Оглавление
Новые требования к банкам
С 27.09.2021 начинают действовать новые требования к банкам, хранящим деньги компенсационного фонда Единого регулятора азартных игр:
- Размер капитала должен быть не менее 1 миллиарда рублей.
- Участие в системе обязательного страхования вкладов.
- Отсутствие просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещённым за счет средств фонда.
Установлена обязанность организатора азартных игр публиковать на сайте в интернете сведения о банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками игр и информацию о перечне документов, необходимых для предоставления требований об уплате денежной суммы по такой гарантии.
Нормативные акты налогового права
С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31.06.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В ст.5 части первой НК РФ впервые для налогового права собраны специальные положения о действии налогового законодательства во времени. Ранее содержащиеся в различных документах нормы часто противоречили друг другу, что создавало определенные трудности в применении нормативных актов, нередко затрагивающих права и законные интересы граждан.
Так, законодательные акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, если НК РФ не предусмотрено иное.
Пример. Налоговым периодом для НДС является месяц. Федеральный закон об изменении ставки налога опубликован в «Российской газете» 22 января текущего года. Месяц со дня официального опубликования истекает 21 февраля. Однако согласно нормам ст.5 НК РФ такой нормативный акт вступит в силу только с 1 марта, т.е. с 1-го числа очередного налогового периода по данному налогу.
Для законодательных актов о сборах вступление в силу определено не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Источниками официального опубликования являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».
Законодательные акты о налогах и сборах, изменяющие НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия
Однако необходимо обратить внимание, что действие вышеназванных положений п.1 ст.5 НК РФ приостановлено до 1 января 2000 г. (указанные изменения вступили в силу со 2 апреля 1999 г.)
Пример. Закон г. Москвы о налоге с продаж вступает в силу в соответствии со специальным законом о введении его в действие. Если бы Закон о введении в действие Закона о налоге с продаж вступил в силу до 2 апреля 1999 г. (момента приостановления действия п.1 ст.5 НК РФ), то налог с продаж начал бы действовать в Москве с 1 января 2000 г. Однако, поскольку этот Закон был принят 17 мая 1999 г., а вступил в силу со 2 июня 1999 г., налог с продаж в Москве вводится в соответствии с его положениями, т.е. с 1 июля 1999 г.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Данные положения соответствуют нормам, содержащимся в ст.ст.54, 57 Конституции РФ.
Пример. Федеральным законом, опубликованным официально 23 марта, с 1 января текущего года увеличена ставка налога на прибыль. Налоговый период для исчисления налога составляет квартал. Согласно нормам НК РФ законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют и вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода. Поэтому указанный нормативный акт вступит в силу лишь 1 апреля текущего года.
Наоборот, при устранении или смягчении ответственности за налоговые правонарушения либо установлении дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц законодательные акты о налогах и сборах обладают обратной силой.
Пример. По результатам налоговой проверки, проведенной в феврале 1999 г., выявлено, что налогоплательщиком неправильно составлены налоговые расчеты (декларации) по НДС за 1998 г. Согласно ст.5 НК РФ в данной ситуации к налогоплательщику могут быть применены соответствующие нормы НК РФ (например, ст.ст.121, 122 НК РФ) только в том случае, если они смягчают ответственность, установленную ст.13 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Если актами законодательства о налогах и сборах отменяются налоги и (или) сборы, снижаются размеры ставок налогов (сборов), устраняются обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц или иным образом улучшается их положение, то такие акты могут иметь обратную силу. Однако указанные положения должны быть прямо предусмотрены в них.
