Судебная власть в рф: понятие, основные признаки

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

ЦСР представил полную концепцию реформы судебной системы

Кандидатуру рассматривает квалификационная коллегия судей, далее проходит процедура голосования среди судей этого суда, а кандидатура победившего кандидата согласуется с председателем ВС. Нахождение в должности занимает 3 года, один судья не может быть председателем больше двух сроков подряд.

Акцент в заседаниях ЦСР хотят сделать на аудиозаписях: «Необходимо сделать аудиозапись основным средством фиксирования хода судебного заседания в гражданском и уголовном процессах, письменный протокол будет являться вспомогательным источником, куда будут вноситься лишь основные сведения и процессуальные действия участников», – отмечают они.

Так, на данный момент судьи верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов наделены полномочиями по рассмотрению одних и тех же дел как в апелляционном, так и в кассационном порядке. Кроме того, в некоторых случаях указанные суды рассматривают дела и в первой, и в апелляционной инстанции. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия. Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в: Федеральной Конституции (гл. В суде субъекта Российской Федерации действует президиум.

На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Судебная власть

В пределах принципа разделения властей вышеперечисленные положения органов судебной и законодательной ветвей власти не ограничиваются, поскольку имеется лимит на вмешательство органов законодательной власти в деятельность судов. Также и суды не могут исполнять свою деятельность в кругу обязанностей законодателя. На этом основании у судов нет возможности выносить такие судебные акты, которые были бы подобны по силе закону.

Н. Н. Полянский написал, что в отличие от закона и правительственных распоряжений, судебный приговор всегда касается только определенного случая. Но «законом» он является только для участников дела. Суд использует нормы, сформированные иным органом. После того, как судом было принято решение и применено, его сила исчерпана.

Качество в нынешнем нормативном законодательстве и своеобразие судебных актов, связывается с преюдициальностью. Это значит, что все лица участвующие в определенном деле, имеют обязательность.

Определение 1

Преюдициальность означает, что суд, рассматривающий дело, должен принять без расследования и улик факты, до этого установленные судебным решением и вступившие в законную силу.

Предписанные обстоятельства не обосновываются и не подлежат обжалованию при слушании другого дела с участием тех же лиц. Если в судебном заседании, по которому был вынесен судебный акт, лицо не участвовало, то на него не действует сила этого акта и поэтому такое лицо имеет право оспаривать вынесенные судом решения. Вместе с тем судебное постановление, вынесенное касаемо других лиц, изменению или отмене не подлежит и не нарушает прав не участвующего в деле лица.

Судебная власть повинуется исключительно закону и не зависит от воли занимающих верховное служебное положение деятелей администрации. Поэтому большое значение принципу разделения властей придают разъединению исполнительной власти от судебной. Деятельность органов исполнительной и судебной властей тесно связаны между собой, в отличии от взаимосвязи законодательной власти и судов.

Судебный участок мирового судьи

В каждом районе города создано несколько мировых судей, к которым территориально относятся определенные адреса. Принадлежность той или иной улицы к компетенции мирового судьи определяется постановлением Правительства региона. Гражданину можно узнать о территориальной подсудности на сайте районного суда или на специально созданном сайте мировых судей. К примеру, в Москве действует очень удобный модуль территориальной подсудности, где при вводе улицы программа выдает номер участка мирового судьи, относящегося к ней. Например, если ввести «улица Новослободская г. Москва», появится информация о номере участка (№368), его местонахождении, телефоне, электронной почте.

Мировой судья рассматривает гражданские дела о расторжении брака (без спора о разделе имущества), о взыскании задолженности за коммунальные услуги, по кредитам и т.д., если цена иска не превышает 50000 рублей, выносит судебные приказы по заявлениям до 500000 рублей. По таким делам подсудность зависит от места жительства ответчика – то есть, мировому судье участка № 368 следует подавать иски и заявления о выдаче приказа, если ответчик проживает на ул. Новослободская, г.Москва.

Мировой судья рассматривает и уголовные дела – по преступлениям, за которые максимальное наказание не свыше 3-х лет лишения свободы, в том числе связанным с нарушением прав человека.

Из этого правила есть исключения, предусмотренные ст. 31 УПК РФ. К примеру, в участке не могут проводиться разбирательства, где обвиняемым является несовершеннолетний – даже в том случае, если им совершено преступление небольшой тяжести. Причинение тяжкого вреда или смерти в результате ДТП, несмотря на то, что наказание не превышает 3-х летнего срока, может быть рассмотрено только в районном суде, как и все преступления, связанные с наркотиками. Все дела в участках могут быть прекращены за примирением сторон (если имеется потерпевший) при соблюдении определенных критериев.

