Понятие и определение должностного лица в законодательстве. права и обязанности должностного лица

Общие положения

Согласно законодательству, привлекать к административной ответственности могут как граждан и должностных лиц, так индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В зависимости от статуса виновного варьируются и последствия нарушения закона, от административных штрафов до дисквалификации должностного лица.

Например, за ненадлежащее оформление трудового договора, светит штраф в размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей (на должностное лицо);
  • от 5000 до 10 000 рублей (на ИП);
  • от 50 000 до 100 000 рублей (на юридическое лицо).

Причем, никто не запрещает налагать штраф одновременно на должностное и юридическое лицо.

Что же такое должностное лицо по КоАП?

Российские публичные должностные лица (РПДЛ) — Студопедия.Нет

Лица, замещающие(занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru).

Cубъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.

4. Лицо, связанное с ПДЛ – супруг или супруга ПДЛ, его близкий родственник (родственник по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородный и неполнородный (имеющий общего отца или мать) брат и сестра, усыновитель и усыновленный).

III. Отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ

Выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания.

Следует учитывать, что выявление ПДЛ осуществляется как при совершении разовых операций (сделок), так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной операции (сделки).

Для выявления ПДЛ рекомендуется следующее:

Анкетирование иустный опрос

При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения.

В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.

После заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняетсяпорядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.

Проверка по общедоступным информационным ресурсами коммерческим базам данных

В целях верификации данных, сформированных по результатам анкетирования и устного опроса, субъект первичного финансового мониторинга обращается к общедоступной информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», анализирует информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, таких, как, например, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО «Интерфакс»(система СПАРК, «Центр раскрытия корпоративной информации»), акционерное общество «Финмаркет» («X-Compliance»), ООО «Интерфакс — Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента»), ЗАО «СКРИН», а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.

Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Халатность

С объективной стороны халатность может быть как действием, так и  действием. Она может состоять в: а) неисполнении лицом своих обязанностей, т.е. бездействии при наличии обязанности действовать, что вытекает из его должностных полномочий, либо б) ненадлежащем исполнении лицом своих обязанностей, т.е. выполнении их «спустя рукава», несвоевременно, неправильно. Формы халатности разнообразны (непринятие мер к устранению выявленных нарушений, отсутствие контроля за исполнением принявшего решения). Сокрытие недостачи, образовавшейся вследствие халатности, путем обмана потребителей, образует совокупность преступлений, пpeдycмотренных ст. 293 и 200 УК.

Совершение названных действий (бездействия) образует халатность, если они совершены вследствие недобросовестного (нечестного, формального) или небрежного (недолжного, нерассудительного) к ним отношения. Содеянное лишь тогда признается преступным, когда должностное лицо имет реальную возможность выполнить свои обязанности надлежащим образом.

Обязательным признаком объективной стороны халатности являются последствия в виде существенного нарушения названных в законе прав и интересов. Одинаковая формулировка последствий в ст

285,286 и 293 не исключает различия в их содержании в умышленном и неосторожном преступлении. В первую очередь, это относится к размеру имущественного ущерба

При халатности он должен быть значительно больше.

Установление причинной связи при халатности необходимо, т.к. в преступлениях, связанных с нарушением должностных обязанностей, времанная последовательность причины и следствия не всегда предстает в виде: нарушение — результат.

Оконченным преступление является тогда, когда преступные последствия наступили именно вследствие названных в законе действий (бездействия).

С субъективной стороны — это неосторожное преступление. Корыстные мотивы действий по службе исключают квалификацию по ст

293.

Субъектом халатности является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285). Технические работники при недобросовестном отношении к своим обязанностям не могут отвечать за халатность.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют названные в ч

1 статьи действия (бездействие), если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание иных тяжких последствий в каждом случае подлежит тщательному установлению

Квалифицированный состав халатности следует отграничивать, например, от преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 118, ч. 4 ст. 122 УК. В названных преступлениях наступление смерти связано с выполнением профессиональных обязанностей, а не должностных, как при халатности.

