Правовой статус члена совета федерации и депутата государственной думы. гарантии депутатской деятельности

Общие сведения

Федеральный закон №3 «О статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. Благодаря ФЗ, член Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут осуществлять определенную деятельность:

  • Участвовать в различных заданиях;
  • Принимать участие в деятельности комиссий палат и комитетов Федерального собрания. Чтобы принимать участие в работе таких структур, требуется соблюдать четкий регламент;
  • Выполнять поручения Государственной Думы или Совета Федерации, и других органов, соответственно;
  • Участвовать в парламентских слушаниях;
  • Вносить законопроект в Государственную Думу и т.д.

Полезная информация об изменениях в ФЗ о референдуме здесь:

Краткое содержание Федерального закона № 3:

  • Глава 1 — раскрывает понятия, употребляемые в ФЗ 3;
  • Гл 2 — определяет гарантии деятельности депутата Гос Думы и Совета Федерации;
  • Глава 3 — перечисляет меры ответственности должностных лиц за нарушение положений закона;
  • Гл 4 — определяет заключительные положения ФЗ 3.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 29 июня 2016 года.

Формы деятельности парламентариев

Формы деятельности парламентариев установлены в ст. 7 Федерального закона N 3-ФЗ. По сути, указанный перечень можно рассматривать как примерный, так как в указанной статье устанавливаются лишь общие, характерные для обеих палат Федерального Собрания способы реализации парламентариями своих полномочий, а именно:

  • участие в заседаниях палаты Федерального Собрания, а также в совместных заседаниях палат;
  • участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, согласительных и специальных комиссий, создаваемых каждой из палат, парламентских комиссий, а также рабочих групп, создаваемых указанными парламентскими комиссиями;
  • участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания и их органов;
  • участие в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов в Государственную Думу (т.е., по сути, наличие права законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним);
  • внесение парламентского запроса, запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;
  • обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации;
  • обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Также Федеральный закон N 3-ФЗ содержит ряд полномочий, характерных только для конкретной палаты парламента. Так, в качестве одного из таких «специальных» полномочий, закрепленного в ч. 2 ст. 7 указанного Закона, можно рассматривать работу с избирателями, осуществляемую депутатами Государственной Думы.

Еще одной формой деятельности, характерной для Государственной Думы, является работа в составе фракции, сформированной по партийному принципу. Деятельность фракций детально регламентирована в ст. 7.1 Федерального закона N 3-ФЗ.

В отношении деятельности, характерной только для членов Совета Федерации, Федеральный закон N 3-ФЗ использует формулировку «в иных формах», предусмотренных Конституцией РФ и законодательством РФ. Таким образом, законодатель не предусмотрел для членов Совета Федерации каких-либо специфических форм их деятельности, предоставляя им возможность осуществлять необходимые действия всеми способами, не запрещенными Законом.

Отличия зарплат депутатов на разных уровнях представительной власти: регионы, села и города

Общеизвестным фактом является высокий уровень заработной платы депутатов Госдумы. Размер оплаты труда на федеральном уровне отличается от сумм, которые выплачиваются депутатам законодательных органов регионов.

Парламентарии в регионах получают меньше, чем депутаты высшего законодательного органа РФ. Кроме того, ежегодный пересмотр бюджета Российской Федерации вносит поправки к положению о выплате денежных средств депутатов. Сколько же на самом деле получают региональные депутаты и сколько получают их коллеги из Госдумы, выясним в этой статье.

Выплаты народным избранникам производятся из бюджетов. Федеральная казна выделяет около полутора миллионов рублей на оплату работы каждого представителя народа на федеральном уровне. Ставка депутата Государственной Думы приравнивается к восьмидесяти тысячам рублей. Кроме этого, каждый парламентарий имеет надбавки за стаж и профессионализм.

Зарплата депутатов в регионах намного ниже. Каждый народный слуга имеет помощников, которые разделяются на оплачиваемых и общественных. Число общественных помощников не определяется законом. Оплачиваемые сотрудники лимитированы. Поэтому каждый депутат оплачивает работу своего штата помощников.

Из чего состоит доход избранников

Как уже указывалось выше, заработная плата выборной должности формируется из бюджета территориального образования.

https://youtube.com/watch?v=Wb_j58KNelA

Кроме того, зарплата включает следующие составляющие:

  • оклад по должности;
  • оклад по квалификации;
  • льготы;
  • премии;
  • бонусы;
  • оплата за допуск к государственной тайне;
  • выплаты за стаж работы.
  • оплата иных вопросов, которыми занимается избранное лицо дополнительно.

Каждый представитель законодательной власти субъектах РФ может получить оплату труда выше установленного оклада. Для этого государством разработаны программы премий, бонусов, а также дополнительных выплат по выслуге лет.

Льготы и привилегии для депутатов

Депутат является лицом неприкосновенным, которое имеет особые права. К привилегиям относят следующее права:

  • Пользование общественным транспортом бесплатно;
  • Покупка билетов на общественный транспорт без очереди;
  • Бесплатные поездки в командировки (включая заграничные). Данная система имеет свои особенности. Депутат выезжает для решение рабочих вопросов в командировку, самостоятельно оформляя и оплачивая переезд, проживание и питание в другом городе. По возвращению подается акт расходов, по рассмотрению которого выплачиваются затраченные средства;
  • Право пользования служебным транспортом (автомобилем);
  • Высокие премии;
  • Предоставление жилого помещения в столице для временного пребывания;
  • Предоставление медицинской помощи бесплатно;
  • Страхование жизни без уплаты денежных средств страховой компании;
  • Право иметь официальных помощников в количестве до пяти человек, которые компетентны в разных вопросах, связанных с представительской деятельностью;
  • Право использовать отпуск, равный 42 дням;
  • Право отдыхать в отелях и пансионатах за счет бюджета;
  • Предоставление в пользование конференц-залов безвозмездно;
  • Дипломатический паспорт (имеет право выезжать за границу на 1 год без оформления дополнительных документов);
  • Доплата (ежемесячная надбавка) после окончания деятельности, что делает пенсию очень высокой.

Кроме большого количества положительных сторон в виде льгот и преференций, имеются и отрицательные моменты в работе законодательного корпуса. Например, работа не всегда безопасна, публична.

Депутаты имеют ограничения, связанные с занятием бизнесом и иными способами заработка денежных средств.

Статус народного избранника имеет отрицательную общественную окраску. Многие оплошности, которые допускаются в общественной жизни, обычно взваливаются на плечи депутатов.

Хотите видеть подобные статьи в ленте? Подпишитесь и поставьте Лайк!Еще больше на сайте:HRMONITOR.R

Общее понятие

Статус депутата — это определенный комплекс правовых особенностей, включающих в себя не только привилегии, но и некоторые ограничения. В Российской Федерации понятие «депутат» и основные особенности его статуса закрепляют основные нормативные акты. К числу таковых относятся, прежде всего, Конституция РФ, ФЗ «О статусе депутата», «О выборе депутатов в Госдуму ФС РФ», а также акты в официальном Регламенте Госдумы.

В структуру рассматриваемого статуса входят не только упомянутые выше элементы, но еще и некоторые цели, а также задачи, которые должно исполнять лицо, имеющее депутатский мандат

Отдельное внимание уделяется функциям депутата, а также ответственности, которую он обязан понести за их неисполнение

Условия осуществления парламентариями своих полномочий

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, что прямо следует из положений ч. 3 ст. 97 Конституции РФ. Кроме того, в Конституции РФ напрямую устанавливается, что депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В отношении членов Совета Федерации Конституция РФ не содержит подобных установлений.

Вместе с тем ст. 6 Федерального закона N 3-ФЗ устанавливает уже как в отношении членов Совета Федерации, так и в отношении депутатов Государственной Думы более расширенный (по сравнению с Конституцией РФ) перечень ограничений, связанных с осуществлением деятельности в составе одной из палат Федерального Собрания РФ. В большинстве своем такие ограничения направлены на предотвращение столкновения государственных интересов с коммерческими в рамках осуществления предпринимательской деятельности.

Стоит подчеркнуть, что указанный перечень ограничений является общим и для членов Совета Федерации, и для депутатов Государственной Думы.

Частями 5 и 7 ст. 6 Федерального закона N 3-ФЗ на органы государственной власти субъектов РФ возлагаются обязанности по обеспечению деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы при реализации ими отдельных должностных полномочий на территории субъекта РФ. Причем указанная обязанность в отношении членов Совета Федерации возлагается на тот орган власти, представителем которого является соответствующий гражданин.

Указанные обязанности заключаются в предоставлении парламентариям транспортного средства, охраняемого помещения, оборудованного мебелью, средствами связи, оргтехникой, а также в создании иных условий, необходимых парламентариям для осуществления своей деятельности на территории субъекта РФ.

Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ

В соответствии со ст. 1 ФЗ №20 от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты ГД РФ избираются на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при использовании норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно действующему законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы Госдумы РФ нового созыва либо досрочно по следующим основаниям: 

  • добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
  • утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
  • ограничение дееспособности;
  • избрание должностным лицом иного законодательного органа;
  • наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
  • признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.

Статья 39. Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

1. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы:

а) ведет запись на прием к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы и проводит предварительный прием;

б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

в) получает по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях референдума, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий;

г) организует встречи члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с избирателями;

д) ведет делопроизводство;

е) выполняет иные поручения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, предусмотренные срочным служебным контрактом или срочным трудовым договором.

2. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы имеет право:

а) пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории, определяемой в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона;

б) получать адресованные члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы почтовые и телеграфные отправления;

в) на бесплатный проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений: для помощника члена Совета Федерации — в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, для помощника депутата Государственной Думы — в пределах территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона (за исключением помощников, работающих на общественных началах). Проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому по предъявлении удостоверения помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в билетных кассах железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в поезд или автобус;

г) пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в случае выезда в служебные командировки вместе с членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы (за исключением помощников, работающих на общественных началах);

д) по поручению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы беспрепятственно проходить в здания органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций.

Понятие правового статуса парламентариев

Конституция РФ определяет Федеральное Собрание как единый орган государственной власти (ч. 1 ст. 11 и ст. 94).

Правовой статус парламентария — положение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, регламентированное нормами конституционного права. Его содержание охватывает широкий круг (систему) общественных отношений.

Правовая природа парламентария раскрыта в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». В ст. 1 этого закона сказано:

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (далее — Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (далее — Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Замечание

То, что члены Совета Федерации представляют субъекты РФ, не вызывает сомнения. А вот можно ли считать, что каждый депутат Государственной Думы представляет народ страны? Все вместе депутаты Государственной Думы, как и все вместе члены Совета Федерации, безусловно, представляют весь народ страны. Это тоже бесспорно. Что же касаетсядепутатов Государственной Думы, избранных по общефедеральному округу по пропорциональной системе — по спискам, то каждый из них тоже представляет избирателей всей страны. А вот можно ли считать депутата Государственной Думы, избранного по мажоритарной избирательной системе по одномандатному округу, представителем всего народа страны? Вряд ли это будет точно. Правильнее сказать, что депутат Государственной Думы, избранный по одномандатному округу, представляет в Думе избирателей своего округа, а сама Государственная Дума является представительным органом всего народа страны, и действовать она должна в интересах всего народа.

Как быть депутату Государственной Думы, избранному по одномандатному округу, в том случае, если воля, интересы избирателей его округа расходятся с волей большинства избирателей всей страны? Является ли воля избирателей его округа обязательной для депутата?

При такой ситуации депутат не может и не должен отстаивать волю меньшинства только потому, что эта воля исходит от избирателей его округа. Профессор И.П.Ильинскийв беседе для вновь избранных депутатов говорил, что депутат должен заботиться о нуждах своих избирателей, «но, ограничиваясь только этим, можно незаметно для себя сойти с государственных позиций на местническую. Депутату следует помнить, что на его округе свет клином не сходится. Поэтому, ни на минуту не забывая о потребностях своих избирателей, нельзя противопоставлять их другим общественным потребностям».

Статья 19. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

Мандат депутата

Статус депутата Российской Федерации предусматривает наличие определенного документа, который подтверждает наличие у него конкретного комплекса прав, обязанностей и гарантий. Кроме этого, в нем определяется принадлежность к какой-либо фракции.

Понятие депутатского мандата четко представлено в содержании Закона «О статусе депутата». В нем говорится, что мандат представляет собой документ официального характера, который предоставляется для удостоверения наличия определенного комплекса обязанностей и прав. Несмотря на официальное пояснение, этот термин имеет еще два варианта толкования.

В первом из них мандат представляется не в виде удостоверения, а как некая совокупность определенных законом обязанностей и прав, а также некоторых привилегий и всех остальных элементов, которые являются составляющими статуса депутата.

Что касается второго толкования, то оно представляет мандат как некую форму особенных взаимоотношений, которые возникают между избирателями и самим депутатом. В их основе лежит определенная природа, свойственная традиционной деятельности депутата.

Современная политическая система предусматривает наличие двух видов мандатов. Первый из них именуется свободным. Таковым могут обладать исключительно члены Госдумы. Статус такого мандата предполагает, что его владелец является представителем всего российского народа. Однако в своей деятельности такое лицо не может быть зависимым от наказов населения страны, а также оно не может быть снято с должности по воле народа, даже в том случае, если не оправдывает ожиданий.

Что касается второго типа мандата, то его наличие предполагает статус местного депутата. Его обладателями могут стать исключительно представители тех органов, которые представляют собой образования в муниципалитетах. Обладатель такого правового статуса полностью отвечает перед своими избирателями за каждый этап своей работы.

Статья 17. Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации

1. Должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации обеспечивают в установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации порядке члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, печатными изданиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, другими документами, информационными и справочными материалами, в том числе официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, иными государственными органами.

2. При обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации должностные лица указанных органов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов — не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения. При этом сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной тайне.

3. Если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов, должностные лица, указанные в части второй настоящей статьи, обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы.

4. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.

5. Стоимостные показатели указываются членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.