Статья 223.2. производство дознания группой дознавателей

Возможности подозреваемого и сроки

Предоставленные ему законом возможности заключаются в следующем:

  1. Он либо даёт согласие на сокращённую форму.
  2. Либо отказывается.

Сделать выбор нужно до начала первого допроса. Согласие оформляется как ходатайство в письменной форме. Обязательным требованием является разъяснение его прав в случае производства упрощённой процедуры с закреплением данного факта в протоколе. На подготовку и подачу ходатайства отводится два дня.

Для этой формы расследования законом определён срок – 15 дней. Возможно продление его (но только один раз) на 5 дней.

Срок исчисляется с того момента, как вынесено постановление о производстве расследования в упрощённой форме, а не с возбуждения дела. По максимуму всё расследование займет 20 дней, по минимуму – 15. Однако на практике срок сокращается ещё больше. Дело в том, что закон обязывает дознавателя предъявить подозреваемому обвинительный акт не позднее 10 суток после того, как он вынес постановление о сокращённой форме.

Срок дознания в сокращённой форме:

  1. По закону не более 15 дней.
  2. Фактически – 12.
  3. Продление не более чем на 5 дней.

Фактически получается 12 суток. Два дня – на ходатайство, 10 – на расследование.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Предварительное следствие может оканчиваться:

  • прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) в случаях, когда в процессе расследования были установлены обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, или собранные доказательства явились недостаточными для изобличения лица в совершении преступления;
  • направлением дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Данная форма окончания расследования обусловливается формированием позиции обвинения, достаточностью собранных доказательств для изобличения лица в совершении инкриминируемого ему преступления и категоричной уверенностью следователя относительно дальнейшей судебной перспективы данного дела;
  • направлением уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Данная форма носит весьма специфический характер и имеет место только при особом порядке уголовного судопроизводства, связанном с применением принудительных мер медицинского характера. Процедура такого варианта окончания досудебного производства регламентируется отдельной ст. 439 УПК РФ.

Дознание может оканчиваться:

  • прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ);
  • направлением дела в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 УПК РФ). Данные формы окончания дознания по своей сущности и задачам схожи с окончанием следствия с обвинительным заключением. Их отличия не являются принципиальными и носят процедурный характер (например, различные сроки, различный порядок ознакомления участников с материалами дела и т.д.);
  • направлением уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Этот порядок окончания дознания не обусловливает окончания всего досудебного производства, а лишь связан со сменой формы расследования. Тем не менее в подобной ситуации процессуальные правоотношения, составляющие содержание дознания, перестают существовать, а взамен им появляются новые — составляющие содержание следствия.

Передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда:

  • истекли предельно допустимые сроки дознания;
  • в ходе дознания были получены доказательства, изобличающие подозреваемого в совершении более тяжкого преступления, нежели предусматривает ч. 3 ст. 150 УПК РФ;
  • имеется указанием прокурора об этом (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

В ч. 2 ст. 158 УПК РФ закреплено правило, согласно которому, независимо от формы окончания предварительного расследования, следователь или дознаватель, окончив производство по уголовному делу, вправе наряду с уголовным преследованием виновного в преступлении принять меры профилактического свойства. Оно заключается во внесении дознавателем, следователем в адрес соответствующих организации или должностного лица представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.

Что такое дознание

Прежде чем рассмотреть сроки дознания и прочие аспекты этого вида деятельности следственных органов, необходимо разобраться, что оно собой представляет. Дознание определяется как самостоятельная форма предварительного следствия, осуществляемая должностными лицами, называемыми дознавателями.

Принципиальным отличием дознания от предварительного следствия являются более короткие сроки проведения. Кроме того, различия заключаются в субъектах, осуществляющих действия. В случае дознания в качестве субъектов, осуществляющих действия, выступают сотрудники отдела дознания. В свою очередь предварительным следствием занимаются следователи. Полномочия этих субъектов четко разграничены и один представитель стороны обвинения не может возложить на себя полномочия другого.

Правовой статус предварительного расследования

Три формы расследования:

  1. Предварительное следствие (ПС) – работа управомоченных лиц, проводящаяся по всем составам преступлений, кроме тех, которые подлежат дознанию. Проводится следователями Министерства Внутренних Дел РФ, Следственного Комитета или Федеральной Службы Безопасности.
  2. Дознание – работа правомочных субъектов, чей смысл состоит в расследовании преступных деяний, в которых осуществление ПС нет надобности. Этой деятельностью занимаются специальные субъекты – дознаватели – ОВД РФ, пограничных органов ФСБ РФ, Федеральной Службы Судебных Приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также таможенных органов РФ.
  3. Дознание в сокращённой форме – относительно новая форма процессуальной деятельности, проводимая по составам, расследуемым «в отношении определённого лица, на основании его письменного ходатайства и признании им вины в совершении инкриминируемого преступления, согласии с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Необходимо понимать, что это такой же вид деятельности, как и дознание, только в более упрощённом порядке и по другим основаниям.

Ранее предварительным расследованием также занимались: Федеральная Служба Налоговой Полиции (распущена 30.06.2003 года, функции перешли к МВД), Федеральная Служба по Контролю за Оборотом Наркотиков, (упразднена указом Президента от 05.04.2016г., функции перешли к Управлению по Контролю за Оборотом Наркотиков МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднён 15.01.2011г., преобразован в отдельный новый орган – Следственный Комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большинство задач, переходящих из ФСНП РФ и ФСКН РФ к МВД РФ и были в ведении МВД РФ до выделения части МВД РФ в отдельные ведомства, что означает излишнюю деятельность государства в определённых сферах.

Также деление расследований проводится в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и отличается в основном сроками расследования и правовым положением ведущих его лиц, и лиц, осуществляющих за ними надзорную деятельность за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для осуществления расследования и сбора доказательственной базы. Т.е., к примеру, убийство, пусть даже в конкретном случае более простое и очевидное в раскрытии преступление, нежели кража, однако требует проведения большого количества экспертиз и действий, занимающих большее количество времени, чем при расследовании кражи.

Говоря кратко, центральное различие между видами расследований, не учитывая разницу в юрисдикции по составам УК РФ, определённым законодательно, заключается в сроках осуществления специфической деятельности:

  • на законодательном уровне закреплён срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения стадии ВУД, с последующим увеличением срока до трёх месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО), и до двенадцати месяцев РСО по региону государства (области, республике и т.д.), где проводится данная деятельность, при необходимости с правом увеличения срока только в особенных ситуациях ещё больше (но уже на время, не регламентируемое УПК) Председателем Следственного Комитета РФ или РСО определённого ФОИВ (например, МВД, ФСБ и т.д.);
  • дознание проводится в срок тридцати суток с окончания прохождения стадии ВУД, с возможностью продления прокурором ещё на тридцать суток, а также с возможностью пролонгации обозначенных выше сроков прокурором района или города до шести месяцев, с увеличением до двенадцати месяцев в особенных случаях прокурором региона РФ;
  • дознание в сокращённой форме проводится ограничено временными рамками пятнадцати суток, с возможностью продления прокурором ещё на пять суток. В ситуации, если собрать нужную информационную базу в указанное время невозможно, или при появлении условий мешающих проведению дознания в сокращённой форме, обозначенных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обыкновенное дознание.

Россия

Формы дознания

Дознание в России осуществляется в трех формах: 1) полная, 2) сокращенная, 3) в виде производства неотложных следственных действий.

  1. Проведение предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). Полная форма дознания предусмотрена главой 32 УПК РФ. Дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания.
  2. Сокращенная форма дознания предусмотрена главой 32.1. УПК РФ и применяется по ходатайству подозреваемого.
  3. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю (ст. 157 УПК РФ). Когда производство предварительного расследования по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. По выполнению неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю.

Дознание отличается от предварительного следствия по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам их процессуальной деятельности, а также от других форм досудебной подготовки материалов, не являющихся предварительным расследованием (предварительной проверки сообщений о преступлениях на стадии возбуждения уголовного дела; сбора материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно, протокольной формы досудебной подготовки материалов, известной по УПК РСФСР 1960 г., деятельности частного обвинителя по подготовке своего заявления).

Органы дознания

Основные статьи: Орган дознания, Дознаватель

Согласно российскому уголовному процессу, к органам, имеющим право проводить дознание, относятся:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  • Органы Федеральной службы судебных приставов России;
  • начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • Органы Государственного пожарного надзора.
  • Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах;
  • Руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удалённых от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Обязанности органа дознания

  • Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, — в порядке, установленном главами 32 и 32.1. Уголовно-процессуального кодекса;
  • Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 кодекса;
  • Выполнение поручений следователя по производству следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и оказания помощи в расследовании.

Статья 224 УПК РФ. Особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу

  1. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса.
  2. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.
  3. При невозможности составить обвинительный акт в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса, после чего производство дознания продолжается в порядке, установленном настоящей главой, либо данная мера пресечения отменяется.
  4. При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев.

Комментарий к Статье 223 Уголовно-процессуального кодекса

1. Дознание — это упрощенная и ускоренная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более оперативной.

2. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Основанием для производства дознания в соответствии с ч. 2 ст. 223 является небольшая общественная опасность преступлений, определяемая с помощью подследственности. Исключение из подследственности дознания предусмотрено ч. 1 ст. 434, подп. «б», «в» и «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

3. При производстве дознания, как правило: а) отсутствует процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) обвиняемый обычно появляется после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК; в) не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст. 186), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1); г) не заключается досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1).

4. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК), орган дознания или дознаватель в ходе производства неотложных следственных действий вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления.

5. Производство дознания осуществляют дознаватели органов дознания, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователи Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

6. В связи с принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» были внесены изменения и в уголовно-процессуальное законодательство.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. В связи с этим Приказом заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150 утверждена Инструкция «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

В соответствии с ней командир воинской части (начальник органа военной полиции) уполномочен давать поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ и указанной Инструкцией дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, но совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, производится следователями военных следственных органов. В отношении остальных лиц предварительное расследование проводится в форме дознания.

7. Производство по делу в форме дознания осуществляется в более короткие сроки, чем те, которые предусмотрены для предварительного следствия. Установленный срок дознания в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела может быть продлен прокурором еще на 30 суток, т.е. до 60 суток. Ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток представляются прокурору за 5 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока дознания свыше 60 суток представляются прокурору за 10 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока свыше 6 месяцев — за 15 дней до истечения срока (см. п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).

8. Продление срока до 12 месяцев возможно только в одном исключительном случае — при исполнении запроса о правовой помощи

Обращает на себя внимание тот факт, что вместо продления сроков дознания до 12 месяцев прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 11 ч

2 ст. 37, ч. 4 ст. 150, п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137).

9. Часть 6 комментируемой статьи имеет в виду уголовные дела, дознание по которым на основании п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК производится следователями Следственного комитета РФ.

Совершенствование организационного обеспечения дознания в сокращенной форме

Как свидетельствует практика, производство дознания в сокращенной форме позволяет исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования. Одним из условий обеспечения эффективного применения института дознания в сокращенной форме является совершенствование организационного обеспечения деятельности сотрудников подразделений дознания.

Изучение состояния организации работы подразделений дознания в МВД по Республике Татарстан <8> показало, что еще до вступления в законную силу Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в территориальные органы внутренних дел МВД Республики направлена экспресс-информация с указанием совместно с районными и городскими прокуратурами выработать единую практику возбуждения и расследования уголовных дел.

<8> Далее — МВД Республики.

С этой целью в территориальных органах внутренних дел были проведены соответствующие координационные совещания, а также обучение сотрудников подразделений дознания в режиме видеоконференции с участием представителя прокуратуры Республики Татарстан. Отделом организации дознания МВД Республики подготовлен и направлен в территориальные органы внутренних дел для изучения и использования в практической деятельности алгоритм действий сотрудников полиции при производстве дознания в сокращенной форме.

Заслуживает внимания положительный опыт производства дознания в сокращенной форме сотрудниками подразделения дознания Управления МВД России по Нижнекамскому району (Республика Татарстан), где только в апреле — мае текущего года направлено в суд 28 уголовных дел, которые рассмотрены судом и по ним вынесены обвинительные приговоры. В том числе: 14 дел — по ч. 1 ст. 228 УК РФ; 5 дел — по ч. 1 ст. 159.1 УК РФ; 2 — по ч. 1 ст. 241 УК РФ; по одному делу — по ч. 1 ст. 232 УК РФ, ч. 1, ч. 3 ст. 327 УК РФ, ч. 1 ст. 118 УК РФ; ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 115 УК РФ; ч. 1 ст. 112 УК РФ; ч. 1 ст. 158 УК РФ.

Как видно из приведенных выше сведений, дознание в сокращенной форме в основном проводилось по уголовным делам, в которых отсутствовал такой участник уголовного судопроизводства, как потерпевший, и не было необходимости в допросе свидетелей. При этом можно было ограничиться лишь проведением исследований без назначения судебных экспертиз (в частности, по делам о незаконном обороте наркотиков, оружия и др.).

Сокращение количества проводимых следственных действий позволило расследовать данные уголовные дела в кратчайшие сроки (в среднем за 9 — 10 дней), тогда как при общем порядке производства дознания срок расследования составляет в среднем 20 — 25 суток. К примеру, по уголовному делу, возбужденному по факту организации притона для занятия проституцией, дознавателем отдела дознания Управления МВД России по Нижнекамскому району проведено дознание в сокращенной форме, и уголовное дело направлено в суд всего за 5 дней. Нижнекамский городской суд Республики Татарстан признал Д. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 241 УК РФ, и назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.

Также необходимо отметить, что по всем уголовным делам, расследованным в апреле 2013 г. дознавателями указанного выше отдела дознания в сокращенной форме, были вынесены обвинительные приговоры, в том числе о незаконном обороте наркотиков. Например, вышеупомянутым судом И. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 232 УК РФ, и ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием его в исправительной колонии строгого режима. Также судом он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 8000 руб. в доход государства.

По неофициальным источникам информации, в целом по России за апрель — июль 2013 г. дознавателями органов внутренних дел было окончено около 800 уголовных дел, расследованных в сокращенной форме дознания.

Как свидетельствует практика, дознание в сокращенной форме также целесообразно проводить по уголовным делам об: уклонении от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ), розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1 УК РФ), неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ) и др.