Предусмотренная в ст. 293 норма является общей по отношению к ряду специальных норм (см. ст. 143, 216, 217, 283, 299, 305). При их конкуренции применяется специальная норма.

показать содержание

Выборное должностное лицо — это кто?

К сожалению, найти федеральный правовой акт с подробным описанием деятельности представленного лица будет весьма проблематично. Конституция РФ или ФЗ РФ о принципах устройства российского местного самоуправления хоть и дают определения, но, к сожалению, довольно сухо. При этом существует множество региональных нормативных актов, предоставляющих довольно подробную характеристику представленного понятия. Так, в качестве основы можно взять один из региональных законов о статусе рассматриваемого лица. В первой же статье здесь приводится следующее определение: выборное должностное лицо — это народный представитель, выбранный путем голосования или же поставленный представительным органом местного самоуправления. Он наделен определенным рядом полномочий, связанных с решениями вопросов регионального типа. Выборное должностное лицо замещает муниципальную выборную должность. Все полномочия такого лица должны быть связаны с муниципальным уставом.

Определение

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица – граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Что считается злоупотреблением должностными полномочиями?

Согласно законодательству, под злоупотреблением должностными полномочиями подразумевается использование лицом своих служебных возможной для извлечения материальной или другой выгоды. Действие должно быть совершено из корыстных мотивов и ведет к нарушению законных прав граждан или организаций. Как видно, формулировка недостаточно четкая, и под нее могут подпадать многие действия. Кроме того, в уголовном кодексе есть очень похожее правонарушение – превышение служебных полномочий, и нужно разграничивать эти преступления.

Существуют обязательные признаки злоупотребления должностными полномочиями, с помощью которых можно точно определить, могут ли квалифицироваться конкретные действия по данной статье УК или нет. Вот они:

  • лицо, обвиняемое в должностном преступлении, имеет определенный круг полномочий, и действия были совершены в их пределах – может отдавать приказы, распоряжения, инструкции, которые обязательно должны исполняться подчиненными. Проще говоря, обвинить в злоупотреблении должностными полномочиями можно только члена руководящего состава госкомпании;
  • полномочия были использованы против тех интересов, ради которых лицо ими наделялось. Каждый чиновник или руководитель имеет ряд должностных обязанностей и соответствующий им круг полномочий. Если полномочия использовались в интересах, которые явно противоречат должностным обязанностям, это является признаком злоупотребления;
  • правонарушение было совершено с корыстными целями – конечной целью действий обвиняемого является улучшение собственного материального положения, выгода для родственников или других связанных с обвиняемых лиц, и эта выгода доказана.

Как видно из приведенных выше признаков преступления, каждый из них является обязательным для выдвижения обвинения именно в злоупотреблении служебным положением. Если не доказаны корыстные мотивы, но есть ущерб для граждан или организаций, речь может идти о преступной халатности. Если же незаконное обогащение не ставится под сомнение, но для этого не использовались должностные полномочия, или лицо их попросту не имело, действия можно квалифицировать как взятку, но не как злоупотребление служебными полномочиями. Потому следствию нужно доказать наличие всех вышеперечисленных признаков преступления.

Подробное определение понятия

  1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) считаются лица, временно, постоянно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти или исполняющие административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, государственных корпорациях и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.
  2. Под лицами, которые занимают государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и федеральными конституционными законами для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  3. Под лицами, которые занимают государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, устанавливаемые уставами субъектов Российской Федерации или конституциями для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  4. Служащие органов местного самоуправления и государственные служащие, которые не относятся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в ситуациях, предусмотренных специально соответствующими статьями.

