Фз 89 об отходах производства и потребления с последними изменениями

Оглавление

Паспортизация опасных отходов

Другие проблемы связаны с паспортизацией отходов. ГОСТом 30774-2001 «Паспорт опасности отходов» установлена форма паспорта опасности отхода, однако утверждение этого ГОСТа 1 июля 2002 года не повлекло соответствующие изменения в законодательных актах. В законе «Об отходах производства и потребления» осталась формулировка «паспорт опасного отхода». К чему это привело (термины «опасности» и «опасного» имеют принципиальную разницу, хотя на слух практически идентичны).

Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требует составлять паспорт опасного отхода на опасные отходы. Более того, для опасных отходов необходимо подтверждать класс опасности, согласно п.2. ст.14 этого закона. Таким образом, отходы, не обладающие опасными свойствами (т.е. неопасные, например, стеклобой) не подлежат ни классификации по опасным свойствам, ни паспортизации. Также, согласно Приказа МПР РФ №785 от 2 декабря 2002 г., паспортизацией не охватываются отходы пятого класса опасности для окружающей среды, не обладающие опасными свойствами.

Одновременно, «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденные Приказом МПР от 15 июня 2001 г. № 511, предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее — отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее — производители отходов). Таким образом, неопасные отходы (отходы, не обладающие опасными свойствами) не подлежат паспортизации, а также для них не определяется класс опасности. Из паспортизации также выпадают практически все отходы V класса опасности.

<Из вышеназванной формулировки вытекает и другая проблема. Кто должен составлять паспорт опасного отхода для твердых бытовых отходов, образующихся у населения? Ведь ТБО образуется у населения, а не у коммунальных служб, вывозящих ТБО. Аналогичная проблема возникает у заготовительных предприятий вторичного сырья в случае, если они принимают вторичное сырье у населения.>

В тоже время, согласно ГОСТу 30774-2001 паспортизации подлежат все отходы, что необходимо, как для статистического учета, так и для анализа.

Таким образом, формально из паспортизации в настоящее время выпадает значительное количество инертных отходов. В МПР, а затем и в Ростехнадзоре такую ситуацию решили просто, стали все отходы считать опасными, вопреки законодательству, здравому смыслу и мировой практике.

Такой подход откровенно приводит в замешательство, т.к. при трансграничном перемещении отходов применяются «Правила трансграничного перемещения отходов», утвержденные Постановлением Правительства от 17 июля 2003 г. № 442. Согласно Базельской Конвенции это Постановление фактически утверждает перечень опасных отходов, которые считаются опасными в соответствии с внутренним законодательством государства, т.е. Российской Федерации. В противном случае, это Постановление противоречит Российскому законодательству и Базельской Конвенции, т.к. под его действие не попадает значительная масса отходов, на которые составлен паспорт опасного отхода (т.е. считающиеся в России опасными отходами), но не включенные в Приложения 1 и 2.

Так какие же отходы опасные? Если все отходы опасные, как считает Ростехнадзор, то 442 Постановление противоречит Базельской Конвенции, т.к. допускает трансграничное перемещение опасных отходов.

На мой взгляд, рациональнее пересмотреть формулировку опасных отходов, обратившись к мировому опыту. В развитых странах, для опасных отходов, например, составлены списки (например, зеленый, желтый и красный в США). Т.е государственное регулирование охватывает ограниченный перечень отходов, действительно являющихся опасными. В нашей ситуации довольно легко перенести такой опыт и оставить формулировку «опасные отходы» в отношении отходов 1-2 класса опасности (а фактически токсичности) и некоторых отходов 3-го класса, а также обладающих опасными свойствами. Причем термин «пожароопасность» следует заменить на «легковозгораемость», согласно мировой практике и определению Базельской Конвенции.

Таким образом, государственный контроль опасных отходов будет рационален, т.к. не будет затрат бюджетных средств на излишний контроль (фактически административные барьеры для обращения) инертных и малоопасных отходов.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением,  указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны.  Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах.  Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?

Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:

  • постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
  • оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
  • проведение утилизационных мероприятий;
  • определение несанкционированных свалок;
  • предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
  • предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.

Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.

Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от  Правительства РФ.

Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.

