Налоговый кодекс ( ст 161 нк рф 2021 )

Порядок определения налоговой базы налоговыми агентами

Налоговая база для расчета НДС для иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ, состоит из суммы дохода от реализации товара с учетом НДС. Если продавцом доход выплачивается в иностранной валюте, то при определении базы налогообложения, производится пересчет в рубли по курсу НБУ на дату осуществления расчетов.

Размер налога определяется налоговым агентом в процентном соотношении к налоговой базе, которая в данном случае составляет 100%. Ставка налога составляет соответственно 10% или 18%.

При этом уплата НДС должна быть произведена одновременно с перечислением денежных средств, несмотря на то, что фактическое оказание услуг или выполнение работы произойдет позднее.

Руководствуясь статьей 174 НК РФ банк, на обслуживании у которого находится налоговый агент, не в праве принимать платежное поручение на оплату работ (услуг) без одновременной подачи платежного поручения на уплату НДС.

Статья 171 НК РФ позволяет налоговым агентам получить налоговый вычет, если не соблюдены следующие условия:

  • приобретенный товар принят к учету;
  • операции, для осуществления которых приобретался товар, облагаются НДС;
  • НДС перечислен в бюджет.

Пунктом 3 статьи 161 НК РФ предусмотрена обязанность рассчитывать и перечислять в бюджет НДС при аренде федерального и муниципального имущества, арендуемого компаниями и индивидуальными предпринимателями у органов государственной власти или местного самоуправления.

Не возникает необходимости исполнять функции налогового агента для тех компаний и ИП, у которых данное имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении.

Определение налоговой базы НДС агентами при аренде государственного имущества производится отдельно по каждому объекту, при этом она состоит из арендной платы с учетом НДС.

Сложившаяся судебная практика показывает, что налоговыми агентами признаются непосредственно покупатели государственного муниципального имущества, третьи лица, которые производят за них оплату. Соответственно, обязанность по уплате налога лежит непосредственно на налоговых агентах, а не на третьих лицах.

В порядке п. 4 ст. 161 НК РФ в случае если производится реализация конфискованного иди бесхозяйного имущества, а также ценностей, которые перешли государству в порядке наследования, налоговыми агентами считаются компании или ИП, которые были уполномочены проводить реализацию такого имущества.

В отличие от предыдущих двух ситуации, обязанности налогового агента, уполномоченного уплатить НДС, в данном случае исполняет продавец товара.

Понятие бесхозяйной вещи дает статья 225 ГК РФ – это вещь, собственник которой неизвестен либо отказался от права собственности на нее. Понятие клада установлено статьей 233 ГК РФ – им являются зарытые в земле ценные предметы или деньги, собственник которых неизвестен, или утратил право на них.

Собственником клада считается собственник земельного участка, на котором он был зарыт и лица, которые его обнаружили в равных долях, если другой порядок владения не установлен по договоренности между ними.

Определение налоговой базы производится, основываясь на цене реализуемого имущества, которая устанавливается на основании положений статьи 40 НК РФ, к ней добавляется НДС и акциз (если товар является подакцизным).

Еще одной отличительной особенностью является то, что в порядке ст. 171 НК РФ налоговые агенты, реализующие товары, в данном случае не имеет права на налоговый вычет.

Статья 161 — структура и статьи

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 148. Место реализации работ (услуг)
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 176. Порядок возмещения налога
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

П.8 ст.161 НК РФ

При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком — продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика — продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ; в редакции Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ)

←статья 160 НК РФстатья 162 НК РФ→

Российская компания покупает товар у иностранной

Прежде чем заключить сделку по приобретению продукции у иностранной компании, стоит выяснить, есть ли у нее представительство в России. Если оно имеется, то у покупателя не возникает дополнительных обязанностей, поскольку расчетом и уплатой НДС будет заниматься представительство. В подтверждение факта его существования целесообразно запросить у иностранной компании копию свидетельства о постановке на налоговый учет в России.