О.Степанова АКДИ «Экономика и жизнь» |
1 сентября 2021
Налоги и налогообложение
Физическое лицо хочет продать 1/2 доли жилого дома и земельного участка в августе 2021 года за 6 500 000 руб. (стоимость земли 194 250 руб., дом — 6 305 750 руб.). Недвижимость расположена на территории Владимирской области. Доля указанного земельного участка была приобретена у физического лица в 2017 году по договору купли-продажи за 100 000 руб. В договоре указано, что расчеты между сторонами произведены полностью до его подписания. Лица не являются взаимозависимыми. Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2021 составляет 555 000 руб. (стоимость 1/2 доли — 277 500 руб.). Доля в жилом доме образована в результате строительства. Право собственности было зарегистрировано в 2019 году. Документов по строительству не сохранилось. Кадастровая стоимость жилого дома на 01.01.2021 составляет 20 000 000 руб. (стоимость 1/2 доли — 10 000 000 руб.). В 2021 году других сделок по продаже недвижимости не совершалось и не планируется. Физическое лицо ранее правом на получение имущественного вычета по приобретению жилья не пользовалось. Жилье не является единственным, в предпринимательской деятельности не использовалось. Облагаются ли доходы от продажи НДФЛ? Какую сумму НДФЛ необходимо будет уплатить? |
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Доходы, полученные в результате продажи указанных объектов недвижимости, подлежат обложению НДФЛ. При этом наиболее выгодным вариантом нам представляется заявление имущественного налогового вычета в размере 1 млн. руб. в отношении доходов от продажи… |
Бухучет и отчетность
Какой срок исполнения судебного приказа в ФССП
Период времени на предъявление приказа к исполнению и срок исполнительного производства — это разные понятия. С судебным актом, поступившим в ФССП, приставы работают по нормам закона № 229-ФЗ. Но многие сроки в этом законе носят условный характер. Например, в законе указано, что пристав обязан исполнить судебный акт в течение двух месяцев.
На практике большинство взыскателей не получат выплаты по долгу за этот промежуток времени. Это не обязательно связано с недобросовестным отношением пристава к работе, хотя и такое бывает. На реальные сроки взыскания будут влиять действия должника, отсутствие или наличие у него доходов и имущества.
Что влияет на сроки исполнения?
Сначала разъясним общий порядок возбуждения производства в ФССП, когда взыскатель подаст туда судебный приказ. Вот что сказано по этому вопросу в законе № 229-ФЗ:
- срок рассмотрения заявления и документов взыскателя составляет 3 дня, после чего пристав возбуждает производство;
- если на момент подачи документов уже истекло время на предъявление к исполнению, пристав откажет в возбуждении дела, и затем вернет приказ взыскателю;
- в течение двух месяцев специалист ФССП обязан обеспечить исполнение судебного акта.
При идеальном раскладе, за два месяца исполнительного производства пристав взыщет всю сумму долга и перечислит ее взыскателю.
Но если у неплательщика нет работы и доходов, то исполнение может длиться месяцами и годами. Если пристав установит, что взыскание невозможно (например, ввиду отсутствия у должника имущества), он может вынести постановление об окончании дела. Взыскатель сможет повторно подать документы спустя 6 месяцев, либо ранее этого времени, если у должника изменится имущественное положение. Например, он получит наследство.
Что делать, если вы точно знаете, что должник спрятал свое имущество? Задайте вопрос юристу
Пристав заранее не сможет сказать, за какой срок он сможет исполнить требования, зафиксированные в приказе. На длительность производства могут влиять следующие факторы:
- отсутствие сведения о неплательщике, что вынуждает пристава объявить его розыск;
- отсутствие у должника работы и стабильного источника заработка;
- отсутствие у неплательщика счетов и карточек в банке, ну и при наличии, например, у должника зарплатной карты — отсутствие средств на них;
- затягивание дела из-за постоянных жалоб, ходатайств и заявлений со стороны должника;
- получение неплательщиком отсрочек или рассрочек, на время которых взыскание приостанавливается или идет с ограничениями.
Даже если у должника есть активы, их реализация может занять несколько месяцев и необязательно завершится продажей. Поэтому гарантировать быстрое взыскание очень сложно. Чтобы добиться максимального ускорения процесса взыскания, можно получить ведение дел или другому представителю.
Сколько денег для исполнения требований судебного приказа может снять пристав с зарплатной карты? Задайте вопрос юристу
Можно ли ускорить сроки взыскания?
Активные действия взыскателя тоже могут повлиять на продолжительность исполнения судебного приказа. Прежде всего, рекомендуем подавать судебный акт в ФССП как можно скорее, не дожидаясь истечения 3-х летнего срока. За это время должник может закрыть все счета и снять с них деньги, продать или подарить имущество, переехать в другой город или регион. Все это существенно осложнит взыскание.
