Статья 48 ук рф. лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Субъекты квалифицированной юридической помощи

Согласно с Федеральном законом от 30.12.2008 № 316-ΦЗ «О патентных поверенных», патентный поверенный первоочередно выполняет полномочия по ведению дел и деятельности по правовой обороне итогов интеллектуальных мероприятий. Возникает сомнение, что такая узкоспециализированная функциональность относится к юридической деятельности.

Замечание 4

Более того, для аттестации и регистрации граждан в роли патентного поверенного, не нужно обязательное наличие высшего юридического образования. Исходя из вышесказанного, вполне реально оставить в составе субъектов квалифицированной юридической помощи адвокатов и лиц, у которых есть ученая степень по юридической специальности, то есть лиц соответствующих со статьей 53.

В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ» могут быть представители сторон в конституционном судопроизводстве. Также нотариусы, сотрудники органов государственного управления и муниципальных учреждений с обязательным разъяснением лицам, обратившимся в данные органы, правовых последствий их действий, для того чтобы обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов обратившегося лица. В отношении последней группы лиц, с целью гарантирования конституционного обеспечения права личности на профессиональную юридическую помощь, должно быть не правом, а обязательством, которое установлено в Основах законодательства РФ о нотариате. Его неисполнение, соответственно с планом федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», обязано нести дисциплинарную ответственность.

Для формулировки сути, функции и места понятия «квалифицированная юридическая помощь», в национальном законодательстве могут быть применены разные методы и формулы. Как рекомендуют авторы вышеупомянутого законопроекта, такое возможно совершить отталкиваясь от изначального определения субъектов правоотношений и видов функциональности.

Общие положения ФЗ 324

Закон об оказании юридической помощи был принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года. Последние изменения в него были внесены 28 ноября 2015 года. ФЗ об оказании бесплатной юридической помощи содержит 7 глав и 31 статью. Этот закон регламентирует процессы и способы получения гражданами РФ квалификационной, эффективной и бесплатной юридической помощи. Также закон предоставляет нормы и процессы информирования и обучения граждан всем тонкостям их прав.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Перечислены цели, задачи и сфера, на которую закон влияет. Описаны права граждан России на получение бесплатных юридических консультаций и на получение юр. специалиста. Оформлена информация о возникающих в этой области правоотношениях. Описан вектор развития внешней и внутренней политики РФ в настоящей сфере. Перечислены основные принципы и нюансы оказания бесплатной помощи. Даны списки видов и категорий такой помощи. Перечислены субъекты, оказывающие гражданам бесплатную юр. помощь. Оформлены требования и условия для специалистов;
  • В главе второй перечислены полномочия, права и обязанности различных госучреждений в области оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Перечислены полномочия президента РФ, органов местного самоупр., правительства России, прокуратуры, госорганов исполн. власти, госорганов субъектов РФ в области оказания бесплатной юр. помощи;
  • В главе номер три оформлена информация об основных принципах и нюансах системы оказания описываемой помощи гражданам. Перечислены лица, являющиеся участниками настоящей системы. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается к фед. органам исполн. власти. Также описаны процессы оказания помощи, если лицо обращается к гос. юридическим бюро, нотариусам и адвокатам (подробнее о ФЗ об адвокатуре тут:). Даны списки категорий граждан, имеющих право получить описываемую юридическую помощь. Подробно оформлена информация о процессах получения юр. помощи по государственной программе;
  • В г. четыре описаны особенности и нюансы получения помощи по негосударственным программам. Перечислены лица, являющиеся участниками негосударственных программ. Описаны процессы оказания помощи, если гражданин обращается в специальные клиники и центры. Дан список центров, в которых лицо может получить бесплатную юр. помощь. Оформлена информация о взаимодействиях государственных органов и негосударственных центров с целью оказания бесплатной юр. помощи гражданам. Описана государственная поддержка таких центров и клиник;
  • В пятой г. описана деятельность по информированию граждан РФ при получении бесплатных юридических консультаций и по правовому просвещению;
  • В шестой оформлена экономическая сторона описываемой области, финансирование и бюджет;
  • В седьмой оформлены дополнительные положения и заключительные условия и требования закона.

Регулирование и контроль просвещения населения и оказания гражданам бесплатных юридических консультаций и помощи осуществляется настоящим Федеральным законом, Конституцией РФ, другими ФЗ, актами субъектов России и уголовно-процессуальными законами.