Обратите внимание! Сказанное выше верно в том случае, если покупатель заключает договор именно с представительством иностранной организации. Если же договор заключается с головным офисом, то есть местное представительство в операции не участвует, покупатель становится налоговым агентом по НДС своего иностранного контрагента

Подтверждение — письмо Минфина России от 12.11.14 № 03-07-08/57178.

Если представительства нет (либо оно не участвует в сделке), то у российского покупателя возникают обязанности налогового агента по НДС. Исключение — иностранная организация реализует товары, работы или услуги, которые не облагаются НДС в соответствии с российским законодательством. Обязанности налогового агента у покупателя в этом случае не возникнет.

Расчет налога

Если в договоре указана сумма с учетом НДС, то налог исчисляется по расчетной ставке по одной из формул:

  • при ставке НДС 18% — НДС = Стоимость ТРУ х 18 / 118,
  • при ставке НДС 10% — НДС = Стоимость ТРУ х 10 / 110.

Разберем на примере. Российская компания приобрела у иностранного контрагента товары, облагаемые НДС по ставке 18%, на сумму 1 млн рублей. Поставщик не имеет местного представительства, следовательно, российский покупатель должен удержать НДС.

Сумма налога составит: 1000000 х 18 /118 = 152542,37 рублей.

Значит, иностранному контрагенту российский покупатель должен перечислить следующую сумму: 1000000 — 152542,37 = 847457,63 рубля.

Иностранный контрагент может настаивать на том, чтобы ему была перечислена фиксированная сумма, а причитающиеся налоги покупатель начислил «сверху». При такой формулировке в договоре НДС рассчитывается по соответствующей ставке (18 или 10%) и перечисляется в бюджет из собственных средств покупателя. То есть для последнего стоимость приобретенных товаров, работ или услуг возрастет на сумму НДС и других обязательных платежей — это нужно учитывать при заключении договора.

Если российская компания является налоговым агентом иностранца и по НДС, и по налогу на доход в соответствии со статьей 309 НК РФ, то расчет налогов осуществляется в следующем порядке:

  • рассчитывается и удерживается НДС,
  • его сумма исключается из базы по налогу на доход,
  • рассчитывается удерживается сумма налога на доход.

Как получить освобождение от НДС при операциях с ноу-хау и ПО?

Подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает освобождение от НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом важным условием для получения льготы, особенно если лицензионный (сублицензионный) договор заключается с иностранным лицензиаром (сублицензиаром), считается место предоставления этих прав. От НДС будут освобождаться операции, совершенные исключительно на территории РФ.
Минфин также считает правомерным предоставлять налоговую преференцию российским организациям, получающим на территории РФ неисключительные права на программы по лицензионному договору от иностранных лиц (письма от 13.08.2013 № 03-07-08/32852, от 02.03.2012 № 03-07-08/58).
Следует отметить, что освобождение от НДС «работает» только в отношении прав на указанные в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ объекты интеллектуальной собственности. Если даже местом реализации услуг признана территория РФ, лицензионный договор составлен по правилам ГК РФ, но по нему передаются права на иные объекты, такие операции подлежат налогообложению по общеустановленным правилам.
На льготу по НДС также не смогут рассчитывать и отечественные налогоплательщики, которые заключают лицензионный договор и приобретают на территории РФ услуги по передаче прав, указанных в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК Р у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах. В этом случае покупатель выступает в качестве налогового агента, поэтому обязан исчислить и уплатить НДС в бюджет страны (статья 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2013 № 03-07-08/4142).

Определение налоговой базы налоговыми агентами

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами устанавливает ст. 161 НК РФ.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять в бюджетную систему Российской Федерации рассчитанный ими в соответствии с требованиями ст. 161 НК РФ НДС.

Статья 45 НК РФ предполагает, что обязанность налогоплательщика считается исполненной после того как удержан налог. Не удержание налога налоговым агентом обязанность по его уплате, а соответственно и ответственность, оставляет за налогоплательщиком.

Агенты и налогоплательщики идентичны в своих правах, а также обязаны достоверно и своевременно рассчитывать и перечислять в государственный бюджет налоги, включая НДС.