Вот еще несколько рекомендаций, которые помогут взыскателю быстрее получить деньги:
- если сумма долга не очень большая, а у должника есть постоянное место работы, то может оказаться, что эффективнее направить приказ работодателю;
- в аналогичной ситуации можно направить документ в банк, если вы точно знаете о наличии у должника средства на счетах и картах;
- при направлении документов в ФССП укажите максимально подробные сведения о должнике, которые вы знаете;
- в процессе исполнительного производства сразу передавайте приставу информацию о должнике, его имуществе и доходах, если вы ее получили из любых источников;
- постоянно контролируйте ход производства, запрашивайте отчет у пристава или через госуслуги;
- подавайте жалобы на бездействие специалиста ФССП, если он уклоняется от исполнения своих обязанностей.
Если вы не разбираетесь в нюансах законодательства, лучше поручить ведение дел . Или консультироваться у него по всем предстоящим действиям.
Электронные сертификаты для инвалидов
С 26.09.2021 российские инвалиды смогут приобретать и оплачивать протезы по электронному сертификату. Кроме основных категорий инвалидов, право на покупку протезов, колясок, прочих товаров и услуг с его использованием получат инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и другие категории граждан, получающие государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Сертификаты предоставят также всем работникам, которые подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненным к ним категории граждан.
Приведение в исполнение постановления о правонарушении
После того, как постановление вступило в силу, наступает следующий этап — приведение решения в действие. В КоАП РФ четко оговорены организации и полномочные лица, которые имеют право осуществлять данные действия. В любом случае все зависит от того какое административное взыскание было вынесено в отношении виновного лица. Они могут быть следующих видов:
- Предупреждение
- Штраф
- Лишение или приостановление специального права или разрешения
- Административный арест
- Ограничение выезда за границу
- Дисквалификация или лишение прав работать на определенных должностях.
Постановление об административном правонарушении: образец
Порядок внесения штрафа:
- административный штраф подлежит выплате физическим лицом, к которому была применена данная административная мера воздействия, не позже чем через 30 суток с момента начала действия постановления о наложении данного штрафа или со дня окончания периода отсрочки данного наказание либо его рассрочки;
- при отсутствии собственного дохода у несовершеннолетнего лица, сумма штрафа удерживается с его представителей по закону;
- вся сумма штрафа уплачивается либо переводиться виновным, привлеченным к административному наказанию, в банк либо прочие кредитные учреждения, исключение составляют случаи взыскания штрафных сумм сразу на месте совершения административного проступка.
Выполнение решения о приостановлении прав на работу с радиоэлектронными средствами либо высокочастотными устройствами приводится в действие путем конфискации специального разрешения на эту деятельность.
По завершению срока лишения специального права удостоверения, билеты, права и прочие документы, конфискованные у лица, которое было подвергнуто данному административному взысканию, должны быть возвращены.
В тех случаях, когда лицо, которого лишили какого-либо специального права, уклоняется от сдачи документа, подтверждающего это права, срок дисквалификации приостанавливается. Вновь течение срока начинает отсчитываться от дня добровольной сдачи гражданином либо изъятия у него необходимых документов, удостоверений прав.
Постановление суда о наложении наказания путем административного ареста приводится службами внутренних дел в исполнение сразу же после принятия решения об этом виде наказания. Лицо, подвергнутое этому виду наказания, должно содержаться под стражей в месте, которое определяют органы внутренних дел.
Административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации приводятся в исполнение пограничными ведомствами, либо органами внутренних дел. Решение о дисквалификации приводится в исполнение сразу после его принятия соответствующим органом. Осуществляется это путем отстранения гражданина, от запрещенной ему деятельности.
Заполнение и ведение списка дисквалифицированных лиц осуществляются службами, которые уполномочены на это Правительством РФ. Сведения, содержащиеся в этом реестре, открыты для ознакомления.
Срок вступления в силу
Как показывает практика заявление о выдаче судебного приказа в большинстве случаев подают кредиторы, которые хотят взыскать свои деньги с заёмщиков, отказывающихся от их выплаты. Вторая распространённая категория – это матери несовершеннолетних детей, находящиеся в разводе с их отцами. Такие дела считаются бесспорными и не требуют дополнительных разбирательств, поэтому могут рассматриваться одним судьёй лишь по представленным документам.
