Статья 5.1. нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Что делать, если сотрудник полиции не предъявляет документы?

Если остановивший вас сотрудник полиции либо не показал по требованию удостоверение, либо ведет себя неподобающим образом, то вы имеете полное право подать на него жалобу. В этом случае стоит подать на него жалобу. Для этого узнайте его ФИО и номер отделения, за которым он закреплен. Если в отделении вашу жалобу не приняли, то обратитесь в прокуратуру.

Бывает и так, что сотрудник не только не показывает документы, но и не представляется. В этом случае вы можете вызвать полицию. Разобраться в ситуации должен уже второй полицейский. Весьма вероятно, что первый «сотрудник полиции» — мошенник.

Когда еще сотрудник не обязан показывать документы?

Сотрудники полиции не должны предъявлять свое полицейское удостоверение в том случае, если гражданин обращается к ним за помощью. У простых граждан нет возможности проверки документов у должностных лиц просто по желанию. Это указано в законе «О полиции». При обращении к сотруднику полиции он должен будет только представиться и назвать свою должность, а так же оказать помощь в рамках своей компетенции.

Стоит отметить, что у полицейских тоже есть права, и они легко могут быть нарушены простыми гражданами. Зачастую отказ предоставить документы при обращении к сотруднику полиции ошибочно расценивается как нарушение законодательства и влечет за собой жалобы в МВД и подобные инстанции. Такие жалобы не правомерны.

Пункт 3 статьи 5.27.1.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

КОММЕНТАРИИ:

Этот пункт охватывает три важных мероприятия по охране труда

1) Обучение руководящего состава организации и непосредственно самих сотрудников, выполняющих работы. Работник не может приступать к своим обязанностям, не ознакомившись с правилами техники безопасности по виду выполняемых им работ, а, также требованиями к использованию оборудования и материалов. Их незнание может привести к травме, смерти или развитию профессионального заболевания.  Доведением этих требований до сотрудников и проверкой полученных знаний занимается человек, имеющий соответствующую квалификацию, которая подтверждается удостоверением по соответствующему направлению охраны труда.

Данное мероприятие регулируется Постановлением Минтруда России, Минобразования России N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». В нем подробно расписаны все требования. Касающиеся данной процедуры.

2)  Перед тем, как принять сотрудника в штат организации, работодатель должен убедиться, что состояние здоровья позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности. Для этого организуется предварительный медосмотр.  Если в ходе его проведения выявляются медицинские противопоказания, то сотрудник к работам не допускается. Если же, какие-либо ограничения отсутствуют, то он может приступить к работе. В дальнейшем состояние его здоровья отслеживается посредством проведения периодических медицинских осмотров. Для различных работ и профессий периодичность их проведения разная. В том числе, в некоторых случаях, помимо вышеуказанных, дополнительно требуется проведение медосмотров перед началом каждой смены.  Данные процедуры контролируются Приказом Минздравсоцразвития России N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

3) Для определенного перечня профессий и видов работ помимо медосмотров дополнительно требуется психиатрическое освидетельствование. Данная процедура регулируется двумя документами:

  • Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»)
  • Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»

Статья 5

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. 6.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

2. Принципы деятельности полиции — это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции». 3. Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

4. Критерии принципов деятельности полиции следующие: — положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым; — принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило.

Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; — несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; — принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

5. Комментируемая статья 5 закона О полиции посвящена первому из основных принципов деятельности полиции — принципу уважения прав и свобод человека и гражданина. 7. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности. 14. Определимся теперь с понятиями «насилие», «пытки» и «обращение, унижающее человеческое достоинство», использованными законодателем в комментируемой статье.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр.

АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 334. См.: Ожегов С.И.

Частные вопросы по использованию статьи 5 ТК

Каким правовым актам должны соответствовать локальные акты компании в области трудовых отношений?