С течением времени практика и законы меняются. К примеру, до 2019 года подсудность преступления по ст. 264.1 УК РФ (нахождение за рулем автомобиля в пьяном виде повторно) была отнесена к компетенции мирового судьи, а в настоящее время – к подсудности районного уровня.

Что касается территориальной подсудности, то она определяется по месту совершения преступления (в каком районе оно совершено, в тот суд и поступит дело).

Мировому судье подсудны и так называемые дела «частного обвинения», когда обвинение поддерживается самим потерпевшим. К примеру, по ч. 1 ст. 115 УК РФ в деле о причинении легких телесных повреждений прокурор не принимает участия, расследование как таковое не ведется и обвинительный акт не составляется. Участковый уполномоченный полиции может направить в адрес мирового судьи собранный материал, если было соответствующее обращение гражданина.

Дела об административных правонарушениях, в том числе связанных с нарушениями ПДД и лишением водительским прав, также рассматриваются мировыми судьями. Постановления по ним, как и решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам могут быть обжалованы в районный суд.

Характеристика судебной системы РФ

В кадровом составе данного института присутствуют люди, которые находятся на государственной службе. Они реализуют полномочия на профессиональном уровне. Определяя понятие судебной системы РФ, следует сказать, что она являет собой особый институт, осуществляющий рассмотрение административных, гражданских, уголовных и прочих дел в соответствии со специально созданными процедурными правилами. Любое разбирательство заканчивается вынесением решения от имени государства. Постановление (определение, приговор) суда считается общеобязательным. Для его исполнения используется сила государственного принуждения.

Статус должностных лиц

Его основы закреплены в главе 7 Конституции. Эти положения едины для всех подразделений. Судьей может стать гражданин России, достигший 25-ти лет, имеющий высшее образование (юридическое) и стаж работы по своей профессии не меньше пяти лет. Дополнительные требования могут быть установлены ФЗ. Назначение судей Высшего Арбитражного, Верховного и Конституционного судов осуществляется Советом Федераций. Он, в свою очередь, получает представление от Президента. Судьи прочих федеральных судов назначаются Главой государства в соответствии с порядком, определенным ФЗ. Полномочия указанных должностных лиц могут быть прекращены или приостановлены только в установленном порядке.

Понятие и развитие судебной власти

Первоначально понятие «судебная власть» появляется в 1787 году в Конституции США. Что касается первых отечественных конституций, принятых в 1925 и 1937 годах, категорию «суд» упоминали только по причине закрепления прав граждан страны свободно использовать родной язык в суде.

В российском праве глава, которую посвятили суду, в первый раз появилась в Конституции РСФСР 1978 года (глава 21 «Суд и арбитраж»). Вышедшая в 1993 году Конституция РФ, уже содержала главу, названную «Судебная власть» (7 глава). Содержание этой главы конкретизировали несколько федеральных конституционных законов:

  • «О судебной системе Российской Федерации»,
  • «О Конституционном Суде РФ»,
  • «Об арбитражных судах в РФ»,
  • «О судах общей юрисдикции в РФ»,
  • ФЗ № 30 «Об органах судейского сообщества в РФ».

Определение 1

Судебная власть — это полностью независимая ветвь власти в стране. Ее осуществляют судебные органы с помощью гласного, состязательного и коллегиального рассмотрения и разрешения различных споров на судебных заседаниях. Цель состоит в защите гражданских прав и свобод.

Непосредственность и устность

Данный принцип, в отличие от прочих, не зафиксирован в Конституции прямо. Однако некоторые прочие положения не могут быть реализованы при несоблюдении устности и непосредственности. В частности это относится к состязательности и гласности. В соответствии с принципом непосредственности, все выводы, которые содержатся в приговоре либо решении, суд должен делать только на основании тех доказательств, которые были исследованы непосредственно им в ходе рассмотрения дела. Устность означает, что все обсуждения и восприятие доказательств осуществляется вслух. Суд обязан оглашать все документы, присутствующие в деле.

Функции государственной власти

Перед государственной властью стоит разнообразие задач и целей. Поэтому для продуктивного их исполнения необходимо разделение процессов деятельности органов власти. Самым успешным в доктрине такого разделения процессов является критерий функций государства.

