Статья 21.1. непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

Оглавление

Комментарий к Ст. 21 ТК РФ

1. В настоящей статье закреплено всего 14 основных прав и 7 основных обязанностей работников в сфере труда, вытекающих из основных принципов трудового права (см. комментарий к ст. 2 ТК России). В отличие от КЗоТ РФ основные трудовые права и обязанности работника сконцентрированы в одной статье ТК, что позволяет говорить об их определенной системе.

2

При включении в ТК основных трудовых прав работника приняты во внимание не только соответствующие положения Конституции РФ об основных трудовых правах граждан, но и основополагающие международные правовые стандарты в сфере труда, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) и ряде конвенций МОТ, Европейской социальной хартии (1961 г.), Хартии Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся (1989 г.), Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.) и др

3. В числе основных трудовых прав работника названы индивидуальные и коллективные трудовые права.

4. Значительная часть трудовых прав работников носит индивидуальный характер, например право работника на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК, иными федеральными законами; на предоставление ему рабочего места, отвечающего требованиям и стандартам организации и безопасности труда; на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; право на отдых и т.д.

5. В числе основных прав работников можно назвать и права коллективного характера: например, право на участие в управлении организацией может быть реализовано как непосредственно, так и через представителей (см. комментарий к гл. 8 ТК РФ).

6. Особо следует выделить одно из основных прав работника — право на компенсацию причиненного ему морального вреда (см. комментарий к ст. 237 ТК).

7. Закрепляя различные права работника в сфере труда, ТК предусматривает гарантии реализации этих прав (см. комментарий к соответствующим статьям ТК).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

8. Правовую основу для реализации права работника на обязательное социальное страхование составляют ТК и положения ФЗ от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3586).

9. Кроме основных трудовых прав, в ст. 21 ТК закреплены и основные трудовые обязанности работника, которые сформулированы в самом общем виде.

10. Более подробно основные трудовые обязанности работников могут быть изложены с учетом специфики деятельности данного работодателя в правилах внутреннего трудового распорядка и в коллективном договоре, а также уточнены, конкретизированы в заключаемом индивидуально с каждым работником трудовом договоре (см. комментарий к соответствующим статьям ТК).

Толкование положений статьи 21 Конституции РФ

…из Определения КС РФ N 428-О-П от 06.03.2008г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1), и никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Данные положения корреспондируют аналогичному предписанию статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статье 1 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Право на охрану достоинства личности, равно как и право на свободу и личную неприкосновенность, принадлежат каждому от рождения, относятся к числу основных прав человека и обеспечиваются повышенным уровнем гарантий со стороны государства. Именно поэтому Конституция Российской Федерации допускает возможность их ограничения лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и лишь в установленном федеральным законом порядке (статья 55, часть 3). При этом предполагается, что государство обязано, не умаляя достоинство личности, устанавливать такой правопорядок, который позволял бы каждому реализовать себя, в том числе в профессиональной деятельности, без ущерба для своего достоинства, чести и деловой репутации…

…из Постановления КС РФ N 1-П от 15.01.1999г.

…Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на человеческое достоинство, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия

Государство, обеспечивая особое внимание к интересам и требованиям потерпевшего от преступления, обязано способствовать устранению нарушений его прав и восстановлению достоинства личности. Такая обязанность государства в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, согласно которой обеспечение потерпевшему доступа к правосудию должно сочетаться со справедливым обращением и признанием его достоинства (пункт 4)..

…из Постановления КС РФ N 14-П от 25.12.2007г.

…Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, достоинство личности охраняется государством, создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1; статья 39, часть 1)…

…из Постановления КС РФ N 8-П от 28.06.2007г.

…Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством (часть 1); никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2). Эти положения корреспондируют предписаниям статьи 1 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу приведенных положений каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности. Охраняя достоинство личности, государство обязано не только воздерживаться от контроля над личной жизнью человека и от вмешательства в нее, но и создавать в рамках установленного правопорядка такой режим, который позволил бы каждому следовать принятым традициям и обычаям — национальным и религиозным. В частности, оно должно гарантировать достойное отношение к памяти человека, т.е. обеспечивать человеку возможность рассчитывать на то, что и после смерти его личные права будут охраняться, а государственные органы, официальные и частные лица — воздерживаться от посягательства на них…

Второй комментарий к Ст. 21 УК РФ

1. Современная уголовно-правовая доктрина не отождествляет вменяемость с психическим здоровьем. Здоровье, как и его отсутствие, болезнь — понятия относительные. Для уголовно-правового статуса «субъект преступления» имеет значение не здоровье человека (или его отсутствие), а его качество как субъекта ответственности. Невменяемость — устанавливаемый на основании медицинского и юридического критериев психический статус лица, исключающий его способность выступать в роли субъекта преступления (являться носителем уголовно-правового статуса). Установление невменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние — прерогатива суда, который выносит свое решение на основании оценки медицинской характеристики психического состояния человека и своих собственных выводов о том, как это состояние повлияло на его поведение в обстоятельствах совершения общественно опасного деяния. Согласно этому выделяются медицинский (биологический) и юридический (психологический) критерии, совокупность которых определяет невменяемость.

2. Медицинский критерий невменяемости определяет наличие у лица психического расстройства, любого из перечисленных в части 1 ст. 21 УК.

Хроническое психическое расстройство (психические заболевания с тенденцией к прогрессированию), оставляющее после острых клинических проявлений нарастающий психический дефект в виде необратимых нарушений интеллектуальных функций приобретенного характера (например, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, прогрессивный паралич, старческий психоз и другие). Временное психическое расстройство — обратимое заболевание, которое может длиться от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, в редких случаях — несколько недель. Оно заканчивается выздоровлением, не оставляющим видимых изменений в психической деятельности (например, исключительные и реактивные состояния, алкогольный психоз). Слабоумие — психическое расстройство, для которого характерна грубая необратимость нарушений интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера (например, олигофрения, инволюционные процессы). Иное болезненное состояние — стойкое нарушение или аномалия в развитии психики, возникшие в результате перенесенных различных соматических, неврологических, инфекционных и других заболеваний или патологического воспитания (например, психопатия).

Классификация и симптоматология психических заболеваний (расстройств и болезненных состояний) относится к области психиатрии. Поэтому перечни заболеваний, относящихся к медицинским признакам невменяемости утверждаются Постановлением Правительства РФ и применяются специалистами при формулировании выводов их экспертных исследований.

3. Юридический критерий невменяемости. Для судебного решения о невменяемости недостаточно одного медицинского критерия: по законодательному определению требуется установить влияние психического расстройства на поведение лица в момент совершения инкриминируемого деяния, т.е. оценить интеллектуальные и волевые способности лица в конкретных юридически значимых обстоятельствах. Интеллектуальный признак невменяемости означает, что лицо не осознавало фактического характера и общественной опасности своего деяния в обстоятельствах его совершения (например, мать душит своего ребенка, полагая, что ласкает его).

Волевой признак невменяемости означает, что в обстоятельствах совершения общественно опасного деяния лицо не может руководить своими действиями (бездействием). Этот признак является типичным для маниакальных состояний психики, при которых интеллектуальная сфера психической деятельности не поражена, но в силу расстройства волевой сферы лицо совершает общественно опасное деяние под влиянием непреодолимого стремления (при клептомании, пиромании и другие).

Комментарий к ст. 21.4 КоАП

Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности урегулированы в статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О воинской обязанности и военной службе» (Российская газета. 2007. 10 января).

Так, руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

— оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (далее — военные комиссариаты);

— обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

— направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

— направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

— производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

— направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.

Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

— о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

— о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.