Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Оглавление

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Почему мы не довольны ситуацией с оплатой

На практике довольно часто встречаются ситуации, когда собственник помещения по тем или иным причинам недоволен содержанием графы «Обращение с ТКО».

Связано это может быть со следующими мотивами:

  1. Неверный расчет стоимости коммунальной услуги – зная действующие тарифы и норматив потребления (объем мусора в куб.м., который генерируется человеком в течение года), владелец помещения может самостоятельно произвести необходимые расчеты и сверить с суммой, указанной в квитанции. При наличии расхождений он вправе предъявлять претензии.
  2. Собственник недвижимости проживает в другом месте – в данном случае он вправе требовать проведение перерасчета платы за обращение с ТКО. Об этом написано п. 148 (44) раздела XV (1) Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 года № 232. При этом период отсутствия в квартире должен быть не менее 5 полных дней подряд.
  3. В разделе квитанции «Количество потребителей» учтены лица, которые не зарегистрированы в конкретном помещении – расчет платы за обращение с бытовым мусором осуществляется исходя из численности прописанных. Таким образом, применение завышенного количества зарегистрированных приводит к необоснованному повышению стоимости данной коммунальной услуги. В случае выявления такого факта, плательщик имеет полное право предъявить соответствующие претензии.
  4. Наличие сомнений относительно правильности тарифа, использованного при расчете – как известно, тарифы на данный вид коммунальной услуги в каждом отдельном субъекте РФ устанавливаются местными органами государственной власти (например, для жителей Москвы они прописаны в Постановлении Правительства Московской области от 02.10.2018 года № 690/34). Таким образом, если в нормативных документах конкретного региона указан один тариф, а в квитанции отражен другой, то это является веским основанием для выдвижения претензии к исполнителю.

Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф

ВНИМАНИЕ. Следует иметь в виду, что если в квартире никто не прописан, то плата за обращение с ТКО рассчитывается исходя из количества собственников данной жилплощади.

Общая характеристика нового закона

В законодательство о вывозе мусора были внесены следующие изменения:

  1. В обязанности муниципальной власти входит оборудование специальных площадок, с которых производится вывоз мусора.
  2. Начиная с января 2021 года вывозом мусора занимается специализированная организация — региональный оператор.
  3. Размер тарифа за вывоз мусора определяется на региональном уровне.
  4. В регионах начинает вводиться сортировка мусора.

Читать так же: ​​Как найти хорошего адвоката

Благодаря появлению мусорного закона существенно увеличился диапазон борьбы с незаконно организованными свалками. Теперь их устранением должны заниматься владельцы участков, на которых обнаружены такие места хранения. При отсутствии собственника, обязанность по ликвидации свалки перекладывается на городские власти.

Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Что включено в стоимость

С 2021 года услуги по вывозу ТКО вынесены в отдельную графу в квитанции. В нее включены следующие суммы

  1. Расходы, связанные с оформлением договоров — 10%.
  2. Транспортировка мусора — 61%.
  3. Различные сбытовые расходы — 1%.
  4. Обработка мусора, его обезвреживание и последующее захоронение — 28%.

Следовательно, основная часть тарифа отводится под транспортировку мусора.

В различных регионах Российской Федерации установлены свои тарифы на вывоз мусора. Можно выделить только среднюю стоимость предоставления такой услуги: от 100 до 150 рублей.

Уменьшение размера оплаты

Внесение оплаты за вывоз мусора предполагает наличие способов для уменьшения размера платежа.

  1. К примеру, если человек длительное время отсутствует дома: находится в командировке или в отпуске, ему потребуется предоставить в офис регионального оператора подтверждающий документ, на основании которого будет произведен перерасчет.
  2. Еще один реальный способ сэкономить — раздельный сбор мусора. При таком варианте расчет стоимости вывоза будет происходить исходя из тонн, а не из количества проживающих в квартире лиц. Чтобы в полной мере реализовать эту государственную программу требуется заняться строительством специальных мусороперерабатывающих заводов.

Льготные категории граждан могут ежемесячно экономить на оплате стоимости вывоза мусора, оформив льготу, которая предоставляется в виде компенсационной выплаты.

Кто отвечает за вывоз мусора

С 2021 года в регионах Российской Федерации были назначены специальные региональные операторы, которые несут ответственность за вывоз мусора и его последующую переработку.

На оказание таких услуг может быть назначена только компания, отвечающая всем требованиям законодательства, касающимся операторов. Если у МУПов и ГУПов есть соответствующая лицензия, они вправе заниматься вопросами перевозки мусора.

Что относится к компетенции регионального оператора, а что к УК?

До реформирования системы, вся ответственность за своевременный вывоз мусора с площадки была возложен на УК. В 2021 году, компания отвечает только за выполнение следующих функций:

  1. Оформление договора с оператором.
  2. Предоставление жильцам перечня тех отходов, которые могут быть распределены по разным контейнерам, если будет принято решение о раздельном сборе.
  3. Установка контейнеров и поддержание их в чистоте.

Оператор обязан выполнять следующие функции:

  1. По установленному графику вывозить мусор.
  2. Перерабатывать отходы.

Правила обращения с КГМ

Что такое КГО и как с ними обращаться знают специализированные компании. На законодательном уровне предусмотрено, что вывоз крупногабаритного мусора является сферой деятельности региональных операторов, с которыми органы местного самоуправления должны заключить соответствующие договора. Так как этот вид отходов определяется как неопасный, для возможности его вывоза необязательно получать лицензию. Перевозить КГМ может любой предприниматель, если у него есть соответствующий транспорт, или же сам собственник.

Складирование и хранение

Для складирования крупногабаритных отходов используются контейнеры больших размеров, которые устанавливают отдельно от остальных мусорных баков. Они отправляются на места для сортировки, где могут храниться продолжительное время.

Подобные отходы хранятся валом, насыпом или штабелями. Предприятия специального профиля занимаются их вторичной переработкой, а те компоненты, которые невозможно использовать, вывозят на полигоны ТБО.

Учет

Процедура учета регламентируется Постановлением Правительства №505. Учитывать отходы следует на таких стадиях, как сбор, транспортировка и размещение на хранение. Документы оформляет региональный оператор. Отчеты направляются в местные органы управления, с которыми был заключен договор.

В местах хранения, КГМ учитывается путем расчета, нормативным способом и по числу контейнеров. В обязательном порядке должны быть размещены приборы для взвешивания. Если же такое средство контроля не работает на протяжении 30 дней, объем мусора уменьшается в два раза. Соответственно, плата за его хранение и утилизацию также сокращается. Если весы вовсе не установлены, оплата будет осуществляться по числу отходов, которое уменьшается в два раза от емкости кузова.

Вывоз и ЖК РФ

Чтобы осуществлять вывоз КГМ нужно знать, что это такое и что с ним делать. По этой причине перемещением занимаются только специализированные компании. Жилищный кодекс РФ обязывает региональных операторов вывозить только коммунальные отходы, включая и данный вид мусора. Хотя его можно вывозить и без лицензии.

Обратите внимание! КГМ размещается в бункерах-накопителях. В законодательстве не прописаны особые требования к терминам вывоза отходов или к площадкам, предназначенным для их хранения

Все эти условия определяет управляющая организация и региональный оператор. Кроме того, власти могут вносить свои коррективы в рамках законодательства РФ.

Утилизация

После вывоза мусора происходит его сортировка. Работники полигонов и мусороперерабатывающих станций отбирают из него предметы, которые могут пойти на переработку. Это в частности:

  • доски;
  • стекло;
  • черные и цветные металлы;
  • пластик;
  • ткани;
  • драгоценные металлы из бытовой техники.

После окончания сортировки начинается измельчение мусора. Это нужно для:

  • уменьшения объема мусора в целях дальнейшей транспортировки;
  • подготовки к механизированной сортировки.

Измельчение сокращает объем отходов до 5 раз. Это значительно экономит бюджет для его захоронения.

Остатки древесного происхождения в дальнейшем могут компостироваться.

Это интересно! Измельчение необходимо также для производства вторичного топлива, которое изготавливается из горючего мусора. Перед этим необходимо проведение механической сортировки, во время которой отделяются металлы и камни. Более тщательно отбирать предметы тут не требуется, так как главная задача состоит в том, чтобы уменьшить число негорючих материалов.

Когда можно сделать перерасчет за услугу ТКО

Изменение сумм платежей, включая уже оплаченные, возможно лишь в некоторых случаях: если владелец не проживает по адресу, который обслуживает РО; при невыполнении своих обязанностей. Однако в обоих случаях придется доказывать, что перерасчет действительно должен быть выполнен, т. к. региональный оператор – частная организация, которая заинтересована в прибыли. Сумма, исчисленная при этом, должна быть учтена в будущих платежах.

Временное отсутствие проживающего

Если в жилье никто не проживал более 5 дней, можно обратиться к РО

Важно предоставить серьезное основание – подтверждение того, что дом пустовал. Если доказать, что причиной отсутствия была командировка или болезнь (лечение проходило в стационарном отделении больницы), средства будут пересчитаны

На время отсутствия оплата услуг РО приостанавливается

Невыполнение услуги региональным оператором в полном объеме

Возможно, понадобятся свидетели того, что РО не предоставлял услугу некоторое время. Подойдет также фото- и видеосъемка. Не будут лишними и коллективные заявления от соседей. Перерасчет выполняется, если факт нарушений признан официально – внесен в акт.

Жалоба

Когда потребители направляют письма с претензией, заявления о невыполнении РО своих обязанностей, то на подготовку ответа условно дается до 3 дней.

Так, можно перенаправить жалобу в вышестоящие инстанции (органы местного самоуправления и др.). Но не следует слишком торопиться, т. к. по договору допустимы задержки при вывозе мусора– до 72 часов.

Переполненный мусорный бак

Ошибки в квитанции

Если были замечены неточности в платежке, при этом сумма отличается от ожидаемой в большую/меньшую сторону, необходимо обращаться не к РО, а к представителю управляющей компании. С 2020 г. они больше не занимаются вывозом отходов. Зона ответственности УК теперь включает в себя действия:

  • оформление договора;
  • учет количества обращений от населения;
  • контроль заполнения платежек, по этой причине сначала необходимо обращаться в УК, если ошибка техническая, она будет исправлена, в остальных случаях требуется более тщательно изучить вопрос, возможно, придется обращаться еще и к РО по поводу начислений.

Кроме того, на местах уборку после вывоза мусора и в промежутках между рейсами мусоровоза тоже выполняют сотрудники УК.

Наличие ошибки нужно доказать

ФЗ о вывозе мусора с 2021 года

В 2017 году Президентом РФ дано поручение государственным надзорным органам осуществлять регулярные проверки соблюдения норм закона в области обращении с отходами, категории которых требуют надлежащего уничтожения.

В мае Президент предписал о необходимости утилизации несанкционированных свалок до 2024. Во исполнение указа прокуратура начала исковую деятельность о ликвидации мелких и крупных свалок с местными муниципалитетами. Судебные производства имеют положительные результаты.

В том же году были внесены изменения в ФЗ о разделе мусора на группы: пищевой и токсичный. Сегодня предписание не получило повсеместного распространения.

Нововведения о вывозе мусора предполагают внедрение раздельного сбора отходов, в т.ч. в частном секторе.

В Российской Федерации действуют несколько федеральных законов, решающих вопросы мусора:

  1. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существенных дополнений и изменений за последнее время не было. Документ утверждает правила деятельности организаций, работающих с отходами 1-4-го класса опасности.
  2. «Об охране окружающей среды». В 2018 внесены поправки в процесс создания системы автомат-контроля загрязняющих выбросов и сбросов, отрицательно влияющих на природную среду.
  3. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С 2018 года изменен порядок определения санитарных зон.
  4. «Об отходах производства и потребления». Закон регламентирует правила учета и отчетности, норм, алгоритм действий при вывозе мусора. Июльские и декабрьские изменения 2018 года вступили в силу с января 2021 года.

На основе закона о мусоре действует постановление ПРФ «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», регламентирующее особенности законных норм закона и утверждающее правила.

Какие законы претерпели изменения благодаря мусорной реформе

Чтобы провести ряд нововведений, нужно изменить действующее законодательство по отдельным пунктам. Как результат, создана правовая база для выполнения реформы, что позволяет реализовать новые механизмы при обращении с твердым коммунальным мусором.

Внесение поправок в 89 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Суть мусорной реформы в России заключается в изменении процесса обращения с продуктами жизнедеятельности, твердым мусором. Для ее реализации были внесены изменения в Федеральный закон №89-Ф3. Причем предоставляется возможность отложить выполнение закона для некоторых городов: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Кроме того, определяется порядок работы операторов. Если досрочно прекращена деятельность компании по вывозу мусора или признаны недействительными результаты конкурса на этапе выбора оператора, появляется возможность заключить соглашение не на конкурсной основе. Кроме того, закон позволяет подкорректировать территориальную схему обращения с мусором, т. к. объекты для хранения отходов, которые не имеют соответствующих документов, введенные до 1 января 2019 г., могут функционировать без лицензии по размещению отработанных веществ, материалов 1-4 классов опасности.

Поправки касаются процесса обращения с мусором

Вступление в силу ряда новых Постановлений Правительства

Основные новшества:

  • Постановление Правительства регламентирует формирование стоимости за предоставленные операторами услуги;
  • определен орган, контролирующий полноту и своевременность оплаты (федеральный орган исполнительной власти);
  • создана схема движения на разных стадиях обращения с твердым бытовым мусором;
  • приняты правила проведения конкурса с целью выбора оператора.

Выбор оператора происходит на конкурсной основе

503-ФЗ, который определил порядок обращения с мусорными отходами с 01.01.2019

Чтобы движение мусора между объектами (сбора, временного хранения, переработки, захоронения) происходило максимально эффективно, в Федеральный закон №89-Ф3 внесены изменения. Правки раскрывают по-новому определения, которые ранее уже давались. Уточняется понятие «сбор отходов», «отходы от использования товаров».

Новые требования к оформлению площадок для сбора ТКО

Договорные отношения согласно ст. 435-438 ГК РФ

Документом регламентируется построение взаимоотношений между потребителем и оператором. Услуги по вывозу мусора предоставляются после заключения договора. Причем для его разрыва требуются серьезные основания.

Сфера коммунальных услуг регулируется 354-ФЗ от 06.05.2011 г.

Документ определяет порядок работы с отходами (обращения на разных этапах) собственниками или пользователями помещений многоквартирных домов, частных жилищ.

Частота транспортировки регулируется с учетом условий окружающей среды (зимой – каждые 3 дня, летом – ежедневно). В документе прописаны температурные режимы, которые позволяют реализовать такую схему вывоза мусора. Также указывается, что допустимы отклонения от указанных сроков – 72 часов при определенных условиях (они тоже перечисляются).

Оператор обязан соблюдать сроки вывоза ТКО

Расчеты тарифа за ТКО

Плата за вывоз мусора определяется согласно тарифу, который действует в регионе. При этом стоимость услуг рассчитывается с учетом разных факторов. Прежде всего, отмечается разница в оплате за вывоз мусора, который образуется в квартире МКД и частном секторе. Кроме того, каждый из этих случаев включает в себя и другие нюансы. Например, до сих пор много споров о том, как формируется оплата ТКО: с учетом метража частного жилья или количества проживающих человек и др.

У каждого региона свой тариф на вывоз мусора

Расчет для частного домовладения

Нужно учитывать, входит ли частный дом в жилой комплекс или нет. Для объектов индивидуального жилищного строительства в данном случае наиболее вероятным является вариант оплаты по квадратуре. Для домов, которые представляют собой обособленные строения, следует выбрать способ расчета по факту образования отходов.

Формула по квадратуре

Определить, сколько мусорная компания получит с потребителя за 1 год, можно с помощью формулы. Плата за обращение с ТКО начисляется с учетом параметров:

где S – площадь обслуживаемого объекта;

T – тариф за вывоз мусора с человека, частный сектор;

N1 – норматив накопления ТБО;

0,7 – коэффициент понижения.

Кроме того, отдельно придется оплатить вывоз КГО. Услуга оплачивается, когда в этом возникает необходимость или на постоянной основе (с учетом условий договора). Причем норматив намного меньше, чем в случае с ТКО. Например, один из вариантов: 0,27 против 0,87 кг на 1 м3. Причем существует разница между тарифами в разных регионах.

Площадь жилья имеет значение

Формула по факту

Возможен и второй вариант, как платить за мусор в частном доме. При этом также за основу берется норматив. Однако заплатить нужно будет за каждую единицу объема твердого мусора. Возможные варианты:

  • 60 л – 57 руб.;
  • 110 л – 104 руб.;
  • 120 л – 114 руб.;
  • 240 л –228 руб.;
  • 360 л – 342 руб.;
  • 800 л – 760 руб.;
  • 1100 л – 1044 руб.

Опять же, оплата может начисляться с учетом разных тарифов. Потребитель обязан узнать расценки у своего РО.

Формула для СНТ

Для дачных домов, которые относятся к определенному СНТ, тоже разработан способ, позволяющий исчислять ТКО. При этом формула максимально простая:

где – Т – тариф действующего на данном участке РО;

N1 – значение стандартной величины (норматива).

Оплата за фактическое накопление

Расчет для жителей МКД

В многоквартирном доме процесс организации вывоза мусора, оформления деловых отношений с региональным оператором отличается. Жильцов МКД представляет управляющая компания или сообщество собственников. Но правила обращения с отходами сильно отличаются от схемы сбора, вывоза и оплаты мусора ИЖС.

На основании площади помещения

Один из вариантов – на основании размеров жилища. При этом рассчитать плату за вывоз мусора должным образом можно по формуле:

Где Т – тариф оператора;

N1 – норматив накопления мусора (годовой показатель);

S – площадь объекта.

Расчет стоимости по квадратам

По числу проживающих

Нормативы утверждаются региональными властями. Чтобы самостоятельно рассчитать сумму платежа за мусор, который должен вывозить РО, нужно узнать тариф, действующий на территории региона. Формула расчета платы, которую должны начислить:

где – Т – тариф РО;

N1 – годовой норматив, определяющий усредненный показатель накопления ТКО;

12 – количество месяцев, т. к. нужно рассчитать месячный платеж;

N– количество проживающих на территории жилья.

Нормативы утверждаются региональной властью

Расчет за размещение отходов производства и потребления для юридических лиц

Размещение отходов производства и потребления – один из видов негативного воздействия на окружающую среду (это годовая декларация, которая содержит расчетные данные, подается ЮЛ в Росприроднадзор). Документ должен содержать основную информацию по отходам (состав, объем), а также лимит на размещение, количество сверх нормы, ставку платы и коэффициенты к ней (в допустимых пределах и сверх лимитов). Плата за размещение отходов производства и потребления будет отличаться на различных объектах.

Требования к сбору и размещению отходов

«Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01″ введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30 мая 2001 года № 16. Согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно — гигиенических требований.

Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов, а также уборку населенных мест и объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки) регламентируют «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88).

Транспортные средства, используемые для перевозки вторичного сырья, должны регулярно подвергаться дезинфекции. Транспортировка вторичного сырья не должна производиться на пассажирском транспорте или транспорте, предназначенном для перевозки пищевых или сельскохозяйственных отходов.

«Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», введены в действие 15 июня 2003 года. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

Регулирование отношений между потребителями  и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года  №155.

Как рассчитывается сумма платежа

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом

При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269

Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению — что относится к ТКО

Наименование отходов Код ФККО
отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев 7 39 410 01 72 4
отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств 7 39 411 31 72 4
отходы волос 7 39 413 11 29 5
отходы от уборки бань, саун 7 39 421 01 72 5
отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств 7 39 422 11 72 4

Я надеюсь — вопрос, что относится к твердым коммунальным отходам по закону с 1 января 2019 года для  вас понятен.

Также вы можете прочитать:

    • Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Норматив ТКО
    • Приказ по ТКО. Образец для использования
    • Площадки накопления ТКО
    • Договор с региональным оператором. Штраф или договор?
    • Тариф на ТКО
    • Уборка территории многоквартирного дома
    • Разъяснения по ТКО
    • Норматив ТКО
    • Уличный смет относится к ТКО?
    • Не заключать договор с региональным оператором — возможно?
    • Ликвидация несанкционированных свалок.
    • Периодичность вывоза ТКО
    • Крупногабаритные отходы

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов).

Вопрос:
Многие интересуются, подпадает ли строительный мусор под понятие ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Требования к вывозу и местам сбора

Законодательство о крупногабаритном мусоре четко формулирует, что выброс КГМ в обычные мусорные баки (или возле них) является административным правонарушением. Наказанием за это является штраф в размере от 2 000 рублей (для физических лиц) до 100 000 рублей (для юридических лиц).

Избавиться от КГМ можно несколькими способами:

  • разовый договор с подрядчиком или управляющей компанией о вывозе КГМ;
  • долгосрочный договор с управляющей компанией;
  • самостоятельный вынос (вывоз) на площадку сбора КГМ.

Первый вариант подойдет в случае разового мероприятия, например, во время ремонта или переезда. Согласно такому договору, рабочие подрядной компании могут вынести предметы прямо из квартиры.

Для самостоятельного выноса следует заранее узнать у своей управляющей компании, где находится ближайшая площадка или специализированная территория сбора мусора этой категории. Такие площадки располагают в местах, доступных для проезда крупногабаритного грузового транспорта. Как правило, вывоз отходов с таких территорий осуществляется 1 раз в неделю (или по мере заполнения бункеров) на специализированные полигоны или станции сортировки.

Стоит отметить, что вывоз крупногабаритного мусора может осуществляться только компаниями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. При этом компания должна соблюдать все санитарно-эпидемиологические нормы и правила безопасности транспортировки и погрузки, а также располагать соответствующей крупногабаритной техникой. Кроме того, согласно закону от 2018 года, машины для транспортировки КГМ должны быть оборудованы аппаратурой спутниковой навигации.

Если на придомовой территории или возле мусорных баков оказался складирован КГМ, любой жилец может обратиться к представителю управляющей компании или ЖКХ с требованием разобраться в сложившейся ситуации. В свою очередь, управляющая компания обязана организовать вывоз отходов на специальном грузовом транспорте не позднее 48 часов после обращения.

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2021 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