Оглавление
Запреты
Омбудсмен не вправе быть депутатом Госдумы, членом СФ, а также должностным лицом представительного органа региона. Ему запрещено находиться на госслужбе, осуществлять иную неоплачиваемую или оплачиваемую деятельность, кроме научной, творческой, преподавательской. Уполномоченный не может иметь гражданство зарубежного государства, вид на жительство либо другой документ, которым подтверждается его право постоянно проживать за рубежом. Омбудсмену запрещено состоять в партиях, других объединениях, преследующих политические цели. Уполномоченному предписывается прекратить свою деятельность, если она несовместима с занимаемым им постом, не позднее 2-х недель с даты вступления в должность. В противном случае будет назначен новый омбудсмен.
Кто он таков, кем и на что уполномочен?
На эту высокую и почетную должность производится назначение лица, которое не только является гражданином РФ, но и владеет обширными знаниями в правовой области и имеет немалый опыт защиты гражданских прав.
В течение всего срока своей деятельности, который составляет 5 лет, Уполномоченный имеет полную неприкосновенность. То есть, его никто не вправе задержать или арестовать, обыскать, привлечь к какому-либо виду ответственности.
Главная цель уполномоченного – обеспечить и проконтролировать исполнение конституционных прав, свобод и законных интересов всех без исключения граждан России. Он подчиняется напрямую Президенту страны, не имея руководства в органах власти и каких-либо государственных учреждениях.
Его обязанности не прекращаются ни при каких обстоятельствах. Даже начало войны и введение в стране военположения или ЧП не в силах помешать этому правозащитнику.
Компетенция
В качестве основной задачи регионального омбудсмена выступает рассмотрение обращений граждан, иностранцев и лиц, не являющихся подданными какой-либо страны, находящихся на территории России. Тематика заявлений не ограничивается законом. В жалобах могут ставиться вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушения экологических, политических и иных прав. Ранее компетенция омбудсменов регламентировалась исключительно региональными законами. В настоящее время права уполномоченных существенно расширены. При рассмотрении заявлений граждан, касающихся действий/бездействий и решений госорганов и структур федерального подчинения, омбудсмены могут:
- Беспрепятственно посещать их.
- Запрашивать и получать сведения, материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращений по существу.
- Требовать объяснений от должностных лиц по вопросам, поставленным в жалобах.
- Выполнять проверку работы органов самостоятельно либо совместно с другими госструктурами, служащими и должностными лицами.
Кроме этого, администрации мест содержания осужденных обязаны обеспечивать безотлагательный прием уполномоченных. Руководство этих учреждений теперь не может проверять обращения заключенных к омбудсмену. При этом в течение суток администрация обязана направить жалобу уполномоченному. Омбудсмен может беседовать с заключенным или осужденным наедине в условиях, которые позволяют руководству учреждения видеть, но не слышать их.
Права уполномоченного по правам человека в РФ
Они предусмотрены в 20 статье ФКЗ, регламентирующем работу омбудсмена. Согласно норме, в права уполномоченного по правам человека в РФ входит:
- Рассмотрение поступивших заявлений от граждан.
- Разъяснение лицам средств, которые они могут применить для восстановления своих интересов и свобод.
- Передача жалобы госоргану, структуре местного самоуправления, госслужащему, должностному лицу, к компетенции которых отнесено разрешение вопроса по существу. Стоит сказать, что во многих случаях такая переадресация является более эффективной, чем отправка заявления самим гражданином.
Уполномоченный может отказать в рассмотрении жалобы. Такое решение не может быть оспорено, однако должно быть мотивированным. В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный обязан известить об этом тот орган или служащего, с действиями которого не согласен заявитель.
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом (схема 20).
Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.
Основные должности в аппарате Уполномоченного: управляющий делами Уполномоченного; руководитель Секретариата Уполномоченного; заместитель управляющего делами Уполномоченного; заместитель начальника управления; начальник отдела; помощник (советник) Уполномоченного; начальник отдела в управлении; заместитель начальника отдела (отдела в управлении); работники отделов — советник, консультант, специалист-эксперт, ведущий специалист, специалист I категории.
