Az-libr.ру

Оглавление

Комментарий к статье 114 Конституции РФ:

Статья 114 Конституции определяет основные полномочия Правительства РФ в качестве высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.

Более подробно полномочия и порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии со ст.ст. 12 – 22 названного закона Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Особенности руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, устанавливаются статьей 32 названного закона.

Особенности деятельности Правительства Российской Федерации при введении режима военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.

Другой комментарий к статье 112 Конституции Украины

Данная статья содержит положения, согласно которым в случае, когда полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в соответствии со ст. 108, 109, 110, 111 Конституции Украины, исполнение обязанностей Президента на период до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается на Премьер-министра Украины. Последний в период временного исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять части тех полномочий Президента, предусмотренных ст. 106 Конституции, а именно: обращаться с посланием к народу и с ежегодным и внеочередным посланием к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; назначать всеукраинский референдум относительно изменений Конституции Украины в соответствии со ст. 156 Конституции, провозглашать всеукраинский референдум по народной инициативе; прекращать полномочия Верховной Рады, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться; назначать по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов государственной исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращать их полномочия на этих должностях; назначать по согласию Верховной Рады на должность Генерального прокурора Украины и освобождать его от должности; назначать половину состава Совета Национального банка Украины; назначать на должности и освобождать от должностей с согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета Украины, Голову Фонда государственного имущества Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины; образовывать, реорганизовывать и ликвидировать по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти; отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым; назначать треть состава Конституционного Суда Украины; награждать государственными наградами, устанавливать президентские награды и награждать ими; совершать помилование.

Следует заметить, что конституции стран мира по-разному определяют порядок замещения должности президента, ставшую вакантной досрочно. В США прямым конституционным наследником президента является вице-президент, который избирается одновременно с президентом и на тот же срок. Последний не только замещает президента во время его временного отсутствия или недееспособности, но и занимает президентскую должность в случаях ее вакантности в случае отставки или смерти президента. Для США характерным является то, что в отличие от подавляющего большинства других стран, где замещение президента осуществляется временно до его досрочных выборов, эту должность преемник занимает до конца установленного срока полномочий. В Мексике и в ряде других президентских республик на таких же условиях занимает вакантную должность избранный парламентом временный президент.

В Болгарии и в Индии обязанности президента временно исполняет вице-президент, в Польше – глава нижней, а за ним и верхней палаты, в Италии, Румынии, Франции и Югославии – председатель верхней палаты, в Австрии, России, Словакии и Финляндии – глава правительства, в Ирландии и Исландии – специальная коллегия, в состав которой входят председатели палат (парламента), председатель верховного суда, а в Исландии – еще и глава правительства.

Комментарий к Ст. 112 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья конкретизирует положения п. «д» ст. 83 Конституции, согласно которому Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Поскольку федеральные министры являются руководителями одного из видов федеральных органов исполнительной власти и входят в состав Правительства по должности, первоочередная задача перед формированием Правительства — определить структуру этих органов.

В соответствии со статьей 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

+7 (499) 653-60-72 — доб. 543 (Москва и МО)+7 (812) 426-14-07 — доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)+8 (800) 500-27-29 — доб. 242 (Регионы РФ)

В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в часть 1 и 2 ст. 112 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о назначении вице-премьеров и министров, а также добавлены части 3, 4, 5 о функциях председателя Правительства.

Так, отныне председатель правительства представляет Государственной думе на утверждение кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров (за исключением тех, чье назначение рассматривает Совфед).

Госдума не позднее недельного срока принимает решение по этим кандидатурам. Президент не вправе отказать утвержденным кандидатам в назначении на должность.

Если Госдума трижды отклоняет представленные кандидатуры, президент вправе назначить вице-премьеров и министров из числа представленных главой правительства.

Если после трехкратного отклонения депутатами кандидатур больше трети должностей в правительстве (за исключением тех, чье назначение обсуждает Совфед) остаются вакантными, глава государства вправе распустить нижнюю палату и назначить новые выборы.

В случае, предусмотренном частью 4 статьи 111 Конституции РФ, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ назначает заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, по представлению Председателя Правительства РФ.

Комментарий к статье 112 Конституции РФ:

1. Статья 112 Конституции определяет обязанности Председателя Правительства Российской Федерации по формированию структуры федеральных органов исполнительной власти и собственно Правительства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П давая толкование понятия «структура федеральных органов исполнительной власти», содержащегося в статье 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации, необходимо учитывать, что эта статья относится к главе 6 Конституции Российской Федерации, регулирующей вопросы формирования и деятельности Правительства Российской Федерации, и находится в системной связи со статьей 83 (пункт «д») Конституции Российской Федерации, устанавливающей полномочие Президента Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначать на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Из этих конституционных положений следует, что структура федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства Российской Федерации в установленный статьей 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации недельный срок предлагает Президенту Российской Федерации, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве Российской Федерации (статья 112, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в статье 114 Конституции Российской Федерации и конкретизированными

в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, вопросы определения структуры федеральных органов исполнительной власти регулируются непосредственно Конституцией Российской Федерации (статьи 80, 83, 90, 110, 112, 114 и 115) и на ее основе – Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и указами Президента Российской Федерации, в частности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142, которым утверждена структура федеральных органов исполнительной власти и перечень наименований входящих в нее органов.

Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации. При этом, по смыслу статей 106 (пункт «а»), 114 (пункт «а» части 1) и 115 (часть 1), а также статьи 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

2. Согласно п. «д» ст. 83 Конституции России Президент Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

В соответствии со ст. 9 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

В чем отличие от причинения смерти по неосторожности?

Причинение человеку смерти по неосторожности также является преступлением. Все особенности статьи 109 УК РФ мы рассматривали вот здесь

Схожесть рассматриваемых составов состоит в том, что объектом преступления в обоих случаях является жизнь человека.

На первый взгляд и проявление такой формы вины как неосторожность является общим признаком. Но в статье 109 это основной признак субъективной стороны, а для 111 статьи – неосторожность причинения смерти, является лишь квалифицирующим признаком при наступлении более опасных общественных последствий – таких, как смерть

И установлена эта ответственность законодателем скорее для отграничения от еще более тяжкого и опасного состава – умышленного причинения смерти человеку, т.е. убийства.

Основным же отличием составов является именно форма вины, так как в целом состав 111 является умышленным, а 109 полностью неосторожным.

При совершении преступления по 109 статье субъект может совершать вполне безобидные на первый взгляд вещи, предугадать последствия причинения смерти кому-либо в результате которых, является не простым делом, не говоря уже о каких-либо злых намерениях гражданина.

Когда осуществляется сценарий 111 статьи – минимум, о чем можно говорить, так это о наличии желания у субъекта причинить опасный для жизни вред здоровью человека и совершения им волевых действий для наступления таких последствий.

Да, наступления смерти он не хочет, но дубасит, например, человека «от всей души».

Существенные различия имеются также и в общественной опасности данных преступлений, и в размерах применяемых наказаний до 2 лет лишения по статье 109 и до 15 по ст. 111 УК РФ соответственно.

Рассмотрим пару классических примеров таких составов.

Пример 1. А., употребив спиртного, вспомнил старые обиды на своего соседа Г. из-за установки забора между их земельными участками.

А. взяв охотничье ружье, вышел во двор и решил попугать соседа и подпортить тот самый забор, произвел два выстрела из ружья в направлении участка соседа.

Забор был изготовлен из металлического профлиста и заряженная в патрон пуля с легкостью его пробила, в дальнейшем угодив соседу прямо в грудь. От ранения сосед Г. скончался на месте.

Опрошенный А. пояснил, что он ни в коем случае не хотел причинения не то, что смерти, а даже малейших повреждений своему соседу, с которым он почти 20 лет жил в мире и согласии.

Ружье с его слов было заряжено патронами с дробью, как в нем оказался патрон с пулей он не понимал. И наступления таких трагических последствий А. не предвидел, хотя по обстоятельствам мог их предвидеть и должен был это сделать.

В результате расследования уголовного дела с учетом всех обстоятельств суд вынес приговор по ст.109 УК РФ и назначил А. к отбытию 1 год лишения свободы в колонии общего режима.

Пример 2. В ходе ссоры из-за вкусовых предпочтений алкогольных напитков В. избивал гражданина С. в течение 15 минут. Бил его сначала руками, потом ногами и деревянной палкой по телу.

С. с телесными повреждениями доставили в больницу в тяжелом состоянии и с подозрением на разрывы внутренних органов, прооперировали.

В результате у С. был установлен разрыв поджелудочной железы (повреждение, квалифицируемое как опасное для жизни). Через два дня после операции С. умер от панкреонекроза.

Причинная связь между нанесенными телесными повреждениями и смертью экспертизой была установлена. С. умер из-за повреждения именно поджелудочной железы, которую не удалось восстановить после операции.

В свое оправдание В. говорил на следствии и в суде, что не хотел убивать С., в связи с чем не наносил ему ударов палкой по голове, хотел лишь «проучить» его и сделать больно.

Суд согласился исходя из обстоятельств дела с мнением В. и осудил его по части 4 ст.111 УК РФ, назначив наказание – 12 лет лишения свободы за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшие смерть.

Как видно из приведенных примеров умысел субъектов в обоих случаях не был направлен на умышленное причинение смерти другому человеку. Здесь просматривается и различная опасность для общества этих преступлений, и их тяжесть.

Наверняка хладнокровное избиение имеет большую опасность чем необдуманная стрельба по забору соседа (хотя обращение с оружием изначально требует особого к нему отношения и использования по определенным правилам).

Как итог мы видим разницу в назначенных судом наказаний по рассмотренным составам, с учетом изучения конкретных обстоятельств каждого случая.

Если вы попали в ситуацию, связанную с причинением вреда здоровью или смерти другому человеку, не оставайтесь наедине с правосудием, воспользуйтесь услугами адвоката по уголовным делам. Кроме того, на нашем сайте можно бесплатно задать вопрос.

Порядок выборов Президента Российской Федерации

Президент РФ избирается гражданами РФ путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 6 лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в РФ государства или территории принятой в РФ части государства. Президенту РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Данное положение применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение (4 июля 2020 г.), и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением (ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ).

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты двумя способами:

  1. политическими партиями;
  2. в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в ЦИК РФ.

Политические партии, представленные в Государственной Думе и/ или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее, чем в 1/3 субъектов РФ могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей.

Кандидаты от иных политических партий и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить в Центральную избирательную комиссию не менее 100000 и 300000 подписей избирателей в свою поддержку соответственно.

Избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил более 50% голосов избирателей, то проводится повторное голосование (второй тур выборов) по двум кандидатурам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Во втором туре президентских выборов избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов (то есть больше, чем другой кандидат).

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ. Торжественная церемония вступления в должность Президента РФ именуется инаугурацией.