В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 декабря 2018 г. N 12-50/10263-ОГ “О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами”

17 декабря 2018

Минприроды России рассмотрело обращение (вх. от 04.12.2018 N 19446-ОГ/50) и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор, ТКО) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее — территориальная схема).

Пунктом 10 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее — МКД), собственники частных домовладений (далее — ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В случае если юридическим лицом в указанных нормативах и лимитах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департаментагосударственной политики и регулированияв сфере охраны окружающей средыи экологической безопасности  А.В. Колодкин

Обзор изменений закона 2020 года

С 1 января 2020 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках. На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2020 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Оплата вывоза мусора в частном секторе

Вывоз мусора в частном секторе оплачивается несколькими способами:

  • через кассы и терминалы при оплате коммунальных платежей;
  • через личный кабинет своего банка;
  • через систему «Город»;
  • на сайте управляющей компании.

Ежемесячно владелец дома получает квитанцию на оплату коммунальных услуг. В ней указана сумма начислений за услугу вывоза мусора. Тарифы закрепляются в нормативных актах субъекта РФ (п. 2 ст. 24.8 ФЗ №89). Стоимость услуги формируется из двух частей — цены за 1 м3 и норматива накопления.

Норматив накопления напрямую зависит от количества проживающих в доме человек. Он одинаков для всего региона. Стоимость вывоза 1 м3 мусора может отличаться в разных населенных пунктах. К примеру, в разных районах Москвы она может составлять от 700 до 950 рублей.

При вывозе ТКО может применяться льгота для следующих категорий граждан:

  • многодетные семьи;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и родители детей-инвалидов;
  • пенсионеры;
  • пережившие блокаду Ленинграда;
  • ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.

Размер компенсации определяется в каждом отдельно округе. К примеру, для пенсионеров льгота может составить 30-100% в зависимости от возраста.

Размер оплаты услуг по вывозу мусора формируется органами власти и назначенным оператором, согласно 1 пункту статьи 24.9 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

Юридические нюансы при вывозе мусора из частного сектора

Если договор между домовладельцем и оператором не заключен, собственник участка можем выбрать организацию самостоятельно (п 5 ст. 24.7 ФЗ №89). В этом случае ему будут приходить специальные квитанции от компании, занимающейся утилизацией.

В 2021 году в Закон об отходах внесены изменения, согласно которым необходимо разделять мусор на пищевой и токсичный. Пока идея сортировки отходов по разным контейнерам не получила распространения, однако внедрение практики раздельного сбора мусора согласно новой «мусорной реформе» уже происходит.

Если собственник жилья не проживал в доме, он может приостановить начисление платы на 6 месяцев, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Обращение с твердыми коммунальными отходами в частном секторе отличается от особенностей их утилизации жильцами многоквартирных домов. В остальном мусорная реформа нацелена на повышение качества услуг и защиту окружающей среды.

Как сэкономить на плате за вывоз мусора

Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Ещё один способ экономии — это раздельный сбор мусора. Если на общем собрании жильцов многоквартирного дома будет принято решение о раздельном сборе мусора и будут созданы для этого необходимые условия, то в договоре с оператором можно предусмотреть оплату не за количество проживающих человек, а за фактический объём вывезенного мусора в тоннах или кубических метрах. В результате применения такого подхода экономия может составить до 50%. Однако ещё не во всех регионах имеется необходимая инфраструктура для переработки отсортированного мусора.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I — V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Лицензирование проводит Росприроднадзор согласно «Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», утвержденному Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379.

Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов»  устанавливает требования к  предприятиям, занимающимся вторичными черными и цветными металлами. В частности, лицензионные требования определяют минимальное техническое оснащение предприятия и необходимую квалификацию персонала. 

Лицензионные требования к деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов накладывают существенные ограничения для предприятий малого бизнеса. В случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занят только сбором металлолома, ему согласно лицензионному требованию вменяется иметь производственные площади, ломоперерабатывающее оборудование и лабораторию, что для этого вида деятельности ненужно. Эти ограничения также тормозят развитие раздельного сбора бытовых (коммунальных) отходов, таких как бытовая техника, отработанные аккумуляторы и элементы питания, электроника и пр.

Правила обращения с ТКО по постановлению 1156

Заключение договора на вывоз ТКО

Существует два основания для заключения договора: по инициативе потребителя услуг, а также по предложению регионального оператора.

