Оглавление
Содержание и изменения 21 статьи закона «О полиции»
Законом предусматриваются следующие функции полиции:
- осуществление защиты личности, общества и государства от противозаконных посягательств;
- предварение и остановка преступлений и нарушений;
- обнаружение и разоблачение преступлений;
- осуществление мероприятий по розыску пропавших и скрывающихся лиц;
- выполнение наказаний за административные правонарушения;
- соблюдение порядка;
- обеспечение безопасного движения транспорта на дорогах;
- предоставление государственной защиты свидетелям, потерпевшим и другим участникам уголовных и судебных дел, включая судей, прокуроров и прочих лиц, исполняющих должностные обязанности;
- экспертно-криминалистическая деятельность.
Также сотрудники полиции при специальном разрешении Президента Российской Федерации могут принимать участие при поддержании и восстановлении международного порядка и безопасности.
При выполнении своих обязанностей, полицейские вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие.
Статья 21 Федерального закона “О полиции” определяет перечень ситуаций, в которых допускается использование специальных средств, а также какие вещи и приспособления относятся к данной категории и подлежат утилизации.
Часть 1 статьи 21 предусматривает, в каких случаях сотрудники полиции имеют право использовать специальные средства:
- чтобы отразить нападение гражданина или другого полицейского;
- для предотвращения административных правонарушений или преступлений;
- при оказании сопротивления полицейскому;
- чтобы задержать нарушителя, который был застигнут на месте преступления и пытается скрыться;
- при задержании потенциально опасного лица, которое может оказать вооружённое сопротивление;
- чтобы осуществлять доставку в полицейское отделение, конвоировать и охранять следующих лиц:
- задержанные;
- заключённые под стражу;
- осуждённые;
- арестованные;
- принуждённые к исправительным работам;
- при попытке побега арестованных, осуждённых и других лиц, которые временно находятся под стражей сотрудников полиции;
- для высвобождения лиц из под насильственного удержания;
- при освобождении захваченных строений и помещений, а также транспорта;
- чтобы предотвращать массовые беспорядки и другие незаконные действия, которые нарушают общественный порядок, мешают движению транспорта и работе организаций, включая средства связи;
- при остановке транспортных средств, водители которых не выполняют требования сотрудников полиции о прекращении движения;
- для обнаружения правонарушителей, которые собираются совершить преступление или уже совершили его;
- во время защиты объектов и остановки движения группы лиц, которая совершает противоправные действия.
Пункт 2 статьи 21 ФЗ-3 определяет перечень предметов, относящихся к перечню специальных средств, которые используются сотрудниками полиции для совершения действий, указанных в первом пункте настоящей статьи:
- специальные дубинки и палки;
- газовые баллончики и другие особые газовые и дымовые приспособления;
- наручники и иные приспособления для ограничения подвижности;
- специально предусмотренные маскирующие и окрашивающие средства;
- электрошоки;
- световые шоковые инструменты;
- служебные животные;
- специальные акустические шоковые средства;
- приспособления для принудительного прекращения движения транспорта;
- средства для сковывания движений;
- водомётные инструменты;
- бронированные машины;
- приспособления для охраны защищённых объектов и для предотвращения движения групп граждан;
- инструменты для разрушения преград.
Сотрудники полиции, помимо установленных настоящей статьёй ситуаций, могут также принимать специальные средства во всех дозволенных законом обстоятельствах, когда используется огнестрельное оружие.
При последней редакции статьи 21 пятого апреля 2013 года, перечень лиц, по отношению к которым дозволено применять специальные средства, во время их охраны и конвоирования, был дополнен осуждёнными субъектами.
Статья 21 «Применение специальных средств» с изменениями
Статья 21 «О применении специальных средств» описывает ситуации, в которых сотрудник полиции имеет право применять их:
- Защита от нападения на сотрудника полиции или гражданина Российской Федерации;
- Пресечение административного правонарушения или преступления;
- Предотвращение сопротивления, которому подвергается сотрудник правоохранительных органов;
- Задержание лица, если он пытался совершить преступление и после этого скрыться;
- Задержание лица, если он способен оказать вооруженное сопротивление;
- Охрана и конвоирования, доставления в правоохранительные органы, охрана задержанных лиц и лиц, которые были заключены под стражу или осужденные с приказом о лишении свободы;
- Освобождение граждан, которые были захвачены иными лицами, включая освобождения захваченных помещений, зданий, сооружений, земельных участков и транспортных средств;
- Защита от массовых беспорядков или других противоправных действий, которые нарушают передвижение автомобильного транспорта, деятельность компаний и сотовой коммуникации;
- Замедление и остановки автомобиля, владелец которого не выполнил условие работника полиции об остановке;
- Обнаружение личностей, которые совершают или совершили тяжкое преступление или административное правонарушение;
- Обеспечение безопасности охраняемых объектов, защиты движения групп граждан, нарушающих действующее законодательство.
В статье также говорится о том, что работник правоохранительных органов имеет право использовать следующие виды средств:
- Специально изготовленные палки, если ситуация предусматривает описанные пункты выше;
- Газовые средства, в описанных выше случаях;
- Средства ограниченной подвижности;
- Специальные маркирующие и окрашивающие средства;
- Приборы в виде электрошока в случаях, описанных настоящей статьей;
- Световой шок в ситуациях, описанных настоящей статьей;
- Служебные собаки в исключительных случаях, предусмотренных статьей 21;
- Акустические и световые специальные средства;
- Средства, предназначенные для принудительной остановки транспортного средства, в ситуациях, описанных настоящей статьей;
- Специальные средства, которые сковывают телодвижения;
- Водометы;
- Спецсредства защиты, предназначенные для блокирования движения групп, совершивших противоправные действия в ходе обстоятельств, перечисленных настоящей статьей;
- Спецсредства, предназначенные для разрушения преград.
Сотрудник полиции также может использовать специальные средства во всех случаях, когда по закону возможно использовать огнестрельное оружие.
Текст Закона «О полиции»
-
Глава 1. Общие положения
- Статья 1. Назначение полиции
- Статья 2. Основные направления деятельности полиции
- Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
- Статья 4. Организация полиции
-
Глава 2. Принципы деятельности полиции
- Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
- Статья 6. Законность
- Статья 7. Беспристрастность
- Статья 8. Открытость и публичность
- Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
- Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
- Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
-
Глава 3. Обязанности и права полиции
- Статья 12. Обязанности полиции
- Статья 13. Права полиции
-
Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
- Статья 14. Задержание
- Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
- Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
- Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
-
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 20. Применение физической силы
- Статья 21. Применение специальных средств
- Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
- Статья 23. Применение огнестрельного оружия
- Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
-
Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
- Статья 25. Сотрудник полиции
- Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
- Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
- Статья 28. Основные права сотрудника полиции
- Статья 29. Утратила силу.
- Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
- Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
- Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
- Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
- Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
-
Глава 7. Служба в полиции
- Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
- Статья 35. Утратила силу.
- Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.
- Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 г.
- Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
-
Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
- Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
- Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
- Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
- Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
- Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
-
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
- Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
- Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
-
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
- Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
- Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
- Статья 51. Судебный контроль и надзор
- Статья 52. Прокурорский надзор
- Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
-
Глава 11. Заключительные положения
- Статья 54. Заключительные положения
- Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Изменения закона
Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.
В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.
Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.
Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.
Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.
Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.
Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.
Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.
Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.
Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.