Заявление должно подаваться по месту жительства должника, в случае с алиментами оно может быть подано по месту жительства заявителя. Судья принимает решение в течение пяти рабочих дней. После этого он высылает Почтой России должнику копию судебного приказа, срок вступления которого в законную силу — 10 дней после получения адресатом, если за это время тот не подаст заявление на отмену акта, а если подаст, тогда определение об отмене начнёт действовать незамедлительно.
Если заказное письмо с актом не получено адресатом, то оно пролежит на почте 7 дней, после чего его отправят обратно в суд. Тогда акт вступит в силу с момента получения его судьёй. Из этого следует, что нарочное неполучение письма из суда на почте не освобождает должников от необходимости исполнять обязательства перед кредиторами.
После вступления документа в силу судья ставит на втором экземпляре приказа гербовую печать и передаёт его заявителю или по его просьбе направляет сразу судебным приставам для исполнения.
3 сентября 2021
Налоги и налогообложение
Организация сдает в аренду другой организации и частному лицу принадлежащий ей автомобиль. Кто в таком случае выписывает путевой лист: организация — собственник автомобиля или арендатор? Если арендатор, то как выписать путевой лист, учитывая, что в свидетельстве указана другая организация — собственник автомобиля? Какие документы необходимо предъявить инспектору на посту ГИБДД? |
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: При сдаче в аренду автомобиля без экипажа путевой лист оформляет организация-арендатор, которая эксплуатирует транспортное средство. Особенности заполнения путевого листа в такой ситуации изложены ниже. По требованию сотрудников полиции водитель арендованного… |
Бухучет и отчетность
Окончание действия принятого постановления
Кодекс об административном правонарушении
Завершение действия принятого постановления КоАП РФ определяет два основания окончания производства по исполнению вынесенных постановлений, соответственно, и завершения всего производства по правонарушению:
- В случае если исполнение проведено в полном объеме;
- В случае если исполнение не было произведено совсем или было произведено, а неполном объеме в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных законом.
Сроки давности, применяемые для исполнения постановлений об административных взысканиях
Производство по делу необходимо прекратить, в случае истечения срока давности для его приведения в действие. По существующим правилам постановление не подлежит запуску в действие, в случае если оно не было начато в течение 12 месяцев после его вступления в законную силу.
Схема вступления и приведения в действие постановления об административном правонарушении в силу довольно разнообразна, поскольку правонарушения, за которые предусмотрена именно административная ответственность, довольно многочисленны.
О том, как вести себя, если в отношении водителя составляется протокол об административном правонарушении, рассказывает юрист:
Общий порядок вступления в силу нормативно-правовых актов
Статьей 12 ТК РФ определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Основными документами, регулирующими вопросы вступления в силу правовых актов, являются:
- Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ N 763);
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
В соответствии с данными документами некоторые нормативные акты подлежат государственной регистрации. Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов, уточняющие перечень документов, нуждающихся в регистрации. В него входят документы:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций (типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти), в том числе организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер — содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти или организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
На государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Зарегистрированные правовые акты должны быть обнародованы, доведены до сведения граждан (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Обычно это происходит путем официальной публикации новых законов, постановлений, распоряжений и прочих актов в печатных изданиях. Но что считается официальным опубликованием?
Чтобы нормативный акт считался официально опубликованным, должны быть соблюдены определенные правила:
- нормативный акт размещен в печатном издании, которое распространяется свободно, то есть не подписное;
- издание, в котором публикуется текст документа, законодательно определено в качестве источника опубликования для конкретного вида правовых актов (например, официальным печатным изданием МВД является газета «Щит и меч» <1>);
- правовой акт опубликован полностью, без сокращений.
<1> Приказ МВД РФ от 07.05.2008 N 405 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства внутренних дел Российской федерации, признанных Министерством юстиции Российской федерации не нуждающимися в государственной регистрации».
Пунктом 9 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете». Причем сделано это должно быть в течение десяти дней после дня их регистрации. Также документ должен публиковаться в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.
Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Акты, имеющие нормативный характер и издаваемые ПФР, ФСС и ФФОМС, также подлежат государственной регистрации в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318.
В некоторых случаях для вступления в силу акта требуется соблюдение особенных условий. И даже если в таком документе установлена дата его вступления в силу, это означает, что без соблюдения специальных условий он вступит в силу позднее.
