Как составить и нарисовать схему дтп самостоятельно

Случаи когда нельзя самостоятельно составлять схему

Водители вправе оформить схему самостоятельно если для фиксации аварии используется европротокол. Подробные условия его применения описаны в ФЗ №40. Согласно этому нормативному акту составления европротокола допускается в случаях:

  • суммарное количество участников не превышает двух человек;
  • оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО;
  • в результате аварии отсутствуют пострадавшие или погибшие люди;
  • ущерб оценивается сторонами не более чем в 100 000 рублей, в отдельных случаях при отсутствии разногласий – 400 000 рублей;
  • авария не стала причиной ущерба третьих лиц;
  • оба участника согласны с определением виновника и не имеют разногласий по этому вопросу. Этот факт подтверждается подписями.

Если хотя бы один из пунктов не выполняется, то самостоятельное составление схемы невозможно. Оформить этот документ удастся только в присутствии сотрудника ГИБДД. В противном случае, страховая компания вправе отказать в выплатах.

Действует и обратное правило. Если водитель не согласен с составленной схемой, то он может не ставить подпись на этом документе или же дополнить ее своими комментариями. В этом случае, установлением виновного займётся суд. Для доказательства своей правоты потребуется предоставить показания свидетелей, записи с фото или видеокамер или регистратора в автомобиле.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Схема ДТП – это один из важнейших документов при оформлении аварии, который позволяет зафиксировать подробности произошедшего. Составить его можно как с помощью инспектора ГИБДД, так и самостоятельно без привлечения должностных лиц.

Кто должен составлять документ

Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия. В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению.

Сотрудниками ГИБДД

Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора. Он же затем заверяет документ своей подписью. Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей. Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально.

Водителями для страховой компании

Чтобы нарисовать легитимную схему ДТП для страховой, надо взять специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии

Важно помнить, что СК не примет в качестве доказательства просто отдельный листок. Также стоит учесть, что в типовом бланке не так много места для рисунка, поэтому на самой схеме надо отразить только основные и наиболее важные моменты

В извещении предусмотрены дополнительные пункты, в которых можно уточнить место удара и особенности выполнения маневров.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему

В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

  • транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
  • участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
  • хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;
  • хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
  • в аварии пострадали или погибли люди;
  • один из участников происшествия скрылся с места ДТП.

Правила составления схемы ДТП на 2021 год

Водители интересуются вопросом: как нарисовать схему дтп? Нет единых принципов составления плана аварийной ситуации. Ключевые требования при оформлении документа – правдиво, четко и понятно отобразить событие.

Необходимая информация

В готовом рисунке отражаются все обстоятельства аварийного инцидента. Водителям нужно уметь составлять графический план. Владельцы авто должны указать:

  • дату и точное время аварии;
  • данные адреса (если событие произошло не в городе, то следует вписать название трассы);
  • разновидность дороги (наличие перекрестка или поворота);
  • все детали, которые могут служить ориентирами (заправочные станции, тротуары, клумбы, ограждения и т.п.);
  • направление, в котором двигались автомобили и пешеходы;
  • наличие преград;
  • дорожные знаки, светофоры и разметку;
  • другие автомобили;
  • тормозной путь;
  • место, где ТС соприкоснулись в первый раз;
  • наличие крупных обломков машин;
  • место, где находились автомобили после инцидента;
  • ФИО участников аварии и свидетелей, их телефонные номера и адреса.

Страховая компания учитывает все мелкие детали: расцветку ТС, расположение багажного отсека.

Если один из водителей находится под воздействием алкоголя или наркотиков, другой участник событий обязан отметить данный факт в документе.

Специальные символы

Для составления графического плана подобраны различные обозначения. Основные спецсимволы:

  1. Легковая машина. Если в аварии участвовали несколько автомобилей, то каждому присваивается определенная буква или цифра.
  2. ТС грузового типа.
  3. Мотоцикл.
  4. Траектория движения участников аварии. Направление следует изображать стрелкой с пунктирной линией.
  5. Место происшествия (перекрестные прямые).
  6. Разметка дорожного полотна.
  7. Светофоры. Если составляется схема ДТП на перекрестке, то горящие сигналы можно обозначить стрелкой или крестом.
  8. Дорожные знаки. Если сложно воссоздать изображение, то можно указать название или номер по ПДД.

В чертеже разрешается отмечать авто в упрощенном виде. Водители рисуют прямоугольники, которые помечаются буквами или цифрами. В нижней части плана аварии находятся сноски: полная информация об автомобилях.