Управляющий делами Уполномоченного руководит аппаратом.
При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, также существуют должности помощника и советника Уполномоченного.
Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются законодательством Российской Федерации о федеральной государственной службе, а также о труде.
Формирование единой системы государственной защиты прав человека на всей территории Российской Федерации, начало которому было положено более 20 лет назад, завершилось в 2018 г. Во всех 85 субъектах Российской Федерации в настоящее время действуют специальные законы об уполномоченных по правам человека, на основании которых прошли необходимые назначения (выборы) должностных лиц органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный осуществляет взаимодействие с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации.
В целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Уполномоченный вправе: 1) оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий; 2) создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (ст. 36.2 ФКЗ об уполномоченном).
показать содержание
Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ
17 апреля 2015 г. вступил в действие закон, в соответствии с которым, на федеральном уровне закрепляется порядок назначения, работы, обязанности, компетенция региональных омбудсменов. В нормативном акте также устанавливаются требования к кандидатам на этот пост. Ранее каждый субъект самостоятельно издавал закон, касающийся работы уполномоченного. В результате в разных регионах объем обязанностей и возможностей омбудсменов существенно отличался. С принятием закона на федеральном уровне был установлен общий набор полномочий. Но вместе с тем порядок работы «на местах», правила обращения граждан к омбудсменам и прочие детали работы отнесены к компетенции региональной власти. Назначение на должность уполномоченного находится в ведении представительных органов. Вносить предложение о кандидатуре может высшее должностное лицо региона, депутаты, местные институты самоуправления. Этим правом также наделены правозащитные структуры, прочие организации (общественные палаты и советы и пр.). В своей работе региональный омбудсмен независим от госорганов и служащих.
Как подается и рассматривается жалоба?
Обращение в форме жалобы, направляемое омбудсмену по правам человека, должно быть написано грамотно и без ошибок на русском языке, с соблюдением правил по этике делового общения.
Четко определенной формы для подачи жалобы нет, но при ее написании рекомендуется руководствоваться ст. 7 ФЗ РФ № 59 «О порядке рассмотрения обращений…».
Подавая прошение Уполномоченному, каждый вправе подавать аналогичные письменные обращения и в другие инстанции. Законом рекомендовано обращаться к выше указанному правозащитнику в случаях, когда суд вынес несправедливое решение.
Сроки рассмотрения претензионного письма зависят от многих факторов. Необходимо сделать запросы, получить на них ответы, выслушать объяснения определенных лиц, рассмотреть документы и пр. Ответ на жалобу отправляется заявителю способом, указанным в самой жалобе.
Досрочное освобождение
Законодательство предусматривает условия, при которых омбудсмен снимается с должности до окончания срока полномочий. Досрочное освобождение допускается:
- При нарушении требований ст. 11 ФКЗ, регламентирующего работу должностного лица.
- При вступлении в силу приговора суда, по которому омбудсмен признается виновным в преступлении.
Госдума может прекратить полномочия лица ввиду неспособности продолжать деятельность по состоянию здоровья или по прочим причинам в течение не менее 4-х мес. подряд. Досрочно омбудсмен может быть снят с поста и по собственному желанию. Для этого он подает соответствующее заявление.
Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти
Уполномоченный по правам человека — это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
Основные признаки понятия «омбудсман»:
- принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
- государственно-общественный статус;
- независимость;
- рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
- целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.
Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ
К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:
- рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
- изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
- выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
- обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
- осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства.Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.
- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
- обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.
Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).
Специфика назначения
Предложения о кандидатах на должность омбудсмена вносятся в Госдуму в течение месяца до завершения срока полномочий действующего должностного лица. Назначение на пост и освобождение от него осуществляется тайным голосованием депутатов. Госдума принимает соответствующее постановление не позднее месяца с даты окончания срока полномочий действовавшего омбудсмена. Каждую кандидатуру включают в список голосования 2/3 голосов депутатов. При вступлении в должность непосредственно после назначения на заседании Госдумы омбудсмен приносит присягу. Срок полномочий должностного лица – 5 лет. Омбудсмен не может назначаться на пост более чем два раза подряд. Полномочия должностного лица прекращаются в момент принесения присяги новым избранным гражданином.
Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:
- Президентом РФ;
- Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
- депутатами Государственной Думы;
- депутатскими объединениями в Государственной Думе.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд), считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
Омбудсмен – кто это?
Политическая безграмотность и отсутствие знаний о своих правах в тех или иных ситуациях — большая проблема современного гражданина.
К сожалению, очень часто этой неосведомлённостью пытаются воспользоваться мошенники.
Самостоятельно понять то, что кто-то нарушает его права получается далеко не у всех.
В таком деле необходима помощь мудрого, справедливого и честного наставника. Именно таким наставником и является омбудсмен.
Чаще всего за помощью к омбудсмену обращаются для того, чтобы урегулировать некоторые вопросы с прокуратурой, судом или другими органами. Он следит за тем, чтобы права его подопечного уважались и соблюдались.
Кто такой омбудсмен
Омбудсмен — это должностное лицо или чиновник, который контролирует деятельность государственных органов и консультирует граждан об их правах. Другими словами, это уполномоченный по правам человека.
Для того, чтобы достигнуть своей цели омбудсмен имеет право потребовать для ознакомления и изучения любые документы, посетить любые учреждения и побеседовать с любыми должностными лицами. Даже на территорию режимных объектов омбудсмены вход разрешён. Всё это, необходимо для того, чтобы правильно оценить превышены ли чьи-то должностные полномочия и ущемлены ли чьи-либо права.
Омбудсмен тесно связан с правительственными организациями, но не подчиняется им. В его интересах исключительно защита прав и свобод человека. Он руководствуется не только законом, но и справедливостью.
Уполномоченный по правам человека имеет не только обязанности, но и привилегии. Например, в Российской Федерации ему предоставляется полная неприкосновенность на период его службы. Это значит, что в течение всего срока, пока он находится на своём посту его нельзя привлечь к судебной ответственности, арестовать или задержать без согласия Госдумы.
Функции уполномоченного по правам человека
У омбудсмена большой круг обязанностей. Все они касаются защиты и восстановления человеческих и гражданских прав. Его деятельность направлена так же и на совершенствование законодательства РФ, точнее тех законов и законопроектов, которые касаются прав человека.
Чтобы люди были более осведомлёнными о своих правах и свободах, а также опасностях их нарушения, уполномоченный по делам человека проводит консультации. Очень часто такие мероприятия организовываются в университетах и школах, чтобы люди начинали заботиться о своей защищённости заранее. Главной темой таких просветительных лекций являются методы и формы защиты прав.
Таким образом, омбудсмен выступает своеобразным мостом между правительственными органами и простыми гражданами. Он отчитывается о своей деятельности перед госструктурами и советуется с ними, но не находится у них в подчинении. Именно этот фактор и делает его главным помощником народа.
Уполномоченный по правам человека самостоятельно анализирует свою деятельность и её результаты, после чего информирует о них как народ, так и госструктуры.
Связаться с омбудсменом в наше время очень просто благодаря интернету. Но для того чтобы начать изучать свои права, не обязательно ждать, пока их нарушат. Осведомлённые о методах и способах защиты своих прав и свобод граждане — лучшее оружие против тех, кто злоупотребляет своими полномочиями и отказывается выполнять свои должностные обязанности.
Функции
Омбудсмен:
- Рассматривает жалобы на бездействия/действия госорганов, местных структур власти, госслужащих и прочих должностных лиц.
- Изучает и анализирует информацию о нарушении интересов и ущемлении свобод граждан.
- Обобщает итоги рассмотрения заявлений.
- Выступает с докладом на заседании Госдумы при грубом или массовом нарушении свобод и прав граждан.
- Обращается в нижнюю палату парламента с предложением о создании комиссии по фактам нарушения интересов населения, проведении слушаний. Кроме этого, омбудсмен самостоятельно либо через представителя принимает участие в разбирательствах.
- Взаимодействует с общественными наблюдательными советами и комиссиями, созданными в регионах для содействия в реализации госполитики в области обеспечения прав и интересов граждан в местах отбывания наказаний.