Оглавление
Содержание субъективного смежного права
1. В законе содержание субъективного права излагается отдельно для каждого из субъектов смежных прав (ст. 1313–1344 ГК). И все же могут быть выделены общие подходы.
На все объекты смежных прав возникает одно имущественное – исключительное право, понимаемое как возможность использовать охраняемый объект. Набор способов его реализации похож на тот, что указан в нормах авторского права.
2. Различаются сроки действия этого права. Для исполнителя – в течение всей его жизни, но не менее 50 лет после того, как исполнение было осуществлено или записано либо передано вещательной организацией. Для изготовителя фонограммы или вещательной организации – 50 лет с момента осуществления звукозаписи либо вещания. Для изготовителя базы данных – 15 лет после создания базы.
Для публикатора – 25 лет после обнародования чужого произведения.
Все указанные сроки начинают течь с 1 января года, следующего за тем, в котором произошли указанные события.
3. Исключительное право оборотоспособно, т.е. оно может быть передано по договору или перейти в порядке универсального правопреемства.
4. Исполнители и изготовители фонограмм для оповещения о принадлежности им исключительного права могут использовать знак охраны смежных прав. В отличие от такого же знака в авторском праве здесь используется латинская буква «Р» (от англ. phonogramma).
5. Личные неимущественные права. Труд исполнителей (наконец-то!) признан творческим, поэтому у артистов, режиссеров-постановщиков и дирижеров на результат их труда возникает право авторства.
Право на имя (возможность указать свое имя, а для организации – наименование) предоставлено исполнителям, звукозаписывающим организациям, изготовителям баз данных и публикатору. Свое имя публикатор указать может, а имя автора произведения, которое он обнародует, – обязан.
Право на обнародование есть у студий звукозаписи и изготовителей баз данных. Исполнители в таком праве не нуждаются, так как исполнение всегда происходит для публики. Исполнение не может быть необнародованным. А для публикатора обнародование чужого произведения – условие возникновения его смежных прав. Пока не произойдет обнародование, нельзя говорить о публикаторе, а значит, и не появятся смежные права.
Правом на неприкосновенность наделены исполнители, изготовители фонограмм и публикатор.
Иными (по терминологии ст. 1226 ГК) интеллектуальными правами субъекты смежных прав не наделены.
показать содержание
Договоры в области авторского права
1. Исключительное право на произведение может быть передано по тем же соглашениям, которые были рассмотрены в общих положениях об интеллектуальных правах: лицензионным, в том числе издательским, об отчуждении права, о его залоге. Но наряду с ними в авторском праве есть особые договоры, опосредующие оборот прав только на произведения науки и искусства.
2. Договор об отчуждении оригинала произведения. В силу двойственности объекта авторского права (как произведение он нематериален, но обычно существует на каком-либо материальном носителе) при передаче оригинала (вещи телесной, в которой произведение воплощено) право собственности на оригинал возникает у его приобретателя. Что касается интеллектуального исключительного права, оно по общему правилу не переходит по договору, а сохраняется за автором (а после его смерти – его наследниками). Правда, иное (переход к приобретателю и вещного, и исключительного права) может быть установлено соглашением. Договоры такого рода заключаются нередко собственниками художественных галерей, занятых приобретением произведений искусства для их показа. В целях развития рынка художественных ценностей, обеспечения доступности произведений искусства для общества в п. 2 ст. 1291 ГК установлено, что даже если договор не предусматривает перехода исключительного права к приобретателю, отдельные элементы этого права у него все же появляются. Он, в частности, может сам демонстрировать картины, передавать их на другие выставки, фотографировать (копировать) их для издания каталога организуемой выставки либо каталога своей коллекции.
3. Договор авторского заказа. Это соглашение, заключаемое еще до появления произведения. По нему автор обязуется его создать и передать материальный носитель произведения заказчику, поэтому предметом договора являются права на будущий результат интеллектуальной деятельности. По общему правилу это возмездная сделка. Овеществленный результат может быть передан в собственность заказчика (и это общее правило) либо в его временное пользование. Что касается исключительного права, то оно по общему правилу к заказчику не переходит (ни на время, ни навсегда), но условие об этом может быть включено в договор по воле сторон.
4. Статьей 1286.1 ГК введен упрощенный порядок заключения лицензионных договоров в сфере авторского права. Такая лицензия именуется открытой. Все условия будущего соглашения должны быть доступны неопределенному кругу лиц, например, размещены в Интернете (по сути, это публичная оферта), причем таким образом, чтобы с ними можно было ознакомиться до начала использования произведения. Акцептом в таком случае будет совершение действия, указанного в оферте (к примеру, нажатие кнопки «согласен» в интерфейсе компьютерной программы при ее загрузке и (или) установке). По способу заключения – это известный гражданскому праву договор присоединения (ст. 428 ГК).
Данное соглашение может быть заключено на условиях только простой (неисключительной) лицензии. К существенным условиям отнесен лишь предмет. Договор может быть возмездным, но при этом цена не становится существенным условием (в отличие от обычных лицензий и договора об отчуждении права). Несущественными также являются условия о территории действия соглашения (если она не определена, это весь мир), сроке действия договора (при его отсутствии соглашение действует пять лет, а по программам для ЭВМ и базам данных – весь срок действия исключительного права). В качестве обычного (несущественного) может быть включено условие о праве лицензиата создавать производные произведения (о праве лицензиата на переработку оригинального произведения лицензиара). При этом установлено, что в дальнейшем при использовании производного произведения лицензиата любыми иными лицами не надо будет получать согласие лицензиара.
Ответственность за нарушение
За нарушение смежных прав могут наложить крупный штраф
Если нарушили права исполнителя, пострадавший имеет право обратиться в суд. Суд примет меры, подобные мерам относительно нарушения авторских прав. Суд может осуществлять охрану смежного права через принятие следующих мер:
- охранительные или временные меры;
- гражданско-правовые средства защиты;
- уголовные санкции;
- меры, предпринимаемые на границе;
- а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.
Статья 1252 ГК РФ рассматривает меры ответственности к нарушителям. Так, пострадавший может требовать и возмещение убытков, и выплату компенсаций. Точный размер компенсации устанавливается судом, определены лишь их рамки:
- в размере от 10000 рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.
Суд может применить ответственность к нарушителям, если есть основание. Основанием становится нарушение смежных прав если доказано, что объект права, используемый ответчиком, является контрафактным.
Кроме этого, в КоАП РФ нарушению этих прав посвящена целая статья. По данному кодексу любое контрафактное использование объекта грозит нарушителю штрафом от 1500 до 2000 рублей с изъятием незаконных копий и орудий правонарушения. К последним могут отнести материалы или оборудование, которые были использованы нарушителем для создания контрафактных материалов. Такие же инструменты административного нарушения будут изъяты и у должных лиц, увеличится только штраф до размера от 10000 до 20000 рублей. Штраф, наложенный на юридических лиц, составит 30000–40000 рублей.
Смежным правом является право исполнителя (музыка, литература, радиовещание и т.д.). Смежное право появляется в момент непосредственно исполнения, субъектом становится исполнитель или заказчик, а объектом становится фиксация исполнения (запись). Использование таких записей без разрешения правообладателя карается законом. Срок действия смежного права по ГК РФ составляет всю жизнь исполнителя и ещё 50 лет. В некоторых случаях действие права продлевается.
Другой комментарий к Ст. 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. В пункте 1 ст. 1304 приведен перечень объектов смежных прав.
Объектами прав на исполнения (результаты исполнительской деятельности) являются исполнения артистов-исполнителей, дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков, которые приравнены Кодексом к исполнениям. Условием охраны таких исполнений является то, что они должны быть выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Последнее ни в коей мере не означает, что охране не подлежит «живое» исполнение: требование к форме аналогично положению п. 3 ст. 1259 ГК об объективной форме, в которой должно быть выражено произведение, охраняемое авторским правом. Однако в отличие от него подп. 1 п. 1 ст. 1304 предъявляет к форме исполнения более конкретные требования, которые объясняются особенностями подобных объектов (каждое исполнение отличается от другого и составляет самостоятельный охраняемый результат творческой деятельности).
Объектами смежных прав на фонограммы являются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений. Таким образом, охране может подлежать не только запись, в той или иной форме воспроизводящая какое-то произведение, охраняемое авторским правом (например, запись выступления артистов-исполнителей), но и любая запись звуков, содержание которой не носит творческого характера (голоса животных и птиц, уличные шумы и т.п.). Указание на то, что объектами охраны являются как записи звуков, так и их отображений, объясняется наличием подобных формулировок в международных соглашениях, подразумевающих под «отображениями» звуков современные технические (цифровые) способы записи (см. комментарий к ст. 1305). В число фонограмм, охраняемых как объекты смежных прав, не входят звуковые записи, включенные в аудиовизуальные произведения. Такие звукозаписи входят в состав сложного объекта — аудиовизуального произведения и получают охрану в соответствии со ст. 1240 ГК.
Объектами прав на вещание организаций эфирного и кабельного вещания признаются сообщения их передач, в т.ч. созданных самой такой организацией или по ее заказу и за счет ее средств другой организацией. При этом под передачей организации эфирного или кабельного вещания всегда понимается не результат творческой деятельности, а процесс сообщения. Такому пониманию способствует то, что в ст. 1329 ГК содержится определение этих передач как совокупности звуков и (или) изображений или их отображений. Поскольку речь идет, таким образом, об охране передачи как процесса, об охране вещания (см. подп. 6 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1303 ГК РФ), то специфика данного объекта смежных прав предполагает, что он охраняется с момента обнародования (первого сообщения для всеобщего сведения).
Смежные права на содержание баз данных возникают в части охраны баз данных от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов, составляющих содержание такой базы. В остальных аспектах базы данных получают охрану как объекты авторских прав в соответствии с гл. 70 ГК.
Смежные права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, возникают в части охраны прав публикаторов, т.е. граждан, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование таких произведений. В остальном произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав в соответствии с гл. 70 ГК.
2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав (как и авторских прав) не требуется какой-либо специальной регистрации их объекта или соблюдения иных формальностей. Знак правовой охраны смежных прав, который проставляется правообладателем, не имеет правоустанавливающего значения, а лишь информирует третьих лиц о его правах на соответствующий объект охраны (см. комментарий к ст. 1305).
3. Поскольку в различных странах сроки охраны смежных прав могут отличаться друг от друга, п. 3 комментируемой статьи, построенный по аналогии с абз. 1 п. 4 ст. 1256 ГК, воспроизводит принцип международно-правовой охраны объектов авторских прав применительно к исполнениям, фонограммам и сообщениям передач организаций эфирного и кабельного вещания. Такое правило ранее содержалось в п. 4 ст. 35 Закона об авторском праве.
Возможности производителей фонограмм
Несмотря на то что создание звукозаписи не считается формой искусства, от ее качества будет зависеть провал либо успех исполнителя. Это особенно актуально для певцов
Для них важно, чтобы их голос не был на фонограмме хуже, чем при реальном исполнении. Производитель записи может сам или разрешать другим воспроизводить, переделывать, осуществлять прочую обработку, сдавать в прокат, продавать, импортировать ее экземпляры
В данном случае стоит отметить, что проданные и воспроизведенные с ведома создателя фонограммы далее распространяются без выплаты ему вознаграждения и без его ведома. Если говорить о прокате, то использование записи в данной форме всегда находится в ведении производителя, вне зависимости от того, кто будет выступать в качестве собственников экземпляров.
Свободное использовании интеллектуальной собственности
Законом предусмотрена возможность свободного использования произведений, то есть без получения согласия от автора или другого лица, обладающего правами.
Такое возможно в различных целях.
Личные (статья 1273 ГК РФ), за исключением:
- Воспроизведение в форме зданий и сооружений.
- Воспроизведение базы данных и компьютерных программ.
- Репродукция книг и нотных текстов.
- Видеозаписи аудиовизуального произведения при его исполнении в месте, где присутствует значительное число лиц, не являющихся членами семьи.
- Воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
Научные, учебные и культурные (статья 1274 ГК РФ):
- Цитирование научных трудов, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
- Использование произведений и их частей в качестве учебного материала.
- Воспроизведение в СМИ, с целью доведения до сведения общества. Это касается политических речей, обращений и докладов.
- Публичное исполнение в образовательных и медицинских инстанциях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
- Запись на электронных носителях и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети.
Музыкальное произведение можно свободно использовать во время религиозной церемонии, например, похорон. Это правило указано в статье 1277 ГК РФ.
Допускается свободное использование и в случае производства по делу об административном правонарушении, дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства (статья 1278 ГК РФ).
Свободное использование разрешено и в случаях краткосрочного пользования во время эфира, что определено статьей 1279 ГК РФ.
Организация должна уничтожить такую запись в течение полугода, с момента её изготовления. Такая запись может быть сохранена в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.
Объектами смежных прав в основном являются результаты интеллектуальной деятельности. Использовать их можно только по договоренности с автором. Допускается применение как всего произведения, так и его части.
Что такое смежные права
Права, смежные с авторскими — это права исполнителей. Их называют смежными, так как они соседствуют (примыкают) с авторскими. Это похожие понятия, но они отличаются.
Смежные права наряду с авторскими защищаются законом
Такие права являются исключительными. Иногда к правам исполнителя относится личное неимущественное право. Права возникают в связи с исполнением объекта авторских прав. Например, поэт написал стихотворение. Само произведение защищается авторским правом. А знаменитый певец прочитал это стихотворение на творческом вечере. Стихотворение, прочитанное певцом — объект смешных прав. И если на вечере производилась запись, то каждый, кто будет её использовать без разрешения чтеца, станет нарушителем смежных прав.
Иногда смешные права возникают в связи с исполнением произведения, на которого не распространяется защита авторского права. Например, стихотворение А.С.Пушкина. Пушкин умер в 1837 году, его произведения не охраняются авторским правом, а значит все результаты его интеллектуальной деятельности стали всеобщим достоянием. Каждый может использовать стихи по своему усмотрению, если такое использование не противоречит закону. Но если кто-то использовал стихи, как текст песни и исполнил её, то любое несанкционированное использование этой песни будет незаконным.
Чем отличаются от авторских
Автор имеет следующие виды прав:
- исключительное право на произведение;
- право авторства и право автора на имя;
- право на неприкосновенность и обнародование произведения.
В отличие от авторских, смежные права являются правом исполнителя.
ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах
Права, смежные с авторскими защищаются следующими правовыми нормами:
- Международная конвенция об охране прав исполнителей и вещательных организаций (Римская конвенция);
- Соглашение ТРИПС;
- Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ);
- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция);
- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция);
- Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).
Смежные права защищаются не только российскими законами, но и международными правовыми актами
Впервые эти права, как серьёзный аспект результатов деятельности исполнителей, рассматривались в Австрии. В 1935 году был принят закон об авторском праве, в котором целых 14 статей были посвящены смежным правам. Через 6 лет подобный закон был принят в Италии, отличалось только название. Итальянское законодательство применило термин «примыкающие права».
В 1996 году в Женеве был подписан Международный договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Один из самых крупных международных соглашений, так называемый ДИФ более подробно регламентировал защиту исполнительских прав. Причём рассматривались как имущественные, так и неимущественные права. А также важным стало рассмотрение права по отношению к цифровому виду использования и посредством телекоммуникационной сети Интернет. Так как к этому времени современные технологии начали резко набирать обороты, договор вступил в силу только в 2002 году. Однако в России это вступление произошло в 2009 году.
Понятие смежного права
Данный вид результата интеллектуальной деятельности напрямую взаимосвязан с работами авторского права, которые в дальнейшей деятельности используют, видоизменяют либо совершают над ними какие-либо манипуляции. Возникающие отношения соседствуют с авторскими, то есть напрямую связаны с ранее сформированными объектами авторского права. По данной причине регистрации объектов смежных права или соблюдения каких-либо иных формальности не требуются.
Если при создании любых объектов авторского права у автора появляются и имущественные, и индивидуальные неимущественные права, то для объектов смежных прав индивидуальные неимущественные права свойственны вовсе не во всех случаях.
Законодательство Российской Федерации о смежных правах не предусматривает обязательного проставления знака охраны смежных прав на объектах этого права. Невзирая на это, правообладатель смежных прав имеет право пользоваться знаком охраны смежных прав для уведомления третьих лиц о своих правах и предупреждения их нарушения.
Замечание 1
Отсутствующий знак охраны не лишает обладателя смежного права возможностей его защиты, опираясь на законодательство РФ. Но тогда, когда юридический факт был зафиксирован в государстве, которое является участником Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года, то осуществление мер по защите права в случае отсутствия знака охраны будет затруднено.
Это напрямую связано это с тем, что согласно данной Конвенции необходима реализация ряда определенных формальностей, при которых осуществляется охрана интересов изготовителей фонограмм. Так, все разрешенные копии фонограммы, которые распространены среди людей, либо их внешняя упаковка должны подтвердить наличие всех трех элементов знака охраны. В том случае, когда копия либо упаковка не обозначают изготовителя, его правопреемника либо хозяина лицензии посредством упоминания его фамилии, марки или иного соответствующего обозначения, то надпись должна также включить фамилию производителя, его правопреемника либо хозяина исключительной лицензии (согласно статье №5 Конвенции).
В связи с этим, указание знака охраны является желательным в случае, если объект был предназначен для распространения не только на территории Российской Федерации, так как из-за международных соглашений в странах, где для возникновения прав существуют определенные формальности (депонирование экземпляров, регистрация и так далее), они считаются выполненными иностранными авторами (иными субъектами), если указан знак охраны. Относительно передачи вещательных компаний какого-либо знака охраны не предусмотрено.
Права, смежные с авторскими
Само название прав, о которых пойдет речь, свидетельствует об их близости к авторским.
Творческие личности заинтересованы в том, чтобы их произведения стали известны людям. Причины разные: это и удовлетворение честолюбия, и возможность получить вознаграждение и т.д. Но для того чтобы это случилось, надо довести результат творчества до публики.
Иногда это делает сам автор, но чаще другие лица – исполнители.
Много столетий их труд считался мастерством, но не творчеством, потому что они всего лишь исполняют чужие произведения. И, возникнув в XIX в. (после появления возможности аудиофиксации исполнений), только в XX в. была реализована идея о необходимости охраны тех, кто знакомит общество с достижениями культуры, путем наделения их интеллектуальными правами. Была принята международная (Римская) конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций от 26 октября 1961 г.
Постепенно в законодательство многих (но все же до сих пор далеко не всех) стран, в том числе и России, были включены нормы о смежных правах.
Субъекты авторского права
В теории права традиционно выделяются субъекты первоначального и производного авторского права. Первоначально право возникает у самого автора, которым может быть только физическое лицо, чьим творчеством было создано произведение. Законом введена презумпция авторства – им считается тот, чье имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано обратное (ст. 1257 ГК). Если одно произведение создается творческими усилиями нескольких лиц, возникает соавторство. Оно может быть раздельным, при котором можно определить творческий вклад каждого из соавторов. Тогда у каждого из них есть авторское право на свою часть, имеющую самостоятельное значение, а также на все общее произведение. Классический пример – учебники, написанные авторским коллективом. Если же выделить вклад каждого участника творческого процесса невозможно, соавторство считается нераздельным. При нем у каждого соавтора появляется право лишь на произведение в целом. В качестве примера можно назвать произведения братьев Вайнеров, братьев Стругацких.
Субъектами производного авторского права являются правопреемники автора: его наследники, а при жизни автора – контрагенты по договорам.
Объекты авторского и смежного права
В первую очередь, следует отметить тесную взаимосвязь между этими категориями. Как выше было сказано, в ряде случаев объектами смежных прав являются произведения, считающиеся всеобщим достоянием. Однако, как правило, созданные продукты дополнительно охраняются законом. В частности, речь идет об авторском праве. Например, нельзя создать фонограмму песни, не используя ее слова и музыку. Последние, в свою очередь, сочиняются поэтом и композитором.
Также невозможно осуществить теле- или радиотрансляцию без участия хореографов, исполнителей, драматургов, декламаторов или другого лица, выступающего в качестве носителя смежного или авторского права. Данный момент регламентирован соответствующими законами. Определенные объекты смежных прав нельзя воспроизводить без разрешения на это создателей и исполнителей. Согласие должно быть при этом оформлено в соответствующем договоре. Закон достаточно жестко регламентирует данную сферу. Например, чтобы транслировать по кабелю или в эфир какой-нибудь спектакль, вещательная компания должна получить согласие не только режиссера-постановщика, но и участвующих в пьесе актеров, и непосредственно автора того литературного произведения, которое легло в его основу.
Виды смежных прав
Итак, в настоящее время все эти понятия закреплены в статье 1304 ГК РФ. К ним принято относить:
- Право на исполнение — непосредственно отдается артистам-исполнителям и дирижерам, а также иным лицам, признавая за ними исключительное право называться автором исполнения и указывать свое имя или прозвище на экземплярах фонограммы.
- Право на фонограмму — запрещает любым образом искажать фонограмму, а при желании ее можно обнародовать или указать свое имя на экземплярах.
- Право организаций эфирного и кабельного телевещания любую созданную программу или сообщение, выходящее в эфир, можно использовать любым способом, который не противоречит существующему законодательству.
- Право на базы данных — изготовитель может извлекать из нее любые данные в зависимости от своего желания и вновь их использовать.
- Право публикатора на произведения, ранее находящиеся под защитой авторского права после их перехода в общественную собственность.
По сути, все смежные права сводятся к тому, что нельзя без разрешения организаций, артистов или иных обладателей данных прав использовать любые фонограммы, телепрограммы, творческие результаты деятельности.
Историческая справка
Для того, чтобы в полной мере понять, что же законодательная система подразумевает под терминами авторские и смежные права в ГК РФ, стоит предварительно рассмотреть историю их закрепления в стране.
На самом деле первые попытки закрепить в России авторское право начались еще в начале 19 века. Это термин был сформулирован достаточно просто, благодаря чему закреплялось за создателем или переводчиком книг право на использование и продажу их произведений до конца жизни, приплюсовывая еще 25 лет после смерти. После этого любое произведение признавалось достоянием публики.
Практически через столетие, в марте 1911 года появился специальный закон об авторском праве и смежных правах, который впитал в себя все достижения существующего тогда в Европе законодательства в данной сфере. Причем следует указать, что в некоторой степени он даже превзошел европейские постановления, поскольку расширял существующие их виды и давал ряд понятий. К сожалению, приход к власти Советов отменил имеющееся законодательство, и новое правительство пересмотрело существующие декреты. Они национализировали практически всю классическую литературу, сказав, что публиковать книги может совершенно любой человек без разрешения государства в тех случаях, если автор умер раньше 1917 года. Постепенно авторское право переходило из области частной собственности к общественной.
Только постепенно к временам распада СССР за авторами стали признавать гораздо больше прав, но на деле все это было жалкими крохами. К тому же права, смежные с авторскими, были непосредственно закреплены в законодательстве только вновь с 1991 года, после чего и начался новый виток развития этой сферы.
Заключение
Вопрос об авторском и смежном праве на данный момент является одним из самых центральных как в российской, так и в международной законодательной системе. Он имеет огромное множество нюансов, которые достаточно сложно рассмотреть в одной статье, поскольку они во многом субъективны. Но на самом деле стоит запомнить одну главную идею всех правовых норм в данной сфере: авторские и смежные права являются исключительными в силу их природы, так что принадлежать они могут только обладателю и более никому. Также следует помнить, что создатель обладает единым авторским правом, которое впоследствии может в зависимости от условий немного видоизменяться.