Таким образом, в соответствии со статьей 24 КРФ обязанностью налоговых агентов является:

  • правильное и своевременное перечисление в бюджет НДС и других налогов;
  • письменное уведомление налогового органа на протяжении одного месяца о невозможности удержать налог и сумме возникшие в результате этого задолженности налогоплательщика;
  • вести учет персонально по каждому налогоплательщику и перечисленных в бюджет налогов;
  • предоставлять налоговым органам для осуществления контроля необходимые документы, подтверждающие правильность исчисления.

Ответственность за выполнение данных действий ст. 24 НК РФ возлагает на налогового агента.

В таких случаях налогоплательщик обязан выступать налоговым агентом и, соответственно, рассчитывать и перечислять НДС, как устанавливает статья 161 НК РФ.

Данная статья устанавливает также определенные особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, которыми могут являться организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ у иностранных лиц товары.

Являться налоговыми агентами, которые должны исполнить обязанность по уплате НДС, могут также лица, которое по закону освобождены от такой обязанности (например, по ст. 145 НК РФ или в силу применения льготных налоговых режимов).

Определяться налоговая база должна отдельно по каждой хозяйственной операции, связанной с реализацией товаров.

Обязательства по уплате НДС возникает у налогового агента в случае приобретения на Российской территории товаров у иностранных лиц, которые не обязаны уплачивать НДС по правилам российского законодательства. Если в таком контракте не предусмотрена сумма НДС, налогоплательщик определяет ее самостоятельно, увеличивая на сумму налога стоимость приобретенного товара.

Обязанность по уплате НДС в данном случае возлагается на налоговых агентов, которыми являются лица, приобретающие товары у иностранных лиц, при этом не важно являются ли они плательщиками НДС и производят ли они его исчисление и уплату в порядке, установленном главой 21 НК РФ. Не освобождаются от такой обязанности лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ

Не освобождаются от такой обязанности лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ.

Если иностранная организация состоит на учете в налоговых органах ФНС, уплату налога она производит самостоятельно, и в этом случае покупатель не является налоговым агентом для такой иностранной организации.

Выставляют ли агенты счета-фактуры?

Все указанные выше агенты составляют счета-фактуры в обязательном порядке в 2 экземплярах. Но здесь есть определенные различия.

Так, агенты — покупатели ТРУ у продавцов-иностранцев, арендаторы и покупатели государственного и муниципального имущества составляют счета-фактуры сами себе, указывая себя в качестве покупателя. Один экземпляр они регистрируют в книге продаж, начисляя НДС к уплате, второй (уже после уплаты налога) — в книге покупок, отражая вычет.

Агенты — продавцы конфиската и тому подобных ценностей, а также агенты — посредники иностранцев выставляют счета-фактуры в адрес покупателей и 1 экземпляр передают им.

Приложение

Приложение к настоящему письму

Часть 1. Выставленные счета-фактуры

N п/п Дата выстав- Код вида Номер и дата Номер и дата Номер и дата Номер и дата Наиме- нование ИНН/ КПП Сведения из счетов-фактур, полученных от продавцов Наиме- нование Стоимость товаров В том числе Разница стоимости с Разница НДС по
ления опера- ции счета- фактуры исправ- ления счета- фактуры коррек- тировоч- ного счета- фактуры исправ- ления коррек- тировоч- ного поку- пателя поку- пателя наиме- нование продавца (из графы 8 части 2) ИНН/КПП продавца (из графы 9 части 2) номер и дата счета- фактуры (коррек- тировоч- и код валюты (работ, услуг), имущест- венных прав по сумма НДС по счету- фактуре учетом НДС по коррек- тировоч- ному счету- фактуре коррек- тировоч- ному счету- фактуре
счета- фактуры ного счета- фактуры), полу- ченного от продавца (из графы 4 (графы 6) части 2) счету- фактуре — всего умень- шение увели- чение умень- шение увели- чение
33* ххххх хххх хххххх ххххххх ххххххххх хххх — **
34* ххххх ххххх хххххх ххххххх ххххххххх ххххх