Важно! Каждый должен заключить договор с РО. Никак не получится отвертеться от единой, установленной системы

И да, до момента вступления в силу договора вы в любом случае обязаны оплатить услуги по вывозу вашего мусора на общих условиях.

Если вы сами подаете заявку, то должны предоставить следующий набор документов:

  1. Подтверждение права собственности или законного пользования недвижимости (можно копию документа);
  2. Сведения о количестве квадратных метров жилой недвижимости, а также нормативы накопления ТКО, которые определяет местная исполнительная власть.

Подав заявку, собственник ТКО ждет ответа 15 дней. При этом на исправление неточностей, на отправку подписанного соглашения потребителю каждый раз дают 15 дней со дня предыдущей операции. Вторым основанием заключения договора является предложение от регионального оператора. Он обязан разместить в любых средствах массовых коммуникаций предложение заключить договор и опубликовать его форму. Потребитель же максимум через 15 дней должен ответить на предложение: согласиться со всеми пунктами договора или же предложить свои изменения. Сроки при заключении договора очень важны, потому что корректное их соблюдение дает шанс изменить договоренности с РО.

Запомните! Если вы в течение 15 дней не подали заявку или не ответили РО о заключение договора, он заключается автоматически в типовой форме

Собственнику площадей в многоэтажке не обязательно заключать договор с региональным оператором напрямую. Это сделает за всех жителей дома управляющая компания. На несколько объектов недвижимости можно заключить один договор, прописав в нем все здания.

Создание и содержание мест накопления ТКО

Создание, обустройство и содержание площадок для складирования ТКО находится в сфере ответственности органов местной исполнительной власти. Однако если такую площадку не обустроили, плата за вывоз мусора всё равно будет начисляться. Региональный оператор, в свою очередь, обязан оказывать услуги, даже если местные власти не смогли должным образом оборудовать место накопления ТКО. Обустройство и уход за мусорными площадками в многоквартирных домах лежит на жителях дома. Но фактически этим вопросом занимается управляющая компания, которая взимает плату пропорционально занимаемой площади.

Важно! Министерство строительства и ЖКХ в своем письме поясняет, что в содержание площадок законодатель относит их покраску, починку при необходимости, санитарную обработку, а также подметание мусора

Сбор и транспортировка ТКО

Региональный оператор забирает скопившийся соответствующих площадках, и утилизировать его законным способом. Но если мусорка образовалась в неположенном месте, кто должен наводить порядок? В таком случае он сообщает собственнику земли, на которой замечен хлам, а также органам местного самоуправления. Если проблема не решилась по истечению 30 дней, оператор должен самостоятельно очистить участок, но он может требовать через суд оплаты своей работы.

Обратите внимание! Региональный оператор ответственен за мусор с момента загрузки его в мусоровоз. Если про погрузке в машину отходы вывалились из мешка или контейнера, он также должен их убрать за собой. Постановление правительства разрешает выкидывать в баки ТКО. Однако так надо утилизировать не весь мусор

Нельзя хранить на общих мусорных платформах:

Постановление правительства разрешает выкидывать в баки ТКО. Однако так надо утилизировать не весь мусор. Нельзя хранить на общих мусорных платформах:

  • негабаритные отходы;
  • строительный мусор;
  • снег и лед;
  • ртутьсодержащие устройства;
  • батареи и другие накопители энергии;
  • медицинские отходы;
  • мусор, который может навредить людям, загружающим его в мусоровоз.

Противоречия в законе: что относится к ТКО

В перечень коммунальных отходов не включен мусор, образующийся на придомовой территории. В Федеральном классификаторе каталога отходов есть перечень, утвержденный Росприроднадзором. Он регламентируется приказом №242 и включает в себя:

  • уличный мусор;
  • отходы растительные, образующиеся при уходе за зелеными насаждениями;
  • мусор и смет от уборки объектов благоустройства, скверов, парков, зон отдыха.

В законе №89-ФЗ отсутствует упоминание о мусоре, который образуется на придомовой территории. В связи с этим возникает противоречие, и региональные операторы отказываются вывозить уличный мусор и смет. Верховный суд и антимонопольная служба однозначно относят такой мусор к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация придомовых отходов входит в обязанности региональных операторов.

