§ 7.4. парламент российской федерации

Внутренние органы законодательного центра (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Следует отметить тот факт, что парламент, функции которого будут представлены далее, для реализации своих основных задач используют внутренние органы специального назначения. В большей части случаев организация структуры этих парламентских ведомств имеет общие черты во многих государствах. Стоит выделить главные задачи парламентских органов:

  1. Координация работы законодательного центра.
  2. Организация всех необходимых условий для реализации парламентом своих непосредственных функций.

Эти задачи являются ключевыми в деятельности законодательного органа. Их исполнение, как уже указывалось ранее, возлагается на плечи внутренних ведомств. Ключевым парламентским органом является спикер или же председатель. Как правило, деятельность этого элемента воплощается в отдельном лице, то есть, конкретном человеке. При этом роль спикера достаточно важна для всей деятельности парламента того или иного государства. Он исполняет ряд специальных функций, к числу которых относятся следующие:

  • представление законодательного органа на международной арене;
  • обеспечение рассмотрения тех или иных важных вопросов;
  • определение повестки дня;
  • обеспечение рассмотрения законопроектов;
  • определение конкретных видов процедур обсуждения законопроектов либо иных вопросов;
  • руководство парламентскими обсуждениями;
  • предоставление слова депутатам;
  • определение типа голосования и его итогов и т. п.

Достаточно важной функцией парламентского председателя является руководство денежными средствами этого органа, а также парламентскими подразделениями полиции. Для облегчения работы спикера, ему, как правило, предоставляются заместители – вице-председатели

Такая форма организации управляющего парламентского органа чаще всего встречается в двухпалатных парламентах. Помимо того, далеко не во всех государствах роль спикера столь важна. Например, в Швейцарском парламенте председатель и его заместители избираются лишь на время проведения соответствующих сессий

В данном случае спикер не является важной политической фигурой вообще

Еще одним важным элементом внутренней организации законодательного органа являются парламентские комиссии. Они представляют собой специализированные органы, создающиеся из депутатов. Их главной целью является оценка и непосредственное создание законодательных актов, контроль за деятельность власти исполнительной, а также решение специфических задач.

При этом существует два основных вида комиссий, а именно: временные и постоянные. Последние создаются на срок деятельности соответствующей парламентской палаты. В подавляющем большинстве случаев постоянные комиссии создаются по вопросам обороны, финансов, законодательства и законотворчества, международного сотрудничества и т. п.

Что касается временных органов, то они, как правило, занимаются решением конкретных задач. Подобными комиссиями являются следственные, специальные, ревизионные и т. д. Следует заметить, что парламентские органы имеют широкий ряд полномочий. Чаще всего они проявляются в процессе законотворчества, потому что именно в составе комиссий происходит разработка законопроектов, а также их научный регламент.

Законодательный и представительный орган

Статья 94 Конституции РФ говорит, что Федеральное Собрание — это орган законодательной власти. Это значит, что все законы Российской Федерации становятся таковыми после рассмотрения и одобрения их парламентом. Иным путём законодательная инициатива не может превратиться в закон.

Признание Федерального Собрания представительным органом указывает на принцип его формирования. Представительство народа выражается в проведении выборов. Политическое волеизъявление населения страны передаёт избранникам право принимать любые жизненно важные решения для судьбы всего государства.

Только наличие признаков парламентаризма говорит о действительном основании законодательного и представительного органа. Это:

  • создание коллегиального учреждения;
  • деятельность избранников народа построена на постоянной основе и оплачивается;
  • имеются законодательно определенные формы и методы, полномочия и задачи выборной палаты.

Законодательные полномочия

Законодательные полномочия подразумевают, что Государственная дума является нижней палатой российского парламента (Федерального собрания), которая начинает рассматривать любой поступивший в нее законопроект в трех чтениях.

Инициаторами законотворчества в РФ то есть теми субъектами права законодательной инициативы, согласно 104 статье Конституции РФ, которые вносят законопроекты в этот орган законодательной ветви власти, могут быть: 

  • Президент, 
  • сами депутаты Госдумы, 
  • члены Совета Федерации, 
  • федеральные министры, 
  • Правительство РФ, 
  • законодательные органы власти субъектов РФ, 
  • Конституционный суд, (про виды судов подробнее здесь)
  •  и Верховный суд.

После поступления законопроекта в Госдуму, он проходит 3 чтения. Принятые ею законопроекты поступают на рассмотрение в Совет Федерации. В случае, если последний не одобряет его, он возвращается на повторное рассмотрение в нижнюю палату Федерального собрания.

Президент перед подписанием нормативно-правового акта может сделать запрос в Конституционный суд РФ с просьбой проверить его на предмет соответствия Конституции РФ. Если законопроект противоречит ей, то он возвращается на повторное рассмотрение в Госдуму.

Важно понимать, что с момента начала заседаний Госдумы нового созыва, ее  полномочия  прежнего созыва  прекращаются (согласно статье 99 Конституции РФ 2020). Из всего вышесказанного следует, что граждане РФ непосредственно сами не могут вносить в Госдуму законопроекты

Но они могут выбирать депутатов в этот орган законодательной власти

Из всего вышесказанного следует, что граждане РФ непосредственно сами не могут вносить в Госдуму законопроекты. Но они могут выбирать депутатов в этот орган законодательной власти.

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Функции парламента РФ

Федеральное собрание – это законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией государства, парламент РФ осуществляет следующие функции:

  1. Создание законодательных актов.
  2. Назначение на должности и освобождение от них председателя Счетной палаты и Центрального банка.
  3. Проведение импичмента.
  4. Объявление амнистии.
  5. Осуществление контроля над органами исполнительной власти.
  6. Представительство народа.

Таким образом, функции российского парламента в целом имеют общий характер с классической тенденцией функционирования законодательных органов в мире. Это достаточно позитивный фактор. Ведь он свидетельствует прежде всего о том, что функции парламента РФ воплощают лучшие европейские тенденции. Но это далеко не все позитивные моменты представленной структуры. Ведь сам парламент, его признаки и функции позволяют говорить о реальном народовластии в государстве. Если в стране нет представленного органа, или же он действует не должным образом, то о демократии не стоит и говорить.

Функции Государственной Думы

Избранная народом Государственная Дума начинает свою работу на тридцатый день после выборов. Первое заседание ведёт старейший депутат. С началом её работы полномочия Думы предыдущего созыва прекращаются. Президент России может назначить первое заседание раньше тридцатидневного срока.

Функции нижней палаты определены статьёй 103:

  1. Доверять или не доверять правительству РФ.
  2. Дать согласие на кандидатуру, предложенную президентом Российской Федерации на пост Председателя правительства.
  3. Принимать ежегодно отчёт правительства о результатах деятельности.
  4. Назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Центрального банка России, председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, Уполномоченного по правам человека.
  5. Выдвигать обвинения президенту страны для отстранения его от должности.
  6. Объявлять амнистию.

Компетенция Совета Федерации

Совет Федерации в законотворческом процессе участвует посредством одобрения законов, принятых Государственной Думой. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон также считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Под последнее правило не подпадают законы, которые обязательно должны быть рассмотрены и одобрены Советом Федерации. Это законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции Российской Федерации.

Компетенция Совета Федерации не ограничивается законодательным процессом. К исключительной компетенции Совета Федерации относится отрешение Президента РФ от должности. Палата назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов. Значительную часть исключительной компетенции Совета Федерации составляют вопросы, непосредственно затрагивающие интересы всех или большинства субъектов Федерации. Совету Федерации предоставлено право одобрять указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения и решать иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета Федерации.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Вопрос этот рассматривается только по взаимному согласию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить.

Совет Федерации принимает решение о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России. Этот вопрос решается в соответствии с Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» от 23 июня 1995 г.

В соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и ряда других нормативных правовых актов.

Совет Федерации по вопросам своего ведения издает постановления. Внутренняя организация палаты регулируется Регламентом. Этот документ достаточно подробно регулирует процедурные вопросы, закрепляет структуру палаты в виде комитетов и комиссий.

Из числа членов Совета Федерации выбирается Председатель и три его заместителя.

Решения Совета Федерации принимаются на основе принципов коллективности и открытости. На заседаниях палаты могут присутствовать представители средств массовой информации, Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели высших судебных органов, Генеральный Прокурор Российской Федерации. На заседание Совета Федерации могут быть приглашены представители государственных органов, независимые эксперты, ученые, специалисты, которые оказывают профессиональную помощь палате, например, путем предоставления квалифицированного заключения по обсуждаемому закону.

Для работы Совета Федерации необходимо присутствие на заседании не менее двух третей членов палаты. Заседания происходят под руководством Председателя. В Совете Федерации используют несколько видов выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, справки, информации, заявления, обращения.

Совет Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по вопросам своей внутренней деятельности принимает постановления. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления.

показать содержание

Становление парламентаризма в России

Для того чтобы узнать, как называется парламент РФ, необходимо обратиться к истории нашей страны. Печальной была судьба первых Государственных Дум, а после Революции, произошедшей в 1917 году, парламент в РФ долгое время был только формальным (в соответствии с Конституцией СССР законодательный орган государства был представлен Верховным Советом Советского Союза).

Возрождение парламентаризма характерно для 1990 года. Наладить работу этой структуры за короткое время не представлялось возможным, поэтому даже в настоящее время парламент в России находится на этапе становления. Название нашего парламента — Федеральное Собрание.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание РФ представляет собой структуру из двух основных элементов. Статья 95 Конституции характеризует две палаты Федерального Собрания. Верхняя палата Совета Федерации формируется из двух представителей от субъекта федерации. Один направляется от исполнительной власти, другой рекомендуется выборной. На сегодняшний день РФ насчитывает восемьдесят пять субъектов, соответственно, сто семьдесят человек — общее количество членов Совета Федерации.

Государственная Дума выполняет функции нижней палаты. Она имеет определённое количество мест: четыреста пятьдесят. Избираются её члены на пять лет. Стать депутатом Государственной Думы имеет право любой гражданин России с двадцати одного года. Одновременно быть членов обеих палат человек не имеет права. Так как труд депутата финансируется на постоянной основе, то он должен отказаться от другой оплачиваемой деятельности. Исключение составляет творческая работа, например, преподавательская, научная. Эти положения закреплены в статьях 95, 96, 97 Конституции России.

Особенности двухпалатной структуры

Давайте рассмотрим двухпалатный парламент. Виды и функции его имеют большое количество особенностей. Главной из них является процесс принятия законов.

Например, парламент США имеет двухпалатную структуру. Её главной особенностью является тот факт, что любой законопроект должен быть рассмотрен и принят в обеих палатах. Если хотя бы в одной из них его отвергнут, то он автоматически не принимается. Таким образом двухпалатный парламент позволяет учесть особенности практически всех социальных слоев. Помимо того, во многих случаях, на каждый структурный элемент законодательного органа возлагаются иные специфические функции. К примеру, нижняя палата может отвечать за финансовые вопросы в государстве, а верхняя, в свою очередь, назначает людей на определенные должности, ратифицирует международные акты, проводит импичмент и т. п.

Следует отметить, что все представленные моменты могут отличаться в зависимости от конкретного государства. Как показывает практика, идентичных по своим функциям и полномочиям парламентов не существует.

Двухпалатные структуры на сегодняшний день в большей части существуют в федеративных государствах. С учетом данной формы территориального устройства, парламент, состоящий из двух элементов попросту необходим. Ведь в федерации вторая палата, как правило, представляет интересы прежде всего субъектов. К числу подобных государств можно отнести Австралию, Российскую Федерацию, Индию, Мексику, Соединенные Штаты Америки, Великобританию и т. п.

Однако двухпалатные парламенты можно также встретить и в унитарных странах. Как правило, даже в таких случаях законодательный орган организовывается по принципу территориальности, что позволяет учитывать интересы отдельных элементов державы.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации: общая характеристика

Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, принятии государственного бюджета, а также контроле за его исполнением и исполнительной властью.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ.

Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, всех субъектов Российской Федерации, учитывает волю и интересы проживающих в них социальных слоев и социальных групп российского общества.

Правовой статус российского парламента закреплен в главе 5 Конституции РФ, которая носит название не законодательной власти в целом, а только федерального органа законодательной власти — Федерального Собрания. Следует учитывать, что наряду с федеральным парламентом в России существуют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая «верхняя» палата) и Государственной Думы (так называемая «нижняя» палата).

Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (ст. 103.1 Конституции РФ). Порядок осуществления парламентского контроля определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 27декабря 2005г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания.

Статья 98 Конституции РФ наделяет сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, которая может быть снята по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Правовой статус сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы конкретизируется и детализируется в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Законодательные полномочия занимают особое место в компетенции Федерального Собрания

  2. Законодательные полномочия занимают
особое место в компетенции Федерального Собрания.
Они прямо обусловлены его
конституционным статусом как законодательного органа – парламента РФ.
Законодательная деятельность по своему значению и объему – приоритетная.
Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова,
охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной
жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характеризует роль
Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти
РФ в системе государственной власти, демократизм государства. Конституция РФ
определяет в общей форме пределы законодательной деятельности российского
парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Федеральное Собрание может осуществлять
законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации и предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, подлежащим
законодательному регулированию.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ вопросы, по которым федеральный
парламент может осуществлять законодательное регулирование, имеют пределы – они
охватывают указанные выше предметы ведения, только на них распространяются его
законодательные полномочия.

Вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов эти субъекты
осуществляют собственное правовое регулирование, а Федеральное Собрание там не
имеет права законодательствовать.

Конституцией РФ установлено еще одно ограничение
законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения гл. 1,
2, 9 Конституции РФ, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть
такое предложение согласно ст. 135 Конституции РФ. Однако его законодательные
полномочия включают права, связанные с принятием поправок к остальным главам
Конституции РФ, принятием федеральных конституционных законов. Федеральное
Собрание вправе принимать поправки к гл. 3–8 Конституции России, которые,
однако, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Парламент может
также принимать федеральные конституционные законы по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ. Например, федеральные конституционные законы принимаются
согласно ст. 70 Конституции РФ для установления Государственных флага, герба и
гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования;
согласно ч. 2 ст. 65 – о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта; в соответствии с ч. 3 ст. 87– о режиме военного
положения
и т.д. Таким образом, в Конституции дается перечень федеральных
конституционных законов и тем самым конкретизируются полномочия Федерального
Собрания по их принятию. В ст. 71, 72 (устанавливающих вопросы ведения РФ и ее
совместного с субъектами ведения) закреплен широкий круг требующих
законодательного регулирования вопросов государственного строительства,
экономики и финансов, охраны природы, социально-экономической сферы, прав и свобод
человека, национальных меньшинств, обороны и безопасности, внешней политики.

Конкретизируя компетенцию Федерации, Конституция
РФ в п. «о» ст. 71 называет, в частности, ряд отраслей права, по которым
Федеральное Собрание может издавать законы. Это уголовное,
уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Оно
вправе это делать и по другим отраслям, находящимся в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов: административному,
административно-процессуальному, трудовому, семейному, жилищному, земельному,
лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей
среды. Федеральный парламент может, естественно, осуществлять законодательство
и по другим вопросам, указанным в этих конституционных статьях.

Конституция
РФ конкретизирует законодательные полномочия федерального Собрания и другим
путем. Она в своих статьях называет федеральные законы по тем или иным
вопросам, хотя и не устанавливает точного, полного их перечня, т.е. не
ограничивает полномочия парламента принятием лишь определенного круга законов.
Например, в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ говорится о федеральном законе о
гражданстве; в ч. 3 ст. 3б – о федеральном законе о пользовании землей; в ч. 4
ст. 81 – о федеральном законе, определяющем порядок выборов Президента РФ, и
т.д.