Оглавление
Действия полиции, если применена физическая сила
Перед тем как сотрудник решит прибегнуть к силовому воздействию, он обязан представиться, сообщить, что он — работник правоохранительных органов. Затем предупредить присутствующих о своем намерении и дать время на выполнение законных требований. Конечно, это правило действует не всегда
. Если ситуация требует быстрой реакции, закон разрешает сотруднику полиции действовать с учетом обстановки, применить силу безо всяких предупреждений. Однако требование о минимизации любого ущерба от действий полицейских сохраняется.
Если сотрудниками полиции причинен физический вред, первая помощь должна быть оказана ими тут же на месте. Медицинская поддержка раненому предоставляется в максимально короткий срок. Информацию о получении травм, повреждений, которые возникли после применения силовых методов, сотрудники обязаны сообщить родственникам травмированного человека. Время на сообщение — не больше 24 часов.
В это же время — 24 часа — сотрудник должен известить свое непосредственное начальство о физических мерах воздействия и нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Это должен быть соответствующий рапорт.
В законе нет четкой дифференциации того, при пресечении каких правонарушений работникам милиции разрешено силовое вмешательство. Сравним: переход дороги в неположенном месте и драка в ресторане.
Два очень разных правонарушения — но разграничения, разрешающего или запрещающего применение физической силы полицией, нет. Видимо, законодатели при написании рассчитывали на здравый смысл сотрудников. Часто оказывается, что они ошибались.
Также отсутствуют и запреты на силовое воздействие сотрудников полиции применительно к субъектам. Статья 22 «Запреты и ограничения» говорит о спецсредствах. То есть в отношении женщин с явными признаками беременности, инвалидов и малолетних детей действует запрет только на использование специальных средств.
Текст Закона «О полиции»
-
Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Назначение полиции
- Статья 2. Основные направления деятельности полиции
- Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
- Статья 4. Организация полиции
-
Глава 2. Принципы деятельности полиции
- Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
- Статья 6. Законность
- Статья 7. Беспристрастность
- Статья 8. Открытость и публичность
- Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
- Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
- Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
-
Глава 3. Обязанности и права полиции
- Статья 12. Обязанности полиции
- Статья 13. Права полиции
-
Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
- Статья 14. Задержание
- Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
- Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
- Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
-
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 20. Применение физической силы
- Статья 21. Применение специальных средств
- Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
- Статья 23. Применение огнестрельного оружия
- Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
-
Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
- Статья 25. Сотрудник полиции
- Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
- Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
- Статья 28. Основные права сотрудника полиции
- Статья 29. Утратила силу.
- Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
- Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
- Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
- Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
- Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
-
Глава 7. Служба в полиции
- Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
- Статья 35. Утратила силу.
- Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.
- Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
-
Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
- Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
- Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
- Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
- Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
- Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
-
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
- Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
- Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
-
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
- Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
- Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
- Статья 51. Судебный контроль и надзор
- Статья 52. Прокурорский надзор
- Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
-
Глава 11. Заключительные положения
- Статья 54. Заключительные положения
- Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ с изменениями от 14.06.2012
Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств
Федеральным законом от 14.06.2012 N 78-ФЗ с 1 апреля 2013 года пункт 1 статьи 20 будет дополнен абзацем следующего содержания:
«оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.».
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
(абзац введен Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ)
2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.
3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.
Изменения закона
Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.
В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.
Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.
Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.
Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.
Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.
Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.
Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.
Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.
Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.
Когда применение физической силы разрешено
Применение сотрудниками физической силы и спецсредств регламентирует пятая глава «Закона о полиции» и третья «О войсках национальной гвардии Российской федерации». В них подробно описано, когда работники милиции могут применить силу, обозначена возможность использования спецсредств и запреты на это.
То есть насильственные действия правомерны только после того, как другие меры принуждения к сохранению правопорядка исчерпаны. Этот принцип реализуется в следующих случаях:
- при пресечении полицией правонарушений и преступлений;
- во время задержания и доставления в отдел лиц, совершивших правонарушение/преступление;
- если кто-либо активно противодействует законным требованиям сотрудника полиции.
Специальные средства: что к ним относится
Под специальными средствами (спецсредствами) понимаются технические предметы, устройства и вещества, а также служебные животные, официально состоящие у сотрудников полиции на вооружении. Исчерпывающий перечень данных средств и допустимый порядок их применения установлен в 2001 году постановлением правительства РФ.