Если не вывозят мусор, куда жаловаться в письменном виде (контролирующие органы)

Чтобы задокументировать факт нарушения предписанных правил по сбору и вывозу мусора, можно также подать личную или коллективную письменную жалобу в один из ответственных органов власти.  Кроме нерегулярного вывоза, жалобу также можно подать в случае нарушения раздельного сбора отходов, когда мусор из раздельных контейнеров работники сваливают в один бак или кузов. В таком случае ответственность за оператором предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1039 в редакции от 15.08.2019, тем более, если в тариф включена стоимость за сортировку отходов.

Важно! Письменную претензию лучше составлять коллективно. Как правило, на групповые обращения администрации ответственных служб реагируют быстрее и рассматривают в первую очередь.. К содержанию прошения нет жестких юридических требований, писать ее можно в свободной форме

В тексте прошения должна содержаться следующая информация:

К содержанию прошения нет жестких юридических требований, писать ее можно в свободной форме. В тексте прошения должна содержаться следующая информация:

  • наименование организации, к которой направлена жалоба;
  • данные заявителей (если их несколько) с указанием адреса дома, номерами квартир и паспортными данными;
  • четко сформулированная суть проблемы;
  • фото в качестве доказательства нарушения;
  • подписи всех заявителей и дату составления.

К жалобе следует приложить второй экземпляр письма с датой подачи, подписью и печатью должностного лица.

Министерство ЖКХ

Департамент ЖКХ действует в каждом регионе и относится к органам исполнительной власти. Его основная задача — поддержание правильного функционирования жилищно-коммунальных служб, прием и обработка заявлений жильцов, в том числе и в случае не вывоза мусора и бытовых отходов. Пожаловаться в организацию можно несколькими способами:

  • заполнить форму на электронном правительственном портале;
  • послать жалобу на эмейл организации;
  • отправить письмо, воспользовавшись услугами почты России;
  • записаться на прием к руководителю или ответственному лицу, имея при себе готовый экземпляр прошения.

Обратите внимание! Для скорейшего рассмотрения жалобы стоит прикрепить к тексту заранее сделанные фотографии, которые доказывают факт нарушения со стороны компании.

Жилищная инспекция

Жилищная инспекция — это специальный управленческий орган, который решает проблемы в работе коммунальных служб и куда можно жаловаться, если не вывозят мусор. Организация принимает жалобы от всех граждан, в письменном или электронном виде. Также возможна личная или коллективная встреча с ответственным сотрудником.

После подачи и регистрации заявления уполномоченное лицо встречается по указанному в тексте жалобы адресу с жильцами дома и коммунальными работниками для составления протокола. Далее фиксируется факт правонарушения, выдвигаются сроки для его устранения и накладываются санкции в случае невыполнения предписанного распоряжения.

Роспотребнадзор

Когда региональный оператор и управляющая компания оставляет претензии без ответа, а невывоз мусора продолжается, необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Письменное обращение стоит подавать лично, посетив региональное отделение службы. Можно также подать прошение о рассмотрении проблемы в электронном виде, заполнив форму обратной связи на сайте или отправив письмо на электронную почту.

Согласно законодательству, стандартный срок рассмотрения претензии составляет не более одного календарного месяца. К тексту обязательно нужно прикрепить фотографии в качестве доказательства факта нарушения, копию договора с УК и копию претензии, оставленной в Книге жалоб и предложений.

Региональные органы исполнительной власти

Региональные органы власти помогут решить вопрос, если управляющая компания и региональный оператор не соблюдают график, нарушают нормы сбора и хранения и не вывозят мусор. Куда обратиться — в городскую или районную администрацию.

К претензии необходимо приложить фотографии двора дома, прилегающих тротуаров, улицы и участка, на котором размещены контейнеры. Подать жалобу можно зарегистрировать на официальном сайте администрации, записаться на прием к руководителю через приемную или направить письмо при помощи электронной почты или в бумажном виде через почту России.

Ростех может стать единым оператором по обращению с медотходами

Как правильно избавиться от мусора после ремонта квартиры в Москве

Расчет платы за ТКО — стоимость вывоза мусора

Мусорные площадки — ответственность ЖЭКа

Через 4 года почти весь российский мусор пойдет в обработку

В Алтайском крае регоператор отказывается вывозить мусор из малых сел