Федеральный закон о психиатрической помощи читайте здесь:

Кому полагается бесплатная юридическая помощь по закону?

Согласно 20 статье «О бесплатной юридической помощи в РФ» ФЗ, существуют определенные категории граждан, имеющие право получить бесплатную юр. консультацию.

В статье перечислены следующие категории:

  • Семья, в которой общий доход на всех составляет сумму ниже, чем установленный в России прожиточный минимум;
  • Лица, пострадавшие во время или после чрезвычайных ситуаций и катастроф, перечисленных в настоящем ФЗ;
  • Лица, получившие инвалидность первой или второй группы;
  • Лица, являющиеся временно или постоянно недееспособными;
  • Граждане, являющиеся ветеранами Великой Отечественной Войны, а также получившие статус Герой Российской Федерации или Герой СССР;
  • Несовершеннолетние граждане, проживающие в детских домах или в специальных центрах, либо отбывающие срок в местах лишения свободы (вместо ребенка может обратиться его представитель);
  • Пожилые граждане, проживающие в домах престарелых или в других соответствующих центрах;
  • Дети, оставшиеся без родителей или дети-инвалиды (вместо несовершеннолетнего может обратиться его представитель).

В случае если лицо не имеет гражданства РФ или является иностранным, то получить оно может бесплатную юр. помощь или консультацию согласно условиям международных договоров и других ФЗ.

Интерпретация

В тексте статьи 48 нет точного определения типа чрезвычайной ситуации, которая оправдывала бы ее применение, и не было явным образом предоставлено президенту право принимать, издавать или иным образом обнародовать законы. Однако такая неотъемлемая президентская законодательная власть явно подразумевалась, поскольку статья прямо давала Рейхстагу право отменить указ о чрезвычайном положении простым большинством голосов. Эта парламентская власть подразумевала, что декрет мог, прямо выраженными формулировками или действием, посягать на конституционную функцию Рейхстага.

Статья 48 требовала от президента немедленно информировать рейхстаг об издании указа о чрезвычайном положении и дала рейхстагу право аннулировать указ о чрезвычайном положении простым большинством голосов. Reichsrat , верхняя палата, не был вовлечен в процесс на всех. Если рейхстаг аннулирует указ, президент может принять ответные меры, используя право согласно статье 25, чтобы распустить рейхстаг и назначить новые выборы в течение 60 дней.

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

Комментарий к статье 48 Конституции РФ:

Статья 48 Конституции гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Оказание юридической помощи адвокатами в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ. Названный закон предусматривает, в частности, осуществление органами государственной власти финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Такие случаи предусмотрены как самим названным законом, так и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 26 названного закона юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1. истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2. ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3. гражданам Российской Федерации – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4. гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно п. 5 ст. 5 УПК в случае, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Ст. 49 УПК РФ предусматривает, что защитник участвует в уголовном деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях:

а) задержания лица по подозрению в совершении преступления (ст.ст. 91 и 92 УПК);

б) применения к нему в соответствии со статьей 100 УПК меры пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со ст. 27. 3 КоАП административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (то есть не только с момента административного задержания, но даже до него).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Конституция РФ, Статья 48

Статья 48        1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.        2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комм. Марогулова И.Л.

       Каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь, которая гарантирована ему ч.1 ст.48 Конституции. Для получения юридической помощи гражданин может обратиться в юридическую консультацию, в которой работают квалифицированные адвокаты, в юридическую фирму либо бюро, имеющие соответствующее разрешение на оказание правовых услуг. В настоящее время в государстве существует разветвленная сеть ассоциаций юристов-адвокатов, осуществляющих защиту и представительство по уголовным, гражданским и административным делам. Адвокатура отделена от государства и существует как добровольная ассоциация юристов, что гарантирует ее независимость и возможность активной защиты граждан.

Статья 48 Конституции РФ

Конституционный Суд представляет собой высший судебный орган, осуществляющий контроль над соответствием законов и иных нормативных актов действующей конституции. Общественное объединение представляет собой добровольная организация, создаваемая в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений. Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии. Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни. Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Права человека

Одновременно с этим можно исходить из иных принципов, например, взять за основу систематизацию прав человека, при этом отнести защиту прав личности только к компетенции субъектов профессиональной юридической помощи. Несомненно, в такой ситуации адвокатура обязана подчиниться определенной реорганизации, исходя из принципов структурной разработки судебного механизма.

Пример 1

Такое происходило в дореволюционной России и сохраняется в нынешнее время в числе зарубежных стран, включая Германию.

Целесообразно вспомнить вердикт ЕСПЧ № 127-В от 30.11.1987 по делу «Н. против Бельгии», в котором суд указал: институт адвокатуры, исполняя прилюдную деятельность, является частью судебной структуры.

С точки зрения защиты прав человека, предоставление адвокатского сообщества в определенную юридическую функциональность утверждается материалами Всемирной конференции по правам личности.

Всемирная конвенция по правам личности:

  • указывает, что механизм организации правовых последствий имеет особенный значимый смысл для недискриминационного и многостороннего осуществления прав человека;
  • является неотъемлемой частью процессов демократии и прочного развития (Вена, 25.06.1993);
  • включает в себя правоохранительные органы, органы прокуратуры и сотрудников независимых судебных органов и адвокатуры, пропорционально с используемыми стандартами, имеющимися в международных договорах о правах человека.

С целью введения определенности в вопросе осуществления конституционного права на профессиональную юридическую помощь рекомендуется следующая формулировка понятия: квалифицированная юридическая помощь – это юридическая функциональность в отношении защиты прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц, а также гарантирование доступа к правосудию. Выполняется это членами адвокатского сообщества и лицами, у которых есть ученая степень по юридической специальности. Кроме этого, в пределах должностной ответственности нотариусами и сотрудниками органов государственной власти и местного самоуправления.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Вопросы по применению ст. 48 ТК

Какой документ регулирует порядок публикации соглашений и предложений о присоединении к ним?

В этой ситуации нужно ориентироваться на Приказ Минтруда от 12.11.15 №860н (ред. от 27.03.19). Этот документ подробно прописывает ключевые нюансы, связанные с публикацией отраслевых соглашений.

Если наниматель получил предложение о присоединении к отраслевому соглашению общефедерального уровня, но проигнорировал его, то он будет обязан выполнять его нормативы?

Да, поскольку в рассмотренной статье чётко указывается, что отдельный наниматель, не желающий присоединяться к соглашению, должен представить мотивированный отказ. Причём этот отказ должен отвечать ряду критериев: письменная форма, срок его отправки 30 дней и пр. Если эти критерии отсутствуют, то наниматель по умолчанию включается в соглашение.

Какие ограничения предусмотрены для приостановки соглашения?

В рассматриваемой статье указано, что приостановка соглашения возможна, но с учётом следующих моментов:

  • распространяется на его отдельные пункты, но не на всё соглашение;
  • носит временный, а не постоянный характер;
  • вводится в действие с согласия представителей персонала;
  • должно иметь мотивировочную часть.

Все эти пункты не исключают, а дополняют друг друга.

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

Квалифицированная юридическая помощь

Непосредственно понятие «квалифицированная юридическая помощь» затрагивает ее преобладающую часть – это наличие у субъекта, который предоставляет ее, надлежащего опыта. Такой навык выражается, например, в сдаче соответствующего экзамена установленного законом для получения статуса. Нужно различать качество помощи, которую предоставляют лица, имеющие высшее юридическое образование и лица получившие, в утвержденном законом порядке, статус посредством сдачи экзамена. Более того, наличие статуса подразумевает не только вспомогательные квалифицированные возможности, но и способ профессионального контроля в виде обязательства за неудовлетворительное качество такой помощи и этические искажения. Таковой является дисциплинарная ответственность, а именно установленная в адвокатском сообществе.

Замечание 2

Вполне справедливо относительно этого обозначил знаменитый российский адвокат Г. М. Резник: квалифицированной помощью соответственно с мировой практикой, которую предоставляют специалисты по праву, может быть оказана лицами имеющими как минимум юридическое образование. Вместе с тем, они обязаны соблюдать профессиональные стандарты и этические нормы, поддерживаемые квалифицированным контролем. За пределами таких стандартов и норм, юридическая помощь не может называться профессиональной.

Выделяется и тот факт, что ст. 48 Конституции, определяющая право на профессиональную юридическую помощь, фигурирует во главе блока статей, закрепляющих право личности в уголовном судопроизводстве (ст. 48–54). Есть вероятность, что этим мотивировано законодательство и на практике участие в роли защитника в уголовном судопроизводстве лиц, носящих статус адвоката. С целью выявления ясности в этом вопросе и официальном расширении понятия «квалифицированная юридическая помощь» на иные отрасли права, надлежит установление федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». Этот проект в настоящее время уже создается надлежащей законодательной процедурой в Государственной Думе.