Таким образом, специальными средствами полиции признаются:
1. Так называемые дубинки, значащиеся в перечне как «палки резиновые специальные».
2. Наручники (они же средства ограничения подвижности).
3. Электрошоковые и светозвуковые устройства.
4. Средства (или устройства) для принудительной остановки транспорта (далее — СПОТ).
5. Газовые средства и «химловушки» — маркирующие или окрашивающие устройства.
6. Комплект ССД – средства сковывания движения. Это уже не «браслеты», а сеть, которую набрасывают на задержанного при помощи спецустройства.
7. Водометы.
8. Служебные животные. Сюда входят не только обученные полицейские собаки, но и лошади.
Когда разрешено применять огнестрельное оружие сотруднику полиции
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;3) для освобождения заложников;4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Статья 20. Рассмотрение обращения финансовым уполномоченным
1. В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный в течение двух рабочих дней со дня поступления обращения направляет его копию в финансовую организацию, к которой предъявляются требования, через личный кабинет финансовой организации, ведение которого осуществляется Банком России или службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного в порядке, установленном Банком России или Советом Службы соответственно. Если к обращению не прилагается ответ финансовой организации на заявление потребителя финансовых услуг, финансовый уполномоченный направляет в указанную финансовую организацию копию обращения с запросом о предоставлении обоснованного решения финансовой организации по предмету спора, которое было направлено потребителю финансовых услуг. В этом случае финансовая организация обязана предоставить финансовому уполномоченному указанное решение в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса финансового уполномоченного.
2. Финансовый уполномоченный вправе запросить у финансовой организации разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну.
3. Финансовая организация обязана предоставить финансовому уполномоченному разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса финансового уполномоченного.
4. Непредоставление (несвоевременное предоставление) разъяснений, документов и (или) сведений, связанных с рассмотрением обращения, не препятствует рассмотрению обращения по существу.
5. Обращение рассматривается в заочной форме на основании предоставленных документов. Финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи.
6. О дате, времени и месте очного рассмотрения обращения стороны должны быть уведомлены не позднее чем за пять рабочих дней до дня рассмотрения обращения любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в порядке, установленном Советом Службы. Очное рассмотрение обращения не допускается в случае, если отсутствует подтверждение факта получения сторонами уведомления. Неявка на рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.
7. Течение срока, установленного для рассмотрения обращения, приостанавливается со дня направления сторонам и до дня получения ими уведомления об очном рассмотрении обращения.
8. Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:
1) в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;
2) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.
9. Течение срока рассмотрения обращения может быть приостановлено финансовым уполномоченным в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
10. Финансовый уполномоченный вправе организовывать проведение независимой экспертизы (оценки) по предмету спора для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращения. Финансовый уполномоченный вправе приостанавливать рассмотрение спора на срок, не превышающий десяти рабочих дней, в связи с необходимостью проведения экспертизы по предмету спора.
11. Рассмотрение обращения прекращается в случае отказа потребителя финансовых услуг от заявленных к финансовой организации требований путем направления (в том числе в электронной форме) финансовому уполномоченному соответствующего заявления, в случае урегулирования спора между его сторонами путем заключения соглашения, а также в случае добровольного исполнения финансовой организацией требований потребителя финансовых услуг.
Куда жаловаться, если физическая сила применена полицией необоснованно
Наверное, единственное средство защиты от полиции в ситуации необоснованного применения физической силы ее сотрудниками — мобильный телефон. Можно снимать на камеру, можно записывать на диктофон. Говорят, хороший метод — прямая трансляция, тогда работники органов правопорядка не смогут удалить эту запись. Если все получится, вы сможете приложить запись к жалобе в качестве доказательства.
Вам не могут запретить съемку: законодательного запрета просто не существует. Более того, ст. 8 ФЗ «О полиции» регламентирует ее деятельность открытой для общества. Если сотрудник запрещает вам снимать, он должен указать причину запрета — конкретный нормативный акт, пункт и статью закона.
Письменную жалобу подавайте в УСБ или прокуратуру
Не поддавайтесь эмоциям, здесь важно в деталях описать происходящее, точно указать полицейских, нарушивших ваши права.. Поэтому старайтесь запомнить или записать фамилии, звания, номера машин и нагрудных знаков работников
Также подробно укажите свои личные данные. Иск в суд о признании методов, используемых сотрудниками полиции, незаконными и требование компенсации — тоже ваше право.
