Гид по правам, обязанностям и свободам человека и гражданина в россии

Конституция российской федерации

от 12 декабря 1993 года (В редакции Федеральных конституционных законов Российской Федерации от 30.12.2008 г.

№6-ФКЗ, 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, 05.02.2014 г.

№, 21.07.2014 г. №) Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации 1.

Российская

Устройство общества и власти

Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства
России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что
власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип
демократии.

Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти,
Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены
все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила
взаимодействия федеральных и местных органов власти.

Важно. В Конституции прописана невозможность
установления одной идеологии, право на многопартийность и политическую свободу

Это важное
включение, которое кардинально отличает современный документ от советских.

Кроме того, Россия определяется светским государством, т.е. такое, в котором нет связи власти и
религии. В нашей стране могут свободно приниматься как различные вероисповедания, так и
атеистические убеждения.

Во главе государства стоит Президент, которого избирают граждане государства с
помощью всенародных выборов. В Конституции подробно прописано, кто может стать Президентом.
Например, он должен быть старше 35 лет, а также он должен постоянно проживать в России не менее
10 лет. Кроме того, там описаны обязанности вступающего на должность, записан текст присяги и
т.д.

Верховным законодательным органом власти РФ представлено Федеральное Собрание,
состоящее из двух палат — Совет Федерации и Государственная
Дума. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта России (один
от представительной власти и один — от исполнительной). Государственную Думу составляет
450 избранных депутатов.

В Конституции записано, кто может стать депутатом Думы, права и обязанности членов госдумы и
правила их взаимодействия.

Верховный орган исполнительной власти в России — Правительство. В состав входят
Председатель, его заместители и министры. Председателя выбирает Президент, согласуя свое решение
с Государственной Думы. В Конституции подробно описаны полномочия всех членов Правительства.

В Главе 7 Конституции подробно
представлены принципы организации судебной системы страны. В Конституции также описана организация местного самоуправления (глава
8).

Толкование положений статьи 21 Конституции РФ

…из Определения КС РФ N 428-О-П от 06.03.2008г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1), и никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Данные положения корреспондируют аналогичному предписанию статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статье 1 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Право на охрану достоинства личности, равно как и право на свободу и личную неприкосновенность, принадлежат каждому от рождения, относятся к числу основных прав человека и обеспечиваются повышенным уровнем гарантий со стороны государства. Именно поэтому Конституция Российской Федерации допускает возможность их ограничения лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь в установленном федеральным законом порядке (статья 55, часть 3). При этом предполагается, что государство обязано, не умаляя достоинство личности, устанавливать такой правопорядок, который позволял бы каждому реализовать себя, в том числе в профессиональной деятельности, без ущерба для своего достоинства, чести и деловой репутации…

…из Постановления КС РФ N 1-П от 15.01.1999г.

…Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия

Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства личности. Такая обязанность государства в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, согласно которой обеспечение потерпевшему доступа к правосудию должно сочетаться со справедливым обращением и признанием его достоинства (пункт 4)..

…из Постановления КС РФ N 14-П от 25.12.2007г.

…Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, достоинство личности охраняется государством, создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1; статья 39, часть 1)…

…из Постановления КС РФ N 8-П от 28.06.2007г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1); никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Эти положения корреспондируют предписаниям статьи 1 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу приведенных положений каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности. Охраняя достоинство личности, государство обязано не только воздерживаться от контроля над личной жизнью человека и от вмешательства в нее, но и создавать в рамках установленного правопорядка такой режим, который позволил бы каждому следовать принятым традициям и обычаям — национальным и религиозным. В частности, оно должно гарантировать достойное отношение к памяти человека, т.е. обеспечивать человеку возможность рассчитывать на то, что и после смерти его личные права будут охраняться, а государственные органы, официальные и частные лица — воздерживаться от посягательства на них…

Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан.

Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность.

Поэтому конституционные нормы — основополагающие

Оглавление КРФ

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя
      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство
      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации
      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание
      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации
      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура
      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление
      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Конституция Российской Федерации

1.

Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2.

Комментарий к Ст. 57 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы. Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета. Отметим, что Конституция РФ, в отличие от конституций некоторых зарубежных государств, не предусматривает целей взимания налогов.

Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов. В свою очередь, налоги — это законный способ изъятия частной собственности, плательщики в течение нескольких веков боролись за установление четких гарантий защиты от произвола органов власти по установлению налогов и сборов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Отметим, что Конституция России в установлении подобных гарантий очень лаконична. В силу этого особый вес имеет каждое слово комментируемой конституционной нормы.

Конституция РФ в ст. 57 называет два источника пополнения бюджета — налоги и сборы. Основные признаки налога были определены в 1998 г. Конституционным Судом РФ, рассматривавшим его как индивидуальный безвозмездный платеж, последствием неуплаты которого является принудительное изъятие соответствующих денежных средств*(268). Позднее определения налога и сбора были закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что обязанность уплачивать налоги и сборы установлена в отношении как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства («каждый обязан платить…»). При этом порядок уплаты налогов данными категориями лиц различен.

Важным принципом, прямо не закрепленным в Конституции РФ, но введенным в правовую систему Конституционным Судом РФ, следует считать принцип баланса публичных и частных интересов, являющийся основой правового регулирования порядка налогообложения в РФ*(269). При формулировании данного принципа Конституционный Суд РФ вывел на первое место публичные интересы, что, по нашему мнению, противоречит ст. 2 Конституции РФ.

Таким образом, несмотря на краткость нормы комментируемой статьи Конституции РФ, Конституционный Суд России создал развитую систему правового регулирования системы налогов и сборов в РФ. Причем в некоторых случаях Суд явно вышел за пределы нормы и истолковал ее чрезмерно широко. Таково, например, Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. N 169-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации«*(270), в котором Суд ввел понятие реальности затрат на уплату НДС как необходимого условия вычета по НДС; или определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 93-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Тайга-Экс» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации«*(271), в котором Суд подтвердил конституционность норм, устанавливающих требования к оформлению счетов-фактур. Данные правовые позиции, по нашему мнению, ни прямо ни косвенно не вытекают из положений комментируемой статьи и должны быть полностью отданы на усмотрению законодателю.

Основы конституционно-правового статуса личности

Сочетание прав и обязанностей, предусмотренных законодательными актами всевозможных областей права, представляет собой правовой статус (положение) личности, человека, гражданина, который рассматривают в качестве субъекта правоотношений, складывающихся в ходе исполнения законов разных сфер права, и в полной мере наделен всеми положенными ему своих прав, свобод и обязанностей.

Определение 1

Основы правового статуса граждан зкреплены Конституцией России, а конституционное право играет большую роль в координации общественных вопросов.

К основам правового статуса относят:

  • иметь гражданство;
  • общую правоспособность;
  • нормы правового статуса человека и гражданина;
  • наличие главных прав и свобод (экономических, гражданских, социально-культурных, политических)
  • наличие гарантий соблюдения главных прав и свобод человека и гражданина;
  • выполнение человеком и гражданином своих обязанностей.

Выше перечисленные основы являются центром правового статуса личности, обуславливают основное место индивидума в социуме. Они законодательно прописаны в главе 2 Конституции Российской Федерации. Многозначимо провозглашение всего объема прав и свобод граждан, их правовое равенство. К примеру, каждый гражданин на территории РФ имеет все права и свободы, а также несет равнозначные обязанности, исходя из принципов Конституции (п. 2 ст. 6 Конституции РФ).

Принципы правового статуса личности регламентируют основные права и обязанности личности перед другими людьми, сообществами, социумом, страной, они являются юридическими, находятся под государственной и правовой охраной. Данные принципы определяют подробную регламентацию правового статуса личности.

В ряде принципов конституционно-правового статуса личности в РФ рассматривают:

  • комплекс прав и обязанностей человека, который обладает правами и имеет обязанности относительно других личностей, сообществ, страны и социума;
  • неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предписанных Конституцией РФ, в одностороннем порядке;
  • равенство прав и обязанностей человека и гражданина;
  • гарантия реализации прав и выполнения обязанностей.

Сочетание прав и обязанностей подразумевает для каждого конституционного права человека возникновение обязанности у другого человека, государства или социума. (К примеру, каждый человек имеет право на заработанную пенсию по старости, а на соответствующие государственные структуры возлагается обязанность по выплате заработанной пенсии, используя накопленные обществом активы). Но не в каждой ситуации право соответствует появлению обязанности. (К примеру, по ч.1 ст.37 Конституции РФ каждый может реализовать свое право на труд, однако, ни у кого нет обязанности каждого трудоустраивать и прочее).

Замечание 3

Неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ, в одностороннем порядке отражена в конституционном запрете на принятие законодательных норм, лишающих или ущемляющих людей и граждан в их правах и свободах (ч.2 ст. 55 Конституции РФ). Конституционный запрет обеспечивается охраной и защитой судебной власти – Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и прочими.

Равенство прав и обязанностей человека и гражданина подразумевает не допустить ущемление прав и выполнение обязанностей из-за естественных особенностей человека или его положения в обществе. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится, что равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иное.

Гарантия реализации прав и выполнения обязанностей – совокупность условий (социально-экономических, политических, юридических, культурных и прочих), дающих возможность обеспечить выполнение гарантированных Конституцией России прав и свобод личности. Юридические (правовые) гарантии возлагают на государство обязанность по защите прав и свобод человека, регламентированных законодательством страны.

Конституция РФ закрепляет право на труд?

68 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн Спросить юриста 68 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут Помогите прошу .

Конституция РФ закрепляет: А) право на труд; Б) обязанность трудиться; В) свободу труда; Г) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены 06 Февраля 2016, 14:22, вопрос №1131981 Алана мамаева, г. Никольск Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 1766 ответов 1293 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Москва Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, ответ Г право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены 06 Февраля 2016, 14:36 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

https://youtube.com/watch?v=JD7I7UZ3Q4I

Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации

Выпуски рассылки «» № [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] [] : , , , : , , , , : , , , , , , , В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в.