Замечание 4

Г. Еллинек написал, что нужно отличать формальные и материальные направления, то есть главные функции государственной деятельности и подобных групп органов. Материальные направления объясняются тем, что функционирование государства нацелено на достижение целей. Закрепление и охрана прав являются задачей правовой части государства.

По соображениям Г. Еллинека, направление государства, адресованное на закрепление и охрану права, может исполняться во всяческих конфигурациях. Установленные государством абстрактные законы не образовывают фактической действительности, а имеют потребность в самостоятельности, которая мотивируется данными правилами. Делается это для того, чтобы реальное состояние, на достижение которого направлены законы, соответствовало их требованиям. Или же государство само исполняет поставленные перед ним задачи, исходя из абстрактных норм и вершины поставленных ими границ.

Исходя из этого соображения выделяются две обязанности государства:

  • введение норм;
  • исполнение особых характерных задач, посредством направленной на них деятельности.

На основе решений исполняется защита права. Такие намерения устанавливаются путем регламентированного производства непонятного или неоднозначного права. Защита права выступает как определенная функция, отличающаяся от другой государственной деятельности этой категории.

В итоге получается три материальные функции государства: управление, суд и законодательство. Законодательство образовывает абстрактные правовые порядки, которые стабилизируют разные случаи или отдельные состояния. Суд устанавливает правовые потребности или сомнительное право в каждом случае. Управление решает определенные задачи в соответствии с правовыми нормами, либо же в пределах утвержденных ими границ.

Согласно таким функциям ветви одной государственной власти делятся на судебную, исполнительную и законодательную. Такое разделение ветвей власти не указывает на полную изоляцию друг от друга. Грань имеет довольно абстрактный и относительный характер, так как все три ветви все время контактируют между собой.

Верховный суд

Гражданские отношения, административные проступки, уголовные правонарушения курирует ВС Российской Федерации.

Будучи высшим звеном в системе, рассматривает дела уже прошедшие нижестоящие областные, городские и другие суды. Обычно это происходит с целью надзора за деятельностью судов субъектов.

Однако, ВС может вести дела из разряда общей юрисдикции, если они касаются деятельности:

  1. Высшей экзаменационной комиссии.
  2. ЦИК РФ.
  3. Высшей квалификационной коллегии судей.
  4. СМИ.
  5. Политических партий.
  6. Общественных объединений.

Также в его юрисдикции оспаривание ненормативных и нормативных актов. Помимо этого решает экономические разногласия органов субъектов РФ с органами федерального значения.

Обратите внимание: существует три инстанции, отличающиеся друг от друга видом деятельности.

  1. Первая инстанция курирует дела по факту совершенного правонарушения.
  2. Кассационная (вторая) инстанция ведет деятельность по контролю за правомерностью выдвинутых обвинений инстанций первого суда.
  3. Надзорная инстанция допустима при пересмотрении дел в исключительных случаях.

Одно дело может одновременно рассматриваться как в первой, так и в высших инстанциях.

↑хЯРНПХВЕЯЙХЕ РХОШ НПЦЮМХГЮЖХХ ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ

йЮФДНЕ ЦНЯСДЮПЯРБН НОПЕДЕКЪЕР ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМН, ЙЮЙХЕ ЯСДШ Х Б ЙЮЙНЛ ОНПЪДЙЕ АСДСР НЯСЫЕЯРБКЪРЭ ЯСДЕАМСЧ БКЮЯРЭ. я ЩРХЛ ЯБЪГЮМН ПЮГМННАПЮГХЕ ЯСЫЕЯРБСЧЫХУ МЮЖХНМЮКЭМШУ ЯСДЕАМШУ ЯХЯРЕЛ. еЫЕ Б XIX БЕЙЕ ПЮГКХВЮКХ ДБЮ РХОЮ НПЦЮМХГЮЖХХ ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ: ТПЮМЖСГЯЙХИ Х ЮМЦКХИЯЙХИ. бН тПЮМЖХХ БЯЕ ЯСДЕАМШЕ СЯРЮМНБКЕМХЪ НАПЮГСЧР ЕДХМНЕ ЖЕКНЕ, ЯНЯРНЪЫЕЕ ХГ МЕЯЙНКЭЙХУ ОНЯКЕДНБЮРЕКЭМШУ ХМЯРЮМЖХИ ХКХ ЯРЕОЕМЕИ Я ОНДВХМЕМХЕЛ МХГЬХУ БШЯЬХЛ. рЮЛ ОПХГМЮЕРЯЪ КХЬЭ НДМЮ ЧЯРХЖХЪ Х ЕДХМЮ ЦНЯСДЮПЯРБЕММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ЯСДЕАМШУ СЯРЮМНБКЕМХИ. й ТПЮМЖСГЯЙНИ НПЦЮМХГЮЖХХ ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ ОПХЛШЙЮЧР АЕКЭЦХИЯЙЮЪ, ХРЮКЭЪМЯЙЮЪ, ЮБЯРПХИЯЙЮЪ Х ЦЕПЛЮМЯЙЮЪ.

яНБЕПЬЕММН ОН- ДПСЦНЛС НЯМНБЮМЮ ЮМЦКХИЯЙЮЪ ЯСДЕАМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ. яКНФХБЬЮЪЯЪ БЕЙЮЛХ, НМЮ МЕ ОПЕДЯРЮБКЪЕР РЮЙНЦН ЦЮПЛНМХВЕЯЙНЦН ЕДХМЯРБЮ Х ЯРПНЦНЦН ЯНОНДВХМЕМХЪ НРДЕКЭМШУ ЕЕ ВЮЯРЕИ, МЮОНЛХМЮЪ ЯНАНИ, ОН БШПЮФЕМХЧ тПЮМЙБХККЮ, ЯЬХРНЕ ХГ ПЮГКХВМШУ КНЯЙСРЭЕБ ОКЮРЭЕ юПКЕЙХМЮ. бЯЪ ЧЯРХЖХЪ юМЦКХХ НАЗЕДХМЪЕРЯЪ РНКЭЙН Б КХЖЕ ЛНМЮПУЮ. яНЯРЮБКЪЪ ДБЕ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМШЕ ВЮЯРХ: ЧЯРХЖХЧ ЛХПНБСЧ Х ЧЯРХЖХЧ БШЯЬСЧ, ЦНЯСДЮПЯРБЕММСЧ. яНОНДВХМЕМХЪ ЛЕФДС МХЛХ Б ЙНМРХМЕМРЮКЭМНЛ ЯЛШЯКЕ ЩРНЦН ЯКНБЮ МЕ ЯСЫЕЯРБСЕР.

б пНЯЯХХ, ЯНЦКЮЯМН СЯРЮБЮЛ ХЛОЕПЮРНПЮ юКЕЙЯЮМДПЮ II ОПХ ОНЯРПНЕМХХ ЯСДЕАМНИ ЯХЯРЕЛШ ХГАПЮКХ ОСРЭ ЯПЕДМХИ ЛЕФДС ЮМЦКХИЯЙХЛ Х ТПЮМЖСГЯЙХЛ ПЕЬЕМХЪЛХ ЩРНЦН БНОПНЯЮ.

Судебная система рф 2021

Председатель и судьи Верховного суда обойдутся федеральному бюджету в 2,4 млрд руб. за три года: 770,3 млн руб. в 2021 году, 802,5 млн руб. в 2021 году и 833,5 млн руб. в 2021 году. Судебному департаменту при Верховном суде выделят 4 млрд руб. в 2021 году, 4,2 млрд руб. в 2021 году и более 4,3 млрд руб. в 2021 году.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

https://youtube.com/watch?v=2clQzq8biuM

Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти зак­лючается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государствен­ные органы во многом отличаются от других государственных орга­нов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полномо­чий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной вла­стью.

Специфика суда как органа судебной власти:

1) суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры;

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры. В идеале, её реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разре­шать по существу отнесенные к их ведению дела.

Достижению дан­ной цели должна содействовать, в частности, система особых защит­ных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возмож­ность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.

2) независимость судов при осуществлении основных функций (пра­восудия либо конституционного контроля);

Существенным моментом, характеризующим органы судебной вла­сти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций.

При­нятие ими решений по конкретным делам должно быть ограждено от посторон­него влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны исполнительной власти или вышесто­ящих судебных инстанций).

Однако при всем различии  органы государственной власти должны взаи­модействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достиже­нии общих целей.

Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и ис­полнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконсти­туционным, а решение исполнительного органа — незаконным. С дру­гой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практи­чески почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и уч­реждений.

3) особый порядок (про­цедура) деятельности.

Специфика суда как органа судебной власти (или судебного органа власти) состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (про­цедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он ос­нован на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вы­несении решений, равноправии сторон, участвующих в разбиратель­стве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.