Они должны соотноситься не только с положениями ТК, но и тем перечнем актов, который упомянут в ст. 5 ТК. Речь идёт о соответствующих президентских указах, постановлениях органов власти на всех уровнях и т.п. В свою очередь, по смыслу данной статьи, все упомянутые в ней источники по трудовым взаимодействиям должны соответствовать ТК.

На какие источники опирается статья 5 ТК?

В первую очередь она базируется на статье 37 Конституции РФ с её положениями о свободном характере труда, признании возможности трудовых споров и т.д. Также среди источников нужно упомянуть ратифицированные СССР и РФ, как его правопреемницей, международные соглашения и договора, например, Конвенции МОТ №29 и №105 и т.д.

Есть какие-то законы, действующие на равнозначном уровне по отношению к ТК в вопросах трудовых взаимодействий?

К таковым можно отнести федеральные конституционные законы, например, ФЗ «О чрезвычайном положении». Благодаря своему статусу эти законы регулируют действия в области трудовых взаимоотношений в определённых ситуациях, о чём специально сообщается в самом ТК. Также в судебной практике, например, в Постановлении Пленума ВС, посвящённому использованию ТК, от 17.03.2004 №2, подчёркивается, что нормы международного права, соответствующим образом признанные РФ, доминируют при их противоречиях с российским законодательством.

На акты каких ведомств по трудовым отношениям нужно обращать особое внимание?

В первую очередь необходимо отслеживать постановления Минтруда, поскольку постановления и разъяснения данного ведомства являются определяющими для других госструктур на местном и федеральном уровне по вопросам трудовых взаимоотношений. Такая ситуация обеспечивает чёткую иерархию и единообразие трудовой политики на территории всей страны.

Какое значение в системе трудового права имеют коллективные договора и соглашения?

По ст. 5 ТК они признаются источниками права. Их спецификой является то, что они имеют индивидуальный договорной характер, т.е. действуют на основе договорённостей организации-нанимателя и её сотрудников

Естественно, что эти договора должны принимать во внимание как положения ТК, так и иные источники трудового права, упомянутые в ст. 5 ТК

Документы сотрудника полиции

Самый важный документ для любого полицейского — его удостоверение. Это небольшая красная книжечка, содержащая в основном номера — идентификаторы. Из информации о владельце там имеется только ФИО и фотография. Удостоверение имеет следующий вид:

  • Левая половина — фотография, эмблема государственного органа, личный код, дата действия удостоверения, голографическая наклейка;
  • Правая половина — номер удостоверения, должность сотрудника, ФИО сотрудника, печать подразделения, штрих — код, дата выдачи удостоверения, подпись руководителя отдела, в котором удостоверение выдано.

Удостоверение — самый главный документ сотрудника полиции. Без него полицейский — обычный человек, не имеющий прав, положенных ему по долгу службы. Остальные же документы, которые должен предоставить сотрудник полиции, зависят от обстоятельств, по которым сотрудник к вам обратился. Например, для обыска потребуется ордер, а для ареста — постановление суда.

Документы сотрудника полиции

Самый важный документ для любого полицейского — его удостоверение. Это небольшая красная книжечка, содержащая в основном номера — идентификаторы. Из информации о владельце там имеется только ФИО и фотография. Удостоверение имеет следующий вид:

  • Левая половина — фотография, эмблема государственного органа, личный код, дата действия удостоверения, голографическая наклейка;
  • Правая половина — номер удостоверения, должность сотрудника, ФИО сотрудника, печать подразделения, штрих — код, дата выдачи удостоверения, подпись руководителя отдела, в котором удостоверение выдано.

Удостоверение — самый главный документ сотрудника полиции. Без него полицейский — обычный человек, не имеющий прав, положенных ему по долгу службы. Остальные же документы, которые должен предоставить сотрудник полиции, зависят от обстоятельств, по которым сотрудник к вам обратился. Например, для обыска потребуется ордер, а для ареста — постановление суда.

