когда церковь и государство сотрудничают без стремления подчинить друг друга. По словам священника, именно к такому укладу стремились все православные христиане, проживающие в России.

Аналогичное видение должно распространяться на все конфессии и религии, тогда они смогут сосуществовать в согласии, сотрудничать ради соблюдения интересов своих прихожан, действовать в соответствии с Конституцией и законами.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Взаимоотношение между церковью и государством в РФ

Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.

Замечание 4

В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.

С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Россия — светское государство

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное’ образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время.

Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Баланс прав и интересов

Соблюдение принципа светскости в образовании означает обеспечение тонкого и динамичного равновесия входящих в конфликт между собой фундаментальных демократических прав, таких, как право на свободное религиозное самовыражение, право на образование и право на свободу совести и убеждений.

Для поиска баланса прав и интересов нужно задаться вопросом, мешает ли право родителей воспитывать детей в соответствии с мусульманской традицией праву ребёнка на получение образования? Ответ отрицательный: ислам и хиджаб никак не мешают получению образования.

Ещё один вопрос: право ходить в хиджабе препятствует реализации права других детей на получение образования и права их религиозного самовыражения? Ответ опять отрицательный: ущемления прав других учеников не происходит.

Светской является школа, которая находит баланс максимальной реализации прав и интересов всех участников образовательных отношений, чтобы всем было хорошо.

Баланс прав и интересов

Нельзя назвать светской образовательную организацию, которая огульно вводит запрет на реализацию фундаментального права религиозного самовыражения.

Положение религии в государстве

В Конституции зафиксировано два положения:

  • государственная религия отсутствует, религия не может быть обязательной;
  • государство не участвует в деятельности религиозных организаций, им нельзя делегировать функции органов государственной власти.

Отношения между религией и государством в России можно охарактеризовать, как обоюдное невмешательство. Такие взаимоотношения сложились исторически, в истории государства были разные периоды: прямого влияния религии на государственные вопросы, ущемления интересов сторонников определенных верований, использования религии в государственных интересах, в советские времена были распространены гонения на почве религии и даже террор по отношению к верующим и представителям церкви. Именно на почве такого прошлого определилась значимость соблюдения принципов светского государства, равенства между разными религиями и независимого сотрудничества правительства и представителей духовенства.

Светское государство имеет следующие особенности:

  • отсутствие в стране обязательной религии;
  • независимость и отделение государственных учреждений от церковных;
  • невозможность влияния религиозных организаций на органы власти, запрет на формирование органов власти религиозными организациями;
  • государственные органы являются некомпетентными в сфере религии, принимают по отношению к ней нейтральную позицию и являются лишь гарантом религиозной свободы;
  • отсутствие власти государства в религиозных и догматических вопросах;
  • нейтралитет государства и его должностных лиц к религиозным организациям, религиозному мировоззрению и культуре;
  • предоставление государством гражданам права молчать о своём религиозном мировоззрении;
  • отказ государства от дифференциации граждан по религиозному критерию;
  • отказ государства от финансирования религиозной деятельности религиозных обществ;
  • отсутствие привязки деятельности учреждений и органов государства к религиозным обрядам;
  • государственные школы имеют светский характер, в них можно преподавать науку религиоведения, но в качестве добровольного предмета;
  • светское государство исключает власть и вмешательство религиозных общин в политику;
  • оно не имеет организационных связей с религиозными объединениями;
  • государство в отношениях со всеми деноминациями руководствуется принципом равноправия;
  • светское государство не предоставляет религиозным общинам институциональной поддержки в осуществлении их миссии, а также не пользуется их помощью при реализации своих целей;
  • государство является носителем, а не создателем общечеловеческих, земных ценностей, не пропагандирует ценности сверхъестественные и религиозные.

Конституция РФ — свобода вероисповедания

Свобода вероисповедания и свобода совести регулируется двадцать восьмой статьей Конституции государства. В законодательстве сказано:

  1. Данные понятия приняты российским государством, в их основе лежит светский характер РФ.
  2. Запрещается устанавливать религию, как обязательную или государственную. Она полностью абстрагирована от государства. Все религиозные направления идентичны перед законодательством страны.
  3. Совесть является душевной способностью людей самостоятельно контролировать свои поступки, жить в соответствии с правилами общества, подчиняться законам нравственности и морали.
  4. Религиозные граждане связывают понятие совести с верой. Атеисты опираются на моральные принципы и понимание ключевых понятий.
  5. Свобода совести позволяют индивиду самостоятельно определять свои взгляды, отношение к миру, окружающим людям. Главное условие – не переходить черту закона. Данный термин также трактуется, как свобода моральных взглядов. Существуют определенные ограничения, которые не допускается переходить.
  6. Свобода вероисповедания предусматривает разрешение на индивидуальный выбор религиозного направления. При этом гражданин может изменить свои взгляды, заниматься распространением собственных убеждений. 
  7. Запрещается любая дискриминация жителей РФ на основании религиозных предпочтений. Каждый человек волен сам выбирать религию. Давление или угнетение верующих карается на законодательном уровне. 

Свобода совести

Основным ключом к толкованию, пониманию и оценке светскости образования должно служить осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений.

Западное общество в древности и в средние века не знало свободы вероисповедания. Участие в религиозной жизни было условием гражданства, а нередко и жизни. Одним из обвинений против Сократа было его общение с какими-то духами, то есть его духовная практика имела отличия от общепринятой – за это он поплатился жизнью.

