Приказ минобрнауки рф от 11.05.2016 n 536

Оглавление

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709 В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.

3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст.

2878; 2008, N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.78 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.

N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю: 1. Установить педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к настоящему приказу.

N 191

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст.

1289; 2005, N 7, ст. 560; 2007, N 24, ст. 2928; 2008, N 34, ст. 3926). Министр А. Фурсенко Приложение Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы)

Замещение временно отсутствующих педагогов профессорско-преподавательского состава

Замещение временно отсутствующих преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, осуществляется с учетом положений ст. 332 ТК РФ.

Замещение временно отсутствующих преподавателей в период их болезни, командировки, стажировки, длительного отпуска и пр. может осуществляться другими преподавателями с их письменного согласия без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором. Их труд должен оплачиваться в соответствии со ст. 60.2 и ТК РФ путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору замещающего работника, в котором указывается размер доплаты с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Замещение временно отсутствующего преподавателя, отнесенного к профессорско-преподавательскому составу, за которым на соновании законодательства сохраняется место работы (должность) (к примеру, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком), может также осуществляться путем заключения с другим преподавателем без избрания по конкурсу:

  • срочного трудового договора до выхода замещаемого лица на работу;

  • другого трудового договора на условиях совместительства (внешнего или внутреннего) для выполнения работы в свободное от основной работы время.

Во втором случае должны соблюдаться следующие нормы ст. 284 ТК РФ:

1) продолжительность рабочего времени при совместительстве не должна превышать четырех часов в день;

2) в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может трудиться по совместительству полный рабочий день;

3) в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при совместительстве не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Следует отметить, что в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования, под другим учетным периодом нормы рабочего времени могут пониматься семестр, полугодие, учебный год.

Повышение зарплаты учителям в 2021 году в России последние новости

В минувшем году от Министерства образования РФ поступило предложение увеличить заработную плату учителям по всей стране.

Письмо с данным предложением было доставлено в Министерство труда девятнадцатого марта. Предложение предложением, но на что могут рассчитывать наши учителя в этом году?Фото: pixabay.comЕсли ориентироваться на курс увеличения, то в 2021 году преподаватели должны получать на пятьдесят процентов больше, при этом повышение заработной платы будет происходить, исходя из средней зарплаты по региону. Пропорция будет наблюдаться во всех регионах страны.Ещё семь лет назад начались реформы, которые касаются обеспечения педагогов, лиц, которые преподают в российских университетах, и так далее.

Уже тогда остро стоял вопрос об увеличении зарплаты, в принципе, остро он стоит и сейчас. Президентом было подписано одиннадцать указов, которые должны были привнести в эту сферу равномерные изменения. Цель была такова: выровнять доходы бюджетных работников (включая деятелей культуры, врачей и так далее) и повысить их вплоть до 100-200% от средней заработной платы по субъекту.

Сейчас правительство поставило перед собой другую задачу, так как предыдущая уже была достигнута: укрепление статуса в обществе, чтобы у них была так называемая финансовая подушка безопасности.Министры образования утверждают, что зарплата увеличится не только у педагогов, работающих в школе, но также и у тех, кто преподаёт занятия для дошкольников и для тех, кто занимается дополнительным образованием.Предлагают 2 варианта развития, которые смогут привести к необходимому результату.

Требования к режиму деятельности детей в кружках и секциях

Часто школьники помимо учебы посещают различные секции и кружки. Одни дети делают это по собственному желанию, другие – по требованию родителей. Взрослые считают, что при наличии дополнительных занятий после школы у ребенка не останется времени на шалости и глупости. Однако родителям не стоит забывать, что для ребенка – это дополнительная нагрузка. Следует, прежде чем отдавать ребенка на какое-либо внеурочное занятие, ознакомиться с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) учреждений дополнительного образования должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

  • При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.
  • Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
  • Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
  • Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 часов, а их окончание – не позднее 20.00 часов.
  • Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.
  • Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в день, в выходные и каникулярные дни – 3 часа. После 30-45 минут занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности должны быть индивидуальны.

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1-2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

Особенности регулирования рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава

В отличие от учителей и других указанных выше педагогических работников рабочее время лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), специалистов имеет конкретную продолжительность — 36 часов в неделю.