Гражданин, пройдемте

4 ст

14 ФЗ «О полиции» к категориям граждан, которые могут быть задержаны, относятся, кроме тех, кто упомянут выше: Внимание полиции к этим группам, если, разумеется, не будет иметь место нарушение их прав, нарушением законодательства не является. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

5 ст. 5 ФЗ -3). Как должен действовать сотрудник патрульно-постовой службы, выявив иностранного гражданина без регистрации?

Обязан ли сотрудник полиции, патрулирующий территорию, принимать заявление о правонарушении вне стен дежурной части?

В последнем случае полиция вправе потребовать от граждан либо разойтись, либо перейти в другое место (п.7 ст.13 ФЗ-3).

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Правило № 2: при их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч.

3 ст. 19). Правило № 3: если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия, гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи. Правило № 4: о причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч.

Полицейские не будут обязаны представляться

В действующем законе «О полиции» прописано, что при обращении к гражданам сотрудники обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию удостоверение, а также объяснить, в чем заключаются их претензии. Если человека задерживают, то полицейский обязан назвать причину задержания и разъяснить гражданину его права.

Теперь правительство решило убрать из закона слово «обязан». Кроме того, в статье появляется пункт о том, что «при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения» сотрудник может представляться и объяснять причину задержания уже после того, как человека задержат.

Адвокат Виталий Черкасов, сотрудничающий с правозащитной организацией «Зона права», говорит, что по сути это правило уже действует, хоть и не закреплено в законе.

«Все мы неоднократно были свидетелями на месте событий или при просмотре видеозаписей, например, с места проведения каких-то публичных мероприятий, когда и сами участники этих акций, и окружающие люди кричат сотрудникам: «Представьтесь! Представьтесь!». Но сотрудники, подойдя к участнику какой-нибудь акции, без объяснения причин, не представившись, закручивают ему руку и сопровождают в салон служебного автомобиля», — рассуждает защитник.

Черкасов подчеркивает, что ни ему, ни его коллегам-юристам в последнее время не удавалось обжаловать отказ полицейских представляться ни в прокуратуре, ни в суде, ни у руководства МВД.

«То есть де-факто и сотрудники, и их руководители, и надзорные органы согласились с тем, что в особых случаях такой необходимости нет. Поэтому сейчас, если такая норма будет применена, де-факто вот эти действия будут основаны на требованиях закона», — добавляет Черкасов.

По его словам, теперь пострадавшим от насилия со стороны полицейских будет еще сложнее доказать это — жертвы не будут знать имена и должности сотрудников, а значит, не смогут указать в жалобе, кто именно их избил.

Должен ли полицейский предъявить вам свое удостоверение при обращении?

Да. Это его обязанность. Однако сотрудник полиции обязан показывать свои бумаги только в том случае, если вы их у него попросите — он не должен подходя к вам держать перед собой раскрытое удостоверение.

Так же сотрудник полиции при обращении должен сообщить вам ФИО и занимаемую им должность. После этого он обязан назвать вам причину обращения и, если она веская или предполагает применение к гражданину каких либо мер, предоставить бумаги, эти причины или меры поясняющие и подтверждающие.

В некоторых случаях сотрудник не обязан предварительно показывать свои документы. Возникают такие случаи в особых ситуациях, когда сотрудник полиции не может обратиться к гражданину без риска. Например, при оперативном задержании. Стоит отметить, что все эти меры согласованы судом и полностью законны. Однако обычным гражданам с такими мерами, как правило, сталкиваться не приходится.

Полицейские смогут применять табельное оружие, если почувствуют угрозу своей жизни

Сейчас в законе есть перечень обстоятельств, при которых сотрудники могут применять огнестрельное оружие. Например, им разрешается стрелять, если задерживаемый человек приближается к ним с оружием или же прикасается к нему. Теперь же правительство предлагает разрешить использовать оружия в тех случаях, если задерживаемый совершит «иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

Черкасов считает, что такое расширенное толкование может привести к «массовому неадекватному применению табельного оружия».