Но постепенно всё более стала утверждаться идея, что главное не внешнее соблюдение обрядов, а внутренняя вера. Следующим шагом стало понимание независимости человека от церкви и свободы совести. Это и есть светское общество, в котором осуществляется отделение церкви от государства и школы, свобода права от религиозного учения. Так светское понимают в большинстве европейских стран.

Так светское понимается и в законе РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором сказано, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Профессиональная этика

20 августа 2019 вышло новое примерное положением о нормах профессиональной этики педагогических работников (Письмо Минпросвещения России от 20.08.2019 N ИП-941/06/484).

Три пункта положения имеют прямое отношение к нашей теме.

«Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;

д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Очевидно, что любые действия педагогов (в том числе устные заявления), направленные на борьбу с хиджабами в школе, нарушают эти нормы профессиональной этики.

Важно отметить ещё один пункт положения: «Педагогические работники призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы». Раньше учитель должен был «соответствовать общепринятому деловому стилю»

Новая формулировка более удачна: теперь и учитель физкультуры может в спортивном костюме учить детей волейболу, и учительница-мусульманка в хиджабе может учить детей математике

Раньше учитель должен был «соответствовать общепринятому деловому стилю». Новая формулировка более удачна: теперь и учитель физкультуры может в спортивном костюме учить детей волейболу, и учительница-мусульманка в хиджабе может учить детей математике.

Альтернативные модели государственного устройства

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

Современная школа

Пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай в 2014 году стала лауреатом Нобелевской премии мира «за борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование». Является самым молодым лауреатом Нобелевской премии за всю историю – получила её в возрасте 17 лет.

Малала Юсуфзай в ООН

В книге «Я — Малала» она описывает своё посещение столицы Пакистана, где познакомилась с женщинами, которые работали докторами и юристами:

«Общаясь с ними, мы понимали, что женщины могут заниматься самыми ответственными профессиями и при этом не порывать с культурой и традициями своей страны. Многие женщины на улицах не только не носили паранджу, но ходили с непокрытыми головами. Глядя на них, я тоже решила следовать современным веяниям и, приходя на собрания, снимала шаль. Тогда я не понимала, что непокрытая голова ещё не делает женщину современной».

Непокрытая голова не делает школу ни современной, ни светской.

Принципы светской державы

Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

2.4 Светскость органов судебной власти

Традиционный подход к проблеме становления и развития отечественного суда заключается в том, что предметом исследования авторов являются в основном вопросы судоустройства и судопроизводства в их неразрывной связи с конституционными свойствами России как демократического правового государства

И, к сожалению, до настоящего времени не уделяется достаточное внимание тем принципам организации и функционирования органов судебной власти, которые отражают сущность и задачи светского характера государства (ст. 14 Конституции РФ)

Между тем в юридической практике иногда возникают достаточно сложные правовые коллизии Попова А. Д Формирование правового статуса судей: история и современность // Журнал российского права 2007. № 9. С. 104. Например, стороны в судебном заседании заявляют отводы судьям по мотивам их предполагаемой религиозной принадлежности. Отдельные представители Фемиды используют служебное положение для пропаганды церковных идей и вовлечения сотрудников суда и участников процесса в религиозные организации. А в служебных кабинетах некоторых представителей судебной власти можно увидеть предметы религиозного культа.

Все это неоднозначно воспринимается не только общественным, но и профессиональным правосознанием и требует, на наш взгляд, научной оценки и дополнительного нормативного регулирования.

Категория светскости имеет в судах свои отличительные особенности. К основным из них можно отнести следующие.

1.Светскостьформированиясудебныхорганов.Суды обладают организационной самостоятельностью; в государственной судебной системе отсутствуют специализированные религиозные суды. Согласно Конституции Российской Федерации органы судебной власти самостоятельны, а Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень государственных судов, структурно входящих в судебную систему и действующих на территории России. При этом создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным законом, не допускается. Включение в судебную систему Российской Федерации религиозных судов привело бы к слиянию полномочий государства и религиозных объединений, что несовместимо со светским характером российского государства.

Судебная система Российской Федерации в силу статьи 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» является единой. Однако ещё в недавнем прошлом на Северном Кавказе, в частности в Чеченской республике, функционировали особые шариатские суды, фактически имевшие там определенное время статус государственных органов правосудия. Такое положение противоречило не только принципу светскости суда, но и положениям Конституции о федеративном государственном устройстве.

Как известно, в настоящее время в регионе идёт позитивный процесс возрождения светской системы судебной власти155. Знаковым событием этого стало образование в Чеченской Республике Конституционного Суда, что свидетельствует о её намерении разрешать юридические споры только правовыми средствами, надежно защищать права и свободы человека и гражданина156.

2.Светскостьфункционированияоргановсудебнойвласти.Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение указанных функций (ст. 4Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Следовательно, религиозные объединения не могут осуществлять судебно-властные полномочия и выносить правовые акты, обладающие общеобязательной силой. Важнейшей функцией судебной власти является осуществление правосудия. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя полномочия в этой сфере. Поэтому религиозные объединения, их члены, не вправе реализовывать компетенцию, принадлежащую исключительно официальному суду. Они не имеют полномочий по принятию судебных актов, обладающих общеобязательной силой. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Поэтому судебная деятельность — прерогатива светских учреждений, а не религиозных. При осуществлении правосудия суды независимы от религиозного влияния и канонических установлений. Судебные акты не могут иметь религиозного обоснования и санкционирования.