Юридическое лицо гк рф

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью «(пункт 1 статьи 66.2)».

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства «(статья 2)», правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 48 ГК РФ

Признаки юридического лица.

1. Организационное единство предполагает, что юридическое лицо выступает и действует в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.

2. Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей (участников) юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.

Судебная практика.

В качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или ноу-хау. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом.

Имущество в натуре, внесенное учредителем (участником) в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, принадлежит последним на праве собственности. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества (хозяйственного общества) содержатся положения, свидетельствующие о том, что… передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом.

Условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена законом (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).

3. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.

4. Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Наука.

Теории юридического лица. Наиболее заметной по своему значению является теория фикции, высказанная в XIII веке римским папой Иннокентием IV. Он впервые установил положение, что корпорация как таковая есть бестелесное, мыслимое лишь существо, это есть не что иное, как юридическое понятие, не совпадающее с понятием связанных лиц; как бестелесное существо она не имеет способности воли и не может действовать сама, а только через своих членов. Сторонником данной теории был немецкий правовед К.Ф. Савиньи, который полагал, что юридическое лицо есть искусственный, фиктивный субъект, допускаемый только для юридических целей, и искусственная способность этого субъекта распространяется только на отношения частного права.

Кроме теории фикции правовая наука знает теорию интереса Иеринга, коллективной собственности Планиоля, теорию администрации Н.Г. Александрова и С.Ф. Кечекьяна, теорию директора Ю.К. Толстого, теорию коллектива А.В. Венедиктова, теорию организации О.А. Красавчикова, теорию правового средства Б.И. Пугинского, теорию персонифицированного имущества Е.А. Суханова, негативную концепцию В.В. Лаптева и множество других теорий.

Комментарий к Ст. 1266 ГК РФ

Наука.

Автор заинтересован в полной неприкосновенности своего творения как части своей индивидуальной физиономии, в том, чтобы его произведения, изданного или неизданного, не коснулись самовольно ни чужая рука, ни чужое имя, так что одно воспроизведение сочинения или картины, без разрешения автора, может быть нарушением его личных прав.

С.А.Беляцкин

1. Право на неприкосновенность произведения является личным неимущественным правом автора. По сути, в его содержание входит два правомочия: право на неприкосновенность произведения и право на защиту произведения от искажения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию.

Право автора на неприкосновенность произведения не поставлено в зависимость от того, в лучшую или худшую сторону изменяется произведение в результате совершения действий, указанных в п. 1 ст. 1266 ГК РФ, достаточно самого факта совершения таких действий для квалификации действий соответствующего лица как противоправных.

Указанное не распространяется на критику произведения, однако следует отметить, что такая критика не может находиться «под одной обложкой» с произведением. В противном случае она может быть квалифицирована как «предисловие, послесловие, комментарий» и нарушать право автора на неприкосновенность произведения.

Одним из наиболее известных нарушителей права на неприкосновенность произведения в настоящее время является Д.Ю. Пучков (более известен под псевдонимом «Гоблин»), который снабжает аудиовизуальные произведения собственными комментариями, зачастую существенно изменяя само произведение.

2. Использование произведения автора после смерти зачастую может потребовать снабжение его комментарием, вступительной статьей и даже внесения изменений. Для этих целей законодатель устанавливает возможность совершения таких действий с согласия обладателя исключительных прав (наследника по закону или завещанию). Положения абз. 2 п. 1 ст

1266 ГК РФ устанавливают особенности выражения автором своей воли относительно судьбы произведения, причем не важно, делалось ли такое распоряжение на случай смерти либо оно было выражено просто в переписке как пожелание автора. Например, Стэнли Кубрик запретил переводить свой последний фильм «Eyes wide shut», но разрешил снабжать его субтитрами

3. Защита произведений от извращений, искажений или иного изменения произведений в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ допускается только в том случае, если соответствующее действие порочит честь, достоинство и деловую репутацию автора. Отличие указанного способа защиты прав автора от предусмотренного п. 1 комментируемой статьи заключается в возможности применения мер, предусмотренных ст. 152 ГК РФ, как опубликование опровержения.

Может ли некоммерческая организация получать иностранное финансирование? Будет ли она при этом являться иностранным агентом?

Ст 50 ГК РФ указывает, что некоммерческая организация не имеет цели извлечения прибыли, не распределяет прибыль между участниками и может заниматься предпринимательством только для решения своих непосредственных задач.
Для деятельности некоммерческих организаций необходимо финансирование, получать его они могут как из российских, так и из иностранных источников (от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, граждан). Передача денежных средств может происходить не только напрямую. Финансирование организации из-за рубежа бывает и опосредованным — через российское юридическое лицо.
В 2014 году был принят закон о внесении изменений в одну из статей ФЗ “О некоммерческих организациях”.
Теперь некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента должна быть внесена в соответствующий реестр. С недавних пор это происходит в России повсеместно: НКО, выполняющие функции иностранных агентов, включаются в указанный реестр добровольно и принудительно. Участились проверки уполномоченными органами некоммерческих организаций с целью выяснить, являются ли они “иностранными агентами”.
Да, некоммерческая организация может получать иностранное финансирование. Но не всякая организация, получающая иностранное финансирование будет считаться иностранным агентом.
Для того, чтобы некоммерческая организация получила этот статус, должно быть соблюдено два условия: организация должна получать денежные средства или имущество из иностранных источников, и при этом осуществлять политическую деятельность в России.
Поэтому формально ответ на этот вопрос отрицательный — организация не обязательно является иностранным агентом, если получает финансирование из-за рубежа.
Однако уже сейчас возникает множество споров относительно применения этого закона. Все чаще под определение “иностранный агент” попадают организации, вовсе не связанные с политикой: экологические, правозащитные, благотворительные.
Это происходит от того, что положение об участии в политической жизни трактуется по разному.
По закону, участвующей в политической деятельности, признается организация:

  • воздействующая на принятие государственными органами решений путем участия в политических акциях;
  • противодействующая проводимой государственной политике;
  • влияющая на формирование общественного мнения.

Юридические лица

Имущественные отношения (купля-продажа, мена, аренда и т. п.) возникают как между гражданами, так и между организациями. Эти отношения также нуждаются в правовом регулировании. Для обеспечения устойчивости и надежности регулирования данных отношений необходимо не только определение прав и обязанностей их участников, но и определение того, какие организации вправе в них участвовать. Этим целям служит понятие юридического лица. Быть субъектом права, т.е. приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности, вправе только те организации, которые являются юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК).

Выделяются следующие четыре признака юридического лица: 1) организационное единство; 2) обособленность имущества; 3) самостоятельная имущественная ответственность; 4) выступление в гражданском обороте от своего имени.

Требование организационного единства юридического лица — это обязательное условие для существования организации как субъекта права, поскольку в противном случае станет невозможным определение того, кто же является носителем гражданских прав и обязанностей. Организационное единство юридического лица закрепляется в его уставе, штатном расписании.

Обязательной предпосылкой участия в имущественных отношениях является наличие у юридического лица определенного имущества. При этом это имущество должно быть обособлено от имущества других организаций, в том числе от имущества их учредителей. Имущество кооператива обособлено от имущества членов кооператива, имущество одного государственного унитарного предприятия, являющегося юридическим лицом, — от имущества других государственных юридических лиц и т.д. Об обособленности имущества юридического лица свидетельствует самостоятельность его баланса (сметы), наличие счета в банке.

Самостоятельная имущественная ответственность как признак юридического лица является следствием его имущественной обособленности. По своим долгам юридическое лицо обязано отвечать принадлежащим ему имуществом. Учредители и участники юридического лица, в том числе и собственники его имущества, по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей, участников и собственников. Исключения из этого правила могут быть только в случаях, предусмотренных ГК или учредительными документами юридического лица. Например, по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества может нести ответственность Российская Федерация (ст. 56 ГК РФ).

Обособленность имущества и принцип имущественной ответственности обусловливают наличие у юридического лица еще одного признака — выступление в гражданском обороте от своего имени. Участники имущественных отношений должны точно знать, кому принадлежат те или иные права, на ком лежит та или иная обязанность. Для этого установлено правило, что юридические лица должны действовать от своего имени. Наименование юридического лица устанавливается при его создании. В наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно-правовую форму.

Другой комментарий к статье 55 Гражданского Кодекса РФ

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

1. Филиалы и представительства характеризуются рядом следующих признаков:

1) это обособленные подразделения юридического лица;

2) они располагаются вне места нахождения юридического лица (см. ст. 54 ГК и комментарий к ней);

3) они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и т.д. (см. ст. 48 ГК и комментарий к ней). Хотя в комментируемой статье говорится о том, что филиалы и представительства наделяются имуществом, следует иметь в виду условность этого указания. Ни правом собственности, ни правом хозяйственного ведения, ни правом оперативного управления имеющимся у них имуществом филиалы и представительства не обладают — оно принадлежит юридическому лицу, создавшему филиал (представительство). У подразделения юридического лица имущество находится лишь в техническом управлении. Филиалы и представительства не являются субъектами гражданского права;

4) филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения. Как представляется, такие положения рассчитаны главным образом на регулирование «внутренних отношений». В положении определяются цели и предмет деятельности филиала или представительства, полномочия руководителя и пр.; при этом юридическим лицом устанавливаются «правила поведения» своего подразделения;

5) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности. Доверенность необходима для представительства перед третьими лицами, т.е. требуется для того, чтобы руководитель подразделения мог выступать от имени юридического лица (во «внешних отношениях»);

6) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Это указание введено в абз. 3 п. 3 комментируемой статьи Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. До того абз. 3 п. 3 выглядел следующим образом: «Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица». Как представляется, изменение содержания абз. 3 п. 3 не имеет существенного значения. Тем более что в учредительных документах юридического лица всегда указываются его филиалы и представительства, а в ЕГРЮЛ сведения о филиалах и представительствах юридического лица давно указываются в силу того, что соответствующее предписание содержится в Законе о регистрации юридических лиц (подп. «д» п. 1 ст. 5; введен Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ).

2. Филиалы и представительства отличаются функциями.

Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (руководитель от имени юридического лица заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски и пр.). Филиал занимается той же деятельностью, но от представительства он отличается тем, что, кроме того, выполняет все функции юридического лица или их часть. Например, руководитель представительства образовательного учреждения от имени соответствующего юридического лица заключает договоры об оказании образовательных услуг, выступает представителем в суде и т.п. Руководитель филиала того же образовательного учреждения имеет те же полномочия, но филиал еще оказывает и образовательные услуги (в том же объеме, что и юридическое лицо, или в меньшем).

3. Указание в государственном реестре и в учредительных документах юридического лица имеющихся у него филиалов и представительств, с одной стороны, требуется для обеспечения публичных интересов (с точки зрения контроля государства за деятельностью юридического лица, сбора налогов и сборов и т.д.), а с другой — призвано обеспечить интересы участников гражданского оборота. Вступая в отношения с юридическим лицом, которое представляет руководитель филиала или представительства, субъект осознает, что «за филиалом или представительством «стоит» юридическое лицо». Заключая какое-либо соглашение с юридическим лицом, контрагент благодаря указанию в учредительных документах филиалов и представительств узнает об этом обстоятельстве.

Комментарий к статье 4 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются два нормативных положения, касающиеся действия гражданского законодательства во времени. Одно распространяется на вновь возникающие правоотношения, другое — на продолжающиеся после введения в действие нового закона правоотношения.

2. В качестве общего правила новый закон применяется лишь к отношениям, возникшим после введения его в действие, и, соответственно, обратной силы не имеет.

Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.1999) <1> федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Днем их официального опубликования считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124.

3. В порядке исключения действие закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом. Возможны два варианта распространения нового закона на отношения, возникшие до введения его в действие: полное и частичное.

В первом случае действие закона полностью распространяется на отношения, которые до введения его в действие регулировались иным законодательством. В качестве примера можно сослаться на п. 2 ст. 6 Вводного закона, посвященный коммерческим организациям. Данный вариант и имеется в виду в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи.

Второй случай, связанный с частичным применением закона к отношениям, возникшим до введения его в действие, предусмотрен в п. 2 комментируемой статьи. Он касается применения нового закона к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. К правам и обязанностям, возникшим до введения в действие нового закона, в том числе тем из них, которые по каким-либо причинам оказались не осуществленными (не исполненными) на момент введения в действие нового закона, применяется ранее действовавшее законодательство.

Указанное правило не применяется к отношениям сторон по договору, заключенному до введения в действие нового закона (см. ст. 422 ГК).

Можно ли преобразовать в ЗАО бюджетное учреждение?

Учреждения по типу собственности подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные учреждения могут финансироваться из бюджета или автономно. Поэтому, если речь идет о бюджетном учреждении, мы подразумеваем, что им является государственная или муниципальная некоммерческая организация.
Согласно гражданскому законодательству, бюджетное учреждение создается не для извлечения прибыли, а для осуществления некоммерческих социально-культурных, управленческих или иных функций.
Закрытое акционерное общество, в соответствии со ст. 50 ГК РФ, относится к хозяйственным обществам, являющимся коммерческими организациям, которые извлекают из своей деятельности прибыль. Деятельность бюджетных учреждений и хозяйственных обществ разнится по своей сути. Закон допускает преобразование государственного или муниципального учреждения только в иную форму некоммерческой организации, и не содержит норм, открывающих возможность преобразовать его в хозяйственное общество.