Новости партнеров
30.09.2021 | 14:55
Внедрение цифровых технологий в сферу охраны труда обсудили участники онлайн-конференции
Мероприятие прошло в рамках деловой программы 25-й юбилейной выставки и форума «Безопасность и охрана труда» (БИОТ 2021).
30.09.2021 | 14:05
Приоритеты цифровой трансформации транспортной отрасли обсудили в Москве
Конференции «Цифровизация транспорта 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы» состоялась 21 сентября.
30.09.2021 | 09:23
О приоритетах развития стройотрасли на форуме 100+ TechnoBuild расскажет Марат Хуснуллин
Мероприятие пройдет в Екатеринбурге 5-7 октября 2021 года.
29.09.2021 | 14:23
«Транспортная неделя» пройдет в Москве 13-19 ноября
Ключевые форматы мероприятия будут также доступны онлайн.
Плюсы и минусы судебного приказа
Нормы о судебных приказах были включены в ГПК РФ только в 1996 году, хотя их прототипы существовали ещё в дореволюционной России. Приказное производство удобно в тех случаях, когда дело не вызывает сомнений, то есть оно бесспорно и не требует дополнительных разбирательств. Такой подход, когда судья в сжатые сроки по пакету собранных документов самолично выносит решение, имеет массу плюсов для всех сторон:
- Экономия средств. Госпошлину нужно будет заплатить в половинном размере, чем при исковом производстве, не придётся оплачивать услуги адвокатов и прочих привлекаемым со стороны представителей закона и третьих лиц. А ещё полностью исключаются транспортные расходы, так как представители сторон в суд не вызываются.
- Экономия нервов. Заявителю нужно лишь один раз собрать пакет документов, далее, судья не вправе затребовать дополнительные доказательства, он должен вынести решение на основании того, что имеет. А также впоследствии не придётся получать исполнительный лист. Ответчику, получившему уведомление по почте, достаточно написать заявление, чтобы решение было отменено — это гораздо проще, чем подавать апелляции.
- Экономия времени. Исковые разбирательства могут затянуться на несколько месяцев и даже больше. В приказном производстве судья принимает решение в течение пяти дней.
Однако, есть у приказного производства и свои минусы. Главный из них – это непродуманное и несвоевременное донесение до ответчика информации о вынесении приказа. Судья отправляет копию документа по почте, но:
- Истец может нарочно указать в заявлении ошибочный адрес ответчика. Достаточно ошибиться в одной цифре номера дома и письмо к ответчику уже не попадёт, что на практике часто и случается.
- Почта может потерять письмо в процессе доставки.
- Квитанцию о необходимости получения заказного письма на почте могут вытащить из почтового ящика местные хулиганы.
- Ответчик может сменить место жительства, уехать в отпуск, лежать в больнице, просто не проверять почтовый ящик и тем самым не получить уведомление вовремя.
В таких случаях почта возвращает письмо в суд и приказ сразу же вступает в силу.
Очень много таких ситуаций, когда должник узнаёт о вынесении судебного приказа в тот момент, когда с его карты приставы списывают в качестве платежа средства. Особенно часто такое случается с постановлениями, вынесенными по КАС, а всё потому, что кодекс административного судопроизводства устанавливает начало срока, в который ответчик может подать возражение, на момент отправки приказа, а не на дату его получения. Если по независящим от ответчика причинам, он не получил акт вовремя, то он может подать в суд прошение о восстановлении 10-дневного срока, отведённого на обжалование приказа.
Приказное производство имеет минусы и для взыскателей. Если ответчик спустя даже продолжительное время докажет неправомерность назначенных взысканий или факт того, что он не получил документ вовремя, например, когда списания долга уже начались, то судебный приказ всё равно будет отменён. В этом случае взыскатель обязан будет возвратить средства и ему нужно будет подавать исковое заявление для дальнейшего разбирательства.
Новые права работодателей в сфере охраны труда
В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:
- порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
- при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.
Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (, Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.
Что такое нормативные правовые документы
Нормативные правовые документы являются одной из трех частей всей правовой информации. Вообще к правовой информации относятся законы, указы, постановления, нормативно-технические регламенты, разъясняющие письма и другие научные материалы, которые охватывают все сферы правовой деятельности.
К официальной правовой информации относятся все исходящие документы государственных органов, которые имеют юридическую силу и регулируют общественные отношения. Или, как по-другому называют официальную правовую информацию, это нормативные правовые акты. К ним относятся федеральные законы, законы, указы Президента и постановления.