Приведённое выше определение относится к уголовному праву, в КРФобАП, в примечании к статье 2.4, дают немного отличное и более широкое определение должностного лица:

В настоящем Кодексе под должностным лицом необходимо понимать лицо, временно, постоянно или соответственно со специальными полномочиями производящее функции представителя власти, то есть наделенное в порядке, установленном законом, распорядительными полномочиями по отношению к лицам, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с исполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций руководители и другие работники прочих организаций и совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями:

  • 13.25;
  • 14.24;
  • 15.17 — 15.22;
  • 15.23.1;
  • 15.24.1;
  • 15.29 — 15.31;
  • частью 9 статьи 19.5;
  • статьей 19.7.3 настоящего Кодекса;

несут административную ответственность, как должностные лица:

  • члены советов директоров (наблюдательных советов);
  • исполнительных коллегиальных органов (дирекций, правлений);
  • ревизионных комиссий (ревизоры);
  • счётных комиссий;
  • ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, которые осуществляют полномочия исполнительных единоличных органов прочих организаций.

Лица, которые осуществляют функции члена аукционной, конкурсной, единой или котировочной комиссии, созданной муниципальным или государственным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут, как должностные лица, административную ответственность. Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые совершили административные правонарушения, несут, как должностные лица, административную ответственность, если настоящим Кодексом не установлено другое.

Мы коротко рассмотрели должностное лицо, в частности, в России. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

На видео: Государственная служба и должности. Ликбез

Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом Лига 2009-10-18

Версия для печати

? Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом?

Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)

Действующее законодательство не содержит непосредственного определения термина «должностное лицо».

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухучете вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Поэтому ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока также несут:

• или собственник (собственники);

• или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно избирает формы его организации, в частности путем введения в штат предприятия должности бухгалтера или создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером (п. 4 ст. 8 Закона о бухучете).

При этом административная ответственность за отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, установленная ст. 1631 КоАП, влечет за собой наложение штрафов на указанных лиц.

Согласно ст. 2 Закона о госслужбе должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей госорганов и их аппарата, другие госслужащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В практике применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции под должностным лицом понимается особая категория служащих государственных и общественных органов, учреждений, организаций, предприятий, которые занимают постоянно или временно, по назначению, выбору или в другом установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и полномочны осуществлять юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений. Содержание и объем таких действий разные и определяются занимаемой должностью.

Следовательно, в зависимости от возложенных на главного бухгалтера полномочий, направленных на установление, изменение или прекращение правоотношений, а также организационно-распорядительных функций, он либо является должностным лицом предприятия, либо нет – при их отсутствии.

Правовой глоссарий:

1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. Закон о госслужбе – Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г.

Что такое должностное лицо организации

Объясняется все это следующим образом: в основных документах, которые регулируют эти виды ответственности (Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), и Уголовный кодекс (УК)) — использован термин — должностное лицо.

Согласно УК, » должностными лицами являются, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают пост постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальным полномочиям».

Должностное лицо: обязанности, деятельность, полномочия

органов. Должностное лицо, занимающее государственные должности в субъектах РФ, — это особа, которая занимает установленную конституциями или уставами данных субъектов должность.

То есть эти люди непосредственно исполняют все полномочия государственных органов. Служащие государственных органов и местного самоуправления из тех, кому не даны полномочия лиц, в данной статье не рассматриваются.

это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно-властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать регистрационные, лицензионные действия, подписывать денежные документы, давать предписания, указания, применять меры административного принуждения и пр.).

Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.

Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их.

В основу определения понятия должностного лица законом положен функциональный признак — характер и содержание служебной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Должностное лицо – это лицо, которое в согласии с предоставленными полномочиями или выполняет распорядительные, организационные функции в государственных органах, в государственных или муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления, в военных формированиях или в Вооружённых силах РФ, или временно выполняет обязанности представителя государства.

Должностное лицо занимается такими вопросами: руководство производственной деятельностью работников, трудовым коллективом, планирование работы, организация труда подчиненных, подбор кадров, сохранение трудовой дисциплины и так далее.

Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России и стран СНГ.

На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, ведение ИП, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2018 год.

Понятие должностное лицо в законодательстве

Таким образом, как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций Административное право: учебник / Под ред. Л.Л.Попова. М. Юристъ, 2005.

Понятие должностного лица дано в примечании к статье 285 УК РФ: должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе (службе) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющих иные, технические функции.

Должностное лицо – представитель власти. функции власти, а следовательно – и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет.