Оглавление
В чем заключается принцип работы участников?
Чтобы правильно определить размер бюджета, способы его формирования, распределения и реализации, участники соответствующего процесса должны придерживаться определенных принципов. На них и основывается вся работа по организации главного финансового документа страны.
Чтобы максимально полно охватить все средства в стране, необходимо учитывать ту информацию, которая предоставляется территориальными и местными бюджетами. Именно такой детальный анализ информации позволяет максимально точно рассчитать конечное число в главном финансовом документе страны.
Все цифры, которые имеются в предоставляемых органами местного самоуправления документах, должны иметь подкрепление, на основании которого из федерального бюджета будет выделена требуемая сумма денег. То есть на получение каких-либо средств от государства должны быть причины, имеющие социально-экономический характер.
Данный процесс не может осуществляться кем-то самостоятельно. От него зависит жизнь и развитие всего государства, поэтому он должен быть обсужден и согласован участниками. Принятием единого решения завершается каждый этап бюджетного процесса. Этот пункт определяется Кодексом, как гласность и публичность.
На любом уровне при формировании документа за основу берется единая классификация. Это необходимо для однородности данного действия и отсутствия разногласий.
Документ составляется лишь на определенный срок, составляющий, как правило, один календарный год. Это необходимо для того, чтобы информация, предоставленная от всех органов, была актуальной и в то же время носила периодический характер.
Данная форма образования и расхода денежных средств отражает и социально-экономическую политику, которой планирует придерживаться Президент Российской Федерации.
Какие существуют этапы деятельности?
Прежде чем начать сам бюджетный процесс, необходимо проделать ряд подготовительных операций, которые заключаются в анализе текущего состояния социально-экономической сферы. На его основе делается прогноз того, насколько реально выполнить те или иные задачи. Под рассмотрение попадает все – от работы муниципальных учреждений до отраслей народного хозяйства. Полученные данные и баланс имеющихся ресурсов объединяются в перспективный финансовый план. Он является той базой, ориентируясь на которую, органы местного самоуправления составляют свои предположительные проекты бюджета. Важным моментом в данной линии является регулирование, задача которого заключается в выделении той доли средств, которая положена конкретному уровню.
На федеральном уровне процесс формирования главного экономического документа страны начинается с составления проектной базы, которая потом рассматривается и утверждается. В течение года реализуются все те действия, финансирование которых предусмотрено схемой расходов и доходов. В конце составляется отчет о проделанной работе, который анализируется, чтобы выделить и устранить допущенные ошибки.
Дайте расшифровку и определение грбс. Укажите, кто из грбс имеет код 074?
Задания для контрольной работы по дисциплине
«Казначейская система исполнения бюджета»
Анфимова Юлия Николаевна
ЧОУ ВПО ИЭУП гр.Д111з ФИО студента (группа)
Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
из ГРБС имеет код 074- Министерство образования и науки РФ.
2. Используя любую правовую информационную систему (Гарант или Консультант), выберите действующие нормативные документы, регулирующие порядок открытия и ведения лицевых счетов органами казначейства. Запишите.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; 2011, N 27, ст.3873; 2012, N 50, ст.6967
Приказ Казначейства России от 29.12.2012 N 24н (ред. от 29.12.2014) «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2013 N 28164)
Письмо Федерального казначейства от 6 марта 2015 г. N 07-04-05/05-141 «О направлении Методических рекомендаций по заполнению форм документов — приложений к Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства», утвержденному приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н.
Как ведется работа Реестра?
Чтобы внести в базу муниципальное учреждение, Федеральное казначейство формирует проект заявки. Затем организация, наделенная соответствующими полномочиями, должна заполнить предоставленную форму. После этого Федеральное казначейство занимается непосредственно созданием самой реестровой записи, а также настраивает автоматическое изменение данных в случае необходимости.
На проектной стадии производится проверка, корректировка и ввод данных. Этому предшествует формирование заявки на включение информации.
Затем происходит процесс внутреннего согласования. Действующими лицами на данном этапе являются: исполнитель, согласующий и утверждающий.
Заявка проходит проверку в течение пяти рабочих дней после утверждения. В том случае, если результат отрицательный, происходит повторное внутреннее согласование, после которого протоколу присваивается уникальный номер.
Если проверка была пройдена успешно, то, так же как и в предыдущем случае, происходит внутреннее согласование. После этого записи присваивается уникальный код. Следующим этапом является формирование извещения и также присвоение уникального номера. По окончании процедуры данные размещаются в системе «Электронный бюджет».
Какие субъекты задействованы в процессе?
Участниками бюджетного процесса являются соответствующие субъекты, работа которых непосредственно связана с данной процедурой, т. е. уполномоченные органы. Их права и обязанности закреплены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Но не все участники прослеживают формирование главного финансового документа страны полностью, многие лишь касаются некоторых стадий. От этого их роль не становится менее значительной. В зависимости от того, на чем сосредоточена деятельность участников можно выделить три категории субъектов данного процесса:
- формирования финансового сектора;
- денежно-кредитного регулирования;
- органы, осуществляющие контроль над растратой государственного имущества.
Под первым пунктом понимается непосредственно само Министерство финансов, как Российской Федерации, так и республик. Сюда также входят финансовые управления администраций муниципальных образований.
Вторая категория представляет собой главное финансовое учреждение страны первого уровня – Центральный Банк России.
Последний пункт представляют те органы, которые осуществляют бюджетный процесс на его последней стадии, т. е. контролируют четкость исполнения предписаний главного финансового документа страны. Сюда можно отнести Счетную палату, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, а также региональных и местных представительств.
Аналогичными полномочиями обладают и другие субъекты. От предыдущих они отличаются результатами работы, имеющими федеральное значение. Это такие субъекты, которые имеют определенные должности (например, президент РФ) или являются представителями других формирований. К последним относятся все депутаты Государственной думы. Такими полномочиями обладают члены Правительства и Совета Федерации. Но большая часть органов имеет профиль непосредственно связанный с финансовой деятельностью. Бюджетный процесс невозможен без Казначейства, фискальных органов, Счетной палаты. Свое слово в формирование бюджета вносят представители Государственных внебюджетных фондов, а также распорядители финансов.
Помимо тех лиц, которые составляют бюджет и формируют средства в реализацию, существуют и другие участники данного процесса. Это те субъекты, относительно запросов которых, и формируется схема расходов и доходов. К ним относятся учреждения, работа которых ведется за счет государственных средств.
Работа всех участников процесса имеет различное направление. Согласно этому классификационному признаку, субъекты делятся на две категории – законодательного характера и исполнительного. Деятельность первых заключается в разработке необходимой нормативно-правовой базы посредством выпуска соответствующих законов. Другая функция, возложенная на них, заключается в контроле и проверке расхода выделенных средств. Вторая категория участников занимается тем, что приводит идеи первых в жизнь, то есть занимается проектной деятельностью. Они составляют ориентировочный образец схемы доходов и расходов и, после обсуждения, утверждают его.
Казначейское исполнение бюджета
На счетах казначейства хранятся бюджетные средства.
Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом — казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.
Основные задачи казначейства:
- учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет;
- распределение доходов между бюджетами различных уровней;
- учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщиками;
- взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;
- обеспечение целевого и эффективного расходования средств;
- управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.
Общая характеристика бюджетного процесса
Бюджетный процесс, как и любой юридический процесс, представляет собой деятельность, обеспечивающую реализацию соответствующих материально-правовых норм. Он выполняет служебную роль по отношению к материальному бюджетному праву.
В литературе существует несколько точек зрения по поводу отграничения материальных и процессуальных отношений.
Обязательным субъектом бюджетных правоотношений является публично-правовое образование или его орган.
В связи с этим при отграничении материальных и процессуальных отношений в бюджетном праве можно применить подход к изучению процесса, который основан на анализе правовых форм деятельности органов государства.
С учетом указанного подхода бюджетный процесс обеспечивает осуществление нескольких форм деятельности: правотворческой, правоприменительной и контрольной.
Процессуальная деятельность в бюджетном праве имеет существенную особенность.
Как отмечается в литературе, «это единственный юридический процесс, обслуживающий формирование и исполнение одного-единственного закона — закона о 193 бюджете на предстоящий финансовый год».
Бюджетный процесс обеспечивает подготовку и утверждение закона (решения) о бюджете (правотворческий процесс).
Далее обеспечивается реализация закона (решения) о бюджете, причем как в позитивной форме (исполнение бюджета), так и в юрисдикционной форме (производство по делам о бюджетных правонарушениях).
И в заключение бюджетный процесс обеспечивает осуществление контроля за исполнением закона (решения) о бюджете.
Бюджетный процесс осуществляется на всех уровнях бюджетной системы страны.
В связи с этим основы его регулирования заложены в Бюджетном кодексе РФ (часть третья), а особенности определяются в нормативных актах субъектов Федерации и муниципальных образований.
Бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
- составление проектов бюджетов;
- рассмотрение и утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов;
- составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Участники бюджетного процесса в РФ
Участниками бюджетного процесса являются определенные действующим законодательством субъекты управления бюджетной сферой и получатели бюджетных средств, имеющие отношение к разработке проекта, рассмотрению, утверждению закона (решения) о бюджете на очередной год, а также к его исполнению и контролю за процессом исполнения с позиций норм действующего бюджетного законодательства.
Бюджетным кодексом РФ определены следующие участники бюджетного процесса:
Президент РФ.
Федеральное Собрание РФ (парламент), т.е. его обе палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, а также органы законодательной (представительной) власти на местах.
Правительство РФ.
Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, являющиеся субъектами бюджетного планирования, а также соответствующие органы на местах. Особое место среди министерств занимают Министерство экономического развития РФ, ответственное за разработку макроэкономических прогнозов, а также Министерство финансов РФ, которое от имени и по поручению Правительства РФ разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для Правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство. Правительство является субъектом права законодательной инициативы.
Органы, администрирующие исполнение бюджета но доходам. В России такие органы определены Бюджетным кодексом РФ, согласно которому каждый вид дохода имеет закрепленного за ним администратора, отвечающего за своевременность и полноту поступлений доходов в бюджет, а также за возврат излишне перечисленных в бюджет доходов.
Федеральное Казначейство и его органы на местах, осуществляющие кассовое исполнение бюджета. Это наиболее активные участники бюджетного процесса, не только занимающиеся исполнением бюджета, но и ответственные за составление отчетов об исполнении бюджетов и осуществляющие разработку рекомендаций, вытекающих из результатов исполнения бюджетов.
Органы, осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета — Центральный банк (Банк России) и его структуры на местах. В исключительных случаях допускается исполнение бюджета коммерческими банками, что было нормой в период, когда подобных ограничений не было. Но так называемые уполномоченные банки в 90-е годы активно использовали бюджетные средства в своих интересах, задерживая их поступление в бюджетный сектор. Эта негативная тенденция постепенно была преодолена.
Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, составляющие организационное единство бюджетной сферы. Именно в их адреса поступают на счета в банках бюджетные средства. Поэтому они ответственны за законность, целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Федерации, осуществляющие предварительный, последующий и текущий финансовый контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета. Они осуществляют финансовый контроль законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы. В качестве примера можно назвать крупные коммерческие организации, поставляющие дня бюджетной сферы товары, выполняющие работы и оказывающие услуги на основе госзаказов и заключенных контрактов и в связи с этим получающие в значительных объемах бюджетные средства.
Стадии бюджетного процесса в РФ
Последовательное осуществление бюджетного процесса происходит поэтапно. Эти этапы принято называть стадиями. На федеральном уровне бюджетный процесс охватывает следующие стадии:
- Разработка проекта бюджета (Минфином) в соответствии с постановлением Правительства РФ.
- Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
- Утверждение проекта бюджета.
- Исполнение бюджета по доходам и расходам.
- Рассмотрение и утверждение закона об исполнении бюджета.