Другой комментарий к статье 57 Конституции Украины
Основные права и свободы человека и гражданина и Украины закреплены и гарантированы Конституцией. Она исходит из того, что только их знание позволяет человеку иметь, пользоваться и распоряжаться материальными, политическими, культурными и социальными благами и ценностями, основными свободами.
В то же время каждый человек должен знать и добросовестно выполнять свои обязанности, уважать права и законные интересы других лиц, поскольку это является требованием общества, быть непримиримой к анти-общественных поступков и всячески способствовать охране общественного порядка и соблюдению трудовой дисциплины.
Знание каждым гражданином Украины, другими лицами, находящимися на его территории, всей совокупности прав и свобод, которые она может использовать, и обязанностей, которые должна выполнять, является важной предпосылкой правомерного поведения и развития общественной активности. Конституция в этой статье впервые закрепила важный обязанность государства по обеспечению доведения законов и других нормативно-правовых актов, определяющих права и обязанности граждан до сведения населения
Конституция в этой статье впервые закрепила важный обязанность государства по обеспечению доведения законов и других нормативно-правовых актов, определяющих права и обязанности граждан до сведения населения.
При этом ставится требование к государству осуществить это в установленном законом порядке. Если закон или иной (подзаконный) нормативно-правовой акт не будет доведен до населения или будет нарушен порядок такого доказательства, то он не считается введенным в действие, не является действующим и не порождает: каких-либо юридических последствий.
Официально законы Украины обнародуются в изданиях Верховной Рады “Ведомости Верховной Рады Украины” и газете “Голос Украины”. Для обеспечения учреждений, организаций и предприятий, а также граждан законодательными актами Институт законодательства Верховной Рады Украины осуществляет многотомное издание сборника “Законы Украины”. Данное издание “Комментария к Конституции Украины” имеет целью разъяснение содержания нового Основного Закона государства для широких слоев населения.
Реализация обязанности государства по правовому информированию населения должно обеспечиваться по инициативе, под контролем и при финансовой поддержке со стороны государства при широком использовании средств массовой информации, пропагандистской и воспитательной работой среди различных слоев населения, в частности в учебных заведениях всех уровней. Именно этого требует “Всемирный план действий по воспитанию в духе международного взаимопонимания, сотрудничества, мира и в духе уважения прав и основных свобод”, принятый в 1993 г. с участием нашего государства.
Комментарий к Ст. 57 Конституции Российской Федерации
Комментируемая статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы. Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета. Отметим, что Конституция РФ, в отличие от конституций некоторых зарубежных государств, не предусматривает целей взимания налогов.
Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов. В свою очередь, налоги — это законный способ изъятия частной собственности, плательщики в течение нескольких веков боролись за установление четких гарантий защиты от произвола органов власти по установлению налогов и сборов.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)
Отметим, что Конституция России в установлении подобных гарантий очень лаконична. В силу этого особый вес имеет каждое слово комментируемой конституционной нормы.
Конституция РФ в ст. 57 называет два источника пополнения бюджета — налоги и сборы. Основные признаки налога были определены в 1998 г. Конституционным Судом РФ, рассматривавшим его как индивидуальный безвозмездный платеж, последствием неуплаты которого является принудительное изъятие соответствующих денежных средств*(268). Позднее определения налога и сбора были закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Отметим, что обязанность уплачивать налоги и сборы установлена в отношении как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства («каждый обязан платить…»). При этом порядок уплаты налогов данными категориями лиц различен.
Важным принципом, прямо не закрепленным в Конституции РФ, но введенным в правовую систему Конституционным Судом РФ, следует считать принцип баланса публичных и частных интересов, являющийся основой правового регулирования порядка налогообложения в РФ*(269). При формулировании данного принципа Конституционный Суд РФ вывел на первое место публичные интересы, что, по нашему мнению, противоречит ст. 2 Конституции РФ.
Таким образом, несмотря на краткость нормы комментируемой статьи Конституции РФ, Конституционный Суд России создал развитую систему правового регулирования системы налогов и сборов в РФ. Причем в некоторых случаях Суд явно вышел за пределы нормы и истолковал ее чрезмерно широко. Таково, например, Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации«*(270), в котором Суд ввел понятие реальности затрат на уплату НДС как необходимого условия вычета по НДС; или определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 93-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тайга-Экс» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации«*(271), в котором Суд подтвердил конституционность норм, устанавливающих требования к оформлению счетов-фактур. Данные правовые позиции, по нашему мнению, ни прямо ни косвенно не вытекают из положений комментируемой статьи и должны быть полностью отданы на усмотрению законодателю.