Градостроительный кодекс российской федерации от 29.12.2004 n 190-фз ст 39 (ред. от 02.07.2021)

Оглавление

Судебная практика

В судебных исках по поводу того, насколько правильно и законодательно точно проводятся вынесения заключений по выдаче земельных участков под застройку достаточно много субъективных факторов. Тем не менее пересмотр вынесенных решений и устранение ошибок, допущенных первой инстанцией, вносит необходимое соответствие, в частности:

  1. По определению Конституционного суда РФ № 931 от 15 июля 2010 г. были восстановлены конституционные права жительница Санкт-Петербурга Андроновой О. О. на участие в общественном обсуждении выделения участка под застройку.
  2. На основании Приказа Министерства строительства РФ № 98 от 19 февраля 2016 года утверждены полномочия на авторский надзор. Если зарегистрировано расхождение от утвержденных размеров объекта, то его оформляют на основании ст. 39, 40 ГрК РФ.
  3. Определением ВС РФ № 307-КГ16-1022 от 22 марта 2016 утверждено решение по выделению участков и территорий для застройки.
  4. По документу ВС РФ 309-КГ16-5683 от 14 июня 2016 года заявителю было отказано. Поступило разъяснение, что в аргументации просьбы в изменении решения Муниципалитета г. Екатеринбург отсутствовали фактические обстоятельства.
  5. Апелляционным определением Верховного Суда РФ № N 56-АПГ16-17 от 29 сентября 2016 года было отменено ограничение на п. 6, 19, 20 ч. 1 Закона Приморского Края № 497 от 18 ноября 2014 г.
  6. По определению ВС РФ 303-ЭС16-15287 от 22 ноября 2016 подтверждено решение первой инстанции о сносе объекта самовольной застройки, выполненной предпринимателем для осуществления бизнеса.

Проект межевания территории

Решение о подготовке градостроительной документации, в том числе и таких документов, как проект планировки и проект межевания территорий, принимает орган местного самоуправления самостоятельно либо по заявлению заинтересованных лиц.

Эти два вида документов могут разрабатываться как отдельно, так и совместно — в этом случае проект межевания является составной частью проекта планировки.

Необходимость подготовки проекта планировки и проекта межевания территории разберем на примере создания садоводческого товарищества. Общая территория товарищества, поставленная на кадастровый учёт под определенным кадастровым номером, предполагает ее разделения на земельные участки отдельных собственников и земельные участки общего пользования. При этом в проекте планировки территории устанавливаются зоны размещения садовых участков, транспортной инфраструктуры, систем водо- и электроснабжения и т.д. по всей территории товарищества, а проектом межевания территории устанавливаются границы земельных участков запланированных зон.

То есть, проект планировки территории — это документ, выделяющий элементы планировочной структуры, устанавливающий параметры их развития, выделяющий зоны размещения объектов капитального строительства, а проект межевания — это документ, устанавливающий границы земельных участков.

Кроме того, проект межевания территории необходим в случаях образования земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; при образовании земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; при образовании земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; при образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Проект межевания территории кроме текстовой части включает в себя чертеж межевания территории, на котором отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Помимо этого в проекте межевания территории также должны быть указаны: площади образуемых и изменяемых земельных участков и их частей; образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Земельным кодексом.

После того как проект межевания территории готов, он выносится на публичные слушания. На данном этапе заинтересованные лица могут увидеть проект и потребовать внести в него изменения и дополнения. В этом случае орган местного самоуправления обязан рассмотреть замечания, но окончательное решение — утвердить проект, отвергнуть его или отправить на доработку остается за органом власти.

Сведения утвержденного проекта межевания территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, но это не означает, что заинтересованные лица автоматически становятся собственниками объектов недвижимости. Чтобы стать реальными хозяевами на своей земле, они должны заказать в специализированной организации межевой план, поставить объект недвижимости на кадастровый учет и зарегистрировать свои права.

Разъяснение комментариев к статье

Несмотря на точность законодательства в отношении земельных вопросов как наиболее ценной материальной составляющей государства, страны, народа, юридическая практика требует конкретизации всех аспектов любого изменения статуса территорий. Комментарии юристов к 39 статье Градостроительного кодекса РФ подтверждают, что индивидуальный подход к вынесению заключений по каждому отдельному участку необходим в следующих ситуациях:

  • необходимость определить пропорции соотношения основного и вспомогательного типов;
  • в периметре, выделенном под застройку земли, должен превалировать главный тип.

Последние изменения

Отечественное законодательство находится в постоянном совершенствовании и приведении к реалиям современности. В частности, Градостроительный кодекс также претерпевает значительные доработки. Ст. 39 за последние годы несколько раз ужесточалась, чтобы избегать несанкционированного использования земельных наделов под застройку.

Редакция, дата Вступление в силу
1 24 ноября, 2014 год 1 марта 2015 г.
2 22 октября 2014 г. 15 ноября 2014 г.
3 22 октября 2014 г. 1 августа 2014 г.
4 21 июля, 28 июня, 05 мая, 02 апреля 2014 года 31 декабря 2013 г.
5 23 июля 2013 года 1 сентября 2013 г.

При изучении особенностей градостроительного права специалисты рекомендуют самые последние изменения, которые в наибольшей степени соответствуют действующим нормам других взаимодействующих законодательных актов.

Комментарий к ст. 40 ГрК РФ

  1. 1

    По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения — домашний арест (ст. 107) и заключение под стражу (ст. 108) — сопряжены с принудительным пребыванием обвиняемого, подозреваемого в ограниченном пространстве, с изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных или иных трудовых обязанностей, невозможностью свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц, т.е. данные меры физически (против воли и желания заинтересованных лиц), непосредственно ограничивают право на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное ст. 22 Конституции РФ. По этой причине они избираются и применяются только судом в состязательной процедуре и на конкретный, специально установленный срок. Общность данной группы мер пресечения была подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 06.12.2011 N 27-П по делу о проверке конституционности ст. 107 УПК РФ в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А.Т. Федина.

    Остальные меры пресечения — психологически-принудительные — ограничивают свободу обвиняемого (подозреваемого) психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, не посягают на само ядро прав, гарантированных статьей 22 Конституции РФ, и обычно связаны с некоторыми условиями их осуществления, а также сопряжены с ограничением права, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ (ч. 1), — свободно передвигаться, выбирать место пребывания на территории РФ. Психологически-принудительные меры избираются и применяются в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства и при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве). «Добровольный» характер исполнения данных мер позволяет избирать их в розыскной процедуре (органам уголовного преследования без предварительного судебного разрешения), поскольку дача согласия (или отказ в этом) в какой-то степени уравнивает стороны. Однако это подобие равноправия «сторон» не гарантирует от злоупотреблений, поэтому последующий судебный контроль над избранием мер пресечения (ст. 125 УПК) трудно переоценить.

    Психологически-принудительные меры пресечения регулируются Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 N 45/110. Согласно п. 3.4 этих Правил не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на обвиняемого (подозреваемого) и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия обвиняемого (подозреваемого).

  2. 2

    Сущность психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого (подозреваемого) возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

  3. 3

    Все психологически-принудительные меры пресечения обеспечиваются угрозой применения более строгой меры пресечения в случае процессуальных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 110).

Комментарий к Статье 8.2 Градостроительного кодекса

В комментируемую статью включена правовая норма отсылочного характера о возможности перераспределения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ. При этом сделана ссылка на ч. 1.2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в которой и предусматривается порядок перераспределения полномочий между указанными субъектами.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Суть этого порядка заключается в следующем:

1) перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ может осуществляться законами субъекта РФ (а не какими-либо иными правовыми актами);

2) такие законы субъекта РФ, предусматривающие нормы и перераспределение полномочий, вступают в силу с начала очередного финансового года (а не в какие-то иные сроки);

3) перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

В настоящее время практически во всех субъектах РФ такой орган (законодательное собрание, дума и т.п.) избирается на срок пять лет. При таких условиях законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ может принять соответствующий закон со сроком действия правовых норм о перераспределении градостроительных полномочий как минимум до конца срока полномочий этого органа текущего созыва (то есть до избрания нового состава законодательного органа) либо на более длительный срок.

Следует заметить, что в комментируемой статье речь идет о перераспределении полномочий только в области градостроительной деятельности, установленных ГрК РФ. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ч. 1.2 ст. 17) запрещено отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, изменения границ территории муниципального образования и некоторых других, даже если они каким-то образом связаны с осуществлением градостроительной деятельности.

Проектная документация

Новой редакцией статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, в том числе проектной документации:

  • автозаправочных станций,
  • складов горюче-смазочных материалов.

При условии, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов:

  1. планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности;
  2. предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности

1. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

2. Сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке.

4. Утвержденные сметные нормативы включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

О проблеме увеличения жилого фонда в России

В свою очередь, возведение достаточного для удовлетворения потребности в жилье фонда в стране в целом позволяют решить многочисленные проблемы, не менее актуальные на сегодняшний день. Основные проблемы регионов, которые решаются одновременно с улучшением положения на рынке жилья:

увеличение объемов инвестиций является приоритетом региональной политики; это особенно важно для районов с низкими показателями социального развития, депрессивных областей;
создание условий для привлечения средств федерального бюджета, отечественных и зарубежных инвесторов в значительной мере оздоровляет экономический климат на региональном и общегосударственном уровне;
наращивание темпов строительства жилья укрепляет позиции страны в области экономики, науки, социальной и общественной сферах;
создание дополнительных основных фондов в качестве обеспечения материальной и финансовой стабильности в народном хозяйстве страны;
развитие промышленной и экономической ситуации за счет создания дополнительных рабочих мест, необходимых при расширении строительной отрасли;
улучшение демографической ситуации, комфортные жилищные условия способствуют росту рождаемости, в частности, в областях, где превалирует население продуктивного возраста;
наличие собственного современного жилья значительно снижает миграцию населения как внутри страны, так и за ее рубежи, особенно с высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки;
изменение ориентиров современной строительной отрасли с методики точечной застройки на проекты по комплексному освоению территорий, отведенных в соответствии с государственными нормативными актами под строительство целостных жилых комплексов со всеми необходимыми объектами;
кроме обеспечения удобными и комфортными квартирами, это новые школы, детские сады, лечебные учреждения, торговые и развлекательные центры, качественные дороги и другие коммуникации общественного назначения.

Жизнь в современном комплексе — это не просто удобство. Строительство компактных районов позволяет обеспечивать их жителям безопасность, спокойствие. Там можно с удовольствием жить, работать и отдыхать.