Информацию индивидуально-правового характера составляют различные организации, которые не имеют государственных полномочий. Такие документы направлены на создание или прекращение конкретных правоотношений. К ним относятся договоры, допсоглашения, иски и другие документы, которые регулируют определенные правоотношения
Другие разъясняющие документы – это различная статистическая и другая информация, которая отображает эффективную реализацию правовых норм. К ним относятся образцы разных видов заявлений и деловых бумаг, комментарии законодательства, научные статьи, материалы по подготовке и обсуждении законопроектов и другие.
Как оформляют корректировки
Типовой формы в законе не установлено. Составляют аналогично другим распорядительным бумагам в произвольной форме, но с учетом общепринятых стандартов делопроизводства.
В содержание необходимо внести ряд обязательных пунктов:
- наименование организации;
- название города, номер, дату оформления;
- основание для внесения поправок.
Бумагу оформляют в любом варианте — на компьютере или от руки, на официальном бланке компании или на обычном листе формата А4. При составлении ориентируйтесь на стандартные требования, как правильно внести изменения в приказ о внесении изменений:
- после номера и даты укажите сведения о том распоряжении, в которое вносятся корректировки, — его наименовании, номере, дате;
- затем об основаниях редактирования;
- в распорядительной части опишите, какие поправки вносятся;
- подписи лиц, которых они касаются напрямую, и тех, на кого возложили обязанность контролировать исполнение;
- подпись руководителя.
Оформляют его в единственном экземпляре, но закон не запрещает сделать заверенные копии при необходимости.
ВАЖНО!
Обычно акт, редактирующий первоначальный вариант, вступает в силу сразу после издания и подписания, если не указана другая дата. Сохраняют его на весь срок действия в отдельной папке вместе с другими распорядительными документами.. Если старый акт отменяют в связи с изданием нового, отметьте дату и номер утратившего силу документа, причины, по которым он стал неактуальным, и дату, с которой он становится недействительным
Если старый акт отменяют в связи с изданием нового, отметьте дату и номер утратившего силу документа, причины, по которым он стал неактуальным, и дату, с которой он становится недействительным.
Кто и в каких ситуациях вносит поправки
Правовые отношения нередко меняются, особенно часто переменам подвержены трудовые отношения. В связи с этим приходится вносить корректировки в распорядительные документы. Причины разные:
- поправки в законодательных актах, на которые ссылаются в распоряжениях;
- обнаружение ошибок и недостоверных сведений;
- внесение изменений в приказ в связи с кадровыми изменениями;
- перемены в условиях деятельности сотрудника, времени, места, порядка действий и др.
Если изменилась только часть текста, а суть осталась аналогичной, то нет смысла его отменять. Если выявлены неточности по разным причинам, то составляют приказ об изменении приказа в связи с ошибкой с перечислением сути корректировок.
Это касается разных распорядительных актов о:
- условиях труда работников;
- охране и безопасности труда;
- трудовых взаимоотношениях между работодателем и подчиненными;
- а также внутренних локальных актов (положений, инструкций, графика отпусков, штатного расписания и др.).
Иногда новым распоряжением не просто редактируют, а отменяют некоторые положения первоначального акта. Для этого аналогично требуется издать бумагу о внесении корректировок.
ВАЖНО!
Законодательство РФ не устанавливает, насколько часто работодатель вправе редактировать конкретный распорядительный акт. Все зависит от ситуации
Если требуется серьезная корректировка большинства его пунктов или его положения утратили силу, то целесообразнее отменить его и оформить новый.
Иногда ошибочно полагают, что действующие положения не нуждаются в корректировке. Но поскольку они регулируют правовые отношения в компании, то по закону они должны быть составлены юридически правильно. Иначе если при проверке контролирующие органы обнаружат неточности или неактуальную информацию, то вправе признать их недействительными, а на юридическое лицо и его должностных лиц наложить штрафные санкции. А если появятся спорные ситуации, то в судебной инстанции компании сложно будет доказать свою правоту.
Составление приказа о внесении изменений в положение, инструкцию или другой акт поручают уполномоченному сотруднику: обычно это кадровик, юрисконсульт или секретарь. Но после них обязательно заверяет глава организации. Без его подписи он не имеет юридической силы.