Рекомендации по оформлению

При аварийной ситуации водители должны четко понимать, как составить схему ДТП. Следует придерживаться общеизвестных правил оформления:

  • У документа должно быть заглавие.
  • Чертеж, если отсутствует Европротокол, следует оформлять на стандартных листах А4.
  • Для составления плана нужно использовать синие или черные чернила.
  • Документ заполняется печатными буквами.
  • Схема ДТП должна состоять из спецсимволов.
  • Необходимо соблюдать масштаб и пропорции.
  • Над графическим планом работает каждый участник аварии.

Как рисовать схему при происшествии во дворе или на парковке

Обратите внимание, что часть происшествий относится к маневрированию на парковке, стоянке или во дворе. Изначально правила ОСАГО рассматривали ДТП на закрытых территориях как не страховой случай, но сейчас поступили разъяснения, что жилые дворы, парковки и стоянки относятся к области страхового покрытия по ОСАГО

Статья 1, абз. 2 ФЗ № 40 распространяет понятие использования ТС не только на обычные дороги, но и на дворы жилмассивов, стоянки, территории предприятий и т. п. В случае возникновения ДТП на такой территории графическая схема составляется по общим правилам как для обычного происшествия.

Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой

Законом не установлено как правильно рисовать схему ДТП для страховой, существует лишь перечень рекомендации по заполнению, в котором указано какие детали важно отобразить в схеме. В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП

В правила составления схемы ДТП обязательно входит:

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП. В правила составления схемы ДТП обязательно входит:

  • Название улиц.

  • Направление движения транспортных средств.

  • Положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение.

  • Расположение светофоров.

  • Дорожные знаки и их расположение.

  • Линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.).

  • По возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п.

Теперь вы знаете как правильно составить схему ДТП самостоятельно по образцу

Почему так важно заполнять извещение и схему правильно? Все очень просто: страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств ДТП, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда

П.2 ст.14.1 ФЗ Об ОСАГО

На что особенно стоит обратить внимание при заполнении извещения?

1Все исправления или дополнения, вносимые в Извещение о ДТП, должны заверяться подписями обоих водителей — участников ДТП.

2Не оставляйте незаполненных граф.

3Если есть свидетели ДТП и они согласны в случае необходимости подтвердить указанные обстоятельства — обязательно зафиксируйте эту информацию.

4Максимально корректно с помощью комбинации выбранных подпунктов пункта 16 опишите обстоятельства ДТП

Обратите особое внимание на заполнение этого раздела и на отсутствие противоречий в указанных каждым водителем обстоятельствах (условие упрощенного оформления документов о ДТП в соответствии с Федеральным законом «Об ОСАГО»)

5Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого обстоятельства ДТП считаются незафиксированными.

6Укажите только место первоначального удара, а не детали, которые повреждены.

7Тщательно нарисуйте схему ДТП. Укажите название улиц, направление движения транспортных средств, положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение, расположение светофоров, дорожные знаки и их расположение, линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.), а по возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п. Старайтесь избегать противоречий между сведениями, указанными в подпунктах пункта 16, и схемой ДТП. При наличии таких противоречий приоритет имеют сведения, указанные в пункте 16. Однако наличие существенных противоречий может послужить основанием для отказа в страховой выплате.

8При характеристике повреждений элементов автомобиля в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).

9Не забудьте указать буквенное обозначение Вашего ТС, которое зафиксировано на лицевой стороне.

10Максимально полно опишите обстоятельства ДТП от первого лица.

11Все пустые графы заполните прочерком.

Важно! Не забудьте подписать Извещение о ДТП с лицевой и обратной сторон. Также обязательно подпишите в пункте 18, подтверждая тем самым отсутствие разногласий водителей по указанным обстоятельствам ДТП! Без этой подписи (при наличии незаполненной графы) возможен отказ в страховой выплате

Если у вас все равно возникают сложности с оформлением извещения, то онлайн пример схемы ДТП можно найти в интернете, главное, чтобы она соответствовала требованиям законодательства. Также, существуют специальные конструкторы для составления схемы

Вы всегда можете рассчитывать на помощь специалиста, который поможет вам заполнить извещение и правильно нарисовать схему ДТП, чтобы страховая не смогла придраться, когда встанет вопрос о возмещении ущерба

Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Как нарисовать схему ДТП для страховой компании

СДТП для страховой компании составляется лишь водителями, или же ими, но с участием аварийного комиссара, если он прибыл на место происшествия. Оформление аварии в рамках европротокола (согласно п. 284 Регламента) или при участии ДПС тут особой роли не играет – извещать своего страховщика о страховом случае прямая обязанность страхователей.

Схема для страховой на извещении мало чем отличается от той, которую водители рисуют для ГИБДД – принципы и набор условий те же. Но она выполняется не на отдельном листе, а в предназначенном для этого поле специального бланка – извещения о ДТП в страховую компанию. Несколько экземпляров таких бланков выдаются страхователю вместе с полисом ОСАГО, но их можно всегда скачать из сети самому, как это и делают все обладатели электронной автогражданки, к примеру.

Схема в извещении рисуется почти произвольно, но с соблюдением требований инструкции, которая имеется на сайте РСА (ее также выдают при заключении договора ОСАГО) и требования пункта 281 Регламента: «Схема выполняется с правильным начертанием соответствующих линий, нанесением аккуратных и разборчивых записей и обозначений»).

Пояснение от сотрудника ДПС

На вопрос по отличию заполнения СДТП для СК и ГИБДД дал ответ один наш постоянный читатель – Михаил Андреевич, работающий в составе экипажа ДПС и имеющий звание капитана:

– Михаил Андреевич, а схемы ДТП для страховой компании и для ГИБДД чем-нибудь отличаются?

– Принципиально нет – требования, примерно, одинаковые. Просто для извещения в СК можно обойтись меньшим объемом графических и пояснительных подробностей т. к. их часть указывается проставлением соответствующих галочек в форме извещения. Сама схема рисуется в произвольном, но аккуратном стиле – кто как сумеет. При этом исправлений и помарок нужно избегать. Водителей мы так и инструктируем: «Оформляйте схемы, пишите объяснения, как же, как и для ГИБДД». При этом в извещении важна не столько сама схема, сколько общая совокупность информации. К примеру, внимательно нужно отнестись к заполнению оборотной части, а особенно п. 2 («Обстоятельства»).

Дополнительные сведения

От себя добавлю: описание обстоятельств на обороте извещения должно соответствовать изображению, которое вам удалось нарисовать, и обстоятельствам, отмеченным галочками в п. 16.

А вот чего не нужно указывать в схеме для страховой компании:

  • Фразу о согласии, так как она внесена в бланк типографским способом.
  • Все места повреждений (в п. 13 извещения указывается только место первоначального удара, а перечень дефектов приводится ниже, в следующем пункте).

Под полем для СДТП расположен блок, в котором водители проставляют свои подписи под тем, что у них нет разногласий, а справа и слева – подписи за достоверность информации о полисах и транспортных средствах.

При этом:

  • Если оба участника ДТП согласны с нарисованной схемой, то лицевая сторона заполняется совместно, ставятся подписи, и после этого бланк разъединяется на две части. Оборотную сторону каждый участник заполняет и подписывает самостоятельно
  • Если участники ДТП к согласию не пришли, то каждый заполняет и подписывает свой бланк.

При наличии пострадавших людей на лицевой стороне указывается их количество, а на обороте, в п. 15 «Замечания» желательно занести данные о потерпевших. Это нужно для того, чтобы страховщик произвел выплаты по ОСАГО за вред здоровью.

Статья в тему:

Как заполняется извещение о ДТП самостоятельно

Случилось автопроисшествие на дороге, нужна схема?

Существует несколько путей решения данного вопроса:

  1. Не предпринимать никаких действий: не заполнять Европротокол, ожидая представителей ГИБДД для оформления ДТП, поиска виновных лиц, составления схематического изображения.
    Такое решение стоит принять, если водитель не знает правила составления чертежа происшествия;
  2. Зная, как самостоятельно составить схему аварии, выполнить это на листе бумаги без госавтоинспекции, предоставить ГАИ готовый документ.
    Далее потребуется определить виновное лицо, согласное с таковым фактом при дорожно-транспортном происшествии, попросить всех участников происшествия на дороге поставить свои подписи. И только потом каждый участник автопроисшествия направляется самостоятельно ГИБДД, чтобы зарегистрировать происшествие на дороге или местах парковки, получить необходимые справки.
  3. Оформление провести по правилам, описанным Европротоколом, а после обратиться к СК, минуя ГИБДД.

Если виновник дорожно-транспортного происшествия не найден, найден, но выражает несогласие с таковым фактом, оформлять изображение случившегося своими руками бесполезно. Все равно придется дожидаться ГИБДД для урегулирования спора.

Мнение эксперта
Сергей Александрович
Независимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.

.

Документ, заполняющийся своими руками, должен быть подписанным самим автором, а также иными участниками происшествия посреди дороги, мест парковки.

После создания зарисовки, по одному экземпляру предоставляют каждому участнику дорожно-транспортного происшествия. Сколько экземпляров создавать? Столько, сколько водителей участвует в происшествии.

Заполнение бланка о ДТП.

Что будет, если напишем извещение неправильно, не сможем написать обстоятельства ДТП детально?

Ошибочно, неправильно составленная зарисовка может быть отклонена ГИБДД, страховой компанией. Тогда придется зарисовать ее еще раз, отыскивая воспоминания обстоятельств случившегося, представить документы по составлению схемы ДТП ГИБДД, СК.

Что делать, если схема не подписана

При таком отказе может быть три варианта развития событий:

  • пострадавший водитель отказывается соглашаться на условия обоюдного решения конфликта;
  • виновник аварии не хочет подписывать документы;
  • оба участника отказываются подтверждать документы своими подписями.

В любом из таких случаев рекомендуется вызывать инспектора полиции, чтобы он мог правильно составить протокол и заверить его от своего имени. Он также будет обязан документально зафиксировать, кто именно отказывается подписываться в документе.

На практике могут быть разные ситуации. Одна из которых – это подпись документов при несогласии одной из сторон. ДТП – это стресс для любого человека, даже с большим стажем вождения, в состоянии шока или под давлением ситуации люди могут по ошибке подписать бумаги, даже не соглашаясь с проблемой. В таком случае есть возможность оспаривания сложенной и подписанной схемы ДТП, но процедура проводится в судебном порядке.

Водитель может по разным причинам отсутствовать на месте происшествия и не подписать по этой причине необходимые документы.

Среди причин могут быть и такие:

  1. Его увезли на скорой помощи в клинику.
  2. Убыл в отделение ГИБДД самостоятельно.
  3. Оставил место происшествия.
  4. Неадекватно ведёт себя во время аварии и после неё.
  5. Водитель умер.

Присутствие виновника-водителя не всегда может гарантировать, что он подпишет все документы наравне с другими участниками ДТП. Для его отказа могут быть вполне объективные причины, связанные с тем, что в документах отражена неполная или неточная информация, искажающая реальное положение дел.

Бывает, что участники аварии не могут прийти к согласию из-за преступной позиции одной из сторон, которая указывает на вымышленные, не соответствующие действительности, обстоятельства дела. Конечно, такая позиция продиктована желанием получить материальную выгоду, и, если обман вскроется, преступник будет привлечён к уголовной ответственности.

В ходе разбирательства дела органами предварительного следствия, может быть проведён следственный эксперимент. Это действенная мера, направленная на выявление постановочных аварий. Результаты эксперимента являются для суда доказательством и исследуются при принятии итогового решения по делу. Многие обстоятельства проясняют фото и видеосъёмка, а также показания свидетелей.

Рекомендации

Существует памятка, которая была специально разработана для шофёров, которые попали в аварию и желают составить схему. Её можно найти в Интернете и скачать, чтобы она всегда была при себе.

Итак, что должен знать владелец авто:

  1. Заполнение не должно совершаться при помощи карандаша, поскольку он может не чётко прорисовать мелкие детали, которые либо сотрутся, либо смажутся, либо просто плохо будут видны.
  2. Если между обеими сторонами случились разногласия, то им оптимально будет отказаться от первоначального плана составления схемы. В этой ситуации правильнее будет вызвать инспекторов.
  3. Заполнять нужно собственноручно, каждый водитель в своей колонке.
  4. Главное, не упускать деталей, ведь любая с виду незначительная деталь может конкретно поменять ход дела. Поэтому их все стоит учитывать и вписывать.
  5. Все наименования должны соответствовать реальности, то есть никаких ошибок допущено быть не должно, поэтому рекомендуется несколько раз проверять потом написанное.
  6. Дополнительная информация содержится в извещении об аварии, которое идёт вместе со страховкой.
  7. Подписи от обоих шофёров.
  8. Если будут много исправлений, то велики шансы, что схему попросту не станут рассматривать и инспектор ГИБДД заставит переделывать.

Данная схема нужна как для ГИБДД, так и для страховой организации. Будет неплохо, если вместе со схемой будут прилагаться распечатанные фото.

Таким образом, был рассмотрен вопрос о составлении схемы. Если случилось небольшое происшествие (например, ДТП на парковке), то можно обойтись и без вызова инспектора — оформления ДТП без ГИБДД. Водителям достаточно договориться друг с другом, чтобы сойтись на составлении схемы, которая потом пойдёт в ГИБДД для разбирательства.

Важно придерживаться инструкций, которые были изложены выше

Порядок составления

Какое должно быть содержание

Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:

  • дата и точное время происшествия;
  • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
  • количество столкнувшихся ТС;
  • кто виноват в дорожном событии;
  • направление движений автомобилей до аварии;
  • взаиморасположение машин в момент ДТП;
  • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
  • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
  • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
  • план участка дороги, где было столкновение;
  • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
  • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
  • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
  • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
  • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
  • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
  • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
  • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

Основные правила

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей, смотрите на видео:

Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

Используемые обозначения

Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

Вот образец схемы ДТП двух автомобилей: