Александра маринина: соавторы

Оглавление

5 преимуществ соавторства

Создание совместного научного труда полезно и выгодно авторам по разным причинам:

  1. Возможность поделить материальные затраты между несколькими учеными и опубликовать работу в престижном международном издательстве, входящем в базу Scopus или Web of Science. Написание и выпуск статьи – процесс долгий, трудоемкий и недешевый. Самостоятельная публикация может оказаться не по карману исследователю, особенно, если она требуется срочно.
  2. Если работа находится на стыке двух и более дисциплин, для оценки труда нужны знания из другой области, которыми не обладает автор. Тогда можно попросить помощи у специалиста из этой сферы, чтобы полученные данные были интерпретированы точно и достоверно. Это поможет и посмотреть со стороны на рассматриваемую проблему, оценить ее свежим взглядом.
  3. Молодые ученые часто обращаются к более опытным и авторитетным исследователям, когда им не хватает знаний и практических навыков, чтобы написать научный труд. Такое сотрудничество – бесценный опыт для молодого поколения, возможность получить недостающую информацию и опубликовать качественную работу. К тому же, участие опытного ученого позволит избежать многих ошибок при подготовке материалов к публикации.
  4. Если для завершения статьи нужно ехать в другой город или даже страну, но у ученого нет такой возможности, он приглашает в соавторство иностранного исследователя. Тогда каждый автор делает свою часть работы, после чего все объединяют усилия в режиме онлайн. Это экономит время и деньги на поездку.
  5. В коллективной работе весь материал прорабатывается более тщательно, есть возможность охватить больший объем информации, так как каждый соавтор занимается написанием той части статьи, в которой лучше разбирается.

На публикацию научной работы в соавторстве уходит намного меньше времени и сил, а материал получается более качественным и полезным.

Как подтвердить соавторство

В отличие от объектов промышленной собственности (изобретений, товарных знаков и т.д.), авторские права не подлежат регистрации. Их возникновение связано с фактом создания произведения, либо его отдельной части. Это правило распространяется и на случаи коллективного творческого труда. Для подтверждения прав используются следующие способы:

  • опубликование произведения с указанием сведений обо всех его авторах;
  • депонирование экземпляра совместного произведения через авторское агентство или общество;
  • удостоверение момента создания произведения через нотариальную контору;
  • обращение с иском в суд, если права на произведение заявил ненадлежащий автор.

Реализовать эти варианты может каждый из соавторов, поскольку право на защиту используется не только совместно, но и самостоятельно каждым автором.

Для оповещения других лиц о владельце исключительных прав на произведение используется знак охраны, состоящий из следующих элементов – буква «С» в окружности, имя или наименования авторов, год первого опубликования. Если у произведения сразу несколько авторов, указанный знак должен предусматривать сведения о каждом из них.

Срок правовой защиты произведения при соавторстве исчисляется по специальным правилам. Исключительное право действие в течении всей жизни автора, пережившего других соавторов, а также на протяжении последующих 70 лет.

Комментарии к статье 1258 ГК РФ, судебная практика применения

В п. 83 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

Соавторство возникает в случае, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению внес в это произведение свой творческий вклад

При рассмотрении спора о том, создано ли произведение в соавторстве (статья 1258 ГК РФ), суду следует устанавливать, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения, поскольку соавторство на произведение возникает в случае, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (в том числе в устной форме) внес в это произведение свой творческий вклад. При этом соглашение о соавторстве может быть достигнуто на любой стадии создания произведения или после его завершения.

Условие о создании произведения в соавторстве может содержаться в соглашении, заключенном каждым из соавторов в отдельности с третьим лицом.

При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из того, существовало ли соавторство на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.п.

Не является соавторством оказание автору технической или иной помощи, а также руководство деятельностью автора

Не дает оснований к признанию соавторства оказание автору или соавторам технической и иной помощи, не носящей творческого характера (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков, изготовление чертежей, фотографий, макетов и образцов, выполнение расчетов, оформление документации, проведение опытной проверки и т.п.). Соавторами не признаются лица, осуществлявшие лишь руководство деятельностью автора (авторов), но не принимавшие творческого участия в создании результата интеллектуальной деятельности (например, руководители, другие должностные лица).

Исчисление срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве

При исчислении по правилам пункта 1 статьи 1281 ГК РФ срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве, следует учитывать, что оно действует в течение всей жизни авторов и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти последнего автора, пережившего других соавторов, по 31 декабря последнего года семидесятилетнего срока включительно. Данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение (абзац второй пункта 1 статьи 1281 ГК РФ).

При этом с учетом пункта 5 статьи 1281 ГК РФ в отношении авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права, установленный этой статьей, увеличивается на четыре года, а соответственно, по правилам пункта 1 статьи 1281 ГК РФ составляет 74 года считая с 1 января года, следующего за годом смерти последнего автора, пережившего других соавторов, по 31 декабря последнего года семидесятичетырехлетнего срока. Соответствующий семидесятичетырехлетний срок применяется в случае, если хотя бы один из соавторов работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Совместная разработка программного обеспечения

Не считаются соавторами граждане, которые создали отдельные части программного продукта самостоятельно и независимо. Например, создание отдельного модуля к программе не делает его автора соавтором программного комплекса. Также использование в программе открытого программного обеспечения или библиотек не делает автоматически их авторов соавторами программы. Однако данное правило не применимо в случае написания отдельных фрагментов исходного текста и иных элементов программы под общим руководством и в рамках единого проекта.

Аналогичным образом переработка программы, созданной одним гражданином, другим автором не делает их соавторами. Возможен вариант, когда оба автора дорабатывают программу совместными усилиями. Тогда можно говорить о соавторстве на возникающее в результате переработки производное произведение. В остальных случаях оба автора пользуются отдельными правами на созданную каждым из них версию программного продукта.

Особенности совместных прав соавторов на программное обеспечение

Законом установлено, что права на программы для ЭВМ, созданные соавторами, принадлежат им совместно. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними. Что это означает?

Как определить личный вклад каждого соавтора?

Вклад каждого из соавторов определяется на основании данных, предоставляемых ими научному изданию. Личная доля участия определяется не большим количеством текста статьи, а решается совместно всеми авторами публикации.

Вклад соавторов в создание статьи может заключаться в:

  • генерации идеи исследования;
  • постановке задачи исследования;
  • выполнении рутинной работы по систематизации материала;
  • анализе результатов исследования и подготовке данных;
  • написании текста статьи.

В западном научном сообществе существуют несколько моделей определения авторского вклада, но этические нарушения в этой сфере по-прежнему нередки.

Соавторство в статьях Scopus и Web of Science

Стать соавтором статьи Scopus можно, пригласив к сотрудничеству российского или иностранного коллегу, разделяющего ваши научные интересы. Для отечественных ученых преимущества такой работы очевидны:

  • работа в соавторстве позволяет написать экспертную статью на стыке наук, где каждый из авторов отвечает за свою часть исследования;
  • совместная работа позволяет не только разделить расходы, но и равномерно распределить нагрузку между соавторами.

Соавторство в Scopus или Web of Science позволяет авторам иметь в своем активе статьи, доступные мировому научному сообществу. Соавторы статьи могут находиться в разных странах, а работа над публикацией вестись в режиме онлайн. Также совместная работа дает возможность начинающим исследователям быть опубликованными, если соавтором станет признанный в своей области ученый.

Понятия

В соответствии с российскими законами, соавторами произведения признаются лица, которые создали произведение совместным творческим трудом. При этом не имеет значения, является ли результат неразрывным целым или состоит из частей, наделенных смыслом.

Отстраняясь от юридических тонкостей, стоит рассмотреть и сам процесс создания нового романа, сериала или оперы в коллаборации с кем-то. Помощник должен разделять ваши взгляды, быть единомышленником, готовым поддержать или предостеречь от необдуманных решений или поступков. Сам же период, в который создается новая интеллектуальная собственность, должен быть наполнен взаимодействиями – обменом идеями и опытом, совместными мозговыми штурмами.

Готовясь к работе в команде, стоит учитывать, что работать каждому придется все равно на 100 %. У кого-то будет лучше получаться генерировать идеи, а у кого-то – систематизировать их. Одному будет удаваться следить за дисциплиной и прогрессом, а другому – обеспечивать эмоциональные разрядки и налаживать связи с внешним миром.

Неважно, как происходит процесс: сидят ли все в одной комнате в одно время или в разных странах мира, отдельно друг от друга. Главное, чтобы все заранее достигли устного или письменного соглашения

Отсутствие договоренности нарушает принцип соавторства. Например, если двое журналистов пишут статьи для одного издания, публикуются в одном номере или выпуске, то их работа не может считаться командной, если они об этом не условились до того, как создали свой продукт. Также соавторством нельзя признать создание произведения на основе ранее существовавшего. Например, это стихи, написанные и положенные на мотив ранее сочиненной мелодии.

Вернемся к юридическим тонкостям. Стоит пристально рассмотреть три главных понятия и проиллюстрировать их для более полного представления.

Автор произведения – персона, усилиями и трудом которой создано произведение. Так, например, автором сценария нашумевшего недавно мистического сериала «Топи» является Дмитрий Глуховский. Он создал эту историю один, сам принимал решения о развитии сюжета, не привлекая для этого коллег по цеху.

Соавтор – человек, принявший участие в творческом процессе создания произведения, сделавший свой вклад в него по предварительной договоренности. Так, для новинки кинопроката «Белый снег» сценарий создавали соавторы: Тимур Хван, Марат Ким, Татьяна Гурьянова, Александр Гурьянов и Андрей Курейчик.

Правообладатель – физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Он может использовать его и распоряжаться им любым способом, если это не противоречит закону. Зачастую правообладателем фильма является его продюсер, который последовательно и полно выкупает права соавторов, операторов, режиссеров, актеров и других лиц, чьи результаты творчества используются для финального результата – фильма.

Взаимная выгода в соавторстве

Бывает случай, когда один из ученых ведет активную научную работу по направлению, схожему с направлением, по которому второй ученый уже защитился, но при этом «сбавил» обороты в научных исследованиях и уже некоторое время не публиковался.

Отношения между учеными могут быть приятельскими, и при этом тому, кто непрерывно «фонтанирует» научными идеями, уже становится жалко времени и денег на очередную крупную публикацию. В этом случае, может возникнуть полезный симбиоз между учеными – один полностью оплачивает публикацию, но имеет косвенное к ней отношение. Второй ученый находит где и что опубликовать, и делает это бесплатно, за счет второго «соавтора». То есть он получает способ воплотить свои новые идеи в публикации, добавив спонсора, хотя при этом спонсор, как правило, адекватный ученый и имеет публикации по той же теме, или хотя бы наработки, которые отдаются соавтору, которой выполняет всю работу по созданию и «пристраиванию» публикации в журнал или же в коллективную монографию.

От этого никто не страдает, и все довольны – материал, который долго лежал без дела и ждал вдохновения у спонсора, попадает, что называется «в струю», обретает новую жизнь и воплощение в маститых журналах и монографиях, от этого в выигрыше все, начиная от спонсора, предоставившего свой давно забытый материал, и заканчивая исполнителем, оформившем все, как полагается, как на данном этапе модно в науке на настоящий момент и в соответствии со всеми требованиями к публикации.

При этом даже заимствования материала спонсора могут быть минимальными. Спонсор знает потенциал своего соавтора и не лезет с правками – это и хорошо, ничего не затрудняет работу, материал перерабатывается, как того требует момент, и новое научное исследование активного соавтора, который и готовит весь материал, выходит в свет.

При желании спонсор может кое-что поправить в итоговой вычитке, как правило, материал от этого только выигрывает, за счет новых речевых оборотов или оттачивания остроты предложенных идей. В самом деле, тут в выигрыше все – мертвый груз, ждущий своего часа воплощается в жизнь и публикуется, преломляясь в новом научном исследовании, тем самым принося обоюдную выгоду. Спонсор, как правило, дает хороший материал, который можно взять за основу, и второй соавтор, обладая высокой скоростью исполнения, по инерции, в русле на тот момент выполняемого исследования, реализует все полезные идеи в нужном для себя ключе. Всем все нравится, это хороший и быстрый тип взаимодействия.

Способы защиты прав соавторов

Необходимость в защите прав может возникать по причине нарушений со стороны остальных авторов, либо третьих лиц. Неправомерные действия соавтором могут заключаться в следующем:

  • попытка присвоения единоличного авторства – при публикации произведения, размещении знака правовой охраны;
  • распоряжение правами по договору уступки или лицензии без согласия остальных авторов;
  • нарушение правил распределения денежного вознаграждения, установленных законом или соглашением.

Чтобы подтвердить свои права на произведение или его часть, соавтор вправе предъявить иск в суд. Доказательствами участия в совместной творческой деятельности может выступать переписка со вторым автором, удостоверенный нотариусом экземпляр произведения, оригинальный материальный носитель, и т.д.

В состав способов защиты входит предъявление письменной претензии о запрете на неправомерное использование прав, взыскание убытком и компенсации, конфискация контрафактных материальных носителей с чужим произведением. Соавтор может обратиться в суд независимо от аналогичных действий остальных автором.

При возникновении смежных прав на совместное исполнение, возможность защиты принадлежит каждому члену коллектива (группы) исполнителей. Хотя закон предоставляется право на осуществление смежных прав руководителю коллектива, использовать разрешенные варианты защиты может каждый из исполнителей.

Заложники обстоятельств, или соавторы поневоле

Иногда молодежь на кафедрах, на которой главенствующее положение занимают маститые и опытные профессора и доктора наук, находится на особом положении. На кафедре ведется активная научная работа по множеству направлений, которую курирует заведующий кафедрой, раздавая генеральный план, идеи для публикаций, которые целиком выполняет молодежь.

Полностью охватить все детали научной работы зав. кафедрой самостоятельно не успевает, поэтому и есть специально обученные люди, которые и дают, что называется, стране угля. Это могут быть один или два человека, на плечи которых ложится подготовка макета большого пособия, или сборника, соответствующего специфике кафедры, не взирая на научные интересы тех лиц, кто непосредственно над этим работает в силу сложившихся обстоятельств.

Партия сказала «надо», комсомол ответил – «есть». Не работал над этой темой – ничего, есть возможность повысить свою квалификацию и поработать. При этом львиная доля выполняется молодежью, весь текст создается и все правки ведутся исключительно молодыми преподавателями, разумеется умеющими работать с компьютером на «ты». Ведь некоторые именитые ученые старшего поколения могут быть с компьютером на «вы», и при этом хорошо себя чувствовать, либо за счет прошлых заслуг, либо за счет приближенности к ключевым фигурам на кафедре, или же за счет высоких организаторских способностей, как например, в случае авторитетного заведующего кафедрой.

При этом ничего нет плохого в том, что кафедра пополняет фонд своих публикаций, кроме того, что делают это всего лишь один или два человека, убивая при этом все свое время, при чем в соавторы попадают все старшее поколение кафедры, некоторые из которых в глаза не видели макет публикации, и даже не знают, о чем она будет. Но – из песни слова не выкинешь, старшему поколению тоже нужны публикации, даже если наукой они уже не занимаются много лет, а перепечатывают все свои старые сборники в новых редакциях. Но тем не менее, общая работа кафедры и специфика преподавания требует оперативного появления все новых и новых материалов для студентов.

Еще хуже, когда макет издания попадается на глаза человеку, имеющему опыт преподавания, но полностью утратившему связь с молодежью, для которой, собственно говоря, это пособие и создается. В этом случае то ли для галочки, то ли для изображения кипучей деятельности и причастности к работе над методическим пособием возникает просто какая-то патовая ситуация, когда «соавтором» вносятся самые нелепые предложения, ничем не мотивированные и не дающие материалу никакого развития. В этом случае правки касаются целых разделов, и молодая «рабочая лошадка», запряженная писать это не маленькое пособие, подстраивается под абсурдные «хотелки» своих якобы умудренных опытом соавторов, которые вместо адекватных правок и предложений черкают распечатанный материал, внося хаос и абсурд, тем самым пытаясь создать видимость улучшения работы.

Рабочие лошадки как правило, «рубят» в научной работе, но не хотят показывать, что советы «соавтора» полная профанация, и делают кучу ненужной работы просто из вежливости и не желая конфликтовать со старшим поколением по такому вопросу. Спорить, как правило, бесполезно, сроки горят, озабоченный «соавтор» тоже хочет быть причастным, но в теме «не шарит», предлагает ерунду, но имеет особое положение на кафедре ввиду возраста и личной приближенности к заведующему кафедры, так что проще выполнить кучу бесполезной работы и забыть о ней, причесывая и сглаживая где можно все эти немыслимые «нововведения» и бестолковые «правки».

Иногда такие «произведения» пополняют собой в качестве соавторов «общественники», занятые какой-нибудь профсоюзной работой, чисто из солидарности к «рабочим лошадкам» добавляя какие-нибудь полезные таблицы, которые, конечно же, не они сами сочинили, но которые тоже не помешают, чтобы так сказать, внести свой вклад в публикацию. Но общественная работа требует множество времени, хотя люди на ней, как правило, адекватные, сами молодые и находятся в нормальных отношениях с молодыми «писарями» кафедральных работ, никакого вреда в публикацию они не приносят, так что их присутствие «за компанию», обычно тоже не вызывает вопросов. Тем более раз таблицы были добавлены в приложение, так ну и ладно. Работа велась!

Такие соавторы являются «паразитами», самое лучшее, если их просто впишут в проведение, о котором они знать не знают, а наихудшее – если они лезут это произведение править, либо плохо соображая по теме, либо не соображая вообще ничего, но исходя из уверенности в своем опыте и мастерстве требуют воплощать свои самые бесполезные и даже вредные правки.

Объекты авторского права и Интернет

Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:

  • возможность использования в равной мере любых объектов;
  • возможности глобального использования;
  • повышение риска изменения объектов;
  • сложность установления подлинности объектов;
  • оторванность от вещного объекта;
  • низкая ценность материального носителя;
  • отсутствие развитого международного правового регулирования;
  • отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.

Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.

Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».

Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания

Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.

Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:

  • это составное произведение;
  • это база данных;
  • это специфический объект авторского права.

В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.

В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.

Новички, или преодоление антиплагиата

Каждый ученый сам для себя выбирает, на каком этапе исследований можно и нужно находить соавторов для своих работ. Как правило, начинающие ученые, только-только включающиеся в научные исследования, чтобы лучше понять процесс написания и публикации статьи, несут свои идеи более опытным товарищам, имеющим и опыт публикаций и хоть-какой-то научный вес. В этом плане своих соавторов юный исследователь может расценивать как трамплин для того, чтобы свои идеи сделать доступным для научного сообщества.

Но каково может оказаться удивление, когда опытный ученый не станет тратить время на оформление работы и потребует (в том числе и в целях обучения и приобретения навыков и практики публикационной активности для новичка) выполнить всю работу по составлению и оформлению публикации лично от аспиранта или студента.

Однако иногда студенты пишут настолько невнятно, что править каждое предложение по несколько раз – просто бессмысленная трата времени, тем более таких студентов много, и все они хотят принять участие в конференции (от этого зависят баллы, от которых в свою очередь зависит стипендия), и при этом выдвигают свои интересные идеи, которые не должны быть потеряны.

Что ж, основным камнем преткновения для таких начинающих может оказаться проверка на антиплагиат. Иногда почти весь текст оказывается заимствован откуда-то. И чтобы обойти антиплагиат, студенты просто вносят свой текст в гугл-переводчик, переводят на иностранный язык, а затем обратно на русский. И окрыленный своей идеей, студент приносит соавтору текст, абсолютно не читаемый ввиду того, что обратный перевод на русский язык с иностранного полностью превращает текст в набор слов, похожий на описание товаров на Али-экспресс.

Текст, в котором каждое слово по отдельности имеет смысл, а все вместе является лютой белибердой. В таком случае достаточно просто прочесть вслух первые предложения, и студент понимает, что фокус не пройдет. Ведь свои тексты перед отправкой надо хотя бы читать, а не то, чтобы тщательно редактировать. Этого оказывалось достаточно, чтобы студент понимал свою ошибку и сам исправлял текст.

Существуют, конечно, студенты, имеющие большущие затруднения в составлении тезисов своих докладов, хотя при этом сама публикация имеет рациональное зерно, запрятанное в совершенно нечитаемый текст

В этом случае наставнику проще и быстрее самому поправить текст и отправить его в печать, при условии, что для студента публикация не является важной вехой в работе, и студент был направлен на штурм научного горизонта

Для такого студента достаточно только идеи публикации и наличие более-менее приближенного к научному стилю текста, пусть и имеющего высокий процент плагиата. В таких случаях, чтобы не тратить время и не мучить студента, наставнику, конечно, если это не дело принципа, легче и быстрее минут за 10-15 самому сделать вменяемым текст, тем более если горят сроки отправки публикации на конференцию, и таких студентов много, ввиду того, что конференция бесплатна.

При этом конечно же студенты оказываются в соавторах, и им принадлежат все права на публикацию. Бывают еще случаи, когда студент дает интересную идею, или собственную разработку, которую преподаватель может описать в публикации, применяя ее в своей работе в своей научной области, трансформируя ее применение в нужном для себя ключе. Но как правило, преподавателю самому требуется выявлять идеи таких студентов, и привлекать их к совместным публикациям, прилагая для этого немалые усилия.

Курьез, или публикация – презент

Со мной случилась забавная ситуация, когда к какому-то празднику (кажется, 8 марта) дорогая для меня коллега, с которой у меня были очень хорошие отношения презентовала мне публикацию, в которой я с ней оказалась соавтором (!!!). При этом я совершенно не знала об этой публикации ни-че-го. Для меня это совсем необычно, но почему бы и нет, такой очаровательный жест внимания. Что это! Вау! Я не участвовала в той внутривузовской конференции, но оказалась в этом сборнике в качестве соавтора, и мне этот сборник был просто ею подарен.

Конечно я знала, во что обошлась эта публикация по деньгам, купила на ту же сумму сувенир-безделушку (уже не помню какую) и презентовала в ответ, типа большое спасибо, что включили меня в соавторы. Но самое забавное заключалось в том, что, ознакомившись с публикацией, я ни единого слова не поняла из того, что там было опубликовано, да еще и под моей фамилией! Что это блин такое! «Прогнозирование и управление ресурсом неравновесной синергетической системы на разных масштабных уровнях». Ничего не понятно! И прочитав этот текст на шести страницах, я почувствовала, что ни единого слова не понимаю из этого волшебного манускрипта. Что за чертова непонятная система, синергетическая к тому же, почему она не находится в равновесии, в каком она равновесии может вообще быть, какой у нее ресурс, что это за ресурс, как им управлять, если я даже не понимаю, что это, да тем более еще и каким-то образом ресурс этот следует прогнозировать.

Полнейшая абстракция 80-го уровня, да еще и на разных масштабных уровнях. Как это все понять! На каком примере использовать! И отдавая в ответ свой презент-безделушку, выкатив глаза, что называется, не то что, притворяясь не знающей и наивной, а на самом деле являющейся таковой, я спросила: «А про что это?».

Дальше оставаться серьезной я не могла, и, наверное, я заразила своим смехом коллегу, так что мы обе начали смеяться в этой милой ситуации, но в итоге то я так и не поняла, что это было. Приятельский жест внимания, шутка, забава, высокоинтеллектуальный троллинг? Я реально до сих пор не понимаю, про что там было написано. Да, да, включили меня как соавтора в описание супер-пупер абстракции, которая для меня была и до сих пор остается непостижимой.

Правда это или вымысел, или научный троллинг в стиле «корчевателя с его алгоритмом типичной унификации точек доступа и избыточности»? Я не знаю! Или там правда что-то высокоинтеллектуальное, что пока что за гранью моего понимания? Ну ничего, вот когда-нибудь я действительно научусь управлять ресурсом, и прогнозировать его на разных масштабных уровнях, главное только понять в чем он выражается, этот ресурс, и какая-нибудь известная мне система когда-нибудь точно подойдет под описание неравновесной синергетической. Ну, что, бывает. Ученые тоже шутят.

Где искать соавтора для научной статьи?

Существует два возможных пути поиска соавтора – самостоятельный и посреднический.

В первом случае автор сам обращается в университеты по всему миру и предлагает написать коллективную работу. Сделать это несложно, ведь найти электронный адрес любого высшего учебного заведения легко в интернете на официальном сайте. Вместе с предложением лучше сразу отправлять наброски по будущей статье – гипотезы, результаты исследований, тезисы.

Помимо университетов, самостоятельно найти соавтора для научной публикации можно:

Второй способ – посредничество организаций, предлагающих услуги по привлечению соавторов. Найти таких посредников можно в интернете. Этот путь быстрее и требует от ученого меньше усилий на поиск, но велик риск попасть на мошенников, которые публикуют научные труды в сомнительных журналах с низким рейтингом.

Чтобы убедиться, что работа будет опубликована в авторитетном издательстве, попросите посредническую организацию назвать 3-4 журнала, куда будет отправлена статья, и проверьте, входят ли издательства в Scopus или WoS. Еще можно обратиться к научным консультантам, которые подскажут надежных посредников.