Установленные для законодательных и исполнительных органов про­цедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных орга­нах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательнос­тью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотре­ния и разрешения дел в судах.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

  • конституционное судопроизводство;
  • гражданское судопроизводство;
  • арбитражное судопроизводство;
  • уголовное судопроизводство;
  • административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Кон­ституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

Признаки, задачи и функции судебной ветви

Судебная власть в системе разделения властей наделена всеми признаками государственной власти, включая публичность, принудительность и общеобязательность решений. Для нее характерны особые признаки, которые отличают ее от прочих ветвей власти в стране (исполнительной и законодательной).

В состав данных специфических признаков можно включить:

  • цель, которая состоит в разрешении споров для защиты свобод и прав;
  • субъекты достижения цели, которые представлены судебными органами;
  • организационные формы решения задач, включая все виды судопроизводства (административное, конституционное, гражданское, уголовное);
  • следование процессуальной форме разрешения споров, что дает гарантию справедливости и законности решений, принимаемых судебными органами;
  • следование принципам гласности, состязательности и коллегиального рассмотрения и разрешения споров в рамках судебного заседания.

Отметим, что любое решение органов судебной власти не вправе пересматривать органы других ветвей.

В состав основных функций судебной власти входит: правозащитная и правовосстановительная функция, осуществление правосудия.

Замечание 1

Ведущее направление работы судебных органов представлено правосудием. Оно означает определенный порядок и результат разрешения споров, соответствующие всем законодательным требованиям и используемый для защиты прав и свобод граждан.

Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе

Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей (заместителя) председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

В составе районного суда может быть образовано обособленное подразделение суда — постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.

В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по новым или вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:

а) рассматриваются:

  • дела об административных правонарушениях;
  • вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);
  • вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
  • вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;
  • жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

б) принимаются в ходе досудебного производства решения:

  • об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
  • о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
  • о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • о возмещении имущественного вреда;
  • о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  • о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  • о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
  • о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;
  • о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;
  • о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  • о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Судьи

Судья – должностное лицо, выполняющее правосудие от лица государства. Деятельность судей в России регламентируется конституцией. Судья ни от кого не зависит, выносит решения только в согласии с законом.

От претендента на пост судьи требуется:

  1. Гражданство Российской Федерации.
  2. Не должен быть замечен в нарушении закона, иметь уголовных проступков.
  3. Не допускается к должности иностранный гражданин, либо гражданин РФ с видом на жительство заграницей.
  4. Должен быть дееспособным.
  5. Не должен быть замечен в клиниках, осуществляющих лечение наркоманов, алкоголиков, психических расстройств.

Возраст и опыт также являются неотъемлемым критерием на роль судьи. Судьей не может стать человек младше 25 лет. Минимальный опыт работы юристом 5 лет для получения поста судьи субъектов РФ.

Полезно знать: для занятия самой высокой должности судьи Конституционного суда нужно проработать в юриспруденции 15 лет и быть не младше 40 лет.

Отбирают претендента на пост судьи конкурсным путем. Для этого будущий судья обращается с заявлением присвоить ему соответствующую должности квалификацию в экзаменационную комиссию

Важно наличие юридического диплома, необходимого опыта, достижения удовлетворяющего возраста

При соответствии всем требованиям, к заявлению прилагается перечень необходимых документов. Экзаменационная комиссия не может препятствовать в прохождении экзамена, если все правила соблюдены. Когда экзамен пройдет с положительным результатом, кандидат может подать заявление в квалификационную комиссию для рекомендации его к должности.

Таким образом, судебная система РФ имеет четкую классификацию по функциональным обязанностям. Каждое дело рассматривается по специальности и в пределах компетенции суда. Любой гражданин России может получить необходимую помощь в гражданских, семейных, административных отношениях.

О судебной системе РФ смотрите следующее видео:

Полномочия

Существенное значение в законодательстве отводится регламентации компетенции органов судебной системы. В круг полномочий инстанций входит:

  1. Отправление правосудия.
  2. Надзор за правомерностью и обоснованностью принятых решений, действий органов госвласти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, граждан и должностных лиц.
  3. Контроль конституционности.
  4. Обеспечение реализации приговоров, определений, приказов и прочих актов, принятых по результатам рассмотрения дел.
  5. Разъяснение вопросов судебной практики.
  6. Участие в формировании органов и содействие инстанциям.

В компетенцию судов входит разрешение самых разных вопросов от гражданских споров до дел, касающихся основ государственного строя Российской Федерации.