В то же время режим рабочего времени этих работников также имеет свои особенности, поскольку определяется с учетом выполнения преподавательской работы и осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году — в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.

При определении должностных обязанностей лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов и ИПК рекомендуется применять Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, направленные в вузы Письмом Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15.

В правилах внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, других локальных актах необходимо также определить, должны ли преподаватели выполнять указанную работу непосредственно в образовательном учреждении или она может осуществляться за его пределами.

Нагрузка и заработная плата

Согласно от 22.12.2014 г. ставка педагога дополнительного образования ДОУ составляет 18 рабочих часов в неделю. При этом зарплата преподавателя зависит от целого комплекса обстоятельств и факторов.

  1. Нагрузка может варьироваться в пределах 0,5 – 2 ставки. Также преподаватель может вести кружки в нескольких детских садах.
  2. Значимым фактором является педагогический стаж, за который человек получает надбавку к основному окладу. Как правило, доплата выражается в процентах от базового заработка и периодически увеличивается по мере отработанного количества лет.
  3. В разных регионах один и тот же вид трудовой деятельности может оплачиваться по-разному. Обычно зарплата педагогов ДО в крупных мегаполисах (например, в Москве или Санкт-Петербурге) значительно выше, чем у их коллег из периферийных райцентров.
  4. Наконец, в каждом дошкольном учреждении действует свой коллективный и трудовой договор, а также различные локальные акты, регулирующие вопросы, связанные с заработной платой.

Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных дней

При решении вопроса о продолжительности работы накануне нерабочих праздничных дней необходимо руководствоваться ст. 95 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или с согласия работника оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Трудовой кодекс РФ в отличие от Кодекса законов о труде РФ (который не предусматривал уменьшения продолжительности рабочего дня накануне нерабочих праздничных дней на один час у работников, которым в соответствии с законодательством устанавливалась сокращенная продолжительность рабочего времени) распространяет правило об уменьшении на один час продолжительности рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, на всех работников, в том числе и педагогических.

В.Д.Соколова

Консультант

Управления экономики и финансов

Федерального агентства по образованию,

консультант-эксперт

ИД «Советник бухгалтера»

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Прежде всего следует отметить, что преподавателям установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, п. 1 ч. 5 ст. 47  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это значит, что для учителя именно нормой будет отработка не больше 36 часов за полную рабочую неделю. Уменьшения оплаты труда при этом не происходит.

На самом деле некоторые педагогические должности предполагают еще меньшую продолжительность рабочего времени. Это установлено Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это основной документ, определяющий, сколько должен работать преподаватель.

Замещение временно отсутствующих музыкальных руководителей дошкольных групп

В дошкольных образовательных организациях работа, связанная с музыкальным воспитанием, осуществляется музыкальными руководителями, которые за ставку заработной платы должны отработать 24 часа в неделю.

Если учреждение применяет нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, то в соответствии с ними на каждую группу детей должно выделяться по 0,25 единицы должности музыкального руководителя, исходя из чего одна должность музыкального руководителя устанавливается на каждые четыре группы.

Если количество дошкольных групп превышает четыре, то при отсутствии другого музыкального руководителя работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы с письменного согласия имеющегося музыкального руководителя может выполняться:

  • на постоянной основе;

  • на условиях замещения временно отсутствующего работника по различным причинам (в том числе в случаях, когда должность вакантна).

Труд музыкального руководителя, выполняющего работу сверх установленной ему нормы часов на постоянной основе, оплачивается из размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному в неделю объему педагогической работы (п. 4 примечания к приложению 1 к Приказу № 1601).

При замещении другого временно отсутствующего музыкального руководителя, то есть для выполнения такой же педагогической работы сверх установленного сотруднику фактического объема педагогической работы, труд также оплачивается из установленного ему размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному за временно отсутствующего работника объему педагогической работы.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            

 

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст

91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директораКакую работу можно поручить педагогам вашей школы 

Оплата труда за нормируемую часть педагогической работы

Заработная плата педагога состоит из постоянных и переменных значений. Постоянной составляющей зарплаты педагога является ставка, начисляемая за выполнение установленных норм рабочего времени.