Поэтому старайтесь запомнить или записать фамилии, звания, номера машин и нагрудных знаков работников. Также подробно укажите свои личные данные. Иск в суд о признании методов, используемых сотрудниками полиции, незаконными и требование компенсации — тоже ваше право.
В каких случаях полицейский получает право использовать служебное огнестрельное оружие
Не зная принципов законодательства, регулирующего работу полиции, можно ошибочно подумать, что оружие выдается сотруднику полиции и он свободно может применять его, как это нередко показывают в большинстве фильмов на криминальную тематику. В отличие от фильмов, в реальной жизни на применение силы или спецредств, а тем более огнестрельного оружия, существует немало ограничений, которые полицейскому при несении службы предписывает строго соблюдать Закон «О полиции». В России, кроме этого закона, использование оружия полицейским, правила ношения и порядок применения спецсредств и оружия, регулируются также конституционными законами РФ. К тому же для несения полицией служебных обязанностей могут использоваться исключительно огнестрельное оружие и марки и модели специальных служебных средств, указанными в Перечне, утвержденном правительством РФ.
Право сотрудников полиции в определенной ситуации пользоваться служебным огнестрельным оружием, как и специальными средствами, закреплено в ст. 18 Закона «О полиции». Воспользоваться этим законным правом полицейский может, оказавшись в ситуации, когда выполнение его служебных обязанностей невозможно без применения силовых методов.
Цели, принципы, порядок и случаи применения служебных специальных средств, оружия и физической силы регулирует Закон «О полиции», ст. 18-24.
Исходя из статьи 23 рассматриваемого в этой статье закона, сотрудник (группа сотрудников) полиции обладает правом на применение огнестрельного оружия: для пресечения нападения, связанного с применением насилия, считающегося опасным для жизни и здоровья (в том числе вооруженного или группового нападения на здания, организации и прочее), освобождения удерживаемых лиц-заложников, для задержания гражданина, совершающего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление, пресечение побега из МЛС.
Есть и другие ситуации, когда применение оружия полицейским допустимо: предупредительный выстрел, для остановки движущегося транспорта, разрушения замков, препятствующих проникновению в здание, обезвреживания животного (при угрозе жизни и здоровью).
Нарушение оснований правил и (или) порядка применения специальных средств, силы или служебного оружия, которые регламентирует Закон «О полиции», ст. 18-24, совершенное сотрудником полиции умышленно, будет являться уголовно наказуемым превышением должностных полномочий.
Когда применение оружия и специальных средств незаконно
И ещё несколько важных ограничений, действующих при использовании специальных средств. Сотрудникам полиции запрещено:
• Наносить удары резиновой дубинкой по голове, ключицам, области живота, в область сердца, шеи, половых органов.
• Применять СПОТ для пассажирского транспорта, если там имеются пассажиры. Это же относится и к различному мототранспорту, а также иностранному дипломатическому (консульскому) транспорту.
• Использование СПОТ запрещается на мостах, ж/д переездах, в тоннелях, эстакадах, а также в «сложной» местности с ограниченной видимостью или горных трассах.
• Окрашивающие средства устанавливаются только с согласия собственника того объекта, где планируется размещение.
• Применять водяные пушки (водометы) на холоде (при температуре ниже 0 градусов).
Список, конечно, не исчерпывающий. Но для всех ограничений применения спецсредств действует исключение: сотрудники полиции вправе не следовать им в случаях, допускающих использование огнестрельного оружия. Например, для задержания гражданина, оказывающего вооруженное сопротивление или освобождения заложников.
Против кого применение оружия и специальных средств незаконно
Важно знать следующее: законом «О полиции» установлены категории лиц, применение к которым оружия и спецсредств полностью исключено и ограничения. Незаконно применение оружия и специальных средств против малолетних (в случае с оружием и очевидно несовершеннолетних) граждан, беременных женщин и инвалидов (имеются в виду люди с явными внешними признаками инвалидности)
Недопустимо применять оружие при большом скоплении людей
Незаконно применение оружия и специальных средств против малолетних (в случае с оружием и очевидно несовершеннолетних) граждан, беременных женщин и инвалидов (имеются в виду люди с явными внешними признаками инвалидности). Недопустимо применять оружие при большом скоплении людей.
Исключение: вооруженное сопротивление и нападение (в том числе групповое), представляющее угрозу здоровью и жизни самих полицейских и (или) других граждан.