«Получается, что захочется сотруднику полиции применить в той или иной ситуации оружие, и он его применит, — рассуждает адвокат. — Потом приедет на место происшествия его руководитель, вместе с ним подготовится сценарий развития событий, удобный системе, и под этот сценарий потом подгонят показания других сотрудников и свидетелей. После этого все прекрасно понимают: главное дать правдоподобные объяснения этим событиям с позиции правоохранительных органов, и они будут приняты на ура и прокуратурой, и судами, если дело дойдет. Просто в такой ситуации нужно будет грамотно отчитаться. И тогда у потерпевшего и у иных свидетелей, которые могли бы дать противоположную оценку, у них не будет никакой возможности доказать обратное. Потому что эти доводы в расчет приниматься не будут».

Все эти поправки, считает Черкасов, помогут только самим сотрудникам, которые и так в последнее время стали чувствовать себя с гражданами очень свободными, «допуская со своей стороны грубость и нарушение прав».

«Но в ответ на какие-то претензии граждан и действия, направленные на защиту их интересов, сотрудники всегда говорят о том, что вы оскорбляете сотрудников полиции и будете за это привлечены к ответственности, — отмечает адвокат. — И мы видим, сколько дел сейчас возбуждается и по 318 статье, и по 319. Я понимаю, в связи с чем: не очень хорошая социально-политическая обстановка в стране, и власти нужно, чтобы у нее сотрудники правопорядка понимали, что, защищая власть, они в ответ тоже получают защиту. Это психологическое — для того, чтобы были скованы одной цепью».

Редактор: Сергей Смирнов

Основные параметры статьи 5 ТК

  • собственно, сам Трудовой кодекс, а также соответствующие законы на уровне Федерации и её субъектов;
  • другие правовые акты, затрагивающие трудовое право;
  • соответствующие президентские указы;
  • профильные правительственные постановления и акты органов исполнительной власти уровня РФ и её субъектов, а также местного самоуправления.

Дополнительно указывается, что отношения в сфере трудовой деятельности также определяются соответствующими коллективными договорами, соглашениями и локальными актами.

Отмечается, что все вышеуказанные правовые акты по трудовой тематике должны соотноситься с ТК, а при возникновении противоречий доминируют именно его положения.

Отдельно подчёркивается, что если какой-либо ФЗ по трудовым отношениям находится в противоречии с ТК, то он вступает в силу лишь после соответствующих изменений ТК.

Далее описывается порядок изменения положений ТК. Они должны проводиться федеральными законами, причём теми, которые специально посвящены этим изменениям, а не относящимися к другим сферам правоприменения.

В следующей части статьи законодатели сочли нужным специально перечислить упомянутые ранее правовые акты и по каждому из них подчеркнуть, что они не действуют при противоречиях с положениями ТК. Также упомянута иерархия данных актов, т.е. президентские указы не должны противоречить ТК и соответствующим ФЗ; правительственные постановления обязаны не только соответствовать ФЗ и ТК, но и президентским указам и т.п.

По итогам рассмотрения статьи можно сказать, что разобранные в ней положения дают целостное представление об источниках трудового законодательства РФ.

Сотрудники получат право вскрывать машины

Правительство предлагает добавить в закон статью, которая позволит силовикам вскрывать автомобили. Сейчас у полицейских есть право только проникать в жилые и нежилые помещения, а также на земельные участки. Теперь же полицейские смогут взламывать машины, если они:

— спасают чью-то жизнь;

— обеспечивают «безопасность граждан или общественную безопасность при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях»;

— задерживают подозреваемых или обвиняемых;

— пресекают преступления;

— полагают, что находящийся в машине человек пьян и совершил правонарушение;

— полагают, что в машине есть изъятые из оборота предметы;

— проверяют сообщение об угрозе теракта;

— устанавливают обстоятельства несчастного случая.

При этом ответственность за порчу машины полицейский нести не будет.

Адвокат Черкасов говорит, что и эта норма по факту уже действует, хотя у полицейских официально и нет таких полномочий: «Если мы не были свидетелями лично, то на видеозаписях видим, как дэпээсники легко и без какой-либо опаски взламывают автомобили. Я сам бывший сотрудник милиции, и я прекрасно знаю, что причинить вред чужому имуществу — это, во-первых, головная боль на несколько месяцев, служебные проверки и, скорее всего, дисциплинарная ответственность. А теперь, когда видишь, что полицейские предупреждают, что сейчас будут разбивать стекло, и разбивают его, ты чувствуешь, что у него есть уже установка: «Парень, действуй так, как ты желаешь, потому что ни к какой ответственности не будешь привлечен»».

Когда сотрудникам законодательно разрешат взламывать автомобили, продолжает защитник, это приведет к новым нарушениям прав человека. Например, полицейские смогут вскрыть автомобиль, чтобы обыскать его или подбросить какие-то предметы, которые они сами же потом найдут.

И самое главное, отмечает Черкасов, правительство предлагает снять с сотрудников ответственность за повреждение машин.

«Если такая норма будет принята, у сотрудников будут развязаны руки: во-первых, руководство ослабило контроль со свой стороны, надзорные органы тоже ослабили со своей, никакой материальной ответственности нести не будешь. Просто-напросто нужно потом правильно написать рапорт, в связи с чем ты пошел на эти действия», — рассуждает адвокат.

Поправки в закон

Авторы законопроекта №955380-7 считают, что обязанность полицейского в соответствии с п.5 ст. 5 закона «О полиции» сформулирована некорректно и мешает им эффективно предотвращать преступления и правонарушения. На практике зачастую нет возможности совершить все эти действия (представиться, назвать должность, звание), так как требуются оперативные меры реагирования для предотвращения общественно опасного деяния. Выполнение этой обязанности становится формальностью, которая не выполняет возложенной на нее задачи, а усложняет действия полицейского.

Законопроект находится на рассмотрении с мая, пока он не прошел даже первое чтение. Правовое управление в целом одобрило документ, так как он направлен на совершенствование норм законодательства, увеличение полномочий полицейских, стабилизацию их статуса.

Инструкция для граждан по общению с сотрудниками полиции

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики 1.

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения Штраф от пятисот до одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией нацистской или иной указанной атрибутики или символики. Статья 20.20.

Что делать, если сотрудник полиции не предъявляет документы?

Если остановивший вас сотрудник полиции либо не показал по требованию удостоверение, либо ведет себя неподобающим образом, то вы имеете полное право подать на него жалобу. В этом случае стоит подать на него жалобу. Для этого узнайте его ФИО и номер отделения, за которым он закреплен. Если в отделении вашу жалобу не приняли, то обратитесь в прокуратуру.

Бывает и так, что сотрудник не только не показывает документы, но и не представляется. В этом случае вы можете вызвать полицию. Разобраться в ситуации должен уже второй полицейский. Весьма вероятно, что первый «сотрудник полиции» — мошенник.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как должны вести себя сотрудники полиции при общении с гражданами?

Большой вопрос вызывает то, как сотрудники полиции вообще должны себя вести. На самом деле есть отдельное постановление, описывающее вид и характер общения между сотрудниками полиции и простыми гражданами, действующими как в случае обращения полицейского к гражданину, так и при обращении гражданина к полицейскому. Описано оно в части пятой «Закона о полиции» и гласит следующее:

  • Сотрудники полиции должен уважать права других граждан;
  • Общение должно проводиться без унижения чести и достоинства, диалог должен быть уважительным;
  • Сотрудники полиции должны действовать только в рамках своих полномочий;
  • Сотрудники полиции должны оказывать всю необходимую посильную помощь;
  • Личная информация граждан, переданная сотрудникам полиции в ходе выполнения их обязанностей, не должна разглашаться.

Стоит отметить, что это правило распространяется не только на полицейских, но и на любые правоохранительные органы. От граждан, общающихся с полицейскими, ожидается то же самое.