Учет рабочего времени педагога осуществляется с помощью унифицированной формы 0504421 ⇒ Табель учета рабочего времени 0504421.

При уменьшении учебной нагрузки размер ставки педагога рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени.

В определенных случаях педагог может рассчитывать на выплату полной ставки даже при условии невыполнения установленной нормы рабочего времени. При невозможности обеспечения полной учебной нагрузки, педагогу выплачивается полная ставка заработной платы при условии, что при условии догрузки другими видами педагогической деятельности:

  • учителям 1-4 классов – при условии дополнительного обучения иностранному языку, музыке, ИЗО, физкультуры;
  • учителями 1-4 классов сельских школ с родным (нерусским) языком;
  • учителям физкультуры и иностранного языка в сельских школах, расположенных в лесозаготовительных поселках.

Отметим, что об изменениях учебной нагрузки (в том числе о невозможности обеспечения необходимой учебной нагрузкой) преподаватель должен быть уведомлен в письменном виде не менее чем за 2 месяца для планируемых изменений.

Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты труда в соответствии с должностными окладами

Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты в размере должностного оклада состоит в том, что в первом случае педагогическому работнику, осуществляющему с его согласия постоянно педагогическую работу сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата производится пропорционально количеству часов учебной нагрузки (педагогической работы) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы. Исключением являются случаи, когда выполнение работы сверх установленной нормы осуществляется по инициативе работодателя и рассматривается как сверхурочная работа.

Например, в случае привлечения работодателем воспитателей дошкольных учреждений при неявке сменяющего работника или родителей к работе сверх установленного рабочего времени такая работа считается сверхурочной и компенсируется в порядке, предусмотренном ст. 152 ТК РФ.

Если же работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность рабочего времени, то он пропорционально не изменяется, если работник иногда привлекается к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. Такая работа компенсируется либо как за сверхурочную работу, либо путем предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительность которого составляет не менее трех календарных дней.

Норма часов педагогической работы, установленная за одну ставку заработной платы для педагогических работников, предусмотренных в п. 3 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 191, фактически соответствует норме их рабочего времени, в пределах которой ими выполняются свои должностные обязанности.

Например, воспитатели, норма часов за одну ставку заработной платы которых составляет 25, 30 или 36 часов в неделю в зависимости от особенностей труда в различных типах и видах образовательных учреждений, выполняют свои должностные обязанности в пределах этого количества времени.

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.
К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.
Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.
Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

Педагогическая нагрузка педагога дополнительного образования

Содержание Приложение N 1к приказу Министерстваобразования и науки РФот 22 декабря 2014 г.

N 1601 Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается: педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*; старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; мастерам производственного обучения; инструкторам по труду; методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность; тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

Разделение рабочего дня на части

Положением об особенностях режима рабочего времени урегулирован также вопрос, связанный с разделением рабочего дня на части.

Так, в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников (школы-интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность, прерывающая рабочее время отдельных работников в течение рабочего дня (смены), с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним могут вводиться более длительные перерывы для отдыха и приема пищи, превышающие два часа, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени (без учета перерывов) не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такой режим рабочего времени считается неудобным и должен соответствующим образом компенсироваться, например применительно к порядку, определенному Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», в соответствии с которым женщинам на селе за разделение рабочего дня на части с перерывом более двух часов установлена оплата в повышенном на 30 процентов размере.

Если такая возможность отсутствует, то образовательное учреждение не должно применять порядок разделения на части рабочего дня с перерывом более двух часов подряд, в связи с чем при составлении графиков работы, расписаний целесообразно (например, воспитателям) устанавливать смены разной продолжительности, вводить суммированный учет рабочего времени для того, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала количества часов, установленных работнику по занимаемой должности.

Если же перерывы в рабочем времени образуются из-за того, что работник выполняет педагогическую работу более чем на одну ставку, в связи с чем невозможно соблюсти непрерывность его работы в течение дня, то это к разделению рабочего времени на части не относится. В этом случае педагогический работник, давая согласие на работу сверх установленной нормы часов за ставку, соглашается на условия выполнения дополнительной работы в установленное время.